Иccледование проблемы регионализации профессиональной подготовки будущего учителя cельcкой школы потребовало разработки и обоcнования cоответcтвующей модели данного процеccа. Регионализация профессиональной подготовки основана на представлении о пространстве высшего профессионального образования Российской Федерации как иерархической системе, целостное единство которой образуют следующие уровни [1]: на I уровне представлено высшее профессиональное образование России как важная часть европейской и мировой системы высшего образования; на II уровне выделяется высшее профессиональное образование регионов (округов) как составляющих системы высшего профессионального образования Российской Федерации в целом; на III уровне функционирует высшее профессиональное образование субъектов РФ (республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга); на IV уровне действуют муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования.
Регионализация профессиональной подготовки педагогических кадров для многонациональных регионов Российской Федерации наряду с построением регионально обусловленной системы непрерывного образования предполагает ее адаптацию к социально-экономическим, этнокультурным, конфессиональным, экологическим условиям данного региона и особенностям жизнедеятельности в сельской местности. Результатом этого должно стать обеспечение подготовки специалистов, обладающих специфическими для региона профессиональными знаниями и умениями.
Метод моделирования широко используется в современной науке, поскольку является наиболее подходящим для исследования сложных многомерных объектов, находящихся в полифакторном поле детерминации. Моделирование широко используется при изучении проблемы подготовки кадров, что требует системного рассмотрения, с одной стороны, профессиональной деятельности, к которой готовят студентов (модель учебно-профессиональной и профессиональной деятельности), с другой стороны – содержания образования и обучения (модель профессиональной подготовки) [3, с. 36–41]. В силу большого объема и многогранности того и другого объекта приходится представлять их в виде моделей, которые в свернутом виде отражают наиболее существенные черты профессиональной деятельности и подготовки. Практически в качестве таких моделей выступают, с одной стороны, квалификационные характеристики (требования к умениям, знаниям и личностным качествам специалистов), с другой – учебные планы и учебные программы (содержание учебной информации и комплекс учебных задач, обеспечивающих формирование системы знаний, умений, способствующих выработке профессионально значимых личностных качеств).
Создание в процессе исследования модели регионализации профессиональной подготовки учителя сельской школы многонациональных республик Поволжья требует использования приемов кибернетического моделирования, наиболее отвечающего требованиям раскрытия поведения сложных динамических систем (какими являются в нашем случае системы национально-регионального образования). Кибернетические модели – это динамические модели оптимального управления объектом, внутренняя структура которого нестабильна. Данные модели отличают динамизм и гибкость, возможность описания поведения сложных динамических систем, меняющихся во времени. При таком виде моделирования исследователь отвлекается от различной природы элементов, образующих кибернетические системы, конкретных способов их взаимосвязей и частных закономерностей деятельности этих систем. В нашем исследовании мы использовали только отдельные элементы кибернетического подхода, поскольку задачей исследования было создание образно-схематической модели, модели-аналога, которая является результатом деятельности абстрактного мышления, опирающегося на эмпирический материал. Благодаря этому характеристики объекта исследования (моделирования) выступают как взаимосвязанные и взаимообусловленные.
Процесс моделирования регионализации профессиональной подготовки начинался с формализации объекта, изучения структуры моделируемого процесса (объекта) как сложноорганизованной системы. Результатом формализации являлось содержательное описание закономерностей, характерных для объекта, и особенностей задачи моделирования.
Закономерностями процесса регионализации профессиональной подготовки учителя сельской школы в педвузе являются: взаимообусловленность качества регионально-ориентированной подготовки учителя требованиями общественно-государственного заказа к уровню профессиональной компетентности педагога сельского социума; взаимосвязь содержательно-технологического базиса профессиональной подготовки учителя с тенденциями развития регионально-национальных систем образования; обусловленность этапов профессионально-личностного роста будущего учителя логикой системогенеза профессионально-педагогической деятельности [5].
Завершающим этапом моделирования являлась проверка адекватности созданной модели и её логической непротиворечивости поставленной задаче.
Модельное описание педагогической практики профессиональной подготовки учительских кадров подразумевает фиксацию основных процессов, позволяющую воспроизводить и разрабатывать (разработка как интерпретация) процессы обучения чему-либо. В описании модели отсутствуют рецептурность и жесткая регламентация.
Модель регионализации профессиональной подготовки учителя сельских школ включает взаимосвязь концептуальных блоков (детерминирующего; функционально-целевого; системообразующего; процессуально-деятельностного; критериально-оценочного) и дидактико-технологических модулей (теоретико-гностического; регионально-онтологического; праксиологического; результативно-интегративного).
Детерминирующий блок модели представляет собой совокупность факторов (государственно-административные, нормативно-правовые, социально-экономические, социокультурные, социально-педагогические), обуславливающих необходимость регионализации подготовки учителей для сельского многонационального социума.
Рассмотрев подробно современную сельскую школу, мы выяснили, что в роccийcком общеcтве cельcкая школа вcегда занимала оcобое меcто, была чем-то большим, нежели cугубо образовательное учреждение. Это ее cвоеобразие предопределялоcь иcторичеcкими традициями народной школы, близоcтью к cельcкохозяйcтвенному производcтву и cоциальной жизни деревни, cпецификой локальной изолированной от большой жизни cреды, завиcимоcтью от производcтвенной и cоциальной инфраcтруктуры провинции и, как cледcтвие, из них вытекающее, той cверхзадачей, которую вcегда выполняла и будет выполнять она в экономичеcкой, культурной жизни гоcударcтва и нашего общеcтва. При изучении оcобенноcтей функционирования cельcкой школы возникают трудноcти концептуального характера, так как cело – это cобирательный конcтрукт, которым обозначаютcя различные по типам, уcловиям и видам деятельноcти общеобразовательные школы в cельcкой меcтноcти [7].
Функционально-целевой блок модели составляет совокупность функций и профессионально-образовательных ориентиров практико-прикладной подготовки учительских кадров для села.
Функциями регионализации профессиональной подготовки учителя для сельских школ являются: аксиологическая, лингвокультурологическая, профессионально-воспитывающая, адаптивно-компенсаторная, интегративно-культурологическая, социально-стабилизационная. Данные функции детерминированы спецификой полифункциональной деятельности учителя сельской школы многонациональных республик Поволжья.
Системообразующий теоретико-методологический блок модели регионализации профессиональной подготовки учителя сельской школы включает систему методологических подходов, закономерностей, идей, принципов регионально-ориентированного педагогического образования.
Анализ особенностей развития сельской школы как особого социального института, а также анализ современных тенденций модернизации и развития национально-региональных образовательных систем дает возможность определить концептуальные подходы к развитию регионально-ориентированных систем профессиональной подготовки сельского учителя. Разработка содержательного наполнения системообразующего теоретико-методологического блока модели осуществлялась с учетом необходимости выполнения сельской школой основных специфических функций: культуросозидательной – сохранение культуры народов Поволжья как самобытных этносов, воссоздания ментального пространства российской деревни; человекосозидательной – создание условий для нравственного становления и развития личности человека как высококвалифицированного сельскохозяйственного труженика, способного к самореализации в сельском труде, к жизненному самоопределению как жителя родного села, к жизни в гармонии с окружающей природой; педагогической – воспитание у учащихся национального самосознания и черт национального характера; социальной – восстановление нравственных и бытийных основ крестьянской жизни, укоренения выпускников в сельский социум как людей культуры и хозяев земли. Таковы ценностно-смысловые концептуальные основы развития сельской школы, которая может выполнить указанные функции только через высококвалифицированную деятельность учительских кадров, только при условии, если их выполнение приобретёт личностный смысл для учителей и учащихся. Это означает, что теоретическая модель современной сельской школы должна быть построена на идеях личностно ориентированного образования.
Опыт моделирования вариативных образовательных пространств современной сельской школы свидетельствует о том, что для выполнения вышеобозначенных функций наиболее подходит культурологическая модель личностно ориентированного образования, обоснованная в теоретических работах Е.П. Белозерцева, Е.В. Бондаревской, Н.Б. Крыловой [2, с. 230; 4, с. 18; 6, с. 158, 190].
Теоретико-методологическую основу регионализации профессиональной подготовки учителя сельских школ составляют подходы: социокультурологический, компетентностный, регионально-контекстный, системно-квалитативный, функционально-средовой.
Регионализация профессиональной подготовки учителя cельcкой школы являетcя неотъемлемой cоcтавляющей его профеccиональной подготовки и уcпешно реализуетcя в практике работы педагогичеcкого вуза на оcнове целоcтной концепции, ведущая идея которой отражает общую научную логику процеccа реализации данного вида подготовки, предуcматривающего cледующую поcледовательноcть дейcтвий: оcмыcление процеccа научного познания оcнов педагогичеcкой деятельноcти; раcкрытие cодержание и cпецифичноcть cельcкого cоциума; овладение технологичеcкими оcнованиями будущей профеccиональной деятельноcти в cпецифичеcких уcловиях cельcкого cоциума.
В нашем исследовании регионализация профессиональной подготовки учителя сельских школ базируется на идеях поликультурности, открытости, самоценности личности, социального партнерства республиканского педвуза и сельских школ и др.
Следующий блок модели регионализации профессиональной подготовки учителя сельских школ – процессуально-деятельностный. Смысл данного блока заключается в последовательности, взаимообусловленности и взаимосвязи этапов управления процессом регионализации профессионально-педагогического образования.
Этапами управления регионализацией профессиональной подготовки учителя сельской школы многонационального социума являются: аналитико-маркетинговый этап, диагностический этап, функционально-целевой этап, содержательно-проектировочный этап, организационно-внедренческий этап, мониторинговый этап.
Процессуально-деятельностный блок модели включает в себя и этапы становления учителя сельской школы в период вузовской подготовки как субъекта профессионально-педагогической деятельности: ориентационно-пропедевтический, диагностико-прогностический, базово-технологический, продуктивно-профессиональный этапы [2, 229–243].
Данный блок также включает в себя и комплекс условий, обеспечивающих эффективность регионализации профессиональной подготовки учителя сельских школ, включает следующие группы: организационно-управленческие, процессуально-технологические профессионально-воспитательные Критериально-оценочный блок модели заключается в разработке критериев, показателей, уровней сформированности регионально-обусловленных профессиональных компетенций и подготовленности учителя к работе в полинациональном сельском социуме. В качестве обобщенного социально значимого показателя результативности регионализации профессиональной подготовки учителя сельской школы выступает сформированность профессиональной подготовленности к работе в специфических условиях общеобразовательного учреждения сельского социума, сформированность совокупности регионально-обусловленных компетенций Структурными компонентами профессиональной подготовленности выпускника республиканского педвуза к работе в сельской школе являются: мотивационно-ценностный; профессионально-гностический, профессионально-технологический, профессионально-рефлексивный. В соответствии со структурными компонентами были определены критерии (аксиологический, профессионально-онтологический, организационно-деятельностный, акмеологический), позволяющие определить уровень сформированности данной подготовленности (адаптивно-эмпирический, базово-технологический; функционально-продуктивный, профессионально-системный).
Профессиональная подготовленность выпускника педвуза к работе в сельской школе складывается из совокупности регионально-обусловленных компетенций: коммуникационно-межэтнической; этнолингвистической; этноконфессиональной; краеведческой; культурно-досуговой; информационно-технологической; социально-педагогической [1; 8].
Модель регионализации профессиональной подготовки учителя сельских школы в период вузовского обучения состоит также из совокупности взаимосвязанных и взаимообусловленных дидактико-технологических модулей.
Теоретико-гностический модуль, регионально-онтологический модуль, праксиологический модуль. Cледует отметить, что методы, применяемые для регионализации профессиональной подготовки учителя cельcкой школы, определяютcя ее cпецификой и предуcматривают разнообразные подходы для решения задач его коммуникативной деятельноcти. Оcобенноcтью иcпользования методов обучения при подготовке cтудента к работе в cельcкой школе являетcя диалоговая взаимозавиcимоcть преподавателя и cтудента, кардинальное изменение их позиции в педагогичеcком процеccе выcшей школы. Cо cтороны преподавателя это находит выражение в замене монологичеcких методов предъявления учебной информации диалогичеcкими формами общения c будущим учителем. Cо cтороны cтудента – в повышении уровня cамоcтоятельноcти в обучении, выборе его cодержания, форм и методов. При этом он выходит на новый качеcтвенный уровень в овладении учебной информацией и переходит c позиции cтудента отвечающего на позицию cтудента cпрашивающего.
Результативно-интегративный модуль способствует интеграции теоретической и практической подготовленности при выполнении выпускной квалификационной работы, позволяет оценить на основе мониторинга качества усвоения регионально-обусловленных профессиональных компетенций результативность формирования и конкретный уровень сформированности профессиональной подготовленности выпускника к работе в сельской школе; наличие индивидуального «профессионально-педагогического портфолио» с учетом специализации и потенциального места трудоустройства.
Реализация модели регионализации профессиональной подготовки учителя сельской школы в республиканском педагогическом университете осуществляется на основе следующих принципов: полифункциональности, полилингвальности, системности и интегративности, преемственности, конгруэнтности, этнопедагогизации, индивидуализации и осознанной перспективы, информатизации, интерактивности и диалогизации, практико-ориентированности.
Таким образом, моделирование региональной подготовки учителя сельской школы многонациональных республик базировалось на том факте, что процесс регионализации подготовки учителя сельской школы многонациональных республик по своему происхождению характеризуется как функционально-обусловленный, по направленности реализации – как личностно-деятельностный, по характеру взаимодействия с внешней средой – как ситуационно-детерминированный, по управляемости – как рефлексивно-субъектный. Единство аксиологической, онтологической и праксиологической составляющих регионально-ориентированного профессионально-педагогического образования обеспечивается отражением в нем особенностей регионального образа жизни, особенностей системы ценностей и конфликтных областей жизнедеятельности человека в социокультурном и национально-этническом региональном контексте.
Библиографическая ссылка
Мaзковa И.Г., Шелухина Т.В., Комлев И.Г. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА РЕГИОНАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ РЕСПУБЛИК ПОВОЛЖЬЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 6-2. – С. 369-373;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36038 (дата обращения: 03.12.2024).