Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

TRADITIONS OF RUSSIAN WOODEN ARCHITECTURE IN MODERN INTERIOR DESIGN

Meseneva N.V. 1 Filonenko E.I. 1 Schekaleva M.A. 1
1 Vladivostok State University of Economics and Service
This article discusses the use of traditions of Russian wooden architecture in designing modern interior design, architectural design and urban forms Wednesday. Today, there is a lack of study of the theory and practice of design and use of the traditions of Russian wooden architecture in modern interior design, architecture, the design of the City Wednesday. The aim of this work is to identify current trends using the traditions of Russian wooden architecture in modern interior design, City Wednesday, forming the theoretical and practical principles of urban architecture on Wednesday example cities in Primorsky Krai. The scientific relevance of the problem lies in the need to understanding globalization City Wednesday, renovation of the architectural-design theory from the perspective of its humanization, more sensitivity to human problems. As a result of the research identified key components of Russian wooden architecture in modern interior design, new trends in the design and use of architectural forms in the design of the City Wednesday.
architecture
city
wooden architecture
culture
design
tradition
ecology

В настоящее время для российских городов актуальна проблема организации пространственной социальной инфраструктуры современной агрессивной городской среды. Появилась необходимость в разработке более гуманных по отношению к человеку интерьеров и рекреационных пространств в системе городской среды. Города Приморского края не являются исключением. Готовность к обновлению окружающего мира, направленность на наиболее современные формы деятельности и общения – характерные черты социокультурной активности жителей крупного города, что отражается на освоении ими в повседневной жизни окружающей городской среды, существенно меняет функции дизайна городской среды и актуализирует проблему качества жизни горожан [8]. Научная актуальность проблемы объясняется необходимостью систематического осмысления процессов глобализации, информатизации, виртуализации городской среды, а также обновления архитектурно-дизайнерской теории с точки зрения её гуманизации, более внимательного отношения к проблемам человека и общества [2]. Важность исследования заключается в том, что сегодня существует проблема недостаточной проработки теории и практики проектирования и использования деревянного зодчества в дизайне интерьеров и рекреаций городской среды.

На кафедре дизайна и технологий Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (ВГУЭС), с целью улучшения качества профессиональной подготовки студентов дизайнеров, по дисциплине «Проектирование в дизайне среды» и в дипломных проектах используется практико-ориентированное обучение. Образовательный процесс построен на выполнении реальных проектов по заказам предприятий города и края, в том числе и ВГУЭС. Практико-ориентированная направленность учебного процесса формирует у студентов-дизайнеров при выполнении учебных проектов базовые профессиональные навыки. Практическая значимость изучаемого материала является одним из основных факторов, влияющих на формирование положительной мотивации обучения [5]. Непрерывное интегрированное профессиональное образование в современных условиях способствует достижению его основной цели – подготовке высококвалифицированных, социально и профессионально мобильных специалистов, конкурентоспособных и востребованных на современном рынке труда [6].

Целью данной работы является выявление современных тенденций в дизайне интерьеров, исследование теоретических и практических принципов проектирования и организации использования традиций русского деревянного зодчества в интерьерах, архитектурных формах, в рекреациях городской среды. Одним из этапов данного исследования является изучение характеристик понятия «деревянное зодчество в интерьере, в дизайне рекреаций городской среды», критерии их оценки студентами, обучающимися по направлению «дизайн среды», включение в учебный процесс дизайн-проекта «русское деревянное зодчество в интерьере, в дизайне рекреаций городской среды».

Материалы и методы исследования

Объектом исследования является организация форм и методов исследования при проектировании дизайна интерьеров с использованием элементов русского деревянного зодчества. Для решения задач исследования были изучены: образовательный стандарт по направлению подготовки «дизайн среды»; современные требования к подготовке специалистов на основании приказов Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ и Градостроительного кодекса РФ, проведен анализ методической и специальной литературы по проблеме. В работе использовались общетеоретические методы научных исследований.

Результаты исследования и их обсуждение

Дизайн играет большую роль в организации и оздоровлении современной городской среды. Дизайн может и должен быть проектированием ценностным, ориентированным на реализацию достаточно высоких, устойчивых и авторитетных ценностных ориентиров, способным в образах проектируемой среды воспроизводить прообразы высокой социальной культуры [1].

Сегодня дизайн интерьеров необходимо сделать более интересным, комфортным, учитывать новые тенденции в проектировании, так, применение природных материалов в городских условиях олицетворяет природу, создает комфортную среду, близкую человеку психологически. Важным становится критерий пользы, горожане для отдыха предпочитают активные занятия – спорт, прогулки, туристические маршруты рассматриваются не только как занятия спортом, но и как средство получения новых знаний и положительных эмоций.

Вещественный мир человека напрямую зависит от развития общества в целом, его национальных черт, уклада жизни, понимания красоты. История русского дизайна отразила в себе характер талантливого народа, своеобразие окружающей природы.

В средние века постройки на Руси были деревянными (срубными), позднее у князей и дворян стали появляться каменные дома, однако для основной массы населения дерево оставалось единственным строительным материалом вплоть до конца XIX века. В устройстве и украшении избы отражались мастерство и художественный вкус хозяина. История плотницкого искусства древняя, как и сама Русь. Знакомясь с памятниками деревянного зодчества, удивляешься, какими простейшими способами мастер добивался прочности и изящества. Древний плотник обладал богатейшим арсеналом приемов обработки дерева.

Традиция украшать дома резьбой возникла на Руси еще в языческие времена и носила, в основном, культовый характер. В узорах древних орнаментов можно различить геометрические фигуры (круги, треугольники, ромбы) и другие знаки, призванные обеспечить защиту от стихий и служащие оберегом жилища. Знак солнца встречался на наличниках, воротах, в интерьере изб и на предметах быта как символ жизни, источник радости, тепла и света (рис. 1).

mes1.tif

Рис. 1. Символ солнца

Сакральный смысл деревянных рисунков совмещался с практическим назначением различных элементов избы (наличники, причелины, карнизы и т.д.). Наличники призваны защищать от холода и влаги щели между оконными рамами и деревянной стеной дома, причелины – торцы подкровельных слег и т.д. В настоящее время практический смысл элементов сохранился, а культовый – постепенно утратился. Осталась только традиция художественного оформления фасада.

С течением времени в каждой местности формировался собственный стиль резных украшений, и узоры в разных регионах могли существенно различаться. Основные мотивы деревянной резьбы мало изменились: по-прежнему популярны геометрический и растительный орнаменты, реже встречаются зооморфный (изображающий животных) и антропоморфный (изображающий людей).

Деревянный резной декор отличается многообразием сюжетов, композиционным расположением на доме и техникой исполнения. Можно выделить следующие виды русской архитектурной резьбы: скульптурную, плоскую, рельефную и прорезную (её разновидность – накладная резьба). «Скульптурная резьба наиболее характерна для северных областей России. Выступающим концам брёвен и слег придавались очертания животных и птиц, как реальных, так и мифологических. Но наиболее распространен был декор охлупня на двухскатных крышах русских изб. Охлупню чаще всего придавали форму конской головы (отсюда и распространенное название этого элемента – «конек»), первоначально имевшую сакральный смысл. Также выполняли изображения других животных и птиц – оленя, гуся, лебедя и т.д. Сегодня скульптурные изображения на коньках крыш делаются достаточно редко. Помимо торцов брёвен, украшались ставни и наличники домов в некоторых российских губерниях».

Самый древний вид – плоская резьба по дереву, включающая ряд разновидностей- выемчатую, долблёную, городчатую и др. Наиболее распространённый мотив плоской резьбы – геометрический.

Рельефная резьба была наиболее распространена в Поволжье. Она также называется долотной, поскольку основным инструментом для её выполнения (помимо топора) служит долото. Для данного вида резьбы характерен высокий причудливый рельеф. Самый распространенный орнамент – растительный, но часто встречаются также изображения различных животных и мифологических существ (русалок, сирен и др.). Одним из самых ярких образцов рельефной резьбы считался деревянный дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском, построенный в 1667–1672 гг. и разобранный во времена Екатерины II. В нем тончайшей резьбой было украшено буквально всё – фризы, подзоры, крыльца, галереи.

Наиболее распространённая разновидность домовой резьбы – прорезная (сквозная, профильная или ажурная), возникшая позже других. Она выполняется методом сквозного прореза дощечек толщиной от 5 до 50 мм. От других видов деревянной резьбы прорезная отличается тем, что в ней полностью удаляется фон рисунка. Во-первых, сквозная резьба декоративно-прикладных элементов придаёт дому воздушность. Во-вторых, освещенный солнцем ажурный рисунок со сквозными отверстиями отбрасывает кружевную тень, а варьирующийся в течение дня угол освещения меняет теневой рисунок и облик фасада здания в зависимости от погоды. Кроме того, прорезная резьба может быть многоярусной, т.е. резные доски причелин и подзоров накладываются друг на друга. Тогда ощущение воздушности деревянных кружев многократно усиливается.

В доме, особенно в деревянном, резьба встречается не только в экстерьерах, но и в интерьерах, в оформлении лестниц, мебели, дверей и окон.

О каком строительном материале мы думаем с особой теплотой? Какой материал чаще всего использовал человек на протяжении всей истории для постройки жилища, мастерил мебель, инструменты и предметы быта? При всем разнообразии творческого подхода различных мастеров к проектированию пространственной среды главную роль играет применение многообразных эстетических и технологических возможностей такого материала, как дерево.

Выбор этого материала обусловлен, в первую очередь, его связью с природой и его экологической составляющей. Дерево, впитавшее в себя солнце и соки земли – теплое и «живое», прочное и податливое, неповторимое в своей индивидуальности. Только дерево со всем своим богатством фактур и оттенков способно создать ощущение теплоты и уюта. Использование в композиционном решении предметно-пространственной среды именно этого материала способствует максимальному единению внутреннего пространства с природным окружением.

Меняемся мы, меняется наш быт, но остаётся, прежде всего, красота вещей. Она трансформируется, видоизменяется, варьируется, но мы не можем отказаться от плавности и четкости линий, совершенства, изящества и лаконичности форм, соответствия и гармонии цвета. В природе всё время идёт поиск чего-то нового, удивительного. Однако не форма ради формы и не цвет ради цвета характерны для русского дизайнера, который в свои произведения вкладывает душу и национальное переосмысление вещей. Стремясь сохранить историю для потомков, дизайнер в работе обращается к традициям своих предков, формулируя концепцию будущего проекта.

«Концептуальный дизайн хорош только тогда, когда хороша концептуальная идея. Любая идея или решение в концептуальном дизайне не может возникнуть без сознания тех условий, которые повлияли на его появление. Природа условий может быть понята на основе предыдущих решений. Это могут быть какие-то состоявшиеся факторы, наблюдения, известные закономерности» [9].

«Дизайн «произошел» от искусства, но сам он не искусство, а проектирование предметных условий общественной жизни (предметной среды), учитывающее условия потребления. На этапе становления и формирования дизайна как новой сферы творчества, вместе с архитектурой и декоративно-прикладным искусством он отвечает за всю предметно-пространственную среду, а значит, имеет непосредственное отношение к стилеобразующим процессам, к учёту национальных традиций, преемственности, к удовлетворению индивидуальных потребностей, к самым различным аспектам художественного формообразования» [7].

За 2015–2016 учебный год на кафедре дизайна ВГУЭС студентами 4 и 5 курсов были выполнены следующие практико-ориентированные дизайн-проекты по заказам ВГУЭС, предприятий и организаций города и края:

– ландшафтная организация территории восточного сада для Русского исторического парка «Изумрудная долина», в г. Уссурийск;

– разработка территории праздничной зоны в ландшафтно-историческом парке «Изумрудная долина», г. Уссурийск;

– разработка интерьеров музея в ландшафтно-историческом парке «Изумрудная долина», г. Уссурийск;

– разработка интерьера кафе Русского исторического парка «Изумрудная долина» в г. Уссурийске Приморского края.

Объектом исследования выбран дипломный проект «Разработка интерьера кафе Русского исторического парка «Изумрудная долина» в г. Уссурийске Приморского края», выполненный выпускницей 2016 года Максимчук Надеждой. Заказчиком данного проекта является директор Русского исторически-ландшафтного парка «Изумрудная долина» – оригинальная задумка, связанная с постройками древней Руси на территории Приморского края. Здесь множество строений: дома из деревни бронзового века, постройки из железного века. Тут не только жилища людей, но и святилища, крепостные валы, средства передвижения. Также есть гончарная мастерская и погребальни. Одним из объектов построек стала деревянная усадьба 19 века, на основе которой и разработан дизайн-проект данной дипломной работы. Концепция сформулирована и утверждена совместно с заказчиком.

«Русское деревянное кружево» – вот что положено в основу авторской концепции при проектировании пространства данного кафе (рис. 2–3). Роскошные деревянные узоры, напоминающие кружево, перекликаются в интерьере помещений с элементами фасада. Этими мотивами и наполнился интерьер, стильный, легкий, домашний, естественный и функциональный.

mes2a.tif

mes2b.tif

Рис. 2. Разработка интерьеров кафе в ландшафтно-историческом парке «Изумрудная долина», г. Уссурийск. Работа студентки ВГУЭС Н.Максимчук

mes3.tif

Рис. 3. Разработка фасада кафе в ландшафтно-историческом парке «Изумрудная долина», г. Уссурийск. Работа студентки ВГУЭС Н.Максимчук

На кафедре дизайна и технологий ВГУЭС ведется планомерная работа по проектированию и внедрению в предметно-пространственную среду городов Приморского края дизайнерских разработок дизайна интерьеров с привлечением студентов, что положительно воспринимается городской общественностью. Проектирование дизайна интерьеров выполняется в соответствии с общим функциональным, планировочным, композиционным решением развития городской среды, в состав которой они входят.

Гармоничная городская среда складывается с включением комплекса компонентов дизайн-объектов, малых архитектурных форм (рис. 4). Грамотное сочетание этих компонентов позволяет создать качественный, понятный образ пространств рекреаций города. На основе базовых принципов моделирования рекреаций городской среды возможен дальнейший анализ существующих приёмов, а также их комбинирование и поиск вариантов новых креативных решений.

mes4.tif

Рис. 4. Компоненты организации городской среды [4]

Способствуя расширению пространства художественного освоения самых разных сторон человеческого бытия, внедрения продукции художественно-технического творчества во многие области жизни общества, дизайн служит удовлетворению не только материальных, но и духовных (в том числе эстетических) потребностей людей. Тем самым он содействует формированию и возвышению различных сторон духовной культуры человека: эстетических ценностных ориентаций, эстетического и художественного вкуса, гуманизации социально-культурных отношений, ценностей стиля и образа жизни людей [3].

Заключение

Городская среда агрессивна по отношению к человеку. Задача дизайнеров и архитекторов сбалансировать функционально-пространственную систему города через использование традиций деревянного зодчества в дизайне интерьеров, архитектурных форм, природных и искусственных зеленых пространств, что вызовет интерес человека к местам, где он живет, учится, работает. Рассмотренные в статье направления и тенденции являются далеко не полным перечнем вопросов, которые решают дизайнеры при организации интерьеров и экстерьеров городской среды.