Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ КУРСА «МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН»

Иванова А.Д. 1
1 ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет»
По новым ФГОС ВО в учебный план бакалавров экономических специальностей введен курс «Методические основы преподавания экономических дисциплин». Данная дисциплина – относительно новая для экономических факультетов, она относится к вариативной части цикла ГСЭ и предшествует прохождению научно-педагогической практики. В результате студенты должны приобрести знания, умения и навыки, соответствующие заданным компетенциям. К чтению лекций необходимо привлекать квалифицированных педагогов-методистов, способных сформировать методическую культуру бакалавров, создать целостную картину высшего экономического образования и научить основам методики преподавания. Автором разработан экспериментальный учебный курс «Методические основы преподавания экономических дисциплин». Темы курса создают целостную картину высшего экономического образования и способствуют лучшему пониманию современной образовательной системы и особенностей экономического образования.
методические основы преподавания
экономические дисциплины
методическая культура
педагогическое самосознание
компетенции
учебный курс
1. Иванова А.Д. Особенности методических и психолого-педагогических аспектов в преподавании «Педагогики и психологии высшей школы» для магистров технических специальностей // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view id=23480 (дата обращения: 03.12.2016).
2. Иванова А.Д., Шамсутдинова Д.Ф. Социальные аспекты преподавания предметов психолого-педагогической направленности в техническом вузе. / Жизненный потенциал региона: социально-демографические проблемы современного общества (Аитовские чтения) // Сборник материалов международной научно-практической конференции (г. Уфа, 10–11 декабря 2015г.). – Уфа: АЭТЕРНА, 2015. – С. 255–257.
3. Кунгурцева Г.Ф., Иванова А.Д., Шамсутдинова Д.Ф. Компетентностный подход к формированию профессиональной культуры будущих экономистов. / Управление экономикой: методы, модели, технологии: Материалы XV международной конференции, в 2 т. Т. 2, / Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т. – Уфа: УГАТУ, 2015. – С. 212–215.
4. ФГОС ВО. Уровень высшего образования бакалавриат. Направление подготовки 38.03.01 Экономика. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/380301.pdf (дата обращения: 03.12.2016).
5. Хвесеня Н.П. Методика преподавания экономических дисциплин: учебно-методический комплекс / Н.П. Хвесеня, М.В. Сакович. – Минск: БГУ, 2006. – 116 с.

Современная гуманистическая парадигма образования нацеливает высшие учебные заведения России на развитие культурологического, личностного и ценностного потенциала студентов. Обучение в вузе обязано сформировать у будущих бакалавров компетентностную модель и положительно влиять на качество усвоения знаний. При этом особое значение приобретает учебно-исследовательская и творческая деятельность обучаемых. По новым ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.01 Экономика определено, что в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой выпускники могут выполнять педагогическую профессиональную деятельность [4]. В этой связи, в учебный план бакалавров введен курс «Методические основы преподавания экономических дисциплин» (МОПЭД). Данная дисциплина относится к вариативной части цикла ГСЭ и предшествует прохождению научно-педагогической практики, опирающейся на уже сформированные знания, умения и навыки.

Целью данного исследования является педагогическая проработка курса «Методические основы преподавания экономических дисциплин» для бакалавров-экономистов.

Курс «Методические основы преподавания экономических дисциплин» призван сформировать следующие профессиональные компетенции будущего бакалавра:

– ПК-12: способность использовать в преподавании экономических дисциплин в образовательных учреждениях различного уровня существующие программы и учебно-методические материалы;

– ПК-13: способность принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин.

Учебный курс преследует следующие цели:

? ознакомить студентов с общими психолого-педагогическими закономерностями познавательной и преподавательской деятельности;

? сформировать теоретическую базу для практического применения приобретенных знаний, умений, навыков и компетенций;

? раскрыть практические аспекты эффективного применения педагогических знаний;

? раскрыть сущность и содержание процессов обучения и воспитания, психических явлений и процессов, их места в дисциплинах психолого-педагогического цикла и системе наук о человеке.

Успешное изучение курса МОПЭД позволит выпускникам экономических специальностей получить необходимые для реализации их последующей педагогической деятельности знания в части:

1) законов и принципов дидактики;

2) ФГОС, образовательных программ и учебных планов по подготовке экономиста;

3) организации образовательного процесса, правил и методов работы с учебным материалом, методики разработки учебных планов и рабочих программ экономических дисциплин;

4) педагогических приемов проведения отдельных видов занятий по экономическим дисциплинам;

5) принципов проведения научно-исследовательской работы студентов;

6) правил структуризации учебного материала и требований к составлению методических указаний по проведению лабораторных работ и практических занятий.

Освоение дисциплины формирует у бакалавров следующие умения:

1) разрабатывать рабочие программы и учебные планы для дисциплин экономического цикла;

2) формировать индивидуальную образовательную траекторию (для себя и для учащихся);

3) собирать и обобщать информацию, которая используется в экономических дисциплинах, грамотно и аргументированно излагать экономические категории и экономические законы;

4) разрабатывать программы учебных дисциплин и курсов на основе изучения научной, экономической и научно-методической литературы, а также результатов собственных исследований;

5) подбирать и готовить учебный материал для лекции, практического занятия, семинара, самостоятельной работы;

6) проводить отдельные виды аудиторных учебных занятий, включая лабораторные и практические, а также обеспечивать научно-исследовательскую работу студентов;

7) разрабатывать предложения по совершенствованию методики преподавания экономических дисциплин;

8) проводить отдельные виды аудиторных учебных занятий, включая лабораторные и практические, а также обеспечивать научно-исследовательскую работу студентов по экономическим дисциплинам.

В результате выпускники должны овладеть навыками:

1) организации образовательного процесса и проектирования образовательной среды;

2) дидактического структурирования учебных дисциплин;

3) определения необходимости усовершенствования и модернизации существующих лекций, лабораторных и практических занятий;

4) разработки учебных материалов в области методического обеспечения экономических дисциплин.

Методическое и педагогическое образование будущего бакалавра-экономиста должно отвечать общим требованиям, предъявляемым к высшему экономическому образованию в целом. В ходе обучения надо создать комфортную атмосферу, продемонстрировать необходимость методических знаний для использования в будущей профессиональной деятельности и заинтересовать студентов.

Чтобы достигнуть поставленных целей и сформировать у бакалавров требуемые ФГОС ВО компетенции, необходимо неформально подойти к подбору преподавательского состава и тщательно проработать курс «Методические основы преподавания экономических дисциплин». Поскольку этот предмет – новый и непривычный для экономических факультетов, то зачастую его вносят в учебную нагрузку «своим» преподавателям, не имеющим специального педагогического образования, и читающим экономические дисциплины. Это в корне не верно. Преподаватели экономических спецдисциплин могут дать студентам прекрасные и глубокие знания по сути предмета, но обучить педагогике, воспитать и привить методическую культуру бакалаврам способен только профессиональный педагог-методист [3].

Преподаватель педагогики, занимаясь со студентами-экономистами, должен понимать, что перед ним – «агрессивная среда», скептики, не видящие необходимости и пользы от изучения методики. Поэтому крайне важно наладить контакт с аудиторией, расположить ее к себе и к предмету [2]. Формирование мотивации и интереса к изучению МОПЭД для бакалавров-экономистов – достаточно новое направление в сфере высшего экономического образования. Актуальность этой проблемы обусловлена компетенциями, прописанными в новых ФГОС ВО. Следственно, необходимо разработать для бакалавров-экономистов полезный и увлекательный учебный курс «Методические основы преподавания экономических дисциплин».

В Уфимском государственном авиационном техническом университете на протяжении трех лет автор читает «Методические основы преподавания экономических дисциплин». Курс разбит на четыре раздела и спроектирован так, чтобы у слушателей сложилось целостное представление об истории высшего экономического образования, о педагогике и методике преподавания. Это способствует лучшему пониманию современной образовательной системы и помогает разобраться в особенностях, присущих экономическому образованию.

Раздел 1. Предмет и задачи педагогики и методики высшего профессионального образования.

? История развития высшего экономического образования:

– Роль образования в истории человечества.

– История высшего образования от античности до наших дней.

– Первые университеты.

– Модели высшего экономического образования в мире.

? Высшее экономическое образование в современной России.

– Анализ современного состояния образования в России.

– Основные направления развития экономического образования.

Раздел 2. Современные методы и средства обучения в преподавании экономических дисциплин.

? Дидактические принципы развивающего обучения.

– Проблемное обучение. Технология постановки учебной проблемы. Эвристические методы решения проблем.

– Деловые игры.

– Метод «мозгового штурма».

– Деятельностный метод.

– Личностно ориентированное преподавание.

– Метод проектов.

? Современные педагогические технологии.

– Педагогическая технология как категория дидактики. Признаки педагогической технологии.

– Необходимость внедрения новых педагогических технологий в образовательный процесс.

Раздел 3. Сущность процесса обучения и его закономерности.

? Типы, структура и методика проведения лекционных и практических занятий.

– Организационные формы и методы обучения в высшей школе: лекции, практические, семинарские, лабораторные работы, самостоятельная работа студента, УИРС, производственная практика, курсовое и дипломное проектирование.

– Подготовка к изданию учебно-методических материалов.

? Методика осуществления образовательного процесса без отрыва от производства: вечернее, заочное и дистанционное образование.

– Основные этапы эволюции дистанционного образования.

– Тенденции развития дистанционного образования в России.

? Психолого-педагогические особенности обучения взрослых.

Раздел 4. Дидактико-методические особенности мониторинга качества обучения.

? Воспитательные функции оценки.

– Различные методы проверки знаний: коллоквиумы, опросы, написание творческих и расчетных заданий.

– Рейтинговая система.

? Формы контроля знаний и умений студентов.

– Тестовая проверка знаний. Практикум по составлению тестовых заданий: подбор заданий, подготовка аннотации (факультет, курс, дисциплина, тема, цель данной проверки знаний, вид проверки (итоговая, текущая)).

– Разработка тестов достижений.

– Методика подготовки студентов к самостоятельному изучению дисциплины, написанию расчетной, контрольной работы, реферата.

? Компьютерные технологии обучения.

Предложенный план изучения курса «Методические основы преподавания экономических дисциплин» не случаен. Эти темы не только расширяют кругозор и формируют методическую культуру бакалавров, они подобраны так, чтобы получилась целостная картина высшего экономического образования – со своей историей, преемственностью, закономерностями и традициями.

Методическая культура является составной частью общей профессиональной культуры специалиста, ее рассматривают как многомерный целостный компонент интеллектуальной, профессиональной и духовной культуры личности, как системный и многомерный опыт, обеспечивающий творческую самореализацию в осмыслении и изложении экономических дисциплин. Методическая культура бакалавра формируется в сочетании трех направлений образования: профессионального, психологического и педагогического. Она является интегральной категорией, вобравшей в себя когнитивный, профессиональный, эмоционально-эстетический, ценностно-смысловой и деятельный компоненты. Методическая культура, как элемент общечеловеческой культуры, обеспечивает повышение качества профессионального образования [4].

Необходимо формировать методическую культуру бакалавров экономических специальностей уже в процессе обучения. Это оптимальная форма психолого-педагогического воспитания, предусматривающая реализацию таких принципов обучения, как преемственность, интегративность и междисциплинарность. В вузах целесообразно создавать систему методического образования и воспитания, ориентированную на эффективную взаимосвязь профессиональной подготовки студентов с конкретными задачами реализации заданных в ФГОС ВО компетенций. Теоретическое освоение знаний должно быть тесно связано с практическим методическим участием студентов в педагогической работе и в учебных мероприятиях – это способствует развитию мотивации, появлению новых стимулов к углублению профессионально-педагогических знаний.

Педагогическое самосознание – обязательный элемент методической культуры. Оно вырастает на базе логической переработки знаний и представляет качественно новую ступень, где знания превращаются в убеждения. Именно убеждения обуславливают ценностные ориентации и установки студентов, их сознательное, ответственное отношение к педагогической деятельности. Это, в свою очередь, стимулирует познавательную активность личности, побуждает к овладению новыми методическими знаниями и их использованию в целях улучшения учебного процесса [5].

Для формирования педагогически активной личности бакалавра необходимо продолжить ориентацию вузовского образования на междисциплинарную кооперацию знаний и на повышение качества методической подготовки выпускников. Продуктивным условием для выполнения поставленной задачи является участие студентов в разнообразных научных и общественных формах педагогической деятельности. Следовательно, важно создавать и условия для реализации деятельностно-практического отношения к учебному процессу, и научно-методическую базу, способствующую реализации модели экономико-педагогического образования. Она включает в себя:

? отражение педагогической тематики в курсовых и дипломных исследованиях, в студенческих научно-исследовательских работах по экономическим специальностям;

? участие студентов в подготовке и издании учебно-методических материалов.

Именно управление педагогическим процессом, согласованность и скоординированность всех его компонент, связывание в одно целое всех мероприятий и делает образование системой, позволяет формировать и реализовывать заданные компетенции.

Дополнительная методическая подготовка предполагает овладение умением использовать методический потенциал профессиональных, естественнонаучных и гуманитарных дисциплин и обеспечивает формирование у будущего выпускника личного положительного отношения к педагогической деятельности, устойчивость его социальной и профессиональной позиции. Следовательно, одним из педагогических условий, способствующих повышению методической культуры бакалавров, будет поощрение междисциплинарных научно-исследовательских работ, имеющих методическую направленность, а также проведение учебно-педагогических мероприятий.

Показателями уровня методической культуры бакалавров могут служить:

? наличие педагогических интересов, фундаментальных методических знаний и представлений, а также навыков взаимодействия в системе «обучающий-обучаемый»;

? целостность системы убеждений и ценностей, характеризующих отношение личности к педагогической деятельности;

? выполнение научных исследований по педагогической тематике;

? актуализация методической значимости учебно-исследовательской работы;

? понимание ответственности будущего выпускника за результаты своей профессиональной деятельности.

Требования, предъявляемые сегодня к современному выпускнику экономического факультета, включают не только сформированную профессиональную позицию, хорошую теоретическую и практическую подготовку, но и умение научно обосновать, преподнести и донести свои знания до других. Поэтому важна реализация комплексного подхода в обучении, единство специальной и психолого-педагогической подготовки, а также научно-исследовательской работы. Следовательно, у педагогов-методистов широкий фронт работы. Перед ними стоит важная задача – формирование новых компетенций у бакалавров-экономистов, повышение уровня их методико-педагогической подготовки, воспитание у студентов новой методической культуры и педагогического самосознания.


Библиографическая ссылка

Иванова А.Д. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ КУРСА «МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН» // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 12-3. – С. 599-603;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36534 (дата обращения: 27.02.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674