Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

PEDAGOGICAL ASPECTS OF COURSE DEVELOPMENT «METHODOLOGICAL BASES OF TEACHING ECONOMIC DISCIPLINES»

Ivanova A.D. 1
1 Ufa State Aviation Technical University
According to the new GEF HE curriculum bachelor of economics entered the course «Methodological bases of teaching economic disciplines». This discipline – a relatively new economic faculties, it refers to the variable part GEN cycle and precedes the passage of scientific and pedagogical practices. As a result, students should acquire knowledge and skills that match the specified competences. Lecturing need to attract qualified teachers, trainers, capable of forming a teachers’ beliefs of bachelors, to create a complete picture of higher economic education and to teach the basics of teaching methods. The authors developed a pilot training course «Methodological bases of teaching economic disciplines». Course topics provide a comprehensive picture of higher economic education and contribute to a better understanding of the modern educational system and peculiarities of economic education.
methodical bases of teaching
economic disciplines
teacher’s beliefs
pedagogical identity
competence
training course

Современная гуманистическая парадигма образования нацеливает высшие учебные заведения России на развитие культурологического, личностного и ценностного потенциала студентов. Обучение в вузе обязано сформировать у будущих бакалавров компетентностную модель и положительно влиять на качество усвоения знаний. При этом особое значение приобретает учебно-исследовательская и творческая деятельность обучаемых. По новым ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.01 Экономика определено, что в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой выпускники могут выполнять педагогическую профессиональную деятельность [4]. В этой связи, в учебный план бакалавров введен курс «Методические основы преподавания экономических дисциплин» (МОПЭД). Данная дисциплина относится к вариативной части цикла ГСЭ и предшествует прохождению научно-педагогической практики, опирающейся на уже сформированные знания, умения и навыки.

Целью данного исследования является педагогическая проработка курса «Методические основы преподавания экономических дисциплин» для бакалавров-экономистов.

Курс «Методические основы преподавания экономических дисциплин» призван сформировать следующие профессиональные компетенции будущего бакалавра:

– ПК-12: способность использовать в преподавании экономических дисциплин в образовательных учреждениях различного уровня существующие программы и учебно-методические материалы;

– ПК-13: способность принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин.

Учебный курс преследует следующие цели:

? ознакомить студентов с общими психолого-педагогическими закономерностями познавательной и преподавательской деятельности;

? сформировать теоретическую базу для практического применения приобретенных знаний, умений, навыков и компетенций;

? раскрыть практические аспекты эффективного применения педагогических знаний;

? раскрыть сущность и содержание процессов обучения и воспитания, психических явлений и процессов, их места в дисциплинах психолого-педагогического цикла и системе наук о человеке.

Успешное изучение курса МОПЭД позволит выпускникам экономических специальностей получить необходимые для реализации их последующей педагогической деятельности знания в части:

1) законов и принципов дидактики;

2) ФГОС, образовательных программ и учебных планов по подготовке экономиста;

3) организации образовательного процесса, правил и методов работы с учебным материалом, методики разработки учебных планов и рабочих программ экономических дисциплин;

4) педагогических приемов проведения отдельных видов занятий по экономическим дисциплинам;

5) принципов проведения научно-исследовательской работы студентов;

6) правил структуризации учебного материала и требований к составлению методических указаний по проведению лабораторных работ и практических занятий.

Освоение дисциплины формирует у бакалавров следующие умения:

1) разрабатывать рабочие программы и учебные планы для дисциплин экономического цикла;

2) формировать индивидуальную образовательную траекторию (для себя и для учащихся);

3) собирать и обобщать информацию, которая используется в экономических дисциплинах, грамотно и аргументированно излагать экономические категории и экономические законы;

4) разрабатывать программы учебных дисциплин и курсов на основе изучения научной, экономической и научно-методической литературы, а также результатов собственных исследований;

5) подбирать и готовить учебный материал для лекции, практического занятия, семинара, самостоятельной работы;

6) проводить отдельные виды аудиторных учебных занятий, включая лабораторные и практические, а также обеспечивать научно-исследовательскую работу студентов;

7) разрабатывать предложения по совершенствованию методики преподавания экономических дисциплин;

8) проводить отдельные виды аудиторных учебных занятий, включая лабораторные и практические, а также обеспечивать научно-исследовательскую работу студентов по экономическим дисциплинам.

В результате выпускники должны овладеть навыками:

1) организации образовательного процесса и проектирования образовательной среды;

2) дидактического структурирования учебных дисциплин;

3) определения необходимости усовершенствования и модернизации существующих лекций, лабораторных и практических занятий;

4) разработки учебных материалов в области методического обеспечения экономических дисциплин.

Методическое и педагогическое образование будущего бакалавра-экономиста должно отвечать общим требованиям, предъявляемым к высшему экономическому образованию в целом. В ходе обучения надо создать комфортную атмосферу, продемонстрировать необходимость методических знаний для использования в будущей профессиональной деятельности и заинтересовать студентов.

Чтобы достигнуть поставленных целей и сформировать у бакалавров требуемые ФГОС ВО компетенции, необходимо неформально подойти к подбору преподавательского состава и тщательно проработать курс «Методические основы преподавания экономических дисциплин». Поскольку этот предмет – новый и непривычный для экономических факультетов, то зачастую его вносят в учебную нагрузку «своим» преподавателям, не имеющим специального педагогического образования, и читающим экономические дисциплины. Это в корне не верно. Преподаватели экономических спецдисциплин могут дать студентам прекрасные и глубокие знания по сути предмета, но обучить педагогике, воспитать и привить методическую культуру бакалаврам способен только профессиональный педагог-методист [3].

Преподаватель педагогики, занимаясь со студентами-экономистами, должен понимать, что перед ним – «агрессивная среда», скептики, не видящие необходимости и пользы от изучения методики. Поэтому крайне важно наладить контакт с аудиторией, расположить ее к себе и к предмету [2]. Формирование мотивации и интереса к изучению МОПЭД для бакалавров-экономистов – достаточно новое направление в сфере высшего экономического образования. Актуальность этой проблемы обусловлена компетенциями, прописанными в новых ФГОС ВО. Следственно, необходимо разработать для бакалавров-экономистов полезный и увлекательный учебный курс «Методические основы преподавания экономических дисциплин».

В Уфимском государственном авиационном техническом университете на протяжении трех лет автор читает «Методические основы преподавания экономических дисциплин». Курс разбит на четыре раздела и спроектирован так, чтобы у слушателей сложилось целостное представление об истории высшего экономического образования, о педагогике и методике преподавания. Это способствует лучшему пониманию современной образовательной системы и помогает разобраться в особенностях, присущих экономическому образованию.

Раздел 1. Предмет и задачи педагогики и методики высшего профессионального образования.

? История развития высшего экономического образования:

– Роль образования в истории человечества.

– История высшего образования от античности до наших дней.

– Первые университеты.

– Модели высшего экономического образования в мире.

? Высшее экономическое образование в современной России.

– Анализ современного состояния образования в России.

– Основные направления развития экономического образования.

Раздел 2. Современные методы и средства обучения в преподавании экономических дисциплин.

? Дидактические принципы развивающего обучения.

– Проблемное обучение. Технология постановки учебной проблемы. Эвристические методы решения проблем.

– Деловые игры.

– Метод «мозгового штурма».

– Деятельностный метод.

– Личностно ориентированное преподавание.

– Метод проектов.

? Современные педагогические технологии.

– Педагогическая технология как категория дидактики. Признаки педагогической технологии.

– Необходимость внедрения новых педагогических технологий в образовательный процесс.

Раздел 3. Сущность процесса обучения и его закономерности.

? Типы, структура и методика проведения лекционных и практических занятий.

– Организационные формы и методы обучения в высшей школе: лекции, практические, семинарские, лабораторные работы, самостоятельная работа студента, УИРС, производственная практика, курсовое и дипломное проектирование.

– Подготовка к изданию учебно-методических материалов.

? Методика осуществления образовательного процесса без отрыва от производства: вечернее, заочное и дистанционное образование.

– Основные этапы эволюции дистанционного образования.

– Тенденции развития дистанционного образования в России.

? Психолого-педагогические особенности обучения взрослых.

Раздел 4. Дидактико-методические особенности мониторинга качества обучения.

? Воспитательные функции оценки.

– Различные методы проверки знаний: коллоквиумы, опросы, написание творческих и расчетных заданий.

– Рейтинговая система.

? Формы контроля знаний и умений студентов.

– Тестовая проверка знаний. Практикум по составлению тестовых заданий: подбор заданий, подготовка аннотации (факультет, курс, дисциплина, тема, цель данной проверки знаний, вид проверки (итоговая, текущая)).

– Разработка тестов достижений.

– Методика подготовки студентов к самостоятельному изучению дисциплины, написанию расчетной, контрольной работы, реферата.

? Компьютерные технологии обучения.

Предложенный план изучения курса «Методические основы преподавания экономических дисциплин» не случаен. Эти темы не только расширяют кругозор и формируют методическую культуру бакалавров, они подобраны так, чтобы получилась целостная картина высшего экономического образования – со своей историей, преемственностью, закономерностями и традициями.

Методическая культура является составной частью общей профессиональной культуры специалиста, ее рассматривают как многомерный целостный компонент интеллектуальной, профессиональной и духовной культуры личности, как системный и многомерный опыт, обеспечивающий творческую самореализацию в осмыслении и изложении экономических дисциплин. Методическая культура бакалавра формируется в сочетании трех направлений образования: профессионального, психологического и педагогического. Она является интегральной категорией, вобравшей в себя когнитивный, профессиональный, эмоционально-эстетический, ценностно-смысловой и деятельный компоненты. Методическая культура, как элемент общечеловеческой культуры, обеспечивает повышение качества профессионального образования [4].

Необходимо формировать методическую культуру бакалавров экономических специальностей уже в процессе обучения. Это оптимальная форма психолого-педагогического воспитания, предусматривающая реализацию таких принципов обучения, как преемственность, интегративность и междисциплинарность. В вузах целесообразно создавать систему методического образования и воспитания, ориентированную на эффективную взаимосвязь профессиональной подготовки студентов с конкретными задачами реализации заданных в ФГОС ВО компетенций. Теоретическое освоение знаний должно быть тесно связано с практическим методическим участием студентов в педагогической работе и в учебных мероприятиях – это способствует развитию мотивации, появлению новых стимулов к углублению профессионально-педагогических знаний.

Педагогическое самосознание – обязательный элемент методической культуры. Оно вырастает на базе логической переработки знаний и представляет качественно новую ступень, где знания превращаются в убеждения. Именно убеждения обуславливают ценностные ориентации и установки студентов, их сознательное, ответственное отношение к педагогической деятельности. Это, в свою очередь, стимулирует познавательную активность личности, побуждает к овладению новыми методическими знаниями и их использованию в целях улучшения учебного процесса [5].

Для формирования педагогически активной личности бакалавра необходимо продолжить ориентацию вузовского образования на междисциплинарную кооперацию знаний и на повышение качества методической подготовки выпускников. Продуктивным условием для выполнения поставленной задачи является участие студентов в разнообразных научных и общественных формах педагогической деятельности. Следовательно, важно создавать и условия для реализации деятельностно-практического отношения к учебному процессу, и научно-методическую базу, способствующую реализации модели экономико-педагогического образования. Она включает в себя:

? отражение педагогической тематики в курсовых и дипломных исследованиях, в студенческих научно-исследовательских работах по экономическим специальностям;

? участие студентов в подготовке и издании учебно-методических материалов.

Именно управление педагогическим процессом, согласованность и скоординированность всех его компонент, связывание в одно целое всех мероприятий и делает образование системой, позволяет формировать и реализовывать заданные компетенции.

Дополнительная методическая подготовка предполагает овладение умением использовать методический потенциал профессиональных, естественнонаучных и гуманитарных дисциплин и обеспечивает формирование у будущего выпускника личного положительного отношения к педагогической деятельности, устойчивость его социальной и профессиональной позиции. Следовательно, одним из педагогических условий, способствующих повышению методической культуры бакалавров, будет поощрение междисциплинарных научно-исследовательских работ, имеющих методическую направленность, а также проведение учебно-педагогических мероприятий.

Показателями уровня методической культуры бакалавров могут служить:

? наличие педагогических интересов, фундаментальных методических знаний и представлений, а также навыков взаимодействия в системе «обучающий-обучаемый»;

? целостность системы убеждений и ценностей, характеризующих отношение личности к педагогической деятельности;

? выполнение научных исследований по педагогической тематике;

? актуализация методической значимости учебно-исследовательской работы;

? понимание ответственности будущего выпускника за результаты своей профессиональной деятельности.

Требования, предъявляемые сегодня к современному выпускнику экономического факультета, включают не только сформированную профессиональную позицию, хорошую теоретическую и практическую подготовку, но и умение научно обосновать, преподнести и донести свои знания до других. Поэтому важна реализация комплексного подхода в обучении, единство специальной и психолого-педагогической подготовки, а также научно-исследовательской работы. Следовательно, у педагогов-методистов широкий фронт работы. Перед ними стоит важная задача – формирование новых компетенций у бакалавров-экономистов, повышение уровня их методико-педагогической подготовки, воспитание у студентов новой методической культуры и педагогического самосознания.