Одной из многонациональных стран является Россия, занимающая огромную территорию на европейском и азиатском материке. Ее жители разных национальностей занимают конкретный регион страны со своей инфраструктурой, исторически сложившимся общим укладом жизни со специфическими социально-экономическими, культурными, национально-этническими условиями и хозяйственной деятельностью, менталитетом населения. В данном контексте М.Б. Дементьев, Е.И. Исаков подчеркивают, что различные регионы в стране имеют свою специфику, определяющую проблемы развития образования, пути и способы их решения [3].
Так, в основе развития образовательной системы в стране лежат во многом уникальные особенности территории, природы, социального обустройства, культуры регионов, которые определяют содержание, формы, способы формирования и развития личности растущего человека. Этот подход связан с тем, что развитие всех параметров образования в совокупности определяется спецификой природно-климатических, социально-экономических, культурных, этнических условий региона. Все эти условия, определяющие развитие образования, рассмотрим на примере Республики Саха (Якутия).
Якутия – самый крупный по площади субъект России, занимает пятую часть ее территории на вечной мерзлоте. Вся территория региона представляет собой естественный природный заповедник, на него приходится 10 % нетронутого ландшафта всего мира. Якутия самый холодный из обжитых регионов планеты. Зимою в течение восьми месяцев холод, доходящий до температуры –60, –70 °С, а –40 или –50 °С – обычная температура. Cуровые природные условия в сочетании с феноменом полярной ночи и полярного дня определяют развитие мышления, формирование ценностей и ценностных ориентаций. Так, экстремальность природных условий, что усугубляется полярной ночью «биологической тьмой», которая характеризуется полным отсутствием в спектральном потоке биологически ценных ультрафиолетовых лучей, нарушением суточного светового баланса, околомесячных и многолетних биоритмов организма, влияет на работоспособность людей.
Так, с низкой температурой воздуха и полярной ночью связано снижение двигательной активности детей, ведущее к гиподинамии, что обусловливает изменение как содержания занятий по физической культуре, так и время занятий физкультурой и спортом зимою. Также в период полярной ночи нарушаются биоритмы, снижается физическая и умственная работоспособность, которая повышается с началом полярного дня. Отсюда в программе предусматривается изменение режима работы школы с планированием большего объема учебной работы в период полярного дня, чтобы освободить учащихся в период гиповитаминоза от интенсивной учебной работы.
Функционирование образования связано и с экономическим развитием региона. На территории Якутии сложился крупнейший в России промышленный комплекс (более 95 % добычи алмазов, 100 % сурьмы, 60 % оловянного концентрата), нефте-газо-угле-добывающая промышленность, алмазогранильное производство и др. В промышленных районах работают крупные школы. Другое место по сравнению с промышленностью в развитии республики занимает сельское хозяйство. Якутия относится к циркумполярной цивилизации, где издревле личность растворялась в социальной страте, формировалась в рамках жестких социальных регулятивов и зависимости. Взаимопомощь и поддержка друг друга, гостеприимство, коллективизм, трудолюбие и многие другие качества являются социально наследуемыми качествами северян, без чего жизнь отдельно взятого человека в условиях Севера становится невозможной. И сельское хозяйство развивалось на традициях коренных жителей северного края, что строилось на основе взаимодействия, взаимоподдержки и создания общего хозяйства. В свое время колхозы полностью соответствовали этому.
Однако после развала СССР колхозы ликвидированы, люди стали уходить из села и многие деревни – исчезать. Только в последние годы появляются фермерские хозяйства на основе частной собственности. В сельской местности остались в основном малокомплектные школы. К тому же все они расположены в транспортном отношении в труднодоступных населенных пунктах. И все это сопровождалось духовным и интеллектуальным обнищанием сельчан, разрушением традиционного крестьянского образа жизни. На основе своей многолетней практики мы убеждены в том, что решение такой сложной проблемы возможно в процессе регионализации образования, занимающейся всеми социальными вопросами региона.
Регионализация является одной из основ развития российского образования. Здесь происходят динамичные изменения в целостном образовательном пространстве страны. Исторический, этнографический, этнокультурный, социально-производственный и иной опыт жителей конкретной территории включается в содержание и организацию деятельности образовательных учреждений на основе правильного соотношения этнического и общенародного, национального и интернационального, регионального и федерального.
Другое динамичное изменение связано с созданием разных видов школ в соответствии с кочевой и полукочевой жизнью эвенов, эвенков, юкагиров и других малочисленных народов Якутии, занимающихся оленеводством. Функционирующие в республике кочевые школы обладают определенными особенностями, среди которых выделяют малую наполняемость классов, вахтовый метод обучения, а также повышенную потребность в использовании современных форм обучения [4]. Так, в кочевых родовых общинах функционирует кочевая школа-сад, в миницентре полукочевой родовой общины – стационарная школа с филиалами. А для тех, кто проживает в селе и занимается оленеводством, когда определенная часть учащихся 1–8-х классов с середины апреля вместе с родителями выезжают в оленеводческие бригады, продолжая обучение в условиях кочевья, функционирует школа с гибкой организацией учебного процесса.
Одним из направлений регионализации образования является обогащение содержания изучаемого в школе местным краеведческим материалом. Местный региональный материал, введенный в содержание урока, дополняет, уточняет, конкретизирует инвариантный федеральный компонент, делая его доступным учащимся. Практика показывает, что обогащение практически известным местным и краеведческим материалом содержания образования делает процесс обучения живым, доступным, повышает активность, самостоятельность учащихся, способствует творческому усвоению изучаемых законов.
В развитии образовательной системы особое значение имеет язык обучения и воспитания. Язык любого этноса – нескончаемый источник, безбрежный океан для пополнения и развития общечеловеческой духовной и материальной культуры. При этом нужна открытая образовательная система, где национальное было интегрировано с общечеловеческой культурой. Общеизвестно, что язык обучения для учащихся должен быть родным. Руководствуясь этим, стремились перевести на якутский язык химию, физику, математику, биологию. Однако в якутском языке отсутствуют слова и понятия, точно и адекватно объясняющие значение естественно-математических терминов и явлений. Также не принято во внимание такое важное социально-языковое явление, как двуязычие коренного населения республики. Отсюда предусматривается обучение по предметам естественно-математического цикла на русском языке, используя по необходимости родной язык, т.е. обучение на двуязычной основе, что обосновано и доказано в процессе проведенной нами опытной работы.
В системе регионального образования особое место занимает этническая культура народа как совокупность проверенных в его многовековой истории эмпирических знаний, нравственных и эстетических идеалов, конкретных способов и средств приобщения молодого поколения к культурно-духовной деятельности. По С.А. Харитоновой [5], любая этническая культура является выражением образа жизни сообщества людей. Культура любого народа – своеобразный итог его деятельности, функционирующий в образе жизни, в мировосприятии людей, в обычаях, традициях, нравственных, эстетических и других духовных ценностях.
Этнокультура народов Севера уникальна, что мы рассмотрим на примере их экологической (природоохранной) культуры. Жизненный уклад аборигенов Якутии, обусловленный животноводством, охотой, рыболовством, вписан в круговорот природных стихий. Они жили в полном согласии с природой через традиции, обычаи, обряды, ритуалы, основанные на одухотворении природы. В своей работе И.В. Цветкова подчеркивает экологическую культуру как часть общей культуры любого народа, обеспечивающей экологически обоснованное взаимодействие человека с окружающим миром [6].
Экологическая культура этноса – это феномен, закрепленный в обычаях, традициях, этических нормах, проявляющийся в устойчивых стереотипах отношений человека к предметам живой и неживой природы, в его поведении в природной среде. Бережное отношение жителей Севера к природе выражалось во многих табу, запретах: не ломать ветви, рвать цветы. Охотники не засоряли землю, уходя, угли и головни аккуратно собирали и закапывали, в водоемы не сливали грязную воду, не оставляли за собой мусора. Охотничьи обряды северных народов были связаны с выживанием в суровых условиях края. Охотник в охотничьей избушке всегда оставлял для других, кто придет сюда, запас еды, соль, для разжигания огня сухие дрова, спички.
В системе образования, по Л.П. Печко, экологическая культура включает в себя культуру познавательной деятельности учащихся по освоению опыта человечества в отношении к природе как к источнику материальных ценностей и культуру духовного общения с природой [7]. В регионе в процессе промышленного производства, освоения природных богатств нередко погибает природа под влиянием вредных для нее антропогенных факторов, таких как кислотные дожди, пыльные бури и другие экологические катаклизмы. Отсюда возникает проблема природоохраны, воспитание экологической культуры.
И в школе оно начинается с погружения младших школьников в мир природы, чтобы они чувственно общались с природой. Практика показала, что общение с природой достигается целостным восприятием природных красот, наблюдений, практических дел. В соответствии с этим дети проводят наблюдения, простейшие опыты и элементы исследовательской деятельности. В средних и старших классах применяется комплексный подход в обобщении собранных учениками материалов о природе и использовании их на уроках различных дисциплин. И, как видно из эмпирического опыта, практически все учебные предметы ориентируют учителя на ознакомление учащихся с природным и социоприродным окружением.
Воспитательная деятельность природного окружения охватывает внутренний мир человека: общаясь с флорой и фауной, человек усваивает их ценности для жизни. Просто прогуливаясь в лесу или в поле, каждый человек ощущает прелести растений, чистоту воздуха и др. Ознакомившись с тем, как в озере, речке водятся рыбы, общаясь со всем тем, чем богата природа, растущий человек чувствует и впоследствии узнает, что Природа – одна из базовых ценностей общества и представляет собой основу жизни всего человечества.
И, как показывает практика, в результате такого общения с природой человек становится экологом, хранителем природного окружения. Все это четко и ясно прослеживается в Якутии с ее хрупкой природой, требующей бережного отношения. В результате «воспитательной деятельности» природного окружения формируется и развивается тип личности, который воплощает в себе стиль поведения, характер мышления, кодекс нравственности, духовность и необходимый в данных условиях образ жизни, что отражается в культуре данного этноса.
В циркумполярной цивилизации вся разнообразная деятельность человека обусловлена Природой. У аборигенных народов Заполярья осуществляемая ими жизнедеятельность зависима от природных сил и явлений и направлена на регуляцию процессов взаимодействия человека с природой. Исторически сложившийся общий уклад жизни этноса характеризуется природным окружением Заполярья с ограниченными восстановительными силами. И у жителей в этом процессе преобладает осторожное включение в природные процессы, способы хозяйственной деятельности, формируется природоохранное отношение к своему окружению. И их экологическая культура является одним из показателей всего того, чего добился человек в своем развитии.
Экологическая культура человека формируется и развивается под объективными законами определенной цивилизации. Циркумполярная цивилизация этносов Крайнего Севера – традиционные общества, где коренные народы жили в полном согласии с природой, у них не было писаных правил и законов поведения человека в природе, а все осуществлялось через обычаи, обряды, ритуалы, основанные на одухотворении природы. Чувствуя свое единство с природой, люди стремились не нарушать природного равновесия, и у северных этносов вырабатывались традиции природопользования. Они позволяли людям оптимально адаптироваться к окружающей среде, не нарушая природного равновесия, что предполагает соразмерность и целесообразность их действий с учетом возможностей хрупкой северной природы.
В региональной системе образования ведущее место занимает народная педагогика. Известный специалист этнопедагогики Г.Н. Волков отмечает: «В современном мире, в том числе в многонациональной России, педагогика может эффективно функционировать только в качестве этнопедагогики, которая является не просто педагогикой этноса, а педагогикой этносов, педагогикой единого небезнационального человечества» [2]. Этнопедагогика, как культура народа, проявляется в его многообразной деятельности, в образе жизни и мировосприятии людей, в обычаях, традициях, нравственных, эстетических и духовных ценностях.
Как подчеркивает Н.В. Бочкина, каждая отдельная культура представляет собой неповторимую уникальную модель с присущей каждому народу специфической системой ценностей, что любая этническая культура, являясь выражением образа жизни сообщества людей, уникальна и неповторима [1]. Этнопедагогика – это целостная педагогическая система конкретного этноса, в которой цель, задачи, содержание, средства, методы находятся в тесной взаимосвязи, построены на традициях народного воспитания и в комплексе обеспечивают формирование и развитие личности растущего человека.
В эмпирической педагогической практике используются народные подвижные игры, образы национальных героев, устное народное творчество и другое культурное наследие народа. Также используются такие передовые традиции народного воспитания, как уважение личности детей, взаимодействие на равных. Любовь к детям, уважительное отношение к ним у народов Севера сочетает в себе уважение, доверие и требовательность к исполнению детьми своих обязанностей. Другими словами, доверие, внимание и уважение к делам и поступкам ребенка, уважительное и требовательное отношение к нему, постоянное привлечение к общим делам способствуют формированию его положительных человеческих качеств, осознанию себя личностью.
Итак, развитие образования в многонациональной стране характеризуется как: обогащение организации, содержания, технологии обучения и воспитания на основе социальной, производственной, этнической специфики народов; организация жизнедеятельности обучающихся в системе образования на основе правильного соотношения этнического и общенародного, национального и интернационального, регионального и федерального; фактор и эффективный путь развития, саморазвития, самостановления учащихся на основе паритетного взаимодействия субъектов образовательного процесса; рациональное условие совершенствования и модернизации образования в целом.
Библиографическая ссылка
Данилов Д.А., Корнилова А.Г., Корнилов Ю.В. РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАНЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 6-1. – С. 126-129;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35992 (дата обращения: 03.12.2024).