Современная гуманистическая парадигма образования нацеливает высшие учебные заведения России на развитие культурологического, личностного и ценностного потенциала студентов. Обучение в вузе обязано сформировать у будущих бакалавров компетентностную модель и положительно влиять на качество усвоения знаний. При этом особое значение приобретает учебно-исследовательская и творческая деятельность обучаемых. По новым ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.01 Экономика определено, что в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой выпускники могут выполнять педагогическую профессиональную деятельность [4]. В этой связи, в учебный план бакалавров введен курс «Методические основы преподавания экономических дисциплин» (МОПЭД). Данная дисциплина относится к вариативной части цикла ГСЭ и предшествует прохождению научно-педагогической практики, опирающейся на уже сформированные знания, умения и навыки.
Целью данного исследования является педагогическая проработка курса «Методические основы преподавания экономических дисциплин» для бакалавров-экономистов.
Курс «Методические основы преподавания экономических дисциплин» призван сформировать следующие профессиональные компетенции будущего бакалавра:
– ПК-12: способность использовать в преподавании экономических дисциплин в образовательных учреждениях различного уровня существующие программы и учебно-методические материалы;
– ПК-13: способность принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин.
Учебный курс преследует следующие цели:
? ознакомить студентов с общими психолого-педагогическими закономерностями познавательной и преподавательской деятельности;
? сформировать теоретическую базу для практического применения приобретенных знаний, умений, навыков и компетенций;
? раскрыть практические аспекты эффективного применения педагогических знаний;
? раскрыть сущность и содержание процессов обучения и воспитания, психических явлений и процессов, их места в дисциплинах психолого-педагогического цикла и системе наук о человеке.
Успешное изучение курса МОПЭД позволит выпускникам экономических специальностей получить необходимые для реализации их последующей педагогической деятельности знания в части:
1) законов и принципов дидактики;
2) ФГОС, образовательных программ и учебных планов по подготовке экономиста;
3) организации образовательного процесса, правил и методов работы с учебным материалом, методики разработки учебных планов и рабочих программ экономических дисциплин;
4) педагогических приемов проведения отдельных видов занятий по экономическим дисциплинам;
5) принципов проведения научно-исследовательской работы студентов;
6) правил структуризации учебного материала и требований к составлению методических указаний по проведению лабораторных работ и практических занятий.
Освоение дисциплины формирует у бакалавров следующие умения:
1) разрабатывать рабочие программы и учебные планы для дисциплин экономического цикла;
2) формировать индивидуальную образовательную траекторию (для себя и для учащихся);
3) собирать и обобщать информацию, которая используется в экономических дисциплинах, грамотно и аргументированно излагать экономические категории и экономические законы;
4) разрабатывать программы учебных дисциплин и курсов на основе изучения научной, экономической и научно-методической литературы, а также результатов собственных исследований;
5) подбирать и готовить учебный материал для лекции, практического занятия, семинара, самостоятельной работы;
6) проводить отдельные виды аудиторных учебных занятий, включая лабораторные и практические, а также обеспечивать научно-исследовательскую работу студентов;
7) разрабатывать предложения по совершенствованию методики преподавания экономических дисциплин;
8) проводить отдельные виды аудиторных учебных занятий, включая лабораторные и практические, а также обеспечивать научно-исследовательскую работу студентов по экономическим дисциплинам.
В результате выпускники должны овладеть навыками:
1) организации образовательного процесса и проектирования образовательной среды;
2) дидактического структурирования учебных дисциплин;
3) определения необходимости усовершенствования и модернизации существующих лекций, лабораторных и практических занятий;
4) разработки учебных материалов в области методического обеспечения экономических дисциплин.
Методическое и педагогическое образование будущего бакалавра-экономиста должно отвечать общим требованиям, предъявляемым к высшему экономическому образованию в целом. В ходе обучения надо создать комфортную атмосферу, продемонстрировать необходимость методических знаний для использования в будущей профессиональной деятельности и заинтересовать студентов.
Чтобы достигнуть поставленных целей и сформировать у бакалавров требуемые ФГОС ВО компетенции, необходимо неформально подойти к подбору преподавательского состава и тщательно проработать курс «Методические основы преподавания экономических дисциплин». Поскольку этот предмет – новый и непривычный для экономических факультетов, то зачастую его вносят в учебную нагрузку «своим» преподавателям, не имеющим специального педагогического образования, и читающим экономические дисциплины. Это в корне не верно. Преподаватели экономических спецдисциплин могут дать студентам прекрасные и глубокие знания по сути предмета, но обучить педагогике, воспитать и привить методическую культуру бакалаврам способен только профессиональный педагог-методист [3].
Преподаватель педагогики, занимаясь со студентами-экономистами, должен понимать, что перед ним – «агрессивная среда», скептики, не видящие необходимости и пользы от изучения методики. Поэтому крайне важно наладить контакт с аудиторией, расположить ее к себе и к предмету [2]. Формирование мотивации и интереса к изучению МОПЭД для бакалавров-экономистов – достаточно новое направление в сфере высшего экономического образования. Актуальность этой проблемы обусловлена компетенциями, прописанными в новых ФГОС ВО. Следственно, необходимо разработать для бакалавров-экономистов полезный и увлекательный учебный курс «Методические основы преподавания экономических дисциплин».
В Уфимском государственном авиационном техническом университете на протяжении трех лет автор читает «Методические основы преподавания экономических дисциплин». Курс разбит на четыре раздела и спроектирован так, чтобы у слушателей сложилось целостное представление об истории высшего экономического образования, о педагогике и методике преподавания. Это способствует лучшему пониманию современной образовательной системы и помогает разобраться в особенностях, присущих экономическому образованию.
Раздел 1. Предмет и задачи педагогики и методики высшего профессионального образования.
? История развития высшего экономического образования:
– Роль образования в истории человечества.
– История высшего образования от античности до наших дней.
– Первые университеты.
– Модели высшего экономического образования в мире.
? Высшее экономическое образование в современной России.
– Анализ современного состояния образования в России.
– Основные направления развития экономического образования.
Раздел 2. Современные методы и средства обучения в преподавании экономических дисциплин.
? Дидактические принципы развивающего обучения.
– Проблемное обучение. Технология постановки учебной проблемы. Эвристические методы решения проблем.
– Деловые игры.
– Метод «мозгового штурма».
– Деятельностный метод.
– Личностно ориентированное преподавание.
– Метод проектов.
? Современные педагогические технологии.
– Педагогическая технология как категория дидактики. Признаки педагогической технологии.
– Необходимость внедрения новых педагогических технологий в образовательный процесс.
Раздел 3. Сущность процесса обучения и его закономерности.
? Типы, структура и методика проведения лекционных и практических занятий.
– Организационные формы и методы обучения в высшей школе: лекции, практические, семинарские, лабораторные работы, самостоятельная работа студента, УИРС, производственная практика, курсовое и дипломное проектирование.
– Подготовка к изданию учебно-методических материалов.
? Методика осуществления образовательного процесса без отрыва от производства: вечернее, заочное и дистанционное образование.
– Основные этапы эволюции дистанционного образования.
– Тенденции развития дистанционного образования в России.
? Психолого-педагогические особенности обучения взрослых.
Раздел 4. Дидактико-методические особенности мониторинга качества обучения.
? Воспитательные функции оценки.
– Различные методы проверки знаний: коллоквиумы, опросы, написание творческих и расчетных заданий.
– Рейтинговая система.
? Формы контроля знаний и умений студентов.
– Тестовая проверка знаний. Практикум по составлению тестовых заданий: подбор заданий, подготовка аннотации (факультет, курс, дисциплина, тема, цель данной проверки знаний, вид проверки (итоговая, текущая)).
– Разработка тестов достижений.
– Методика подготовки студентов к самостоятельному изучению дисциплины, написанию расчетной, контрольной работы, реферата.
? Компьютерные технологии обучения.
Предложенный план изучения курса «Методические основы преподавания экономических дисциплин» не случаен. Эти темы не только расширяют кругозор и формируют методическую культуру бакалавров, они подобраны так, чтобы получилась целостная картина высшего экономического образования – со своей историей, преемственностью, закономерностями и традициями.
Методическая культура является составной частью общей профессиональной культуры специалиста, ее рассматривают как многомерный целостный компонент интеллектуальной, профессиональной и духовной культуры личности, как системный и многомерный опыт, обеспечивающий творческую самореализацию в осмыслении и изложении экономических дисциплин. Методическая культура бакалавра формируется в сочетании трех направлений образования: профессионального, психологического и педагогического. Она является интегральной категорией, вобравшей в себя когнитивный, профессиональный, эмоционально-эстетический, ценностно-смысловой и деятельный компоненты. Методическая культура, как элемент общечеловеческой культуры, обеспечивает повышение качества профессионального образования [4].
Необходимо формировать методическую культуру бакалавров экономических специальностей уже в процессе обучения. Это оптимальная форма психолого-педагогического воспитания, предусматривающая реализацию таких принципов обучения, как преемственность, интегративность и междисциплинарность. В вузах целесообразно создавать систему методического образования и воспитания, ориентированную на эффективную взаимосвязь профессиональной подготовки студентов с конкретными задачами реализации заданных в ФГОС ВО компетенций. Теоретическое освоение знаний должно быть тесно связано с практическим методическим участием студентов в педагогической работе и в учебных мероприятиях – это способствует развитию мотивации, появлению новых стимулов к углублению профессионально-педагогических знаний.
Педагогическое самосознание – обязательный элемент методической культуры. Оно вырастает на базе логической переработки знаний и представляет качественно новую ступень, где знания превращаются в убеждения. Именно убеждения обуславливают ценностные ориентации и установки студентов, их сознательное, ответственное отношение к педагогической деятельности. Это, в свою очередь, стимулирует познавательную активность личности, побуждает к овладению новыми методическими знаниями и их использованию в целях улучшения учебного процесса [5].
Для формирования педагогически активной личности бакалавра необходимо продолжить ориентацию вузовского образования на междисциплинарную кооперацию знаний и на повышение качества методической подготовки выпускников. Продуктивным условием для выполнения поставленной задачи является участие студентов в разнообразных научных и общественных формах педагогической деятельности. Следовательно, важно создавать и условия для реализации деятельностно-практического отношения к учебному процессу, и научно-методическую базу, способствующую реализации модели экономико-педагогического образования. Она включает в себя:
? отражение педагогической тематики в курсовых и дипломных исследованиях, в студенческих научно-исследовательских работах по экономическим специальностям;
? участие студентов в подготовке и издании учебно-методических материалов.
Именно управление педагогическим процессом, согласованность и скоординированность всех его компонент, связывание в одно целое всех мероприятий и делает образование системой, позволяет формировать и реализовывать заданные компетенции.
Дополнительная методическая подготовка предполагает овладение умением использовать методический потенциал профессиональных, естественнонаучных и гуманитарных дисциплин и обеспечивает формирование у будущего выпускника личного положительного отношения к педагогической деятельности, устойчивость его социальной и профессиональной позиции. Следовательно, одним из педагогических условий, способствующих повышению методической культуры бакалавров, будет поощрение междисциплинарных научно-исследовательских работ, имеющих методическую направленность, а также проведение учебно-педагогических мероприятий.
Показателями уровня методической культуры бакалавров могут служить:
? наличие педагогических интересов, фундаментальных методических знаний и представлений, а также навыков взаимодействия в системе «обучающий-обучаемый»;
? целостность системы убеждений и ценностей, характеризующих отношение личности к педагогической деятельности;
? выполнение научных исследований по педагогической тематике;
? актуализация методической значимости учебно-исследовательской работы;
? понимание ответственности будущего выпускника за результаты своей профессиональной деятельности.
Требования, предъявляемые сегодня к современному выпускнику экономического факультета, включают не только сформированную профессиональную позицию, хорошую теоретическую и практическую подготовку, но и умение научно обосновать, преподнести и донести свои знания до других. Поэтому важна реализация комплексного подхода в обучении, единство специальной и психолого-педагогической подготовки, а также научно-исследовательской работы. Следовательно, у педагогов-методистов широкий фронт работы. Перед ними стоит важная задача – формирование новых компетенций у бакалавров-экономистов, повышение уровня их методико-педагогической подготовки, воспитание у студентов новой методической культуры и педагогического самосознания.