Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

К ВОПРОСУ О МЕТОДАХ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КОНТЕНТОМ ЭЛЕКТРОННЫХ КАБИНЕТОВ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОРТАЛА

Черкасов М.А. 1 Курзаева Л.В. 1 Козлова Е.С. 1 Макашова В.Н. 1
1 ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
Актуальность данного исследования связана с активным внедрением в традиционный образовательный процесс дистанционных технологий обучения. Исходя из этого, организации информационно-образовательного пространства уделяется особое внимание как в педагогическом, так и в технологическом аспектах. В рамках оценки проработанности обоих аспектов особое значение придается вопросам эффективности управления образовательным контентом такой среды. В рамках настоящей статьи предложены критерии и методы оценки эффективности управления контентом электронных кабинетов преподавателей образовательного портала. Особое внимание уделено средствам оценки качественных и количественных показателей, методам описательной и аналитической статистики. Материалы данной статьи представляют практическую ценность для обеспечения повышения качества работы с различными типами образовательных порталов вузов и будут интересны специалистам, занимающимся вопросами повышения эффективности обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.
образовательный портал
эффективность управления контентом
1. Голощапов А.С. Использование сервисов веб 2.0 в поддержку дистанционного обучения / А.С. Голощапов, Е.Б. Файзулин, Е.В. Карманова // Коммуникативные и образовательные возможности современных технологий: сб. материалов и докладов IV всеросс. науч.-практ. конф. – Екатеринбург: ИОЦ «Информед», 2016. – С. 51–58.
2. Карманова Е.В. Опыт организации системы дистанционного обучения в вузе // Теплотехника и информатика в образовании, науке и производстве: сб. докладов 4 всерос. науч. практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых, Екатеринбург, 26–27 марта 2015 г. – Екатеринбург: УрФУ, 2015. – С. 240–243.
3. Карманова, Е.В. Проблема качества образования в процессе реализации обучения с использованием ДОТ // Новые информационные технологии в образовании: науч. ст. международ. науч.-практич. конф. – Екатеринбург, 2013. – С. 352–354.
4. Карманова Е.В. Поколения развития дистанционного обучения // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты: материалы II Международной научно-практической конференции. – Воронеж: Изд-во: Воронежский центр научно-технической информации, 2014. – С. 102–106.
5. Овчинникова И.Г. Принципы организации системы формирования информационной культуры обучающихся // Научные труды SWorld. – 2007. – Т. 7. – № 1. – С. 41–48.
6. Овчинникова И.Г., Филимошин В.Ю., Карманова Е.В., Чистяков Д.А. Модуль автоматизированного создания электронных кабинетов для преподавателей на портале MICROSOFT SHAREPOINT 2010 // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. – 2013. – № 1 (44). – С. 55.
7. Овчинникова И.Г., Филимошин В.Ю. Модуль «Кабинет тьютора В СДО MOODLE» // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. – 2013. – № 1 (44). – С. 56.
8. Овчинникова И.Г., Чистяков Д.А. Система управления новостями на портале MICROSOFT SHAREPOINT 2010 // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. – 2013. – № 1 (44). – С. 57.
9. Чистяков Д.А., Курзаева Л.В. К вопросу о реализации электронного обучения средствами MICROSOFT SHAREPOINT // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты: материалы II Международной научно-практической конференции. – 2014. – С. 147–153.
10. Чичиланова С.А., Курзаева Л.В., Григорьев А.Д., Новикова Т.Б. Отечественный опыт реализации массовых открытых онлайн курсов в формате XМООК // Электротехнические системы и комплексы. – 2015. – № 4 (29). – С. 57–62.

Актуальные тенденции развития дистанционных технологий образования оказывают существенное влияние на традиционное обучение. Так, сегодня большинство вузов активно внедряют и используют образовательные порталы, которые в текущих условиях используются не просто для сопровождения образовательного процесса, а как элемент единой информационной образовательной среды вуза. В таких условиях от портала одним из требований к информационной среде вуза является эффективная работа с контентом.

Согласно разработанной в вузе модели организация работы в системе электронного обучения реализуется на базе требований к структуре и функционированию, состоящих из нормативных документов, психолого-педагогических принципов и технологических требований. В свою очередь систему электронного обучения можно разделить на две компоненты: содержательную и поддерживающую, в совокупности состоящие из нормативных документов по организации образовательного процесса, базы учебных материалов, поддержки пользователей, средств интерактивного взаимодействия и новостей и извещений. Для поддержки контента в актуальном состоянии, учета изменений в требовании к способам предоставления информации, решении об изменении уже имеющихся или внедрении новых компонентов, в модели предусмотрен контроль эффективности и соответствия требованиям, реализуемый за счет системы мониторинга деятельности пользователей.

Современные подсистемы контроля эффективности и соответствия требованиям базируются на критериях, которые условно можно разбить на следующие группы:

• Удобство и востребованность контента.

• Полнота и качество базы учебных материалов.

• Мотивированность участников образовательного процесса к работе в системе электронного обучения с использованием образовательного портала.

При этом показатели части из них подвержены автоматическому контролю, другие в рамках внутренних аудитов вуза.

Качество базы учебных материалов проводится посредством внутренних аудитов, так данные за два года представлены на картах Шухарта (рис. 1) (названия факультетов не представлены).

pic_53.tif

а

pic_54.tif

б

Рис. 1. Карты Шухарта для числа несоответствий, выявленных в учебно-методическом обеспечении образовательных программ, размещенных факультетами на информационно-образовательном портале: а – в базовом учебном году; б – в отчетном учебном году

На рис. 1 представлены карты Шухарта по числу дефектов – типовых ошибок. На них зарегистрировано число разных типов несоответствий (c), выявленных в учебно-методическом обеспечении образовательных программ, размещенных в разделах факультетов на информационно-образовательном портале.

Из представленных карт видно, что среднее число ошибок за рассматриваемые годы снизилось. При этом ни по одному факультету число ошибок не приближается к верхней контрольной границе. Все это в целом может говорить о росте качества учебно-методического обеспечения на портале за счет их открытости и облегчения возможностей внешнего контроля.

При работе с новым порталом у пользователей, естественно, может возникнуть чувство дезориентации, связанное отчасти с новой структурой размещения информации, отчасти с новыми элементами управления на портале. Для оценки удовлетворенности пользователей удобством размещения контента обратимся к проводимым на портале опросам, один из опросов направленный на изучение мнения пользователей портала о различных аспектах производственной деятельности, содержал вопрос «Оцените уровень доступности информации на портале в четырехбалльной системе». В опросе принимали участие преподаватели и студенты. Сравним результаты опроса за базовый период (рис. 2) и отчетный период (рис. 3).

Гистограммы хорошо иллюстрируют, что организация хранения документов в базовом периоде вызывала затруднение при работе с порталом у студентов. При внедрении нового портала уменьшилось количество негативных оценок удобства размещения контента у студентов и преподавателей.

Учитывая то, что на портале соблюдены эргономические требования к построению веб-ресурсов, а заимствованность интерфейса SharePoint у продукции компании Microsoft является главной чертой продуктов компании, можно заключить, что удобство размещения контента на портале является оптимальным, а предоставляемый инструментарий и его назначение – интуитивно понятным.

Система мониторинга деятельности пользователей необходима для создания условий динамического развития электронного образования на основе максимально полного использования имеющегося кадрового потенциала, а также поиск новых форм использования электронных кабинетов преподавателей в образовательных целях. В рамках данной статьи приведем пример анализа активности использования электронных кабинетов на образовательном портале.

В базовый период был введен 71 электронный кабинет, в отчетный год 89 кабинетов. Однако многие из них остаются невостребованными.

В рамках системы мониторинга и стимулирования мотивации работы с электронными кабинетами разработаны критерии оценки кабинетов, которые легли в основу конкурса «Лучший электронный кабинет преподавателя».

pic_55.tif

Рис. 2. Оценка пользователями удобства размещения контента базового периода

pic_56.tif

Рис. 3. Оценка пользователями удобства размещения контента отчетного периода

Критериями оценки кабинетов являлись:

1. Статистика посещаемости электронного кабинета (ЭК) студентами (вес: 0,1). Баллы по данному критерию начислялись по формуле

Cherkasov01.wmf

2. Статистика посещаемости электронного кабинета преподавателями (вес: 0,2). Формула расчета баллов:

Cherkasov02.wmf

3. Статистика обсуждений в блоге электронного кабинета (вес: 0,2). Для расчета баллов по данному критерию использовалась следующая формула:

Cherkasov03.wmf

4. Наполнение раздела «Дидактические материалы» (вес: 0,1). Данная категория оценивалась следующим образом:

0 баллов – полностью отсутствует;

10 баллов – слабо;

40 баллов – хорошо;

60 баллов – отлично.

5. Наполнение раздела «Работы студентов» (вес: 0,2). Данная категория оценивалась следующим образом:

0 баллов – полностью отсутствует;

10 баллов – слабо;

40 баллов – хорошо;

60 баллов – отлично.

6. Размещение в электронном кабинете преподавателем новостей (вес: 0,2). Данная категория оценивалась следующим образом:

0 баллов – полностью отсутствует;

10 баллов – слабо;

40 баллов – хорошо;

60 баллов – отлично.

В соответствии с оценкой за базовый и отчетный годы распределение кабинетов по набранным баллам выглядит следующим образом (рис. 4).

Рейтинг электронных кабинетов преподавателей можно разбить на 4 группы в соответствии с набранными баллами:

0–24 – это кабинеты, получившие «неудовлетворительную» оценку, 25–50 – соответствует оценке «удовлетворительно», 51–75 – оценка «хорошо», 76–100 – получили оценку «отлично».

По гистограмме видно, что количество кабинетов, получивших оценку в минимальном диапазоне баллов, уменьшилось, в то время как произошел рост долей электронных кабинетов, находящихся в среднем и наивысшем диапазонах суммы баллов.

Однако остается вопрос, значим ли данный рост, например, для группы «хороших кабинетов», набравших 51–75 баллов.

pic_57.tif

Рис. 4. Изменение рейтингов электронных кабинетов преподавателей за базовый и отчетный учебные года

Для оценки значимости различий в данной группе воспользуемся t-критерием Стьюдента для долей:

Cherkasov04.wmf

где p1 – доля в первой группе; p2 – доля во второй группе; n1 – объем первой группы; n2 – объем второй группы.

В нашем случае p1 = 0,03, p2 = 0,11, n1 = 71, n2 = 89.

При данных значениях по модулю t = 2,06.

По таблице критических значений для t-распределения Стьюдента находим критическое значение для уровня значимости 0,05, равное 1,96. Эмпирическое значение превышает критическое, значит, можно говорить о значимости различий в долях в группе «хорошие кабинеты» за два рассмотренных периода. А значит, можно говорить об имеющейся положительной тенденции.

Исходя из этих наблюдений, отмечаем увеличение активности пользователей портала за счет повышения мотивации работы с образовательным порталом, обеспечения поддержки пользователей. Результаты анализа эффективности организации электронного обучения на базе информационно-образовательного портала позволяют нам утверждать, что внедренная нами модель организации электронного обучения является рабочей и показывает положительные результаты оценки удобства и востребованности контента.

Таким образом, можно сказать, что при постоянной оценке управления контентом образовательного портала, повышается контроль над общей работой пользователей с размещаемым контентом. Это оказывает позитивное влияние, в частности, как на качество контента образовательного портала, так и на качество образовательного процесса в целом.


Библиографическая ссылка

Черкасов М.А., Курзаева Л.В., Козлова Е.С., Макашова В.Н. К ВОПРОСУ О МЕТОДАХ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КОНТЕНТОМ ЭЛЕКТРОННЫХ КАБИНЕТОВ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОРТАЛА // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 12-2. – С. 289-293;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36437 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674