Актуальные тенденции развития дистанционных технологий образования оказывают существенное влияние на традиционное обучение. Так, сегодня большинство вузов активно внедряют и используют образовательные порталы, которые в текущих условиях используются не просто для сопровождения образовательного процесса, а как элемент единой информационной образовательной среды вуза. В таких условиях от портала одним из требований к информационной среде вуза является эффективная работа с контентом.
Согласно разработанной в вузе модели организация работы в системе электронного обучения реализуется на базе требований к структуре и функционированию, состоящих из нормативных документов, психолого-педагогических принципов и технологических требований. В свою очередь систему электронного обучения можно разделить на две компоненты: содержательную и поддерживающую, в совокупности состоящие из нормативных документов по организации образовательного процесса, базы учебных материалов, поддержки пользователей, средств интерактивного взаимодействия и новостей и извещений. Для поддержки контента в актуальном состоянии, учета изменений в требовании к способам предоставления информации, решении об изменении уже имеющихся или внедрении новых компонентов, в модели предусмотрен контроль эффективности и соответствия требованиям, реализуемый за счет системы мониторинга деятельности пользователей.
Современные подсистемы контроля эффективности и соответствия требованиям базируются на критериях, которые условно можно разбить на следующие группы:
• Удобство и востребованность контента.
• Полнота и качество базы учебных материалов.
• Мотивированность участников образовательного процесса к работе в системе электронного обучения с использованием образовательного портала.
При этом показатели части из них подвержены автоматическому контролю, другие в рамках внутренних аудитов вуза.
Качество базы учебных материалов проводится посредством внутренних аудитов, так данные за два года представлены на картах Шухарта (рис. 1) (названия факультетов не представлены).
а
б
Рис. 1. Карты Шухарта для числа несоответствий, выявленных в учебно-методическом обеспечении образовательных программ, размещенных факультетами на информационно-образовательном портале: а – в базовом учебном году; б – в отчетном учебном году
На рис. 1 представлены карты Шухарта по числу дефектов – типовых ошибок. На них зарегистрировано число разных типов несоответствий (c), выявленных в учебно-методическом обеспечении образовательных программ, размещенных в разделах факультетов на информационно-образовательном портале.
Из представленных карт видно, что среднее число ошибок за рассматриваемые годы снизилось. При этом ни по одному факультету число ошибок не приближается к верхней контрольной границе. Все это в целом может говорить о росте качества учебно-методического обеспечения на портале за счет их открытости и облегчения возможностей внешнего контроля.
При работе с новым порталом у пользователей, естественно, может возникнуть чувство дезориентации, связанное отчасти с новой структурой размещения информации, отчасти с новыми элементами управления на портале. Для оценки удовлетворенности пользователей удобством размещения контента обратимся к проводимым на портале опросам, один из опросов направленный на изучение мнения пользователей портала о различных аспектах производственной деятельности, содержал вопрос «Оцените уровень доступности информации на портале в четырехбалльной системе». В опросе принимали участие преподаватели и студенты. Сравним результаты опроса за базовый период (рис. 2) и отчетный период (рис. 3).
Гистограммы хорошо иллюстрируют, что организация хранения документов в базовом периоде вызывала затруднение при работе с порталом у студентов. При внедрении нового портала уменьшилось количество негативных оценок удобства размещения контента у студентов и преподавателей.
Учитывая то, что на портале соблюдены эргономические требования к построению веб-ресурсов, а заимствованность интерфейса SharePoint у продукции компании Microsoft является главной чертой продуктов компании, можно заключить, что удобство размещения контента на портале является оптимальным, а предоставляемый инструментарий и его назначение – интуитивно понятным.
Система мониторинга деятельности пользователей необходима для создания условий динамического развития электронного образования на основе максимально полного использования имеющегося кадрового потенциала, а также поиск новых форм использования электронных кабинетов преподавателей в образовательных целях. В рамках данной статьи приведем пример анализа активности использования электронных кабинетов на образовательном портале.
В базовый период был введен 71 электронный кабинет, в отчетный год 89 кабинетов. Однако многие из них остаются невостребованными.
В рамках системы мониторинга и стимулирования мотивации работы с электронными кабинетами разработаны критерии оценки кабинетов, которые легли в основу конкурса «Лучший электронный кабинет преподавателя».
Рис. 2. Оценка пользователями удобства размещения контента базового периода
Рис. 3. Оценка пользователями удобства размещения контента отчетного периода
Критериями оценки кабинетов являлись:
1. Статистика посещаемости электронного кабинета (ЭК) студентами (вес: 0,1). Баллы по данному критерию начислялись по формуле
2. Статистика посещаемости электронного кабинета преподавателями (вес: 0,2). Формула расчета баллов:
3. Статистика обсуждений в блоге электронного кабинета (вес: 0,2). Для расчета баллов по данному критерию использовалась следующая формула:
4. Наполнение раздела «Дидактические материалы» (вес: 0,1). Данная категория оценивалась следующим образом:
0 баллов – полностью отсутствует;
10 баллов – слабо;
40 баллов – хорошо;
60 баллов – отлично.
5. Наполнение раздела «Работы студентов» (вес: 0,2). Данная категория оценивалась следующим образом:
0 баллов – полностью отсутствует;
10 баллов – слабо;
40 баллов – хорошо;
60 баллов – отлично.
6. Размещение в электронном кабинете преподавателем новостей (вес: 0,2). Данная категория оценивалась следующим образом:
0 баллов – полностью отсутствует;
10 баллов – слабо;
40 баллов – хорошо;
60 баллов – отлично.
В соответствии с оценкой за базовый и отчетный годы распределение кабинетов по набранным баллам выглядит следующим образом (рис. 4).
Рейтинг электронных кабинетов преподавателей можно разбить на 4 группы в соответствии с набранными баллами:
0–24 – это кабинеты, получившие «неудовлетворительную» оценку, 25–50 – соответствует оценке «удовлетворительно», 51–75 – оценка «хорошо», 76–100 – получили оценку «отлично».
По гистограмме видно, что количество кабинетов, получивших оценку в минимальном диапазоне баллов, уменьшилось, в то время как произошел рост долей электронных кабинетов, находящихся в среднем и наивысшем диапазонах суммы баллов.
Однако остается вопрос, значим ли данный рост, например, для группы «хороших кабинетов», набравших 51–75 баллов.
Рис. 4. Изменение рейтингов электронных кабинетов преподавателей за базовый и отчетный учебные года
Для оценки значимости различий в данной группе воспользуемся t-критерием Стьюдента для долей:
где p1 – доля в первой группе; p2 – доля во второй группе; n1 – объем первой группы; n2 – объем второй группы.
В нашем случае p1 = 0,03, p2 = 0,11, n1 = 71, n2 = 89.
При данных значениях по модулю t = 2,06.
По таблице критических значений для t-распределения Стьюдента находим критическое значение для уровня значимости 0,05, равное 1,96. Эмпирическое значение превышает критическое, значит, можно говорить о значимости различий в долях в группе «хорошие кабинеты» за два рассмотренных периода. А значит, можно говорить об имеющейся положительной тенденции.
Исходя из этих наблюдений, отмечаем увеличение активности пользователей портала за счет повышения мотивации работы с образовательным порталом, обеспечения поддержки пользователей. Результаты анализа эффективности организации электронного обучения на базе информационно-образовательного портала позволяют нам утверждать, что внедренная нами модель организации электронного обучения является рабочей и показывает положительные результаты оценки удобства и востребованности контента.
Таким образом, можно сказать, что при постоянной оценке управления контентом образовательного портала, повышается контроль над общей работой пользователей с размещаемым контентом. Это оказывает позитивное влияние, в частности, как на качество контента образовательного портала, так и на качество образовательного процесса в целом.