Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В МНОГОУРОВНЕВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Сергеева С.В. 1 Воскрекасенко О.А. 2 Люсева Т.П. 1
1 ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный технологический университет»
2 ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет»
В статье предлагается вариант организации профессиональной подготовки специалистов среднего звена и будущих инженерно-технических кадров в условиях многоуровневой образовательной организации на основе принципов непрерывности и преемственности. Раскрывается механизм поэтапной разработки индивидуального учебного плана, определяющего последовательность и основные требования к организации учебного процесса по освоению образовательных программ высшего образования в более короткие сроки. Особо отмечается, что исключение дублирования формируемых при профессиональной подготовке компетенций по разработанным интегрированным программам среднего и высшего профессионального образования в рамках образовательной вертикали способствует повышению её практико-ориентированного и фундаментального характера. Это усиливает социальный и экономический эффект, позволяя максимально учитывать потребности как личности обучающегося, так и потребности государства в качественной подготовке инженерно-технических кадров в условиях многоуровневой образовательной организации.
индивидуальный учебный план
профессиональная подготовка
непрерывность и преемственность образования
обучающиеся
многоуровневая образовательная организация
1. Желтов П.В. Содержание и структура понятия «базовые профессиональные компетенции специалиста» // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования. Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина. – 2010. – № 3. – С. 138–142.
2. Землянский В.В. Векторы интеграции в профессиональном образовании / В.В. Землянский, А.Г. Воронков // Профессиональное образование. Столица. – 2010.– № 7. – С. 44-46.
3. Моисеев В.Б. Непрерывное образование в условиях многоуровнего технического вуза // Профессиональное образование. Столица. – 2013. – № 8. – С.13–16.
4. Сергеева С.В. Адаптация обучающихся в условиях вертикальной интеграции образовательных программ / С.В. Сергеева, О.А. Воскрекасенко // Профессиональное образование. Столица. – 2013. – № 11. – С. 35–37.
5. Сергеева С.В. Основные направления деятельности технического вуза по реализации непрерывного образования в условиях интеграции СПО и ВПО // XXI век: Итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. Серия: социально-гуманитарные науки / С.В. Сергеева, О.А. Воскрекасенко. – 2014. – № 4 (20). – С. 275–278.
6. Сергеева C.В. Модель непрерывного образования в техническом вузе как многоуровневом образовательном комплексе / С.В. Сергеева, О.А. Воскрекасенко // Интеграция образования. – 2016. – № 2 (20). – С. 220–228.

Реформирование современного среднего профессионального (СПО) и высшего (ВО) образования в России нацеливает на сохранение непрерывности и развитие преемственности на всех уровнях его реализации. Одним из вариантов успешного осуществления этого процесса может выступать профессиональная подготовка специалистов среднего звена и будущих инженерно-технических кадров в условиях многоуровневой образовательной организации.

Особую актуальность эта проблема приобретает в техническом вузе как многоуровневой образовательной организации, где реализуются вариативные схемы подготовки обучающихся по учебным планам, содержание которых разрабатывается на основе преемственности со средним профессиональным образованием [4].

Среди таких вариативных схем следующие:

– по образовательным программам ВО, интегрированным (параллельным) с программами СПО по родственным специальностям и направлениям подготовки;

– по образовательным программам ВО в сокращенные сроки для обучающихся, получивших среднее профессиональное образование соответствующего профиля [1; 2; 3].

С вступлением в силу Закона «Об образовании в Российской Федерации» (29.12.2012 г.) произошли изменения в работе с обучающимися, окончившими организации СПО. Так, в документе указывается на предоставление им академических прав на обучение по индивидуальному учебному плану (в том числе ускоренному обучению) в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами.

Более подробно процесс перехода обучающихся на ускоренное обучение по индивидуальным учебным планам представлен в Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» от 19.12.2013 г. № 1367.

На основе вышеназванных документов в Пензенском государственном технологическом университете (ПензГТУ) было разработано Положение об ускоренном обучении по индивидуальному учебному плану, которое определяет последовательность и основные требования к организации учебного процесса по освоению образовательных программ ВО в более короткие сроки. В соответствии с Положением в вузе были разработаны индивидуальные учебные планы для выпускников, получивших профильное среднее профессиональное образование в ПензГТУ как многоуровневой образовательной организации [3; 5; 6]. Разработанные индивидуальные учебные планы стали инструментом создания единого образовательного пространства, интегрирующего элементы СПО и ВО.

Основными путями интеграции содержания образовательных программ выступили:

– анализ государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников СПО и ВО по родственным специальностям;

– сравнительный анализ перечня специальностей СПО и соответствующих им направлений подготовки ВО;

– моделирование преемственности компетенций в рамках компетентностного подхода;

– сравнительный анализ тематической направленности практик;

– формирование набора дисциплин для построения, интегрированного (индивидуального) учебного плана с учетом ранее изученных дисциплин в организациях СПО.

Так, первоначально проводилось изучение требований ФГОС СПО и ВО на предмет формирования перечней специальностей СПО, на основе которых возможно построение интегрированных образовательных программ.

В результате сравнительного анализа был представлен перечень профильных специальностей (СПО) в таблице.

Для установления преемственности содержания образования далее был осуществлен анализ требований государства к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по соответствующим направлениям в системе ВО, а также требований государства к обязательному минимуму содержания образования и уровню подготовки выпускников по профильным специальностям СПО.

Перечень профильных специальностей СПО соответствующих направлениям подготовки ВО

Специальности среднего профессионального образования

Направления подготовки высшего образования

19.02.01 Биохимическое производство

19.03.01 Биотехнология

15.02.08 Технология машиностроения

151900 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств

15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

15.03.04 Автоматизация технологических процессов и производств

09.02.01 Компьютерные системы и комплексы 09.02.02 Компьютерные сети

09.03.01 Информатика и вычислительная техника

27.02.02 Техническое регулирование и управление качеством

27.03.02 Управление качеством

19.02.03 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий

19.02.05 Технология бродильных производств и виноделие

19.02.07 Технология молока и молочных продуктов

19.04.04 Технология продукции и организация общественного питания

38.02.04 Коммерция (по отраслям)

38.03.02 Менеджмент

Учитывая сложность и важность сравнительного анализа, связанного с отбором содержания дисциплин, были изучены образовательные стандарты специальностей, по которым в вузе осуществляется профессиональная подготовка. Так, во всех образовательных стандартах СПО представлен общий набор в 9–12 общих компетенций (ОК) и 10–15 профессиональных (ПК). В общие компетенции для всех специальностей входят:

– компетенции, относящиеся к взаимоотношениям в коллективе, положению в социуме («Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес», «Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами»);

– компетенции, связанные с навыками организации и самоорганизации («Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество», «Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации»);

– компетенции, связанные с инновациями («Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий») [1].

Все профессиональные компетенции (ПК) ФГОС СПО являются узкопрофессиональными. Так, например, профессиональные компетенции выпускников специальности 19.02.01 – «Биохимическое производство» ограничиваются процессами биохимического производства, а также участием специалиста в разработке новых технологий и реконструкции биохимических производств.

ФГОС ВПО также имеют общие для всех стандартов общекультурные компетенции: способность использовать основы философских знаний, анализировать главные этапы и закономерности исторического развития для осознания социальной значимости своей деятельности; способность использовать основы экономических знаний при оценке эффективности результатов деятельности в различных сферах деятельности; способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия; способность работать в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия; способность к самоорганизации и самообразованию; способность использовать общеправовые знания в различных сферах деятельности; способность поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности; готовность пользоваться основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий.

Следующая группа компетенций – общепрофессиональные. Они являются общими только для профилей в рамках соответствующего направления подготовки. Профессиональные компетенции подразделяются на подгруппы по видам деятельности. Так, например, ФГОС по направлению подготовки 19.03.01 – «Биотехнология» (уровень бакалавриата) включает в себя профессиональные компетенции в производственно-технологической, организационно-управленческой, научно-исследовательской и проектной деятельностях. Все компетенции основываются на следующей структуре: «знать», «уметь» и «владеть».

Иными словами, в отличие от ФГОС СПО, профессиональные компетенции ВО включают в себя более широкий набор требуемых компетенций. В этой связи выпускник вуза в большей мере ориентирован на получение такого запаса знаний, который обеспечит ему возможность осуществления научных исследований в рамках профиля подготовки. Одновременно он ориентирован и на осуществление руководства и управления практической деятельностью производственного коллектива.

Особое место в интегрированном учебном плане занимают различные виды практик. Практико-ориентированное обучение стимулирует приобретение реальных профессиональных компетенций в соответствии с профилем подготовки. Соотношение теоретического и практического обучения увеличивается в сторону практики, которая обеспечивает преемственность и непрерывность профессионального образования.

В учебном плане формирование практик осуществляется с учетом сравнительного анализа их тематической направленности по специальностям СПО и направлениям подготовки ВО. В логике компетентностного подхода в индивидуальном учебном плане построение практик осуществляется с учетом пожелания обучающихся. Они имеют возможность мобилизовать приобретаемые знания и опыт в решении конкретных задач в соответствии с профилем профессиональной деятельности. Таким образом, на выпускающих кафедрах по направлениям подготовки, при прохождении обучающимися различных видов практик решаются задачи, направленные на:

– развитие взаимовыгодных долгосрочных отношений с предприятиями и организациями согласно профилю подготовки;

– организацию практик (учебной, производственной и преддипломной), нацеленных на приобретение обучающимися реальных профессиональных компетенций в соответствии с профилем их подготовки;

– внедрение современных практикоориентированных образовательных технологий, способствующих формированию у обучающихся социально и профессионально значимых качеств личности, а также знаний, умений и опыта деятельности, обеспечивающих успешное выполнение профессиональных обязанностей;

– разработку для обучающихся заданий на практиках по сквозным творческим проектам, которые составят основу для их выпускных квалификационных работ;

– участие обучающихся в выполнении научно-практических проектов и опытно-производственных работ, согласно профилю обучения;

– совершенствование профессиональной компетенции педагогов в отношении развития современного производства.

На следующем этапе были выделены критерии, по которым может проводиться переаттестация дисциплин. В качестве таких критериев выступили непрерывность обучения (дальнейшее развитие обучающегося с учетом приобретенных знаний и практического опыта в СПО); набор дидактических единиц (определяет качественное содержание дисциплины как на уровне СПО, так и ВО); количество учебных часов (определяет полноту и подробность информации, которую получает обучающийся во время прохождения курса обучения).

На этой основе были сформированы дисциплины, по которым может проводиться зачет в высшей школе (в форме переаттестации) – это дисциплины базовой части «История», «Информатика», «Безопасность жизнедеятельности», «Правоведение», а также отдельные разделы дисциплин «Иностранный язык» и «Математика». Дисциплины вариативной части «Русский язык», «Социология».

Очередным этапом работы стала актуализация нормативно-методического обеспечения учебного процесса по разработанным интегрированным образовательным программам. В целом, цель такой интеграции – это выполнение социального заказа конкретного работодателя, за счет уменьшения сроков непрерывного обучения и обеспечения повышения качества обучения, в соответствии с запросом регионального рынка труда.

Так, согласно учебно-нормативной документации, уменьшение сроков обучения возможно, если:

– непрерывность профессиональной подготовки осуществляется в условиях одной многоуровневой образовательной организации, имеющей лицензию на проведение обучения как по образовательным программам СПО, так и по образовательным программам ВО;

– использовать ресурсы (кадровые, материально-технические и другие) вуза как многоуровневой образовательной организации для реализации интегрированной профессиональной подготовки обучающихся по индивидуальным учебным планам.

Таким образом, исключение дублирования при профессиональной подготовке по интегрированным программам СПО и ВО, в рамках образовательной вертикали, способствует повышению практико-ориентированного и фундаментального характера данной подготовки, тем самым повышая социальный и экономический эффект. Единое образовательное пространство, интегрирующее элементы СПО и ВО посредством использования разработанных индивидуальных программ, позволяет максимально учесть потребности как личности обучающегося, так и потребности государства в качественной подготовке кадров технического профиля в условиях многоуровневой образовательной организации.

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16-16-58004.


Библиографическая ссылка

Сергеева С.В., Воскрекасенко О.А., Люсева Т.П. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В МНОГОУРОВНЕВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 12-1. – С. 197-200;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36501 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674