Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ТРАДИЦИИ РУССКОГО ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА В СОВРЕМЕННОМ ДИЗАЙНЕ ИНТЕРЬЕРА

Месенева Н.В. 1 Филоненко Е.И. 1 Щекалева М.А. 1
1 Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
В статье рассматриваются вопросы использования традиций русского деревянного зодчества в проектировании современного дизайна интерьера, архитектурных форм, дизайна городской среды. Сегодня существует проблема недостаточной проработки теории и практики проектирования и использования традиций русского деревянного зодчества в современном дизайне интерьера, в архитектуре, в дизайне городской среды. Целью данной работы является выявление современных тенденций использования традиций русского деревянного зодчества в современном дизайне интерьеров, городской среды, формирование теоретических и практических принципов проектирования архитектуры городской среды на примере городов Приморского края. Научная актуальность проблемы состоит в необходимости осмысления процессов глобализации городской среды, обновления архитектурно-дизайнерской теории с точки зрения её гуманизации, более внимательного отношения к проблемам человека. В результате выполненных исследований определены основные составляющие русского деревянного зодчества в современном дизайне интерьеров, новые тенденции проектирования и использования архитектурных форм в дизайне городской среды.
архитектура
город
деревянное зодчество
культура
проектирование
традиции
экология
1. Генисаретский О.И. Дизайн, городская среда и проектная культура // Дизайн и город. – М.: ВНИИТЭ, 1988. – С. 25.
2. Масловская О.В., Игнатов Г.Е. Современные тенденции создания и преобразования городских площадей // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2015. – № 1(28). – С. 91–95.
3. Медведев В.Ю. Роль дизайна в формировании культуры: Учеб. пособие. – 2-е изд., испр. – СПб.: СПГУТД, 2004. – 108 с.
4. Месенева Н.В. К вопросу использования малых архитектурных форм в дизайне городской среды // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 8–2. – С. 256–261.
5. Месенева Н.В. Практико-ориентированная деятельность студентов вуза в процессе их подготовки к профессиональной деятельности // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2014. – № 2(25). – С. 25–29.
6. Минеева Т.А., Ершова И.В. Становление непрерывного образования: исторический аспект. Потенциал современной науки. – 2014. – № 2. – С. 76.
7. Полевщикова Т.И., Максимова З.Ю. Реализация компетентного подхода в содержании технологического образования в учреждении высшего профессионального образования на примере дизайн-проектирования // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6.; URL: http://www/science-education.ru/ru/article/viот ew id=25545 (дата обращения: 28.11.2016).
8. Птицына Л.М. Проблематизация дизайна городской среды в современной культурологии: автореф. дис. канд. культурологии: 24.00.01/ Л.М. Птицына. – Челябинск, 2012. – 14 с.
9. Толмачева Г.В. Концептуальный дизайн: от идеи к продукту // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 10–4. – С. 728–730.

В настоящее время для российских городов актуальна проблема организации пространственной социальной инфраструктуры современной агрессивной городской среды. Появилась необходимость в разработке более гуманных по отношению к человеку интерьеров и рекреационных пространств в системе городской среды. Города Приморского края не являются исключением. Готовность к обновлению окружающего мира, направленность на наиболее современные формы деятельности и общения – характерные черты социокультурной активности жителей крупного города, что отражается на освоении ими в повседневной жизни окружающей городской среды, существенно меняет функции дизайна городской среды и актуализирует проблему качества жизни горожан [8]. Научная актуальность проблемы объясняется необходимостью систематического осмысления процессов глобализации, информатизации, виртуализации городской среды, а также обновления архитектурно-дизайнерской теории с точки зрения её гуманизации, более внимательного отношения к проблемам человека и общества [2]. Важность исследования заключается в том, что сегодня существует проблема недостаточной проработки теории и практики проектирования и использования деревянного зодчества в дизайне интерьеров и рекреаций городской среды.

На кафедре дизайна и технологий Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (ВГУЭС), с целью улучшения качества профессиональной подготовки студентов дизайнеров, по дисциплине «Проектирование в дизайне среды» и в дипломных проектах используется практико-ориентированное обучение. Образовательный процесс построен на выполнении реальных проектов по заказам предприятий города и края, в том числе и ВГУЭС. Практико-ориентированная направленность учебного процесса формирует у студентов-дизайнеров при выполнении учебных проектов базовые профессиональные навыки. Практическая значимость изучаемого материала является одним из основных факторов, влияющих на формирование положительной мотивации обучения [5]. Непрерывное интегрированное профессиональное образование в современных условиях способствует достижению его основной цели – подготовке высококвалифицированных, социально и профессионально мобильных специалистов, конкурентоспособных и востребованных на современном рынке труда [6].

Целью данной работы является выявление современных тенденций в дизайне интерьеров, исследование теоретических и практических принципов проектирования и организации использования традиций русского деревянного зодчества в интерьерах, архитектурных формах, в рекреациях городской среды. Одним из этапов данного исследования является изучение характеристик понятия «деревянное зодчество в интерьере, в дизайне рекреаций городской среды», критерии их оценки студентами, обучающимися по направлению «дизайн среды», включение в учебный процесс дизайн-проекта «русское деревянное зодчество в интерьере, в дизайне рекреаций городской среды».

Материалы и методы исследования

Объектом исследования является организация форм и методов исследования при проектировании дизайна интерьеров с использованием элементов русского деревянного зодчества. Для решения задач исследования были изучены: образовательный стандарт по направлению подготовки «дизайн среды»; современные требования к подготовке специалистов на основании приказов Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ и Градостроительного кодекса РФ, проведен анализ методической и специальной литературы по проблеме. В работе использовались общетеоретические методы научных исследований.

Результаты исследования и их обсуждение

Дизайн играет большую роль в организации и оздоровлении современной городской среды. Дизайн может и должен быть проектированием ценностным, ориентированным на реализацию достаточно высоких, устойчивых и авторитетных ценностных ориентиров, способным в образах проектируемой среды воспроизводить прообразы высокой социальной культуры [1].

Сегодня дизайн интерьеров необходимо сделать более интересным, комфортным, учитывать новые тенденции в проектировании, так, применение природных материалов в городских условиях олицетворяет природу, создает комфортную среду, близкую человеку психологически. Важным становится критерий пользы, горожане для отдыха предпочитают активные занятия – спорт, прогулки, туристические маршруты рассматриваются не только как занятия спортом, но и как средство получения новых знаний и положительных эмоций.

Вещественный мир человека напрямую зависит от развития общества в целом, его национальных черт, уклада жизни, понимания красоты. История русского дизайна отразила в себе характер талантливого народа, своеобразие окружающей природы.

В средние века постройки на Руси были деревянными (срубными), позднее у князей и дворян стали появляться каменные дома, однако для основной массы населения дерево оставалось единственным строительным материалом вплоть до конца XIX века. В устройстве и украшении избы отражались мастерство и художественный вкус хозяина. История плотницкого искусства древняя, как и сама Русь. Знакомясь с памятниками деревянного зодчества, удивляешься, какими простейшими способами мастер добивался прочности и изящества. Древний плотник обладал богатейшим арсеналом приемов обработки дерева.

Традиция украшать дома резьбой возникла на Руси еще в языческие времена и носила, в основном, культовый характер. В узорах древних орнаментов можно различить геометрические фигуры (круги, треугольники, ромбы) и другие знаки, призванные обеспечить защиту от стихий и служащие оберегом жилища. Знак солнца встречался на наличниках, воротах, в интерьере изб и на предметах быта как символ жизни, источник радости, тепла и света (рис. 1).

mes1.tif

Рис. 1. Символ солнца

Сакральный смысл деревянных рисунков совмещался с практическим назначением различных элементов избы (наличники, причелины, карнизы и т.д.). Наличники призваны защищать от холода и влаги щели между оконными рамами и деревянной стеной дома, причелины – торцы подкровельных слег и т.д. В настоящее время практический смысл элементов сохранился, а культовый – постепенно утратился. Осталась только традиция художественного оформления фасада.

С течением времени в каждой местности формировался собственный стиль резных украшений, и узоры в разных регионах могли существенно различаться. Основные мотивы деревянной резьбы мало изменились: по-прежнему популярны геометрический и растительный орнаменты, реже встречаются зооморфный (изображающий животных) и антропоморфный (изображающий людей).

Деревянный резной декор отличается многообразием сюжетов, композиционным расположением на доме и техникой исполнения. Можно выделить следующие виды русской архитектурной резьбы: скульптурную, плоскую, рельефную и прорезную (её разновидность – накладная резьба). «Скульптурная резьба наиболее характерна для северных областей России. Выступающим концам брёвен и слег придавались очертания животных и птиц, как реальных, так и мифологических. Но наиболее распространен был декор охлупня на двухскатных крышах русских изб. Охлупню чаще всего придавали форму конской головы (отсюда и распространенное название этого элемента – «конек»), первоначально имевшую сакральный смысл. Также выполняли изображения других животных и птиц – оленя, гуся, лебедя и т.д. Сегодня скульптурные изображения на коньках крыш делаются достаточно редко. Помимо торцов брёвен, украшались ставни и наличники домов в некоторых российских губерниях».

Самый древний вид – плоская резьба по дереву, включающая ряд разновидностей- выемчатую, долблёную, городчатую и др. Наиболее распространённый мотив плоской резьбы – геометрический.

Рельефная резьба была наиболее распространена в Поволжье. Она также называется долотной, поскольку основным инструментом для её выполнения (помимо топора) служит долото. Для данного вида резьбы характерен высокий причудливый рельеф. Самый распространенный орнамент – растительный, но часто встречаются также изображения различных животных и мифологических существ (русалок, сирен и др.). Одним из самых ярких образцов рельефной резьбы считался деревянный дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском, построенный в 1667–1672 гг. и разобранный во времена Екатерины II. В нем тончайшей резьбой было украшено буквально всё – фризы, подзоры, крыльца, галереи.

Наиболее распространённая разновидность домовой резьбы – прорезная (сквозная, профильная или ажурная), возникшая позже других. Она выполняется методом сквозного прореза дощечек толщиной от 5 до 50 мм. От других видов деревянной резьбы прорезная отличается тем, что в ней полностью удаляется фон рисунка. Во-первых, сквозная резьба декоративно-прикладных элементов придаёт дому воздушность. Во-вторых, освещенный солнцем ажурный рисунок со сквозными отверстиями отбрасывает кружевную тень, а варьирующийся в течение дня угол освещения меняет теневой рисунок и облик фасада здания в зависимости от погоды. Кроме того, прорезная резьба может быть многоярусной, т.е. резные доски причелин и подзоров накладываются друг на друга. Тогда ощущение воздушности деревянных кружев многократно усиливается.

В доме, особенно в деревянном, резьба встречается не только в экстерьерах, но и в интерьерах, в оформлении лестниц, мебели, дверей и окон.

О каком строительном материале мы думаем с особой теплотой? Какой материал чаще всего использовал человек на протяжении всей истории для постройки жилища, мастерил мебель, инструменты и предметы быта? При всем разнообразии творческого подхода различных мастеров к проектированию пространственной среды главную роль играет применение многообразных эстетических и технологических возможностей такого материала, как дерево.

Выбор этого материала обусловлен, в первую очередь, его связью с природой и его экологической составляющей. Дерево, впитавшее в себя солнце и соки земли – теплое и «живое», прочное и податливое, неповторимое в своей индивидуальности. Только дерево со всем своим богатством фактур и оттенков способно создать ощущение теплоты и уюта. Использование в композиционном решении предметно-пространственной среды именно этого материала способствует максимальному единению внутреннего пространства с природным окружением.

Меняемся мы, меняется наш быт, но остаётся, прежде всего, красота вещей. Она трансформируется, видоизменяется, варьируется, но мы не можем отказаться от плавности и четкости линий, совершенства, изящества и лаконичности форм, соответствия и гармонии цвета. В природе всё время идёт поиск чего-то нового, удивительного. Однако не форма ради формы и не цвет ради цвета характерны для русского дизайнера, который в свои произведения вкладывает душу и национальное переосмысление вещей. Стремясь сохранить историю для потомков, дизайнер в работе обращается к традициям своих предков, формулируя концепцию будущего проекта.

«Концептуальный дизайн хорош только тогда, когда хороша концептуальная идея. Любая идея или решение в концептуальном дизайне не может возникнуть без сознания тех условий, которые повлияли на его появление. Природа условий может быть понята на основе предыдущих решений. Это могут быть какие-то состоявшиеся факторы, наблюдения, известные закономерности» [9].

«Дизайн «произошел» от искусства, но сам он не искусство, а проектирование предметных условий общественной жизни (предметной среды), учитывающее условия потребления. На этапе становления и формирования дизайна как новой сферы творчества, вместе с архитектурой и декоративно-прикладным искусством он отвечает за всю предметно-пространственную среду, а значит, имеет непосредственное отношение к стилеобразующим процессам, к учёту национальных традиций, преемственности, к удовлетворению индивидуальных потребностей, к самым различным аспектам художественного формообразования» [7].

За 2015–2016 учебный год на кафедре дизайна ВГУЭС студентами 4 и 5 курсов были выполнены следующие практико-ориентированные дизайн-проекты по заказам ВГУЭС, предприятий и организаций города и края:

– ландшафтная организация территории восточного сада для Русского исторического парка «Изумрудная долина», в г. Уссурийск;

– разработка территории праздничной зоны в ландшафтно-историческом парке «Изумрудная долина», г. Уссурийск;

– разработка интерьеров музея в ландшафтно-историческом парке «Изумрудная долина», г. Уссурийск;

– разработка интерьера кафе Русского исторического парка «Изумрудная долина» в г. Уссурийске Приморского края.

Объектом исследования выбран дипломный проект «Разработка интерьера кафе Русского исторического парка «Изумрудная долина» в г. Уссурийске Приморского края», выполненный выпускницей 2016 года Максимчук Надеждой. Заказчиком данного проекта является директор Русского исторически-ландшафтного парка «Изумрудная долина» – оригинальная задумка, связанная с постройками древней Руси на территории Приморского края. Здесь множество строений: дома из деревни бронзового века, постройки из железного века. Тут не только жилища людей, но и святилища, крепостные валы, средства передвижения. Также есть гончарная мастерская и погребальни. Одним из объектов построек стала деревянная усадьба 19 века, на основе которой и разработан дизайн-проект данной дипломной работы. Концепция сформулирована и утверждена совместно с заказчиком.

«Русское деревянное кружево» – вот что положено в основу авторской концепции при проектировании пространства данного кафе (рис. 2–3). Роскошные деревянные узоры, напоминающие кружево, перекликаются в интерьере помещений с элементами фасада. Этими мотивами и наполнился интерьер, стильный, легкий, домашний, естественный и функциональный.

mes2a.tif

mes2b.tif

Рис. 2. Разработка интерьеров кафе в ландшафтно-историческом парке «Изумрудная долина», г. Уссурийск. Работа студентки ВГУЭС Н.Максимчук

mes3.tif

Рис. 3. Разработка фасада кафе в ландшафтно-историческом парке «Изумрудная долина», г. Уссурийск. Работа студентки ВГУЭС Н.Максимчук

На кафедре дизайна и технологий ВГУЭС ведется планомерная работа по проектированию и внедрению в предметно-пространственную среду городов Приморского края дизайнерских разработок дизайна интерьеров с привлечением студентов, что положительно воспринимается городской общественностью. Проектирование дизайна интерьеров выполняется в соответствии с общим функциональным, планировочным, композиционным решением развития городской среды, в состав которой они входят.

Гармоничная городская среда складывается с включением комплекса компонентов дизайн-объектов, малых архитектурных форм (рис. 4). Грамотное сочетание этих компонентов позволяет создать качественный, понятный образ пространств рекреаций города. На основе базовых принципов моделирования рекреаций городской среды возможен дальнейший анализ существующих приёмов, а также их комбинирование и поиск вариантов новых креативных решений.

mes4.tif

Рис. 4. Компоненты организации городской среды [4]

Способствуя расширению пространства художественного освоения самых разных сторон человеческого бытия, внедрения продукции художественно-технического творчества во многие области жизни общества, дизайн служит удовлетворению не только материальных, но и духовных (в том числе эстетических) потребностей людей. Тем самым он содействует формированию и возвышению различных сторон духовной культуры человека: эстетических ценностных ориентаций, эстетического и художественного вкуса, гуманизации социально-культурных отношений, ценностей стиля и образа жизни людей [3].

Заключение

Городская среда агрессивна по отношению к человеку. Задача дизайнеров и архитекторов сбалансировать функционально-пространственную систему города через использование традиций деревянного зодчества в дизайне интерьеров, архитектурных форм, природных и искусственных зеленых пространств, что вызовет интерес человека к местам, где он живет, учится, работает. Рассмотренные в статье направления и тенденции являются далеко не полным перечнем вопросов, которые решают дизайнеры при организации интерьеров и экстерьеров городской среды.


Библиографическая ссылка

Месенева Н.В., Филоненко Е.И., Щекалева М.А. ТРАДИЦИИ РУССКОГО ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА В СОВРЕМЕННОМ ДИЗАЙНЕ ИНТЕРЬЕРА // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 12-3. – С. 519-525;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36520 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674