Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

НЕЛОКАЛЬНАЯ ЗАДАЧА ДЛЯ УРАВНЕНИЯ ВЛАГОПЕРЕНОСА БИЦАДЗЕ ? ЛЫКОВА

Водахова В.А. 1 Кумыков В.К. 1 Шокуева Ф.Г. 1
1 Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова
Настоящая статья посвящена исследованию вопроса однозначной разрешимости нелокальной задачи с операторами дробного в смысле Римана – Лиувилля дифференцирования в краевом условии для вырождающегося гиперболического уравнения в характеристическом двуугольнике. Сформулирована корректная краевая задача со смещением для уравнения Бицадзе – Лыкова. При определенных ограничениях неравенственного типа на известные функции и порядки дробных производных методом интегралов энергии доказана теорема единственности. Методом интегральных уравнений Трикоми вопрос существования решения задачи эквивалентно редуцирован к вопросу разрешимости сингулярного интегрального уравнения второго рода с ядром Коши. Выписано условие, гарантирующее существование регуляризатора, приводящего сингулярное интегральное уравнение к уравнению Фредгольма второго рода, безусловная разрешимость которого следует из единственности решения задачи. Установлено влияние на корректность постановки задачи порядков дробных производных в краевом условии и их связь с порядком вырождения уравнения.
нелокальная задача
оператор дробного дифференцирования
вырождающееся гиперболическое уравнение
уравнение Фредгольма
сингулярное интегральное уравнение
уравнение влагопереноса
1. Бицадзе А.В. Некоторые классы уравнений в частных производных. – М.: Наука, 1981. – 448 с.
2. Водахова В.А., Яхутлова М.Р., Тлимахова Р.Г. Нелокальная задача для уравнения смешанного типа с двумя перпендикулярными линиями вырождения // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 2–3. – С. 416–420.
3. Лебедев Н.Н. Специальные функции и их приложения. – М.-Л., 1953. – 379 с.
4. Лыков А.В. Применение методов термодинамики необратимых процессов к исследованию тепло- и массообмена // Инженерно-физичский журнал. – 1965. – Т. 9. – № 3. – С. 287–304.
5. Мусхелишвили Н.И. Сингулярные интегральные уравнения. – М.: Наука, 1968. – 511 с.
6. Нахушев А.М. Задачи со смещением для уравнений в частных производных. – М.: Наука, 2006. – 287 с.
7. Репин О.А., Кумыкова С.К. Краевая задача с операторами Сайго для уравнения смешанного типа третьего порядка с кратными характеристиками // Известия высших учебных заведений. Математика. – 2015. – № 7. – С. 49–57.
8. Репин О.А., Кумыкова С.К. Нелокальная задача с обобщенными операторами дробного дифференцирования для уравнения смешанного типа в неограниченной области // Известия высших учебных заведений. Математика. – 2015. – № 4. – С. 60–64.
9. Репин О.А., Кумыкова С.К. Об одной нелокальной задаче для уравнения смешанного типа третьего порядка с кратными характеристиками // Дифференциальные уравнения. – 2015. – Т. 51. – № 6. – С. 755–763.
10. Самко С.Г., Килбас А.А., Маричев О.И. Интегралы и производные дробного порядка и некоторые их приложения. – Минск: Наука и техника, 1987. – 688 с.

В современной теории дифференциальных уравнений с частными производными теория локальных и нелокальных краевых задач для вырождающихся гиперболических и смешанного типов уравнений является одним из важнейших разделов, изучению которого посвящено немало публикаций. Повышенный интерес к уравнениям смешанного типа объясняется как теоретической значимостью получаемых результатов, так и многочисленными практическими приложениями в газовой динамике, теории бесконечно малых изгибаний поверхностей, в безмоментной теории оболочек, в магнитной гидродинамике, в теории электронного рассеивания, в математической биологии. Они имеют большое значение при математическом моделировании нефтяных пластов, фильтраций грунтовых вод, переноса тепла и массы в объекте, имеющего сложное строение электрических колебаний в проводах и других областях.

Анализ литературы по гиперболическим уравнениям переноса влаги в пористых средах показал, что наиболее адекватными реальной ситуации моделями являются математические модели, в основе которых лежит уравнение А.В. Лыкова с младшим членом, учитывающим движение почвенной влаги под действием гравитационных сил

Одномерный поток влаги в капиллярно-пористом теле поликапиллярной структуры u = u(ξ, t) связан с влажностью w = w(ξ, t) в точке ξ в момент времени t обобщенным законом переноса влаги

vodahova01.wmf

где D – коэффициент диффузии; ρ – плотность; a0 – коэффициент пропорциональности, зависящий от пористости тела, его капиллярных свойств и вязкости жидкости.

Если u и w связаны законом сохранения массы

vodahova02.wmf

то получим систему дифференциальных уравнений. Производя замену

ρw = v; x = t/a0; y = ξ/a0,

а затем обозначив

a = –a0/D,

где a – безразмерная величина, придадим системе следующий вид:

y2ux + vy – au = 0; vx + uy = 0.

Дифференцируя первое по x, а второе по y и исключив v(x, y), получим уравнение А.В. Лыкова для определения u(x, y)

y2uxx – uyy + aux = 0.

Отметим, что это уравнение было приведено А.В. Бицадзе [1] как пример уравнения, для которого при vodahova03.wmf корректна по Адамару задача Коши с начальными данными на любом участке x0 < x < x1 линии y = 0 параболического вырождения, хотя нарушено известное условие Геллерстедта, а А.М. Нахушевым [6] как пример уравнения, для которого при vodahova04.wmf задача Дарбу не является корректной и характеристики не являются равноправными как носители граничных данных.

Цель исследования – доказать однозначную разрешимость задачи с дробными производными в краевом условии для вырождающегося гиперболического уравнения в характеристическом двуугольнике.

Постановка задачи. Рассмотрим уравнение влагопереноса

vodahova05.wmf (1)

где a – действительная постоянная, причем vodahova06.wmf, в характеристическом двуугольнике, ограниченном характеристиками уравнения (1)

vodahova07.wmf vodahova08.wmf

vodahova09.wmf vodahova10.wmf

Пусть vodahova11.wmf vodahova12.wmf I – интервал 0 < x < 1 прямой y = 0.

Задача: Найти решение

vodahova13.wmf

уравнения (1) из класса vodahova14.wmf, удовлетворяющее условиям

vodahova15.wmf (2)

vodahova16.wmf (3)

и условию сопряжения vodahova17.wmf, где bi(x), ai(x), ci(x), α(x), β(x) – заданные функции, причем vodahova18.wmf bi(x), ai(x), α(x), vodahova19.wmf i = 1, 2, vodahova20.wmf – точки пересечения характеристик уравнения (1), выходящих из точки (x, 0) ∈ I, с характеристиками AC, AD; vodahova21.wmf – точки пересечения характеристик уравнения (1), выходящих из точки (x, 0) с характеристиками BC, BD. Здесь и в дальнейшем vodahova22.wmf – операторы дробного в смысле Римана – Лиувилля интегро-дифференцирования порядка α с началом в точке a [3, 10].

Доказательство единственности решения. Введем обозначения

vodahova23.wmf vodahova24.wmf vodahova25.wmf

Решение задачи Коши для уравнения (1) при vodahova26.wmf имеет вид [1]

vodahova27.wmf (4)

где i = 1, 2; vodahova28.wmf vodahova29.wmf Г(α) – гамма-функция Эйлера [3].

Удовлетворяя (4) краевым условиям (2) (3), получим соотношения между τ(x) и vi(x), принесенные на vodahova30.wmf из областей Ω1 и Ω1 соответственно

vodahova31.wmf (5)

vodahova32.wmf (6)

Теорема. В области Ω не может существовать более одного решения задачи (1)–(3), если либо

vodahova33.wmf, (7)

либо α(x) ≡ 1,

vodahova34.wmf (8)

vodahova35.wmf (9)

vodahova36.wmf (10)

vodahova37.wmf (11)

vodahova38.wmf (12)

Доказательство. При ci(x) = 0 и выполнении условий (7) равенства (5), (6) примут вид

vodahova39.wmf vodahova40.wmf

В силу принципа экстремума для гиперболических уравнений [1, 6] положительный максимум (отрицательный минимум) функции u(x, y) в vodahova41.wmf достигается на vodahova42.wmf. Пусть положительный максимум функции u(x, y) достигается в точке (x, 0) ∈ I. Пользуясь тем, что дробные производные vodahova43.wmf, vodahova44.wmf в точке положительного максимума строго положительны (в точке отрицательного минимума строго отрицательны) [6], получаем v1(x) < 0, v2(x) > 0. Это противоречит условию сопряжения при β(x) = 0, α(x) > 0.

При ci(x) = 0 и выполнении условий (8), (9) равенства (5), (6) примут вид

vodahova45.wmf

vodahova46.wmf

где

vodahova47.wmf

vodahova48.wmf

vodahova49.wmf

vodahova50.wmf

Рассмотрим интеграл

vodahova51.wmf

Вводя обозначения

vodahova52.wmf vodahova53.wmf

с учетом формулы обращения интегрального уравнения Абеля [3] получим

vodahova54.wmf

Воспользуемся известной формулой для функции Г(μ) [4]

vodahova55.wmf

Полагая vodahova56.wmf μ = 1/2 и поменяв порядок интегрирования, будем иметь

vodahova57.wmf

Отсюда, интегрируя по частям, с учетом того, что A1(1) = 0, B0(0) = 0, будем иметь

vodahova58.wmf

При выполнении условий (10), (11) теоремы единственности vodahova59.wmf. Далее рассмотрим интеграл

vodahova60.wmf

Последнее с учетом предыдущих вычислений представимо в виде

vodahova61.wmf

Так же, как и при вычислении интеграла vodahova62.wmf при выполнении условий (10), (12) теоремы единственности, нетрудно усмотреть, что vodahova63.wmf. Так как при α(x) = 1, β(x) = 1 будет v1(x) = v2(x), то

vodahova64.wmf

Следовательно,

vodahova65.wmf vodahova66.wmf vodahova67.wmf

vodahova68.wmf

Из того, что t –1/2 ≥ 0, заключаем, что

vodahova69.wmf vodahova70.wmf vodahova71.wmf vodahova72.wmf

для всех t ∈ [0, ∞), в частности при t = 2πk, k = 0, 1, 2, .... При таких значениях t функции sin tξ и cos tξ образуют полную ортогональную систему функций в L2.

Таким образом, τ(x) = 0, vi(x) = 0, i = 1, 2 почти всюду. А так как эти функции непрерывны по условию, то τ(x) = 0 и vi(x) = 0 всюду. Отсюда Ui(x, y) = 0 в Ωi как решение задачи Коши с нулевыми данными и, следовательно, решение задачи (1)–(3) единственно.

Доказательство существования решения задачи. Исключая τ(x) из (5) и (6) при выполнении условий теоремы единственности и условий сопряжения, будем иметь

vodahova73.wmf (13)

где vodahova74.wmf

vodahova75.wmf

В результате преобразований вопрос существования решения уравнения (13) сведен к вопросу разрешимости сингулярного интегрального уравнения с ядром Коши [5].

vodahova76.wmf (14)

где vodahova77.wmf vodahova78.wmf

Условие

vodahova79.wmf

гарантирует существование регуляризатора, приводящего уравнение (14) к уравнению Фредгольма второго рода при A(x) ≠ 0.

Из возможности приведения задачи к эквивалентному интегральному уравнению Фредгольма второго рода и единственности искомого решения следует существование решения поставленной задачи. По найденному v2(x) определяется v1(x), а затем τ(x) и решения Ui(x, y) (i = 1, 2) задачи в областях Ωi, как решение задачи Коши по формуле (4). Нелокальные задачи для вырождающихся гиперболических и смешанного типов уравнений исследовались также в работах [2, 7–9].


Библиографическая ссылка

Водахова В.А., Кумыков В.К., Шокуева Ф.Г. НЕЛОКАЛЬНАЯ ЗАДАЧА ДЛЯ УРАВНЕНИЯ ВЛАГОПЕРЕНОСА БИЦАДЗЕ ? ЛЫКОВА // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 9-1. – С. 17-22;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36170 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674