Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

CURRENT PROBLEMS AND CURRENT STATE OF RESEARCH IN THE FIELD OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS

Khazova S.A. 1 Bguashev A.B. 1
1 Adyghe State University
The content of the materials contained in the article is based on the author’s opinion, formed on the basis of analysis of scientific research in the field of physical culture and sport, held in the last decade, according to which the subject matter and the quality of the aforesaid investigations require significant improvements. This paper analyzes some aspects of the current state of science in the field of physical culture and sports. In this context, it highlights the most popular areas of study, corresponding to actual problems of state and society, the education system and the individual that determines the «order» to the products of scientific activity. Noted the typical shortcomings of research, including: lack of scientific novelty and originality of limited practical importance, the formality of the introduction of results in educational practice. Presented by the opinions of the authors on the causes established in the humanities the situation with the quality of the research. In conclusion, the theoretical recommendations to improve in the field of physical culture and sports the quality of research.
research in the field of physical culture and sport
social and personal inquiry to the problems of scientific research
the shortcomings of current research work in the field of physical culture and sports
the relevance of the content and quality in the field of physical training and sport research results
reasons for the decline the quality of research and ways to overcome them

Наука, в том числе, спортивная, существует для нужд практики. Потребности практики складываются из потребностей (явно или неявно выраженных в форме запросов) государства и общества, конкретных сфер профессиональной деятельности, личности. Следовательно, именно актуальные проблемы этих трех групп «заказчиков и потребителей научного продукта» должны задавать векторы научных исследований и критерии оценки результатов [1, 2, 4 и др.]. Соответствие итогов работы этим критериям определяется по характеру внедрения научных продуктов в практику. Однако сегодня, как свидетельствует анализ тематики научных работ в сфере физической культуры и спорта, а также практики использования полученных результатов в деятельности физкультурно-спортивных организаций, качество «научного продукта» далеко от идеального. Целью нашего теоретического исследования стало выявление причин создавшегося положения и поиск ориентировочных способов повышения качества научной работы. При этом мы учитывали мнение ведущих российских ученых, анализирующих проблемы состояния и тенденций развития отечественных гуманитарных наук [1–5].

Результаты исследования и их обсуждение

Рассмотрим те проблемы, которые «лежат на поверхности» и не требуют для своего формулирования специальных изысканий, поставив им в соответствии примерную тематику исследований, призванных найти способы их разрешения (таблица).

Проблемное поле современных научно-педагогических исследований

Проблемы государства и общества, системы образования и личности

Тематика исследований в педагогических науках

Тематика исследований в физкультурно-спортивной науке

1

2

3

Государство и общество

Непрекращающееся ухудшение здоровья граждан

Исследования в области создания здоровьесберегающей среды образовательной организации

Проектирование, моделирование, внедрение средств физической культуры в целях сохранения, укрепления здоровья

Исследования в области создания условий для равного доступа к образованию всем гражданам, независимо от состояния их здоровья

Проектирование, моделирование, внедрение средств адаптивной и реабилитационной физической культуры

Формирование культуры здоровья, установок на здоровый образ жизни

Проектирование, моделирование, внедрение средств рекреационной физической культуры

Формирование физической культуры личности

Низкая гражданская, социальная активность, индивидуализация интересов граждан, их разобщенность

Формирование гражданского (патриотического) сознания

Проектирование, моделирование, внедрение способов направленного гражданского (патриотического, коллективистского и пр.) воспитания средствами физической культуры и спорта

Исследования в области создания условий для консолидации российского общества

Исследование роли физической культуры, спорта, спортсмена в обществе, создание условий для ее усиления как средства воспитания

Миграционные процессы: спонтанное, агрессивное, неконтролируемое нарастание поликультурности общества

Формирование поликультурного (интернационального) сознания, культуры межконфессионального / межэтнического взаимодействия, толерантности

Исследования в области создания мультикультурных систем физического воспитания

Исследования в области повышения эффективности реализации социокультурных функций физической культуры и спорта

Исследования в области создания условий для сохранения культурной (этнической, региональной и т.п.) самобытности и идентичности

Исследования в области создания условий для внедрения в образовательную практику средств, методов, ценностей национальных систем физического воспитания

Снижение уровня культуры общественной – как причина и следствие падения общей культуры личности

Исследования в области определения целевых ориентиров, поиска и обоснования путей формирования общественной и личностной культуры россиян в новых цивилизационных условиях

Фундаментальные исследования в области влияния физической культуры на остальные виды культуры общества и личности

Исследования в области создания условий для профилактики девиантного поведения средствами физической культуры и спорта

Система образования

Снижение уровня образованности обучающихся на всех этапах образования

Исследования в области повышения качества образования на всех уровнях

Исследования в области создания условий для формирования физкультурной грамотности обучающихся

Окончпние таблицы

1

2

3

Замещение в сознании учащихся ценности образования ценностью диплома (свидетельства) об образовании

Исследования в области создания условий для повышения ценности знаний, образованности

Исследования в области создания условий для интериоризации обучающимися ценностей физической культуры и спорта (в том числе, ценностей физкультурной образованности)

Психофизическая неготовность к освоению образовательных программ

Исследования в области создания вариативных образовательных программ, индивидуализации образовательных маршрутов

Исследования в области индивидуализации и дифференциации процесса физического воспитания

Информатизация всех сфер жизнедеятельности

Исследования в области разработки и внедрения информационных технологий образования, форм и средств дистанционного образования

Проектирование, моделирование, внедрение способов организации физического воспитания с использованием дистанционных форм образования, новых информационных технологий

Непрерывное реформирование образования

Исследования в области разработки и внедрения новых образовательных программ, содержания образования, методов обучения и воспитания

Исследования в области организации и управления образовательной деятельностью в условиях социальной нестабильности и целевой неопределенности

Исследования в области целей, содержания, условий подготовки современных педагогов по физической культуре и спорту.

Исследования в области формирования психологической устойчивости личности средствами физической культуры и спорта

Личность

Неопределенность ценностных ориентаций

Фундаментальные исследования в области проектирования современных целей и ценностных ориентиров воспитания подрастающего поколения

Фундаментальные исследования в области трансформации ценностей физической культуры и спорта в воспитательные ценности общества

Необходимость жить и действовать в конкурентном мире

Исследования в области формирования конкурентоспособности обучающихся

Проектирование, моделирование, внедрение способов развития конкурентоспособности личности средствами физической культуры и спорта

Трудности с социализацией в современных социально-экономических условиях

Исследования в области социального воспитания, социальной педагогики

Исследования в области мобилизации ценностного и деятельностного потенциала физической культуры и спорта как средства социализации личности

Ограниченность (преимущественно, материальная) жизненных целей

Фундаментальные исследования в области повышения нравственной, духовной составляющей содержания образования

Фундаментальные исследования в области переосмысления ценностного содержания и воспитательного потенциала физической культуры и спорта

Если проанализировать содержание таблицы, становится очевидным, что проблемы далеко не новы; за исключением, возможно, проблемы резкого усиления миграционных процессов последние 3–4 года. При этом практически все указанные научные направления, связанные с физической культурой и спортом, исследуются с большей или меньшей активностью последние 20–30 лет. Но, тем не менее, проблемы остаются нерешенными. Причина видится в следующем.

Первое – результаты большинства исследований характеризуются ограниченной применимостью, которая, к тому же, быстро сходит до нуля при малейшем изменении социально-экономических условий. В частности, при оформлении результатов исследований отмечается сфера их практического применения, которая большинством авторов очерчивается весьма широко (за исключением тех случаев, когда в тематике изначально указывается конкретный – региональный, социальный и т.д. аспект рассматриваемой проблемы), причем этому приводятся убедительные, казалось бы, доказательства. Тем не менее, широкая практика подготовки, например, диссертаций сводится к апробированию разработанного педагогического инструментария по месту работы соискателя (или по месту выполнения исследования), плюс – при особой щепетильности автора – еще в нескольких организациях, откуда затем поступают акты внедрения. Таким образом, выборки, на которых строится доказательство практической значимости результатов исследований, обладают характеристиками, весьма ограниченными по региональному, этническому, организационному, социально-экономическому, личностно-психологическому и т.п. параметрам.

Второе – результаты исследований не внедряются в широкую образовательную практику. С одной стороны, данная причина является следствием первой: далеко не все результаты исследований могут быть внедрены в практику, поскольку, по сути, разработаны для строго конкретного учебного заведения или, более того, под конкретного педагога. С другой стороны, в России внедренческая составляющая педагогической науки традиционно характеризуется инертностью, пассивностью. Долгое время в нашей стране просто отсутствовал аппарат и, соответственно, механизм распространения нового педагогического опыта – да и в настоящее время он не особенно продуктивно действует. Кроме того, среди критериев оценки эффективности работы научных коллективов вначале просто отсутствовали индикаторы, связанные с практическим внедрением научного продукта. Затем таковые были разработаны, но проверка по ним проводится, преимущественно, формально, а соответствующие показатели, нередко, фальсифицируются; никто, по сути, не отслеживает ни долгосрочность использования результатов, ни их эффективность.

Третье – ценность науки сильно девальвировалась, как и истинная теоретическая и практическая ценность значительной части научных исследований. Представляется, что российская наука стала практически массовым явлением. Невозможно в таком количестве, как это происходит в российской гуманитарной сфере, выдавать инновационный, значимый, ценный и т.п. научный продукт. Практически целое двадцатилетие российских педагогов высшей школы «кнутом и пряником» (а преимущественно «кнутом») «стимулировали» к защите диссертаций, хотя очевидно, что качественное научное исследование – «штучный товар». В результате истинно ценные научные достижения буквально «тонут» под массой «ширпотреба»: эксперты не имеют возможности (да и зачастую не мотивированы) качественно их оценивать и дифференцировать по степени актуальности, научности, значимости и т.д.

Выводы

В качестве одного из комплексных направлений современных исследований в области физической культуры и спорта следует рассматривать научную разработку конкретных механизмов внедрения уже существующих результатов в образовательную практику. Для этого необходимо:

– проводить оценивание степени универсальности научных продуктов;

– определять возможности и условия их экстраполяции в иные исторические, социально-экономические, культурные и т.д. реалии;

– разрабатывать системы управления процессом внедрения в практику результатов научных исследований;

– разрабатывать и применять методы стимулирования теоретиков и практиков к распространению, с одной стороны, и использованию, с другой стороны, педагогических инноваций.

Кроме того, целесообразным представляется изменение требований, предъявляемых к научно-исследовательской работе педагогов высшей школы. В частности, перспективным в данном аспекте видится увеличение доли и повышение значимости коллективных исследований. В этом случае появляется возможность наиболее эффективно использовать для решения комплексных задач индивидуальные способности, исследовательский потенциал, специально-профессиональные, узко-предметные знания и умения каждого представителя научно-педагогического сообщества. Это может стать существенным фактором повышения качества и значимости научных исследований в сфере физической культуры и спорта.