Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

О НЕОБХОДИМОСТИ И ПРОЦЕССЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ГУМАНИТАРНОМ ВУЗЕ

Плотникова Е.Б. 1 Царан А.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова»
Статья посвящена проблеме интеллектуального воспитания обучающихся в гуманитарном вузе как необходимости обеспечить общество «окультуренным интеллектом» субъектов интеллектуальной деятельности – людьми, способными решать гуманитарные проблемы и задачи с учетом целесообразности, точности, своевременности, системности и минимума ошибок в решениях. В статье раскрываются понятия об интеллектуальной культуре и интеллектуальной социализации личности, о нравственной основе интеллектуальной деятельности и уровнях освоения обучающимся интеллектуальных ценностей, чувствительности и адекватности в отношении к интеллектуальным традициям и новациям. Использованы материалы исследователей организационной и содержательной стороны интеллектуального воспитания личности; классиков и современников теории воспитывающего обучения, концепций педагогики гуманитарного образования. Cформулированы педагогические условия собственно интеллектуального воспитания (окультуривание интеллекта) студентов-гуманитариев, обучающихся в вузе. Это: 1) укрупнение воспитательной компоненты процесса обучения студентов в вузе; 2) специализированное экспертирование интеллектуальных трудов студентов; 3) профессионализация интеллектуальной деятельности студентов.
интеллектуальное воспитание
интеллектуальная культура
окультуренный интеллект
обучающиеся в гуманитарном вузе
гуманитарное образование
педагогические аспекты интеллектуализации как основы профессионализации студентов-гуманитариев
1. Бабунова Е.С. Место культуры и ее этнических функций в этнокультурном образовании / Е.С. Бабунова // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – № 3. – С. 221–228.
2. Великанова С.С. Обеспечение соответствия профессионального обучения требованиям общества по подготовке специалиста / Математика. Приложение математики в экономических, технических и педагогических исследованиях: сб. научных трудов. Под ред. М.В. Бушмановой. – Магнитогорск, 2004. – С. 224–225.
3. Комплекс педагогических условий эффективной профессиональной подготовки студентов филиалов / Веденеева О.А., Савельев Д.А., Пушаева М.А. // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – № 3. – С. 215–220.
4. Плотникова Е.Б. Воспитывающее обучение: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е.Б. Плотникова. – М.: Изд. центр Академия, 2010. – 176 с.
5. Плотникова Е.Б. Развитие интеллектуальной культуры студентов: монография / Е.Б. Плотникова. – М.: Изд-во УРАО; Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2011. – 305 с.
6. Плотникова Е.Б. Развитие интеллектуальной культуры студентов современного гуманитарного вуза средствами воспитывающего обучения / Е.Б. Плотникова // Мир науки, культуры, образования. – 2010. – № 2. – С. 166–168.
7. Преподавание учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» студентам гуманитарных специальностей вузов: проблема программно-содержательного обеспечения педагогического процесса и пути ее решения / Якупов А.М., Кувшинова И.А., Костенок П.И., Денисова В.В. / Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 2–2. – С. 321–328.
8. Сайгушев Н.Я. Непрерывное воспитание / Н.Я. Сайгушев. – Магнитогорск, 1997.
9. Царан А.А. Нравственные аспекты умственного труда / А.А. Царан // Современная педагогика. – 2015. – № 4(29). – С. 114–117.

Современные реалии высшего гуманитарного образования диктуют необходимость поискам наиболее эффективных и ясных путей интеллектуального воспитания обучающихся, позволяют сформулировать одноименную педагогическую проблему. Под целью или основным ожидаемым результатом такого воспитания в исследовании авторов понимается формирование у адресатов интеллектуальной культуры, т.е. продвижение по ступеням развития интеллектуально-нравственной зрелости в опыте решения гуманитарных проблем и задач. С авторской точки зрения, данный вид воспитания призван обеспечить студентам переход от элементарного уровня интеллектуальной воспитанности к следующим – необходимому и достаточному его уровням. Авторы считают, что в данном виде воспитания не последнюю роль играет процесс педагогически управляемой интеллектуальной социализации – развития у студентов способности доводить свой интеллектуальный труд, его результаты до отметки «имеющий общественную значимость», что обеспечивается такой предпосылкой и базовой основой «социализированного интеллектуального труда» как интеллектуальная культура.

О необходимости интеллектуального воспитания студентов современного гуманитарного вуза говорит практика исследования их интеллектуальной (научно-исследовательской, поисковой, творческой) деятельности (проектирование, моделирование, программирование, разработки и проч.). Анализ качества работ свидетельствует о недостаточности показателей интеллектуальной культуры, а именно о недостаточности:

а) нравственной зрелости, например, при выборе проблем для поиска решений (узнавание и игнорирование псевдопроблем, видение проблемы в системе ее внутренних и внешних факторов, скорости реагирования на проблему и т.д.);

б) корректности при оформлении идей или текстов (использование по назначению интеллектуальной традиции, ценностей письменной и устной культуры – краткости и емкости выражений, их эстетики и точности, наличие научного и здравого смыслов);

в) четкости видения практической (научной или профессионально-прикладной) значимости интеллектуального труда (перспективы, эффектов, экономии средств).

Для изменения ситуации потребовалось уточнение арсенала: критериев и показателей оценки результата интеллектуального воспитания студентов-гуманитариев; принципов и методов организации и педагогической регуляции интеллектуального воспитания студентов-гуманитариев; средств решения проблемы интеллектуального воспитания обучающихся в гуманитарном вузе (см. табл. 1, 2).

Как видно из табл. 1, в основе данного критериального аппарата лежит принцип восхождения от теоретического к практическому уровню освоения и применения обучающимися знаний об интеллектуальной культуре человечества. Главные качества студентов-гуманитариев как носителей интеллектуальной культуры – способность генерировать полезные человеку, обществу, природе идеи; корректно составлять и представлять тексты; проявлять чувствительность к гуманитарным проблемам, адекватность к их решениям.

«Интеллектуальная культура студентов-гуманитариев – это область взаимосвязи когнитивных и гуманитарных ценностей, направляющих способность обучающихся к рефлексии, к концентрации внимания и абстрагированию от несущественной информации в решении гуманитарных проблем и задач» [5, С. 95; 6]. Это продукт педагогической деятельности, зафиксированный в ее результате – тексте, имеющем эстетическую привлекательность и общественную пользу; идее, демонстрирующей разумно-рациональное решение проблемы или задачи; мысли, открывающей индивиду или обществу перспективу совершенствования и преобразования. Интеллектуальная культура студентов – есть основа интеллектуальной деятельности, обеспеченной прочными жизненными позициями ее субъектов, зрелостью представлений о предназначении человека на земле, мотивами совершить социально одобряемый поступок в виде эффективно разработанной идеи или проекта, одобренного исследования или удачно сформулированного текста и прочее. «Интеллектуальная культура личности – есть следствие ее интеллектуальной социализации, т.е. овладения интеллектуальными ценностями, необходимыми для реализации мыслительного опыта в общественной жизни» [5, с. 154; 6]. «К ее формированию ведет воспитание ума» [4, с. 5; 29]. Главное убеждение авторов связано с тем, что основной детерминантой интеллектуальной культуры как результата воспитания умственной деятельности является ее нравственный аспект. По словам А.А. Царана, «нельзя отделить нравственность от умственного труда, ибо нравственность, интеллект и физические силы – это ключевые подсистемы одной системы Человека и Человечества»; «главные нравственные показатели умственного труда – разумные идеи, полезные изобретения, приумноженные знания…»; «в основе нравственной стороны умственного труда – воспитанная личность, личность с богатым внутренним миром, высоким уровнем духовности, избирательности по отношению к моделям жизнедеятельности, правилам и нормам жизни, поступкам и делам» [9].

Авторы данной статьи вполне согласны с исследователями в вопросах: необходимости приведения к соответствию различных видов (познавательной, интеллектуальной, творческой и проч.) деятельности субъектов вузовского образования требованиям общества [2]; обоснования значения для интеллектуальной деятельности этнокультурных компетенций [1]; провозглашения ведущего принципа воспитания – его непрерывности [8]; с точки зрения формирования профессионала, владеющего знаниями и навыками безопасной жизнедеятельности [7]. Нет сомнений и в важности обоснованных педагогических условий эффективной подготовки обучающихся к профессии и самореализации в обществе, в основе которой лежит интеллектуальная деятельность. В числе таких условий О.А. Веденеева, Д.А. Савельев, М.А. Пушаева выделяют: усвоение культурных ценностей и традиций, обязательную рефлексию учебной деятельности, усиление гуманистических позиций обучающихся, согласование внешних и внутренних факторов процесса познания, обогащение информационного поля студентов и др. [3]. В интеллектуальном воспитании студентов-гуманитариев, с авторской точки зрения, эти условия вполне актуальны, имеют глубинный окультуривающий интеллектуальную деятельность смысл.

Таблица 1

Критерии и показатели результатов интеллектуального воспитания обучающихся в гуманитарном вузе

Критерии

Показатели критерия по уровням

Знаниевый (элементарный) уровень

Адаптивный

(необходимый) уровень

Эффективный

(достаточный уровень)

Ценность интеллектуального труда

Студент имеет представление об интеллектуальной культуре в виде систем интеллектуальных ценностей, традиций

Студент умеет проецировать признаки интеллектуальной культуры на конкретную интеллектуальную деятельность

Студент получает внешнее одобрение своего интеллектуального труда, имеет высокую ее оценку по критерию «ценная работа» или имеющая конкретное значение (тот или иной эффект) для профессионального решения гуманитарных проблем и задач

Корректность, эстетика

интеллектуального труда

Студент имеет представление о корректном заимствовании информации для своего интеллектуального труда, знает правила оформления идей, текстов, ссылок, цитат

Студент владеет навыком использования правил корректного заимствования информации для своего интеллектуального труда, грамотного оформления идей, текстов, ссылок, цитат в своей интеллектуальной деятельности

Студент успешно проходит

экспертизу своих интеллектуальных трудов по программе «Антиплагиат»; демонстрирует эстетическую привлекательность, презентабельность текстов, ссылок, цитат; грамотность, доступность, обоснованность (убедительность) изложения идей

Востребованность интеллектуального труда

Студент имеет представления о пользе своего интеллектуального труда, знает место и способ его практического применения

Студент способен предложить свой интеллектуальный труд специалистам, практикующим в той или иной (например, гуманитарной) сфере деятельности

Студент получает запрос на свою интеллектуальную деятельность со стороны специалистов профессиональной гуманитарной сферы, выполняет его, обеспечивая убедительным и эстетически привлекательным и рациональным обоснованием

Таблица 2

Принципы и методы интеллектуального воспитания обучающихся в гуманитарном вузе

Принципы интеллектуального воспитания

студентов-гуманитариев

Методы интеллектуального воспитания

студентов-гуманитариев

Прочности освоения адресатом систем интеллектуальных ценностей человечества, центрации внимания на культурном контексте интеллектуальной деятельности

Сократическая беседа

Интерактивный, языковой,

текстовый/контекстовый,

мотивационный, изобретательский

и др. тренинги

«Поединок» эрудитов

Рефлексия здравомыслия, рациональности

Моделирование гуманитарных проблем,

конструирование решений

Деловая и ролевая игра

Экспертная оценка объекта

Системный, факторный,

социометрический и др. анализ объекта

Генерирование и оппонирование идей

Опредмечивание ценностей

Эксперимент, разработка, проектирование

Идентификация (культурная)

Дифференциация стереотипов

Этнизация, этизация и эстетизация

интеллектуального творчества

Диагностика творческого, личностного,

социального, духовного интеллекта

Информатизация образовательного

пространства

Ориентации адресата на практическую (профессиональную) реализацию результатов его интеллектуального труда

Оценки интеллектуальных действий и событий по критериям их корректности, эстетической привлекательности и контролируемости

Стимулирования интеллектуальной активности, инициативности, интерактивности адресата

Развития у адресата интеллектуальной адаптивности к профессии

Обеспечения интеллектуальной деятельности организационно-техническими и психологическими условиями

Преемственности процессов педагогического управления и самоуправления интеллектуальной деятельности

Воспитывающего обучения или социализации интеллектуальной деятельности адресата с усилением процессов ее гуманитаризации

В свою очередь, авторами были сформулированы педагогические условия собственно интеллектуального воспитания (окультуривание интеллекта) студентов-гуманитариев, обучающихся в вузе. Это:

1) укрупнение воспитательной компоненты процесса обучения студентов в вузе;

2) специализированное экспертирование интеллектуальных трудов студентов;

3) профессионализация интеллектуальной деятельности студентов.

«Окультуривание интеллекта» – одно из ведущих понятий нашего исследования. Под окультуриванием интеллекта следует понимать приведение способности человека мыслить к соответствию критериям определенной культуры. Такая способность должна:

а) быть управляема, организована, воспитана;

б) соответствовать традициям и новациям, ценностям и нормативам какой-либо из культур (этнической, профессиональной, научной и др.);

в) демонстрировать в мыследеятельности автора наличие здравого смысла, стремления к преобразованиям, не противоречащим интересам человека, общества, природы.

Управление интеллектом является проявлением внешней и внутренней педагогической активности человека (реализуется в актах воспитания и самовоспитания).

Развитие интеллектуальной культуры личности подкрепляется (должно подкрепляться) воспитывающим обучением. В гуманитарном вузе оно должно обеспечиваться (обеспечивается) совокупностью методов и искусством преобразования человека, формирования в нем качеств носителя и транслятора коллективной мудрости, наряду с поддержкой качеств воссоздателя интеллектуальной собственности. Основной метод такого обучения в гуманитарном вузе, направленного на интеллектуальное воспитание студентов, – опредмечивание интеллектуальных ценностей (традиций, новаций, нормативов, правил), актуальных при лоббировании интересов, исследовании проблем и задач определенной социальной группы (в данном случае – профессионалов гуманитарной сферы).

Если воспитывающее обучение, наряду с требованиями трудоемкости и наукоемкости, отвечает требованиям культуроемкости, то оно обеспечивает развитие у обучающихся интеллектуального опыта (мыслительной активности, инициативности, адаптивности) в системе научных знаний, сочетающихся с культурными идеалами Человечества; ответственности и чувствительности по отношению к проблемам Другого, к ценностям, культурному генофонду Человечества и т.п.; непримиримости к проявлениям антикультуры, антигуманизма, антипрофессионализма; псевдознаний, псевдонаук, псевдоценностей, псевдопроблем и т.п. Когда воспитывающее обучение отвечает требованиям рефлексивности и мировоззренческой определенности, тогда оно развивает у обучающихся: прочное понимание смыслов интеллектуальной деятельности; адекватное, регулируемое восприятие критики и самокритики; мотивацию деятельностного познания.

Важным атрибутом воспитывающего обучения (основы интеллектуального воспитания) студентов-гуманитариев является эффективная, хорошо организованная интеллектуальная коммуникация (интеллектуальная среда, интеллектуальные взаимоотношения, интеллектуальное сотрудничество). При хорошо организованных интеллектуальных взаимодействия студентов с представителями интеллектуальной элиты страны или людьми, занятыми в профессиональной деятельности решением сложных проблем и задач, воспитывающее обучение гарантированно достигает своей цели. Актуальны в этом методы непосредственного и опосредованного дистанционными технологиями общения (методы он-лайн встреч, дискуссий и конференций; внутривузовских, общероссийских и международных конкурсов и др.) – современные методы информационно-коммуникационных технологий…

Итак, научная педагогическая проблема интеллектуального воспитания студентов-гуманитариев в вузе, в понимании авторов данной статьи:

а) заключается в поиске наилучших способов развития у обучающихся интеллектуальной культуры, а именно, нравственной зрелости интеллектуального опыта;

б) позволяет выдвинуть на передний план педагогического процесса понятие об интеллектуальной социализации личности;

в) решается с помощью методов и технологий воспитывающего обучения.

Авторы глубоко убеждены в том, что интеллектуальное воспитание студентов современного гуманитарного вуза в эпоху всеобщей интеллектуализации как объект (проблема) научного педагогического исследования заслуживает как просто внимания, так и детальной проработки ее всевозможных аспектов, научного и методического обеспечения. Однако стоит заметить, что окончательное заключение в этом вопросе еще только предстоит сформулировать, найти наиболее эффективные пути его разрешения.


Библиографическая ссылка

Плотникова Е.Б., Царан А.А. О НЕОБХОДИМОСТИ И ПРОЦЕССЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ГУМАНИТАРНОМ ВУЗЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 8-2. – С. 353-357;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36160 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674