Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

PROGRAM AND TARGET APPROACH IN THE COURSE OF FORMING OF RESPONSIBLE PATERNITY

Zaluzhnаyа M.V. 1
1 Azov center of the help to children
This article is devoted to a problem of forming of responsible paternity in modern Russian society. The author proves relevance of program and target approach in the solution of the above-stated problem, opens tasks, the principles, stages. On the basis of practical activities represents functioning of school of fathers as innovative form of maintenance of families based on the Centers of the help to children. The author staticizes attention on a question of a raising of the authority of the father on our state, the idea of forming of responsible paternity shall become a reliable basis for strengthening of a family, and, therefore, and the states in general.
center of the help to children
maintenance
responsible paternity
school of fathers

Сегодняшние российские реалии таковы: устойчивый высокий показатель алкоголизации населения, низкий уровень жизни большей части населения страны, нерешенность жилищного вопроса, всё большее количество детей-инвалидов, сокращение численности детского населения за последние десятилетия в среднем на полмиллиона в год. Сегодня в России каждый второй брак заканчивается разводом. Среди заболеваемости россиян социально значимыми болезнями психические расстройства и расстройства поведения прочно занимают лидирующие позиции в рейтинге, 16 млн российских граждан проживают за чертой бедности [5].

Необходимо задуматься о причинах данных демографических тенденций в России и бороться с ними, а не со следствием проблем, на которые нацелены большинство социальных реформ в РФ.

Почему женская часть населения детородного возраста нашей страны откладывает рождение ребенка? Женщины либо не уверены в своих физических и материальных силах, а больше надеяться не на кого, либо их смущает экономическая нестабильность партнера, либо они не видят своего партнера отцом своего ребенка. Почему женщины так не уверены в мужчинах?

Современные женщины эмансипированы, грамотны, умны. Равноправие, умение строить свою жизнь и делать карьеру наполнили их чувством собственного достоинства. Роль мужчины как главы семьи в настоящее время заметно снизилась. Мужчины теряют свои позиции в жизни.

Само слово «отец» потеряло свое значение, а если быть точнее, то сами отцы стали безответственными, отсюда страхи и опасения женщин и, как следствие, отказ от рождения ребенка.

В полных семьях картина несколько иная, но складывается такое ощущение, что отец играет второстепенную роль в жизни большинства российских семей.

В итогах социологического опроса о положении семей в России социологи зафиксировали следующий аспект: «мужчины предпочитают отказываться от походов с ребенком к врачу (90 %), укладывать его спать и контролировать режим дня (70 %). Из всех родительских обязанностей, как показали исследования Института социологии Российской академии наук, мужчины чаще всего предпочитают забирать или отводить ребенка, скажем, в детский сад. Несколько реже – помогать ему справляться с домашним заданием. В стране популярен феномен «отсутствующего отца». А он, во-первых, не самым лучшим образом сказывается на воспитании ребенка, во-вторых – не позволяет мужчинам вкусить радость отцовства [1].

В наш век феминизации, когда в детских яслях, садах, в школах и внешкольных учреждениях работают с детьми в основном женщины, ощущается острый дефицит мужского влияния на детей. Отцы должны восполнять этот дефицит в семейных условиях, ибо мужское влияние на детей необходимо так же, как и женское. Без него семейное воспитание детей будет ущербным, ведь недаром в понятие «безотцовщина» с давних времен вкладывается очень горький смысл. Давайте обратимся к нашему основному закону – Конституции РФ, в которой говорится, что приоритетом государства является защита материнства и детства. А где же отцовство? Где же глава семьи, её защитник и добытчик? Или такое понятие, как материнский капитал. Почему его нельзя было назвать родительским капиталом? А если взять практику судов, то и здесь в случае развода при определении места жительства ребенка приоритет отдается матери, и при этом не всегда учитываются интересы самого ребенка.

По выводам того же социологического исследования о воспитательных возможностях родителей в гендерном различии оказалось, что половина опрошенных как женщин, так и мужчин считает, что сильный пол не уступает слабому по своим воспитательским способностям. И, по мнению 58 % женщин и 54 % мужчин, нет ничего предосудительного в том, что отец «уходит в декретный отпуск». Однако в действительности картина вырисовывается несколько иная.

Далила Самсоновна Акивис в своей работе «Отцовская любовь» отмечает, что любящий отец нередко более эффективный воспитатель, чем женщина. Отец меньше опекает детей, предоставляет им больше самостоятельности, воспитывая в ребенке самодисциплину.

В книге «Искусство любви» Эрих Фромм говорит о роли материнской и отцовской любви для нормального развития ребенка и о коренных различиях в этой любви. Он выделяет два типа любви: материнскую (безусловную, независящую от качеств ребенка) положительным качеством материнской любви является то, что мать любит своей дитя уже за то, что оно есть, и отцовскую (требовательную и справедливую). Именно необходимость заслужить любовь отца заставляет ребенка реализовывать заложенные в нем потенциальные способности. Отец представляет другой полюс человеческого существования, он учит ребенка узнавать дорогу в мир. Роль мужчины необычайно важна в воспитании ребенка. Хоть она и кажется на первый взгляд менее ответственной, именно модель поведения отца формирует в детях самостоятельность и эмоциональную устойчивость.

Таким образов, остро встает необходимость в пропаганде ответственного отцовства в современном российском обществе, а также в обучении и поддержке отцов как родителей. По нашему мнению, одним из приоритетных направлений, в рамках реализации постановления Правительства РФ № 481 от 24.05.2014 г., в работе учреждений государственной поддержки детства является работа Школы Отцов, как инновационная форма сопровождения различных категорий мужчин [4]. На базе ГКУ СО центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г. Азова, Ростовской области разработана и апробируется комплексная программа сопровождения отцов, основной целью которой является пропаганда ответственного отцовства в современной России [3]. Такая цель может быть достигнута посредством следующих поставленных задач, в процессе реализации комплексного программно-целевого подхода:

1) просвещение отцов в социальных, юридических, медицинских, психологических, педагогических вопросах;

2) повышение уровня социально-личностной компетентности отцов как ответственных родителей;

3) формирование ответственного родительства, успешности одинокого отцовства и поддержке авторитета отца в современной российской семье.

Содержание программы направлено на работу специалистов различного профиля с отцами, которые хотели бы разобраться в возникающих проблемах, проанализировать поведение ребенка, найти эффективные способы взаимодействия с ним. Тем самым предупреждаются кризисные ситуации в семьях граждан.

Основополагающими принципами программы являются следующие:

  • принцип приоритета интересов детей и их защита государством на основе нормативно-правовой базы (Конвенция ООН о правах ребенка, Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ);
  • принцип гуманизма – признание уникальности и своеобразия каждого ребенка, создание оптимальных условий для его развития;
  • принцип гармонии – создание гармоничных взаимоотношений в семье с учетом взаимовлияния личности отца и ребенка друг на друга;
  • принцип доступности – информирование отцов об особенностях личности ребенка, его обучения и воспитания;
  • принцип системности при организации жизнедеятельности ребенка и отца;
  • ценностный – в процессе взаимодействия отца и ребенка – становление системы ценностей (личностных, семейных, общественных);
  • принцип детерминации жизнедеятельности семьи, прогнозирование градации или деградации всех участников семейной системы.

Программа предусматривает работу с отцами следующих категорий:

  • отцы, воспитывающие родных детей;
  • отцы, воспитывающие или желающие взять приемного ребенка;
  • отцы-«одиночки», воспитывающие родных или приемных детей.

Эффективность программы обусловлена поэтапным процессом её реализации (рисунок).

1. Сбор информации о проблеме ответственного отцовства в России, в Ростовском регионе, г. Азове и Азовском районе (информационно-просветительский).

2. Обработка и систематизация полученных сведений, формирование банка данных (информационно-накопительный).

3. Освещение проблемы ответственного отцовства в СМИ, разработка буклетов, методических пособий, брошюр, программы обучения в школе отцов «ОТЦЫ И ДЕТИ» (программно-методический).

4. Привлечение специалистов различного профиля, а также общественных, религиозных организаций в реализацию программы «ОТЦЫ И ДЕТИ» (мобилизационный).

5. Индивидуальное консультирование и диагностирование мужчин, членов группы обучения в школе отцов (консультационный).

6. Обучение по программе «ОТЦЫ И ДЕТИ», используя различные формы работы (лекции, тренинги, воркшопы, консультации, круглые столы) (образовательный).

7. Мониторинг результативности решения проблемы на городском и районном уровне (мониторинговый).

pic_45.wmf

Структурно-функциональная схема реализации программы

Курс программы сопровождения в рамках школы отцов рассчитан на 15 занятий, а объем составляет 45 часов. На первом занятии рассказывается о целях и принципах работы, поясняются организационные моменты: последовательность обучения, в какой форме будут проходить занятия, какие методические материалы получат слушатели. Распределение времени во время занятия может варьироваться ведущими в зависимости от заинтересованности слушателей, т.е. в течение занятия большая часть времени может быть посвящена обсуждению проблемных ситуаций из жизни отцов, а время лекционного курса уменьшено, и наоборот.

Занятия не всегда остаются в рамках заданной темы, так как они, как правило, предполагают обращение участников группы к собственному опыту. Иногда такие спонтанные обсуждения дают гораздо больше, чем тщательно спланированные занятия.

В конце курса проводится заключительное занятие, которое позволяет подвести итоги, обсудить вопросы, которые остались без ответа, узнать, насколько оправдались ожидания слушателей.

В современном обществе происходит переосмысление отцовства. Различные научные школы приходят к похожим выводам: отец влияет на психическое развитие ребенка, способствуя формированию идентичности сына и дочери, их эмоциональному благополучию, когнитивному развитию. Отец является таким же важным и необходимым для ребенка человеком, как и мать. Однако важно не просто только его номинальное присутствие, но способность мужчины быть компетентным отцом: проявлению эмоциональной теплоты, отзывчивости, поддержкИ.

Информационная компания, проведенная в Ростовском регионе с целью установления востребованности данного направления работы на рынке образовательных услуг, показала, что практически в каждой группе или классе образовательных учреждений, найдутся представители родителей сильного пола, занимающиеся воспитанием ребенка в одиночку и нуждающиеся в поддержке со стороны государства и общественности. Отцы сами говорили, что сталкиваются с препоной о стороны общества в вопросах воспитания ребенка (посещение общественных мероприятий, прием у врача, присутствие на собраниях в образовательных учреждениях и т.д.). В сознании большинства российского общества уже прочно укоренилось представление о «второстепенной» роли отца как родителя.

Сегодня назрел вопрос о поднятии авторитета отца в нашем государстве, обществу необходимо повернуться лицом к этому вопросу. Идея формирования ответственного отцовства должна стать надежной основой для укрепления семьи, а следовательно, и государства в целом.