Реформирование современного среднего профессионального (СПО) и высшего (ВО) образования в России нацеливает на сохранение непрерывности и развитие преемственности на всех уровнях его реализации. Одним из вариантов успешного осуществления этого процесса может выступать профессиональная подготовка специалистов среднего звена и будущих инженерно-технических кадров в условиях многоуровневой образовательной организации.
Особую актуальность эта проблема приобретает в техническом вузе как многоуровневой образовательной организации, где реализуются вариативные схемы подготовки обучающихся по учебным планам, содержание которых разрабатывается на основе преемственности со средним профессиональным образованием [4].
Среди таких вариативных схем следующие:
– по образовательным программам ВО, интегрированным (параллельным) с программами СПО по родственным специальностям и направлениям подготовки;
– по образовательным программам ВО в сокращенные сроки для обучающихся, получивших среднее профессиональное образование соответствующего профиля [1; 2; 3].
С вступлением в силу Закона «Об образовании в Российской Федерации» (29.12.2012 г.) произошли изменения в работе с обучающимися, окончившими организации СПО. Так, в документе указывается на предоставление им академических прав на обучение по индивидуальному учебному плану (в том числе ускоренному обучению) в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами.
Более подробно процесс перехода обучающихся на ускоренное обучение по индивидуальным учебным планам представлен в Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» от 19.12.2013 г. № 1367.
На основе вышеназванных документов в Пензенском государственном технологическом университете (ПензГТУ) было разработано Положение об ускоренном обучении по индивидуальному учебному плану, которое определяет последовательность и основные требования к организации учебного процесса по освоению образовательных программ ВО в более короткие сроки. В соответствии с Положением в вузе были разработаны индивидуальные учебные планы для выпускников, получивших профильное среднее профессиональное образование в ПензГТУ как многоуровневой образовательной организации [3; 5; 6]. Разработанные индивидуальные учебные планы стали инструментом создания единого образовательного пространства, интегрирующего элементы СПО и ВО.
Основными путями интеграции содержания образовательных программ выступили:
– анализ государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников СПО и ВО по родственным специальностям;
– сравнительный анализ перечня специальностей СПО и соответствующих им направлений подготовки ВО;
– моделирование преемственности компетенций в рамках компетентностного подхода;
– сравнительный анализ тематической направленности практик;
– формирование набора дисциплин для построения, интегрированного (индивидуального) учебного плана с учетом ранее изученных дисциплин в организациях СПО.
Так, первоначально проводилось изучение требований ФГОС СПО и ВО на предмет формирования перечней специальностей СПО, на основе которых возможно построение интегрированных образовательных программ.
В результате сравнительного анализа был представлен перечень профильных специальностей (СПО) в таблице.
Для установления преемственности содержания образования далее был осуществлен анализ требований государства к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по соответствующим направлениям в системе ВО, а также требований государства к обязательному минимуму содержания образования и уровню подготовки выпускников по профильным специальностям СПО.
Перечень профильных специальностей СПО соответствующих направлениям подготовки ВО
Специальности среднего профессионального образования |
Направления подготовки высшего образования |
19.02.01 Биохимическое производство |
19.03.01 Биотехнология |
15.02.08 Технология машиностроения |
151900 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств |
15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям) |
15.03.04 Автоматизация технологических процессов и производств |
09.02.01 Компьютерные системы и комплексы 09.02.02 Компьютерные сети |
09.03.01 Информатика и вычислительная техника |
27.02.02 Техническое регулирование и управление качеством |
27.03.02 Управление качеством |
19.02.03 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий 19.02.05 Технология бродильных производств и виноделие 19.02.07 Технология молока и молочных продуктов |
19.04.04 Технология продукции и организация общественного питания |
38.02.04 Коммерция (по отраслям) |
38.03.02 Менеджмент |
Учитывая сложность и важность сравнительного анализа, связанного с отбором содержания дисциплин, были изучены образовательные стандарты специальностей, по которым в вузе осуществляется профессиональная подготовка. Так, во всех образовательных стандартах СПО представлен общий набор в 9–12 общих компетенций (ОК) и 10–15 профессиональных (ПК). В общие компетенции для всех специальностей входят:
– компетенции, относящиеся к взаимоотношениям в коллективе, положению в социуме («Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес», «Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами»);
– компетенции, связанные с навыками организации и самоорганизации («Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество», «Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации»);
– компетенции, связанные с инновациями («Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий») [1].
Все профессиональные компетенции (ПК) ФГОС СПО являются узкопрофессиональными. Так, например, профессиональные компетенции выпускников специальности 19.02.01 – «Биохимическое производство» ограничиваются процессами биохимического производства, а также участием специалиста в разработке новых технологий и реконструкции биохимических производств.
ФГОС ВПО также имеют общие для всех стандартов общекультурные компетенции: способность использовать основы философских знаний, анализировать главные этапы и закономерности исторического развития для осознания социальной значимости своей деятельности; способность использовать основы экономических знаний при оценке эффективности результатов деятельности в различных сферах деятельности; способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия; способность работать в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия; способность к самоорганизации и самообразованию; способность использовать общеправовые знания в различных сферах деятельности; способность поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности; готовность пользоваться основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий.
Следующая группа компетенций – общепрофессиональные. Они являются общими только для профилей в рамках соответствующего направления подготовки. Профессиональные компетенции подразделяются на подгруппы по видам деятельности. Так, например, ФГОС по направлению подготовки 19.03.01 – «Биотехнология» (уровень бакалавриата) включает в себя профессиональные компетенции в производственно-технологической, организационно-управленческой, научно-исследовательской и проектной деятельностях. Все компетенции основываются на следующей структуре: «знать», «уметь» и «владеть».
Иными словами, в отличие от ФГОС СПО, профессиональные компетенции ВО включают в себя более широкий набор требуемых компетенций. В этой связи выпускник вуза в большей мере ориентирован на получение такого запаса знаний, который обеспечит ему возможность осуществления научных исследований в рамках профиля подготовки. Одновременно он ориентирован и на осуществление руководства и управления практической деятельностью производственного коллектива.
Особое место в интегрированном учебном плане занимают различные виды практик. Практико-ориентированное обучение стимулирует приобретение реальных профессиональных компетенций в соответствии с профилем подготовки. Соотношение теоретического и практического обучения увеличивается в сторону практики, которая обеспечивает преемственность и непрерывность профессионального образования.
В учебном плане формирование практик осуществляется с учетом сравнительного анализа их тематической направленности по специальностям СПО и направлениям подготовки ВО. В логике компетентностного подхода в индивидуальном учебном плане построение практик осуществляется с учетом пожелания обучающихся. Они имеют возможность мобилизовать приобретаемые знания и опыт в решении конкретных задач в соответствии с профилем профессиональной деятельности. Таким образом, на выпускающих кафедрах по направлениям подготовки, при прохождении обучающимися различных видов практик решаются задачи, направленные на:
– развитие взаимовыгодных долгосрочных отношений с предприятиями и организациями согласно профилю подготовки;
– организацию практик (учебной, производственной и преддипломной), нацеленных на приобретение обучающимися реальных профессиональных компетенций в соответствии с профилем их подготовки;
– внедрение современных практикоориентированных образовательных технологий, способствующих формированию у обучающихся социально и профессионально значимых качеств личности, а также знаний, умений и опыта деятельности, обеспечивающих успешное выполнение профессиональных обязанностей;
– разработку для обучающихся заданий на практиках по сквозным творческим проектам, которые составят основу для их выпускных квалификационных работ;
– участие обучающихся в выполнении научно-практических проектов и опытно-производственных работ, согласно профилю обучения;
– совершенствование профессиональной компетенции педагогов в отношении развития современного производства.
На следующем этапе были выделены критерии, по которым может проводиться переаттестация дисциплин. В качестве таких критериев выступили непрерывность обучения (дальнейшее развитие обучающегося с учетом приобретенных знаний и практического опыта в СПО); набор дидактических единиц (определяет качественное содержание дисциплины как на уровне СПО, так и ВО); количество учебных часов (определяет полноту и подробность информации, которую получает обучающийся во время прохождения курса обучения).
На этой основе были сформированы дисциплины, по которым может проводиться зачет в высшей школе (в форме переаттестации) – это дисциплины базовой части «История», «Информатика», «Безопасность жизнедеятельности», «Правоведение», а также отдельные разделы дисциплин «Иностранный язык» и «Математика». Дисциплины вариативной части «Русский язык», «Социология».
Очередным этапом работы стала актуализация нормативно-методического обеспечения учебного процесса по разработанным интегрированным образовательным программам. В целом, цель такой интеграции – это выполнение социального заказа конкретного работодателя, за счет уменьшения сроков непрерывного обучения и обеспечения повышения качества обучения, в соответствии с запросом регионального рынка труда.
Так, согласно учебно-нормативной документации, уменьшение сроков обучения возможно, если:
– непрерывность профессиональной подготовки осуществляется в условиях одной многоуровневой образовательной организации, имеющей лицензию на проведение обучения как по образовательным программам СПО, так и по образовательным программам ВО;
– использовать ресурсы (кадровые, материально-технические и другие) вуза как многоуровневой образовательной организации для реализации интегрированной профессиональной подготовки обучающихся по индивидуальным учебным планам.
Таким образом, исключение дублирования при профессиональной подготовке по интегрированным программам СПО и ВО, в рамках образовательной вертикали, способствует повышению практико-ориентированного и фундаментального характера данной подготовки, тем самым повышая социальный и экономический эффект. Единое образовательное пространство, интегрирующее элементы СПО и ВО посредством использования разработанных индивидуальных программ, позволяет максимально учесть потребности как личности обучающегося, так и потребности государства в качественной подготовке кадров технического профиля в условиях многоуровневой образовательной организации.
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16-16-58004.