В настоящее время для российских городов актуальна проблема организации пространственной социальной инфраструктуры современной агрессивной городской среды. Появилась необходимость в разработке более гуманных по отношению к человеку интерьеров и рекреационных пространств в системе городской среды. Города Приморского края не являются исключением. Готовность к обновлению окружающего мира, направленность на наиболее современные формы деятельности и общения – характерные черты социокультурной активности жителей крупного города, что отражается на освоении ими в повседневной жизни окружающей городской среды, существенно меняет функции дизайна городской среды и актуализирует проблему качества жизни горожан [8]. Научная актуальность проблемы объясняется необходимостью систематического осмысления процессов глобализации, информатизации, виртуализации городской среды, а также обновления архитектурно-дизайнерской теории с точки зрения её гуманизации, более внимательного отношения к проблемам человека и общества [2]. Важность исследования заключается в том, что сегодня существует проблема недостаточной проработки теории и практики проектирования и использования деревянного зодчества в дизайне интерьеров и рекреаций городской среды.
На кафедре дизайна и технологий Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (ВГУЭС), с целью улучшения качества профессиональной подготовки студентов дизайнеров, по дисциплине «Проектирование в дизайне среды» и в дипломных проектах используется практико-ориентированное обучение. Образовательный процесс построен на выполнении реальных проектов по заказам предприятий города и края, в том числе и ВГУЭС. Практико-ориентированная направленность учебного процесса формирует у студентов-дизайнеров при выполнении учебных проектов базовые профессиональные навыки. Практическая значимость изучаемого материала является одним из основных факторов, влияющих на формирование положительной мотивации обучения [5]. Непрерывное интегрированное профессиональное образование в современных условиях способствует достижению его основной цели – подготовке высококвалифицированных, социально и профессионально мобильных специалистов, конкурентоспособных и востребованных на современном рынке труда [6].
Целью данной работы является выявление современных тенденций в дизайне интерьеров, исследование теоретических и практических принципов проектирования и организации использования традиций русского деревянного зодчества в интерьерах, архитектурных формах, в рекреациях городской среды. Одним из этапов данного исследования является изучение характеристик понятия «деревянное зодчество в интерьере, в дизайне рекреаций городской среды», критерии их оценки студентами, обучающимися по направлению «дизайн среды», включение в учебный процесс дизайн-проекта «русское деревянное зодчество в интерьере, в дизайне рекреаций городской среды».
Материалы и методы исследования
Объектом исследования является организация форм и методов исследования при проектировании дизайна интерьеров с использованием элементов русского деревянного зодчества. Для решения задач исследования были изучены: образовательный стандарт по направлению подготовки «дизайн среды»; современные требования к подготовке специалистов на основании приказов Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ и Градостроительного кодекса РФ, проведен анализ методической и специальной литературы по проблеме. В работе использовались общетеоретические методы научных исследований.
Результаты исследования и их обсуждение
Дизайн играет большую роль в организации и оздоровлении современной городской среды. Дизайн может и должен быть проектированием ценностным, ориентированным на реализацию достаточно высоких, устойчивых и авторитетных ценностных ориентиров, способным в образах проектируемой среды воспроизводить прообразы высокой социальной культуры [1].
Сегодня дизайн интерьеров необходимо сделать более интересным, комфортным, учитывать новые тенденции в проектировании, так, применение природных материалов в городских условиях олицетворяет природу, создает комфортную среду, близкую человеку психологически. Важным становится критерий пользы, горожане для отдыха предпочитают активные занятия – спорт, прогулки, туристические маршруты рассматриваются не только как занятия спортом, но и как средство получения новых знаний и положительных эмоций.
Вещественный мир человека напрямую зависит от развития общества в целом, его национальных черт, уклада жизни, понимания красоты. История русского дизайна отразила в себе характер талантливого народа, своеобразие окружающей природы.
В средние века постройки на Руси были деревянными (срубными), позднее у князей и дворян стали появляться каменные дома, однако для основной массы населения дерево оставалось единственным строительным материалом вплоть до конца XIX века. В устройстве и украшении избы отражались мастерство и художественный вкус хозяина. История плотницкого искусства древняя, как и сама Русь. Знакомясь с памятниками деревянного зодчества, удивляешься, какими простейшими способами мастер добивался прочности и изящества. Древний плотник обладал богатейшим арсеналом приемов обработки дерева.
Традиция украшать дома резьбой возникла на Руси еще в языческие времена и носила, в основном, культовый характер. В узорах древних орнаментов можно различить геометрические фигуры (круги, треугольники, ромбы) и другие знаки, призванные обеспечить защиту от стихий и служащие оберегом жилища. Знак солнца встречался на наличниках, воротах, в интерьере изб и на предметах быта как символ жизни, источник радости, тепла и света (рис. 1).
Рис. 1. Символ солнца
Сакральный смысл деревянных рисунков совмещался с практическим назначением различных элементов избы (наличники, причелины, карнизы и т.д.). Наличники призваны защищать от холода и влаги щели между оконными рамами и деревянной стеной дома, причелины – торцы подкровельных слег и т.д. В настоящее время практический смысл элементов сохранился, а культовый – постепенно утратился. Осталась только традиция художественного оформления фасада.
С течением времени в каждой местности формировался собственный стиль резных украшений, и узоры в разных регионах могли существенно различаться. Основные мотивы деревянной резьбы мало изменились: по-прежнему популярны геометрический и растительный орнаменты, реже встречаются зооморфный (изображающий животных) и антропоморфный (изображающий людей).
Деревянный резной декор отличается многообразием сюжетов, композиционным расположением на доме и техникой исполнения. Можно выделить следующие виды русской архитектурной резьбы: скульптурную, плоскую, рельефную и прорезную (её разновидность – накладная резьба). «Скульптурная резьба наиболее характерна для северных областей России. Выступающим концам брёвен и слег придавались очертания животных и птиц, как реальных, так и мифологических. Но наиболее распространен был декор охлупня на двухскатных крышах русских изб. Охлупню чаще всего придавали форму конской головы (отсюда и распространенное название этого элемента – «конек»), первоначально имевшую сакральный смысл. Также выполняли изображения других животных и птиц – оленя, гуся, лебедя и т.д. Сегодня скульптурные изображения на коньках крыш делаются достаточно редко. Помимо торцов брёвен, украшались ставни и наличники домов в некоторых российских губерниях».
Самый древний вид – плоская резьба по дереву, включающая ряд разновидностей- выемчатую, долблёную, городчатую и др. Наиболее распространённый мотив плоской резьбы – геометрический.
Рельефная резьба была наиболее распространена в Поволжье. Она также называется долотной, поскольку основным инструментом для её выполнения (помимо топора) служит долото. Для данного вида резьбы характерен высокий причудливый рельеф. Самый распространенный орнамент – растительный, но часто встречаются также изображения различных животных и мифологических существ (русалок, сирен и др.). Одним из самых ярких образцов рельефной резьбы считался деревянный дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском, построенный в 1667–1672 гг. и разобранный во времена Екатерины II. В нем тончайшей резьбой было украшено буквально всё – фризы, подзоры, крыльца, галереи.
Наиболее распространённая разновидность домовой резьбы – прорезная (сквозная, профильная или ажурная), возникшая позже других. Она выполняется методом сквозного прореза дощечек толщиной от 5 до 50 мм. От других видов деревянной резьбы прорезная отличается тем, что в ней полностью удаляется фон рисунка. Во-первых, сквозная резьба декоративно-прикладных элементов придаёт дому воздушность. Во-вторых, освещенный солнцем ажурный рисунок со сквозными отверстиями отбрасывает кружевную тень, а варьирующийся в течение дня угол освещения меняет теневой рисунок и облик фасада здания в зависимости от погоды. Кроме того, прорезная резьба может быть многоярусной, т.е. резные доски причелин и подзоров накладываются друг на друга. Тогда ощущение воздушности деревянных кружев многократно усиливается.
В доме, особенно в деревянном, резьба встречается не только в экстерьерах, но и в интерьерах, в оформлении лестниц, мебели, дверей и окон.
О каком строительном материале мы думаем с особой теплотой? Какой материал чаще всего использовал человек на протяжении всей истории для постройки жилища, мастерил мебель, инструменты и предметы быта? При всем разнообразии творческого подхода различных мастеров к проектированию пространственной среды главную роль играет применение многообразных эстетических и технологических возможностей такого материала, как дерево.
Выбор этого материала обусловлен, в первую очередь, его связью с природой и его экологической составляющей. Дерево, впитавшее в себя солнце и соки земли – теплое и «живое», прочное и податливое, неповторимое в своей индивидуальности. Только дерево со всем своим богатством фактур и оттенков способно создать ощущение теплоты и уюта. Использование в композиционном решении предметно-пространственной среды именно этого материала способствует максимальному единению внутреннего пространства с природным окружением.
Меняемся мы, меняется наш быт, но остаётся, прежде всего, красота вещей. Она трансформируется, видоизменяется, варьируется, но мы не можем отказаться от плавности и четкости линий, совершенства, изящества и лаконичности форм, соответствия и гармонии цвета. В природе всё время идёт поиск чего-то нового, удивительного. Однако не форма ради формы и не цвет ради цвета характерны для русского дизайнера, который в свои произведения вкладывает душу и национальное переосмысление вещей. Стремясь сохранить историю для потомков, дизайнер в работе обращается к традициям своих предков, формулируя концепцию будущего проекта.
«Концептуальный дизайн хорош только тогда, когда хороша концептуальная идея. Любая идея или решение в концептуальном дизайне не может возникнуть без сознания тех условий, которые повлияли на его появление. Природа условий может быть понята на основе предыдущих решений. Это могут быть какие-то состоявшиеся факторы, наблюдения, известные закономерности» [9].
«Дизайн «произошел» от искусства, но сам он не искусство, а проектирование предметных условий общественной жизни (предметной среды), учитывающее условия потребления. На этапе становления и формирования дизайна как новой сферы творчества, вместе с архитектурой и декоративно-прикладным искусством он отвечает за всю предметно-пространственную среду, а значит, имеет непосредственное отношение к стилеобразующим процессам, к учёту национальных традиций, преемственности, к удовлетворению индивидуальных потребностей, к самым различным аспектам художественного формообразования» [7].
За 2015–2016 учебный год на кафедре дизайна ВГУЭС студентами 4 и 5 курсов были выполнены следующие практико-ориентированные дизайн-проекты по заказам ВГУЭС, предприятий и организаций города и края:
– ландшафтная организация территории восточного сада для Русского исторического парка «Изумрудная долина», в г. Уссурийск;
– разработка территории праздничной зоны в ландшафтно-историческом парке «Изумрудная долина», г. Уссурийск;
– разработка интерьеров музея в ландшафтно-историческом парке «Изумрудная долина», г. Уссурийск;
– разработка интерьера кафе Русского исторического парка «Изумрудная долина» в г. Уссурийске Приморского края.
Объектом исследования выбран дипломный проект «Разработка интерьера кафе Русского исторического парка «Изумрудная долина» в г. Уссурийске Приморского края», выполненный выпускницей 2016 года Максимчук Надеждой. Заказчиком данного проекта является директор Русского исторически-ландшафтного парка «Изумрудная долина» – оригинальная задумка, связанная с постройками древней Руси на территории Приморского края. Здесь множество строений: дома из деревни бронзового века, постройки из железного века. Тут не только жилища людей, но и святилища, крепостные валы, средства передвижения. Также есть гончарная мастерская и погребальни. Одним из объектов построек стала деревянная усадьба 19 века, на основе которой и разработан дизайн-проект данной дипломной работы. Концепция сформулирована и утверждена совместно с заказчиком.
«Русское деревянное кружево» – вот что положено в основу авторской концепции при проектировании пространства данного кафе (рис. 2–3). Роскошные деревянные узоры, напоминающие кружево, перекликаются в интерьере помещений с элементами фасада. Этими мотивами и наполнился интерьер, стильный, легкий, домашний, естественный и функциональный.
Рис. 2. Разработка интерьеров кафе в ландшафтно-историческом парке «Изумрудная долина», г. Уссурийск. Работа студентки ВГУЭС Н.Максимчук
Рис. 3. Разработка фасада кафе в ландшафтно-историческом парке «Изумрудная долина», г. Уссурийск. Работа студентки ВГУЭС Н.Максимчук
На кафедре дизайна и технологий ВГУЭС ведется планомерная работа по проектированию и внедрению в предметно-пространственную среду городов Приморского края дизайнерских разработок дизайна интерьеров с привлечением студентов, что положительно воспринимается городской общественностью. Проектирование дизайна интерьеров выполняется в соответствии с общим функциональным, планировочным, композиционным решением развития городской среды, в состав которой они входят.
Гармоничная городская среда складывается с включением комплекса компонентов дизайн-объектов, малых архитектурных форм (рис. 4). Грамотное сочетание этих компонентов позволяет создать качественный, понятный образ пространств рекреаций города. На основе базовых принципов моделирования рекреаций городской среды возможен дальнейший анализ существующих приёмов, а также их комбинирование и поиск вариантов новых креативных решений.
Рис. 4. Компоненты организации городской среды [4]
Способствуя расширению пространства художественного освоения самых разных сторон человеческого бытия, внедрения продукции художественно-технического творчества во многие области жизни общества, дизайн служит удовлетворению не только материальных, но и духовных (в том числе эстетических) потребностей людей. Тем самым он содействует формированию и возвышению различных сторон духовной культуры человека: эстетических ценностных ориентаций, эстетического и художественного вкуса, гуманизации социально-культурных отношений, ценностей стиля и образа жизни людей [3].
Заключение
Городская среда агрессивна по отношению к человеку. Задача дизайнеров и архитекторов сбалансировать функционально-пространственную систему города через использование традиций деревянного зодчества в дизайне интерьеров, архитектурных форм, природных и искусственных зеленых пространств, что вызовет интерес человека к местам, где он живет, учится, работает. Рассмотренные в статье направления и тенденции являются далеко не полным перечнем вопросов, которые решают дизайнеры при организации интерьеров и экстерьеров городской среды.