Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE MODELLING OF THE PROCESS OF REGIONALIZATION OF THE RURAL TEACHERS TRANING OF THE REPUBLICS OF POVOLZYE

Mazkova I.G. 1 Shelukhina T.V. 1 Komlev I.G. 2
1 Chuvash Republican Institute of Education
2 The Volga Affiliate of MADI
As to the specification of the modern education period the village school needs the renovation and the development. It is necessary to search of realization of new ways of improving the quality of village teachers by means of increasing his personal and professional level. Regionalization acts as one of the important factors of educational space development. Each of the Russian regions by virtue of the social, economic, geographical and demographic reasons gives to the citizens various conditions and opportunities for development and socializations. The basics of developing a model of regionalization of rural teacher training in the conditions of pedagogical university is briefly described on the basis of theoretical – methodological and analytical and empirical material. In this case, the modelling is used for studying the problems of teachers training, requires a systematic consideration. In the description of the model of rural school teachers training some elements of the cybernetic approach are used, as the research of objectives of the study is to create a figurative schematic model is the result of abstract thinking, based on empirical data, and thus, the characteristics of the simulation object appear as interconnected and interdependent. The modeling process of regionalization of teachers training began with the formalization of the object, studying the structure of the object being modeled as a complex structural system. The result was the formalization of a meaningful description of the regularities characteristic of the Object, and features simulation tasks. The final stage of the modeling was to check the adequacy of the developed model and its logical consistency task.
regionalization
village school
model training of rural school teachers
multinational regions
the process of modeling of the regionalization of the professional training

Иccледование проблемы регионализации профессиональной подготовки будущего учителя cельcкой школы потребовало разработки и обоcнования cоответcтвующей модели данного процеccа. Регионализация профессиональной подготовки основана на представлении о пространстве высшего профессионального образования Российской Федерации как иерархической системе, целостное единство которой образуют следующие уровни [1]: на I уровне представлено высшее профессиональное образование России как важная часть европейской и мировой системы высшего образования; на II уровне выделяется высшее профессиональное образование регионов (округов) как составляющих системы высшего профессионального образования Российской Федерации в целом; на III уровне функционирует высшее профессиональное образование субъектов РФ (республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга); на IV уровне действуют муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования.

Регионализация профессиональной подготовки педагогических кадров для многонациональных регионов Российской Федерации наряду с построением регионально обусловленной системы непрерывного образования предполагает ее адаптацию к социально-экономическим, этнокультурным, конфессиональным, экологическим условиям данного региона и особенностям жизнедеятельности в сельской местности. Результатом этого должно стать обеспечение подготовки специалистов, обладающих специфическими для региона профессиональными знаниями и умениями.

Метод моделирования широко используется в современной науке, поскольку является наиболее подходящим для исследования сложных многомерных объектов, находящихся в полифакторном поле детерминации. Моделирование широко используется при изучении проблемы подготовки кадров, что требует системного рассмотрения, с одной стороны, профессиональной деятельности, к которой готовят студентов (модель учебно-профессиональной и профессиональной деятельности), с другой стороны – содержания образования и обучения (модель профессиональной подготовки) [3, с. 36–41]. В силу большого объема и многогранности того и другого объекта приходится представлять их в виде моделей, которые в свернутом виде отражают наиболее существенные черты профессиональной деятельности и подготовки. Практически в качестве таких моделей выступают, с одной стороны, квалификационные характеристики (требования к умениям, знаниям и личностным качествам специалистов), с другой – учебные планы и учебные программы (содержание учебной информации и комплекс учебных задач, обеспечивающих формирование системы знаний, умений, способствующих выработке профессионально значимых личностных качеств).

Создание в процессе исследования модели регионализации профессиональной подготовки учителя сельской школы многонациональных республик Поволжья требует использования приемов кибернетического моделирования, наиболее отвечающего требованиям раскрытия поведения сложных динамических систем (какими являются в нашем случае системы национально-регионального образования). Кибернетические модели – это динамические модели оптимального управления объектом, внутренняя структура которого нестабильна. Данные модели отличают динамизм и гибкость, возможность описания поведения сложных динамических систем, меняющихся во времени. При таком виде моделирования исследователь отвлекается от различной природы элементов, образующих кибернетические системы, конкретных способов их взаимосвязей и частных закономерностей деятельности этих систем. В нашем исследовании мы использовали только отдельные элементы кибернетического подхода, поскольку задачей исследования было создание образно-схематической модели, модели-аналога, которая является результатом деятельности абстрактного мышления, опирающегося на эмпирический материал. Благодаря этому характеристики объекта исследования (моделирования) выступают как взаимосвязанные и взаимообусловленные.

Процесс моделирования регионализации профессиональной подготовки начинался с формализации объекта, изучения структуры моделируемого процесса (объекта) как сложноорганизованной системы. Результатом формализации являлось содержательное описание закономерностей, характерных для объекта, и особенностей задачи моделирования.

Закономерностями процесса регионализации профессиональной подготовки учителя сельской школы в педвузе являются: взаимообусловленность качества регионально-ориентированной подготовки учителя требованиями общественно-государственного заказа к уровню профессиональной компетентности педагога сельского социума; взаимосвязь содержательно-технологического базиса профессиональной подготовки учителя с тенденциями развития регионально-национальных систем образования; обусловленность этапов профессионально-личностного роста будущего учителя логикой системогенеза профессионально-педагогической деятельности [5].

Завершающим этапом моделирования являлась проверка адекватности созданной модели и её логической непротиворечивости поставленной задаче.

Модельное описание педагогической практики профессиональной подготовки учительских кадров подразумевает фиксацию основных процессов, позволяющую воспроизводить и разрабатывать (разработка как интерпретация) процессы обучения чему-либо. В описании модели отсутствуют рецептурность и жесткая регламентация.

Модель регионализации профессиональной подготовки учителя сельских школ включает взаимосвязь концептуальных блоков (детерминирующего; функционально-целевого; системообразующего; процессуально-деятельностного; критериально-оценочного) и дидактико-технологических модулей (теоретико-гностического; регионально-онтологического; праксиологического; результативно-интегративного).

Детерминирующий блок модели представляет собой совокупность факторов (государственно-административные, нормативно-правовые, социально-экономические, социокультурные, социально-педагогические), обуславливающих необходимость регионализации подготовки учителей для сельского многонационального социума.

Рассмотрев подробно современную сельскую школу, мы выяснили, что в роccийcком общеcтве cельcкая школа вcегда занимала оcобое меcто, была чем-то большим, нежели cугубо образовательное учреждение. Это ее cвоеобразие предопределялоcь иcторичеcкими традициями народной школы, близоcтью к cельcкохозяйcтвенному производcтву и cоциальной жизни деревни, cпецификой локальной изолированной от большой жизни cреды, завиcимоcтью от производcтвенной и cоциальной инфраcтруктуры провинции и, как cледcтвие, из них вытекающее, той cверхзадачей, которую вcегда выполняла и будет выполнять она в экономичеcкой, культурной жизни гоcударcтва и нашего общеcтва. При изучении оcобенноcтей функционирования cельcкой школы возникают трудноcти концептуального характера, так как cело – это cобирательный конcтрукт, которым обозначаютcя различные по типам, уcловиям и видам деятельноcти общеобразовательные школы в cельcкой меcтноcти [7].

Функционально-целевой блок модели составляет совокупность функций и профессионально-образовательных ориентиров практико-прикладной подготовки учительских кадров для села.

Функциями регионализации профессиональной подготовки учителя для сельских школ являются: аксиологическая, лингвокультурологическая, профессионально-воспитывающая, адаптивно-компенсаторная, интегративно-культурологическая, социально-стабилизационная. Данные функции детерминированы спецификой полифункциональной деятельности учителя сельской школы многонациональных республик Поволжья.

Системообразующий теоретико-методологический блок модели регионализации профессиональной подготовки учителя сельской школы включает систему методологических подходов, закономерностей, идей, принципов регионально-ориентированного педагогического образования.

Анализ особенностей развития сельской школы как особого социального института, а также анализ современных тенденций модернизации и развития национально-региональных образовательных систем дает возможность определить концептуальные подходы к развитию регионально-ориентированных систем профессиональной подготовки сельского учителя. Разработка содержательного наполнения системообразующего теоретико-методологического блока модели осуществлялась с учетом необходимости выполнения сельской школой основных специфических функций: культуросозидательной – сохранение культуры народов Поволжья как самобытных этносов, воссоздания ментального пространства российской деревни; человекосозидательной – создание условий для нравственного становления и развития личности человека как высококвалифицированного сельскохозяйственного труженика, способного к самореализации в сельском труде, к жизненному самоопределению как жителя родного села, к жизни в гармонии с окружающей природой; педагогической – воспитание у учащихся национального самосознания и черт национального характера; социальной – восстановление нравственных и бытийных основ крестьянской жизни, укоренения выпускников в сельский социум как людей культуры и хозяев земли. Таковы ценностно-смысловые концептуальные основы развития сельской школы, которая может выполнить указанные функции только через высококвалифицированную деятельность учительских кадров, только при условии, если их выполнение приобретёт личностный смысл для учителей и учащихся. Это означает, что теоретическая модель современной сельской школы должна быть построена на идеях личностно ориентированного образования.

Опыт моделирования вариативных образовательных пространств современной сельской школы свидетельствует о том, что для выполнения вышеобозначенных функций наиболее подходит культурологическая модель личностно ориентированного образования, обоснованная в теоретических работах Е.П. Белозерцева, Е.В. Бондаревской, Н.Б. Крыловой [2, с. 230; 4, с. 18; 6, с. 158, 190].

Теоретико-методологическую основу регионализации профессиональной подготовки учителя сельских школ составляют подходы: социокультурологический, компетентностный, регионально-контекстный, системно-квалитативный, функционально-средовой.

Регионализация профессиональной подготовки учителя cельcкой школы являетcя неотъемлемой cоcтавляющей его профеccиональной подготовки и уcпешно реализуетcя в практике работы педагогичеcкого вуза на оcнове целоcтной концепции, ведущая идея которой отражает общую научную логику процеccа реализации данного вида подготовки, предуcматривающего cледующую поcледовательноcть дейcтвий: оcмыcление процеccа научного познания оcнов педагогичеcкой деятельноcти; раcкрытие cодержание и cпецифичноcть cельcкого cоциума; овладение технологичеcкими оcнованиями будущей профеccиональной деятельноcти в cпецифичеcких уcловиях cельcкого cоциума.

В нашем исследовании регионализация профессиональной подготовки учителя сельских школ базируется на идеях поликультурности, открытости, самоценности личности, социального партнерства республиканского педвуза и сельских школ и др.

Следующий блок модели регионализации профессиональной подготовки учителя сельских школ – процессуально-деятельностный. Смысл данного блока заключается в последовательности, взаимообусловленности и взаимосвязи этапов управления процессом регионализации профессионально-педагогического образования.

Этапами управления регионализацией профессиональной подготовки учителя сельской школы многонационального социума являются: аналитико-маркетинговый этап, диагностический этап, функционально-целевой этап, содержательно-проектировочный этап, организационно-внедренческий этап, мониторинговый этап.

Процессуально-деятельностный блок модели включает в себя и этапы становления учителя сельской школы в период вузовской подготовки как субъекта профессионально-педагогической деятельности: ориентационно-пропедевтический, диагностико-прогностический, базово-технологический, продуктивно-профессиональный этапы [2, 229–243].

Данный блок также включает в себя и комплекс условий, обеспечивающих эффективность регионализации профессиональной подготовки учителя сельских школ, включает следующие группы: организационно-управленческие, процессуально-технологические профессионально-воспитательные Критериально-оценочный блок модели заключается в разработке критериев, показателей, уровней сформированности регионально-обусловленных профессиональных компетенций и подготовленности учителя к работе в полинациональном сельском социуме. В качестве обобщенного социально значимого показателя результативности регионализации профессиональной подготовки учителя сельской школы выступает сформированность профессиональной подготовленности к работе в специфических условиях общеобразовательного учреждения сельского социума, сформированность совокупности регионально-обусловленных компетенций Структурными компонентами профессиональной подготовленности выпускника республиканского педвуза к работе в сельской школе являются: мотивационно-ценностный; профессионально-гностический, профессионально-технологический, профессионально-рефлексивный. В соответствии со структурными компонентами были определены критерии (аксиологический, профессионально-онтологический, организационно-деятельностный, акмеологический), позволяющие определить уровень сформированности данной подготовленности (адаптивно-эмпирический, базово-технологический; функционально-продуктивный, профессионально-системный).

Профессиональная подготовленность выпускника педвуза к работе в сельской школе складывается из совокупности регионально-обусловленных компетенций: коммуникационно-межэтнической; этнолингвистической; этноконфессиональной; краеведческой; культурно-досуговой; информационно-технологической; социально-педагогической [1; 8].

Модель регионализации профессиональной подготовки учителя сельских школы в период вузовского обучения состоит также из совокупности взаимосвязанных и взаимообусловленных дидактико-технологических модулей.

Теоретико-гностический модуль, регионально-онтологический модуль, праксиологический модуль. Cледует отметить, что методы, применяемые для регионализации профессиональной подготовки учителя cельcкой школы, определяютcя ее cпецификой и предуcматривают разнообразные подходы для решения задач его коммуникативной деятельноcти. Оcобенноcтью иcпользования методов обучения при подготовке cтудента к работе в cельcкой школе являетcя диалоговая взаимозавиcимоcть преподавателя и cтудента, кардинальное изменение их позиции в педагогичеcком процеccе выcшей школы. Cо cтороны преподавателя это находит выражение в замене монологичеcких методов предъявления учебной информации диалогичеcкими формами общения c будущим учителем. Cо cтороны cтудента – в повышении уровня cамоcтоятельноcти в обучении, выборе его cодержания, форм и методов. При этом он выходит на новый качеcтвенный уровень в овладении учебной информацией и переходит c позиции cтудента отвечающего на позицию cтудента cпрашивающего.

Результативно-интегративный модуль способствует интеграции теоретической и практической подготовленности при выполнении выпускной квалификационной работы, позволяет оценить на основе мониторинга качества усвоения регионально-обусловленных профессиональных компетенций результативность формирования и конкретный уровень сформированности профессиональной подготовленности выпускника к работе в сельской школе; наличие индивидуального «профессионально-педагогического портфолио» с учетом специализации и потенциального места трудоустройства.

Реализация модели регионализации профессиональной подготовки учителя сельской школы в республиканском педагогическом университете осуществляется на основе следующих принципов: полифункциональности, полилингвальности, системности и интегративности, преемственности, конгруэнтности, этнопедагогизации, индивидуализации и осознанной перспективы, информатизации, интерактивности и диалогизации, практико-ориентированности.

Таким образом, моделирование региональной подготовки учителя сельской школы многонациональных республик базировалось на том факте, что процесс регионализации подготовки учителя сельской школы многонациональных республик по своему происхождению характеризуется как функционально-обусловленный, по направленности реализации – как личностно-деятельностный, по характеру взаимодействия с внешней средой – как ситуационно-детерминированный, по управляемости – как рефлексивно-субъектный. Единство аксиологической, онтологической и праксиологической составляющих регионально-ориентированного профессионально-педагогического образования обеспечивается отражением в нем особенностей регионального образа жизни, особенностей системы ценностей и конфликтных областей жизнедеятельности человека в социокультурном и национально-этническом региональном контексте.