Сегодняшние российские реалии таковы: устойчивый высокий показатель алкоголизации населения, низкий уровень жизни большей части населения страны, нерешенность жилищного вопроса, всё большее количество детей-инвалидов, сокращение численности детского населения за последние десятилетия в среднем на полмиллиона в год. Сегодня в России каждый второй брак заканчивается разводом. Среди заболеваемости россиян социально значимыми болезнями психические расстройства и расстройства поведения прочно занимают лидирующие позиции в рейтинге, 16 млн российских граждан проживают за чертой бедности [5].
Необходимо задуматься о причинах данных демографических тенденций в России и бороться с ними, а не со следствием проблем, на которые нацелены большинство социальных реформ в РФ.
Почему женская часть населения детородного возраста нашей страны откладывает рождение ребенка? Женщины либо не уверены в своих физических и материальных силах, а больше надеяться не на кого, либо их смущает экономическая нестабильность партнера, либо они не видят своего партнера отцом своего ребенка. Почему женщины так не уверены в мужчинах?
Современные женщины эмансипированы, грамотны, умны. Равноправие, умение строить свою жизнь и делать карьеру наполнили их чувством собственного достоинства. Роль мужчины как главы семьи в настоящее время заметно снизилась. Мужчины теряют свои позиции в жизни.
Само слово «отец» потеряло свое значение, а если быть точнее, то сами отцы стали безответственными, отсюда страхи и опасения женщин и, как следствие, отказ от рождения ребенка.
В полных семьях картина несколько иная, но складывается такое ощущение, что отец играет второстепенную роль в жизни большинства российских семей.
В итогах социологического опроса о положении семей в России социологи зафиксировали следующий аспект: «мужчины предпочитают отказываться от походов с ребенком к врачу (90 %), укладывать его спать и контролировать режим дня (70 %). Из всех родительских обязанностей, как показали исследования Института социологии Российской академии наук, мужчины чаще всего предпочитают забирать или отводить ребенка, скажем, в детский сад. Несколько реже – помогать ему справляться с домашним заданием. В стране популярен феномен «отсутствующего отца». А он, во-первых, не самым лучшим образом сказывается на воспитании ребенка, во-вторых – не позволяет мужчинам вкусить радость отцовства [1].
В наш век феминизации, когда в детских яслях, садах, в школах и внешкольных учреждениях работают с детьми в основном женщины, ощущается острый дефицит мужского влияния на детей. Отцы должны восполнять этот дефицит в семейных условиях, ибо мужское влияние на детей необходимо так же, как и женское. Без него семейное воспитание детей будет ущербным, ведь недаром в понятие «безотцовщина» с давних времен вкладывается очень горький смысл. Давайте обратимся к нашему основному закону – Конституции РФ, в которой говорится, что приоритетом государства является защита материнства и детства. А где же отцовство? Где же глава семьи, её защитник и добытчик? Или такое понятие, как материнский капитал. Почему его нельзя было назвать родительским капиталом? А если взять практику судов, то и здесь в случае развода при определении места жительства ребенка приоритет отдается матери, и при этом не всегда учитываются интересы самого ребенка.
По выводам того же социологического исследования о воспитательных возможностях родителей в гендерном различии оказалось, что половина опрошенных как женщин, так и мужчин считает, что сильный пол не уступает слабому по своим воспитательским способностям. И, по мнению 58 % женщин и 54 % мужчин, нет ничего предосудительного в том, что отец «уходит в декретный отпуск». Однако в действительности картина вырисовывается несколько иная.
Далила Самсоновна Акивис в своей работе «Отцовская любовь» отмечает, что любящий отец нередко более эффективный воспитатель, чем женщина. Отец меньше опекает детей, предоставляет им больше самостоятельности, воспитывая в ребенке самодисциплину.
В книге «Искусство любви» Эрих Фромм говорит о роли материнской и отцовской любви для нормального развития ребенка и о коренных различиях в этой любви. Он выделяет два типа любви: материнскую (безусловную, независящую от качеств ребенка) положительным качеством материнской любви является то, что мать любит своей дитя уже за то, что оно есть, и отцовскую (требовательную и справедливую). Именно необходимость заслужить любовь отца заставляет ребенка реализовывать заложенные в нем потенциальные способности. Отец представляет другой полюс человеческого существования, он учит ребенка узнавать дорогу в мир. Роль мужчины необычайно важна в воспитании ребенка. Хоть она и кажется на первый взгляд менее ответственной, именно модель поведения отца формирует в детях самостоятельность и эмоциональную устойчивость.
Таким образов, остро встает необходимость в пропаганде ответственного отцовства в современном российском обществе, а также в обучении и поддержке отцов как родителей. По нашему мнению, одним из приоритетных направлений, в рамках реализации постановления Правительства РФ № 481 от 24.05.2014 г., в работе учреждений государственной поддержки детства является работа Школы Отцов, как инновационная форма сопровождения различных категорий мужчин [4]. На базе ГКУ СО центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г. Азова, Ростовской области разработана и апробируется комплексная программа сопровождения отцов, основной целью которой является пропаганда ответственного отцовства в современной России [3]. Такая цель может быть достигнута посредством следующих поставленных задач, в процессе реализации комплексного программно-целевого подхода:
1) просвещение отцов в социальных, юридических, медицинских, психологических, педагогических вопросах;
2) повышение уровня социально-личностной компетентности отцов как ответственных родителей;
3) формирование ответственного родительства, успешности одинокого отцовства и поддержке авторитета отца в современной российской семье.
Содержание программы направлено на работу специалистов различного профиля с отцами, которые хотели бы разобраться в возникающих проблемах, проанализировать поведение ребенка, найти эффективные способы взаимодействия с ним. Тем самым предупреждаются кризисные ситуации в семьях граждан.
Основополагающими принципами программы являются следующие:
- принцип приоритета интересов детей и их защита государством на основе нормативно-правовой базы (Конвенция ООН о правах ребенка, Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ);
- принцип гуманизма – признание уникальности и своеобразия каждого ребенка, создание оптимальных условий для его развития;
- принцип гармонии – создание гармоничных взаимоотношений в семье с учетом взаимовлияния личности отца и ребенка друг на друга;
- принцип доступности – информирование отцов об особенностях личности ребенка, его обучения и воспитания;
- принцип системности при организации жизнедеятельности ребенка и отца;
- ценностный – в процессе взаимодействия отца и ребенка – становление системы ценностей (личностных, семейных, общественных);
- принцип детерминации жизнедеятельности семьи, прогнозирование градации или деградации всех участников семейной системы.
Программа предусматривает работу с отцами следующих категорий:
- отцы, воспитывающие родных детей;
- отцы, воспитывающие или желающие взять приемного ребенка;
- отцы-«одиночки», воспитывающие родных или приемных детей.
Эффективность программы обусловлена поэтапным процессом её реализации (рисунок).
1. Сбор информации о проблеме ответственного отцовства в России, в Ростовском регионе, г. Азове и Азовском районе (информационно-просветительский).
2. Обработка и систематизация полученных сведений, формирование банка данных (информационно-накопительный).
3. Освещение проблемы ответственного отцовства в СМИ, разработка буклетов, методических пособий, брошюр, программы обучения в школе отцов «ОТЦЫ И ДЕТИ» (программно-методический).
4. Привлечение специалистов различного профиля, а также общественных, религиозных организаций в реализацию программы «ОТЦЫ И ДЕТИ» (мобилизационный).
5. Индивидуальное консультирование и диагностирование мужчин, членов группы обучения в школе отцов (консультационный).
6. Обучение по программе «ОТЦЫ И ДЕТИ», используя различные формы работы (лекции, тренинги, воркшопы, консультации, круглые столы) (образовательный).
7. Мониторинг результативности решения проблемы на городском и районном уровне (мониторинговый).
Структурно-функциональная схема реализации программы
Курс программы сопровождения в рамках школы отцов рассчитан на 15 занятий, а объем составляет 45 часов. На первом занятии рассказывается о целях и принципах работы, поясняются организационные моменты: последовательность обучения, в какой форме будут проходить занятия, какие методические материалы получат слушатели. Распределение времени во время занятия может варьироваться ведущими в зависимости от заинтересованности слушателей, т.е. в течение занятия большая часть времени может быть посвящена обсуждению проблемных ситуаций из жизни отцов, а время лекционного курса уменьшено, и наоборот.
Занятия не всегда остаются в рамках заданной темы, так как они, как правило, предполагают обращение участников группы к собственному опыту. Иногда такие спонтанные обсуждения дают гораздо больше, чем тщательно спланированные занятия.
В конце курса проводится заключительное занятие, которое позволяет подвести итоги, обсудить вопросы, которые остались без ответа, узнать, насколько оправдались ожидания слушателей.
В современном обществе происходит переосмысление отцовства. Различные научные школы приходят к похожим выводам: отец влияет на психическое развитие ребенка, способствуя формированию идентичности сына и дочери, их эмоциональному благополучию, когнитивному развитию. Отец является таким же важным и необходимым для ребенка человеком, как и мать. Однако важно не просто только его номинальное присутствие, но способность мужчины быть компетентным отцом: проявлению эмоциональной теплоты, отзывчивости, поддержкИ.
Информационная компания, проведенная в Ростовском регионе с целью установления востребованности данного направления работы на рынке образовательных услуг, показала, что практически в каждой группе или классе образовательных учреждений, найдутся представители родителей сильного пола, занимающиеся воспитанием ребенка в одиночку и нуждающиеся в поддержке со стороны государства и общественности. Отцы сами говорили, что сталкиваются с препоной о стороны общества в вопросах воспитания ребенка (посещение общественных мероприятий, прием у врача, присутствие на собраниях в образовательных учреждениях и т.д.). В сознании большинства российского общества уже прочно укоренилось представление о «второстепенной» роли отца как родителя.
Сегодня назрел вопрос о поднятии авторитета отца в нашем государстве, обществу необходимо повернуться лицом к этому вопросу. Идея формирования ответственного отцовства должна стать надежной основой для укрепления семьи, а следовательно, и государства в целом.
Библиографическая ссылка
Залужная М.В. ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТЦОВСТВА // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 10-1. – С. 132-135;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36292 (дата обращения: 21.11.2024).