Современные реалии высшего гуманитарного образования диктуют необходимость поискам наиболее эффективных и ясных путей интеллектуального воспитания обучающихся, позволяют сформулировать одноименную педагогическую проблему. Под целью или основным ожидаемым результатом такого воспитания в исследовании авторов понимается формирование у адресатов интеллектуальной культуры, т.е. продвижение по ступеням развития интеллектуально-нравственной зрелости в опыте решения гуманитарных проблем и задач. С авторской точки зрения, данный вид воспитания призван обеспечить студентам переход от элементарного уровня интеллектуальной воспитанности к следующим – необходимому и достаточному его уровням. Авторы считают, что в данном виде воспитания не последнюю роль играет процесс педагогически управляемой интеллектуальной социализации – развития у студентов способности доводить свой интеллектуальный труд, его результаты до отметки «имеющий общественную значимость», что обеспечивается такой предпосылкой и базовой основой «социализированного интеллектуального труда» как интеллектуальная культура.
О необходимости интеллектуального воспитания студентов современного гуманитарного вуза говорит практика исследования их интеллектуальной (научно-исследовательской, поисковой, творческой) деятельности (проектирование, моделирование, программирование, разработки и проч.). Анализ качества работ свидетельствует о недостаточности показателей интеллектуальной культуры, а именно о недостаточности:
а) нравственной зрелости, например, при выборе проблем для поиска решений (узнавание и игнорирование псевдопроблем, видение проблемы в системе ее внутренних и внешних факторов, скорости реагирования на проблему и т.д.);
б) корректности при оформлении идей или текстов (использование по назначению интеллектуальной традиции, ценностей письменной и устной культуры – краткости и емкости выражений, их эстетики и точности, наличие научного и здравого смыслов);
в) четкости видения практической (научной или профессионально-прикладной) значимости интеллектуального труда (перспективы, эффектов, экономии средств).
Для изменения ситуации потребовалось уточнение арсенала: критериев и показателей оценки результата интеллектуального воспитания студентов-гуманитариев; принципов и методов организации и педагогической регуляции интеллектуального воспитания студентов-гуманитариев; средств решения проблемы интеллектуального воспитания обучающихся в гуманитарном вузе (см. табл. 1, 2).
Как видно из табл. 1, в основе данного критериального аппарата лежит принцип восхождения от теоретического к практическому уровню освоения и применения обучающимися знаний об интеллектуальной культуре человечества. Главные качества студентов-гуманитариев как носителей интеллектуальной культуры – способность генерировать полезные человеку, обществу, природе идеи; корректно составлять и представлять тексты; проявлять чувствительность к гуманитарным проблемам, адекватность к их решениям.
«Интеллектуальная культура студентов-гуманитариев – это область взаимосвязи когнитивных и гуманитарных ценностей, направляющих способность обучающихся к рефлексии, к концентрации внимания и абстрагированию от несущественной информации в решении гуманитарных проблем и задач» [5, С. 95; 6]. Это продукт педагогической деятельности, зафиксированный в ее результате – тексте, имеющем эстетическую привлекательность и общественную пользу; идее, демонстрирующей разумно-рациональное решение проблемы или задачи; мысли, открывающей индивиду или обществу перспективу совершенствования и преобразования. Интеллектуальная культура студентов – есть основа интеллектуальной деятельности, обеспеченной прочными жизненными позициями ее субъектов, зрелостью представлений о предназначении человека на земле, мотивами совершить социально одобряемый поступок в виде эффективно разработанной идеи или проекта, одобренного исследования или удачно сформулированного текста и прочее. «Интеллектуальная культура личности – есть следствие ее интеллектуальной социализации, т.е. овладения интеллектуальными ценностями, необходимыми для реализации мыслительного опыта в общественной жизни» [5, с. 154; 6]. «К ее формированию ведет воспитание ума» [4, с. 5; 29]. Главное убеждение авторов связано с тем, что основной детерминантой интеллектуальной культуры как результата воспитания умственной деятельности является ее нравственный аспект. По словам А.А. Царана, «нельзя отделить нравственность от умственного труда, ибо нравственность, интеллект и физические силы – это ключевые подсистемы одной системы Человека и Человечества»; «главные нравственные показатели умственного труда – разумные идеи, полезные изобретения, приумноженные знания…»; «в основе нравственной стороны умственного труда – воспитанная личность, личность с богатым внутренним миром, высоким уровнем духовности, избирательности по отношению к моделям жизнедеятельности, правилам и нормам жизни, поступкам и делам» [9].
Авторы данной статьи вполне согласны с исследователями в вопросах: необходимости приведения к соответствию различных видов (познавательной, интеллектуальной, творческой и проч.) деятельности субъектов вузовского образования требованиям общества [2]; обоснования значения для интеллектуальной деятельности этнокультурных компетенций [1]; провозглашения ведущего принципа воспитания – его непрерывности [8]; с точки зрения формирования профессионала, владеющего знаниями и навыками безопасной жизнедеятельности [7]. Нет сомнений и в важности обоснованных педагогических условий эффективной подготовки обучающихся к профессии и самореализации в обществе, в основе которой лежит интеллектуальная деятельность. В числе таких условий О.А. Веденеева, Д.А. Савельев, М.А. Пушаева выделяют: усвоение культурных ценностей и традиций, обязательную рефлексию учебной деятельности, усиление гуманистических позиций обучающихся, согласование внешних и внутренних факторов процесса познания, обогащение информационного поля студентов и др. [3]. В интеллектуальном воспитании студентов-гуманитариев, с авторской точки зрения, эти условия вполне актуальны, имеют глубинный окультуривающий интеллектуальную деятельность смысл.
Таблица 1
Критерии и показатели результатов интеллектуального воспитания обучающихся в гуманитарном вузе
Критерии |
Показатели критерия по уровням |
||
Знаниевый (элементарный) уровень |
Адаптивный (необходимый) уровень |
Эффективный (достаточный уровень) |
|
Ценность интеллектуального труда |
Студент имеет представление об интеллектуальной культуре в виде систем интеллектуальных ценностей, традиций |
Студент умеет проецировать признаки интеллектуальной культуры на конкретную интеллектуальную деятельность |
Студент получает внешнее одобрение своего интеллектуального труда, имеет высокую ее оценку по критерию «ценная работа» или имеющая конкретное значение (тот или иной эффект) для профессионального решения гуманитарных проблем и задач |
Корректность, эстетика интеллектуального труда |
Студент имеет представление о корректном заимствовании информации для своего интеллектуального труда, знает правила оформления идей, текстов, ссылок, цитат |
Студент владеет навыком использования правил корректного заимствования информации для своего интеллектуального труда, грамотного оформления идей, текстов, ссылок, цитат в своей интеллектуальной деятельности |
Студент успешно проходит экспертизу своих интеллектуальных трудов по программе «Антиплагиат»; демонстрирует эстетическую привлекательность, презентабельность текстов, ссылок, цитат; грамотность, доступность, обоснованность (убедительность) изложения идей |
Востребованность интеллектуального труда |
Студент имеет представления о пользе своего интеллектуального труда, знает место и способ его практического применения |
Студент способен предложить свой интеллектуальный труд специалистам, практикующим в той или иной (например, гуманитарной) сфере деятельности |
Студент получает запрос на свою интеллектуальную деятельность со стороны специалистов профессиональной гуманитарной сферы, выполняет его, обеспечивая убедительным и эстетически привлекательным и рациональным обоснованием |
Таблица 2
Принципы и методы интеллектуального воспитания обучающихся в гуманитарном вузе
Принципы интеллектуального воспитания студентов-гуманитариев |
Методы интеллектуального воспитания студентов-гуманитариев |
Прочности освоения адресатом систем интеллектуальных ценностей человечества, центрации внимания на культурном контексте интеллектуальной деятельности |
Сократическая беседа Интерактивный, языковой, текстовый/контекстовый, мотивационный, изобретательский и др. тренинги «Поединок» эрудитов Рефлексия здравомыслия, рациональности Моделирование гуманитарных проблем, конструирование решений Деловая и ролевая игра Экспертная оценка объекта Системный, факторный, социометрический и др. анализ объекта Генерирование и оппонирование идей Опредмечивание ценностей Эксперимент, разработка, проектирование Идентификация (культурная) Дифференциация стереотипов Этнизация, этизация и эстетизация интеллектуального творчества Диагностика творческого, личностного, социального, духовного интеллекта Информатизация образовательного пространства |
Ориентации адресата на практическую (профессиональную) реализацию результатов его интеллектуального труда |
|
Оценки интеллектуальных действий и событий по критериям их корректности, эстетической привлекательности и контролируемости |
|
Стимулирования интеллектуальной активности, инициативности, интерактивности адресата |
|
Развития у адресата интеллектуальной адаптивности к профессии |
|
Обеспечения интеллектуальной деятельности организационно-техническими и психологическими условиями |
|
Преемственности процессов педагогического управления и самоуправления интеллектуальной деятельности |
|
Воспитывающего обучения или социализации интеллектуальной деятельности адресата с усилением процессов ее гуманитаризации |
В свою очередь, авторами были сформулированы педагогические условия собственно интеллектуального воспитания (окультуривание интеллекта) студентов-гуманитариев, обучающихся в вузе. Это:
1) укрупнение воспитательной компоненты процесса обучения студентов в вузе;
2) специализированное экспертирование интеллектуальных трудов студентов;
3) профессионализация интеллектуальной деятельности студентов.
«Окультуривание интеллекта» – одно из ведущих понятий нашего исследования. Под окультуриванием интеллекта следует понимать приведение способности человека мыслить к соответствию критериям определенной культуры. Такая способность должна:
а) быть управляема, организована, воспитана;
б) соответствовать традициям и новациям, ценностям и нормативам какой-либо из культур (этнической, профессиональной, научной и др.);
в) демонстрировать в мыследеятельности автора наличие здравого смысла, стремления к преобразованиям, не противоречащим интересам человека, общества, природы.
Управление интеллектом является проявлением внешней и внутренней педагогической активности человека (реализуется в актах воспитания и самовоспитания).
Развитие интеллектуальной культуры личности подкрепляется (должно подкрепляться) воспитывающим обучением. В гуманитарном вузе оно должно обеспечиваться (обеспечивается) совокупностью методов и искусством преобразования человека, формирования в нем качеств носителя и транслятора коллективной мудрости, наряду с поддержкой качеств воссоздателя интеллектуальной собственности. Основной метод такого обучения в гуманитарном вузе, направленного на интеллектуальное воспитание студентов, – опредмечивание интеллектуальных ценностей (традиций, новаций, нормативов, правил), актуальных при лоббировании интересов, исследовании проблем и задач определенной социальной группы (в данном случае – профессионалов гуманитарной сферы).
Если воспитывающее обучение, наряду с требованиями трудоемкости и наукоемкости, отвечает требованиям культуроемкости, то оно обеспечивает развитие у обучающихся интеллектуального опыта (мыслительной активности, инициативности, адаптивности) в системе научных знаний, сочетающихся с культурными идеалами Человечества; ответственности и чувствительности по отношению к проблемам Другого, к ценностям, культурному генофонду Человечества и т.п.; непримиримости к проявлениям антикультуры, антигуманизма, антипрофессионализма; псевдознаний, псевдонаук, псевдоценностей, псевдопроблем и т.п. Когда воспитывающее обучение отвечает требованиям рефлексивности и мировоззренческой определенности, тогда оно развивает у обучающихся: прочное понимание смыслов интеллектуальной деятельности; адекватное, регулируемое восприятие критики и самокритики; мотивацию деятельностного познания.
Важным атрибутом воспитывающего обучения (основы интеллектуального воспитания) студентов-гуманитариев является эффективная, хорошо организованная интеллектуальная коммуникация (интеллектуальная среда, интеллектуальные взаимоотношения, интеллектуальное сотрудничество). При хорошо организованных интеллектуальных взаимодействия студентов с представителями интеллектуальной элиты страны или людьми, занятыми в профессиональной деятельности решением сложных проблем и задач, воспитывающее обучение гарантированно достигает своей цели. Актуальны в этом методы непосредственного и опосредованного дистанционными технологиями общения (методы он-лайн встреч, дискуссий и конференций; внутривузовских, общероссийских и международных конкурсов и др.) – современные методы информационно-коммуникационных технологий…
Итак, научная педагогическая проблема интеллектуального воспитания студентов-гуманитариев в вузе, в понимании авторов данной статьи:
а) заключается в поиске наилучших способов развития у обучающихся интеллектуальной культуры, а именно, нравственной зрелости интеллектуального опыта;
б) позволяет выдвинуть на передний план педагогического процесса понятие об интеллектуальной социализации личности;
в) решается с помощью методов и технологий воспитывающего обучения.
Авторы глубоко убеждены в том, что интеллектуальное воспитание студентов современного гуманитарного вуза в эпоху всеобщей интеллектуализации как объект (проблема) научного педагогического исследования заслуживает как просто внимания, так и детальной проработки ее всевозможных аспектов, научного и методического обеспечения. Однако стоит заметить, что окончательное заключение в этом вопросе еще только предстоит сформулировать, найти наиболее эффективные пути его разрешения.