Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

DEVELOPMENT OF EDUCATION IN A MULTIETHNIC COUNTRY

Danilov D.A. 1 Kornilova A.G. 1 Kornilov Yu.V. 1
1 North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov
This article describes a process of improving of education in a multiethnic country, which is based on social, ethnic and cultural features of life of all people living in the regions of the country. It was determined that the unique features of the territory, nature, social arrangement, regional culture that determine the content, forms, methods of formation and personal development of the growing person are based on development of the educational system of the country. The functioning of education connected with the economic development of the region. Regionalization is the one of foundations of the education development in Russia, where the dynamic changes in the complex educational environment of the country are taking place. Dynamic changes in Russian education are associated with the creation of different types of schools including appropriate nomadic and semi-nomadic life of smaller peoples of Yakutia. The language of training and education, ethnic culture of people, ecological culture of ethnic group has a special value.
region
the regionalization of education
ethnic culture
ethnopedagogics
ecology

Одной из многонациональных стран является Россия, занимающая огромную территорию на европейском и азиатском материке. Ее жители разных национальностей занимают конкретный регион страны со своей инфраструктурой, исторически сложившимся общим укладом жизни со специфическими социально-экономическими, культурными, национально-этническими условиями и хозяйственной деятельностью, менталитетом населения. В данном контексте М.Б. Дементьев, Е.И. Исаков подчеркивают, что различные регионы в стране имеют свою специфику, определяющую проблемы развития образования, пути и способы их решения [3].

Так, в основе развития образовательной системы в стране лежат во многом уникальные особенности территории, природы, социального обустройства, культуры регионов, которые определяют содержание, формы, способы формирования и развития личности растущего человека. Этот подход связан с тем, что развитие всех параметров образования в совокупности определяется спецификой природно-климатических, социально-экономических, культурных, этнических условий региона. Все эти условия, определяющие развитие образования, рассмотрим на примере Республики Саха (Якутия).

Якутия – самый крупный по площади субъект России, занимает пятую часть ее территории на вечной мерзлоте. Вся территория региона представляет собой естественный природный заповедник, на него приходится 10 % нетронутого ландшафта всего мира. Якутия самый холодный из обжитых регионов планеты. Зимою в течение восьми месяцев холод, доходящий до температуры –60, –70 °С, а –40 или –50 °С – обычная температура. Cуровые природные условия в сочетании с феноменом полярной ночи и полярного дня определяют развитие мышления, формирование ценностей и ценностных ориентаций. Так, экстремальность природных условий, что усугубляется полярной ночью «биологической тьмой», которая характеризуется полным отсутствием в спектральном потоке биологически ценных ультрафиолетовых лучей, нарушением суточного светового баланса, околомесячных и многолетних биоритмов организма, влияет на работоспособность людей.

Так, с низкой температурой воздуха и полярной ночью связано снижение двигательной активности детей, ведущее к гиподинамии, что обусловливает изменение как содержания занятий по физической культуре, так и время занятий физкультурой и спортом зимою. Также в период полярной ночи нарушаются биоритмы, снижается физическая и умственная работоспособность, которая повышается с началом полярного дня. Отсюда в программе предусматривается изменение режима работы школы с планированием большего объема учебной работы в период полярного дня, чтобы освободить учащихся в период гиповитаминоза от интенсивной учебной работы.

Функционирование образования связано и с экономическим развитием региона. На территории Якутии сложился крупнейший в России промышленный комплекс (более 95 % добычи алмазов, 100 % сурьмы, 60 % оловянного концентрата), нефте-газо-угле-добывающая промышленность, алмазогранильное производство и др. В промышленных районах работают крупные школы. Другое место по сравнению с промышленностью в развитии республики занимает сельское хозяйство. Якутия относится к циркумполярной цивилизации, где издревле личность растворялась в социальной страте, формировалась в рамках жестких социальных регулятивов и зависимости. Взаимопомощь и поддержка друг друга, гостеприимство, коллективизм, трудолюбие и многие другие качества являются социально наследуемыми качествами северян, без чего жизнь отдельно взятого человека в условиях Севера становится невозможной. И сельское хозяйство развивалось на традициях коренных жителей северного края, что строилось на основе взаимодействия, взаимоподдержки и создания общего хозяйства. В свое время колхозы полностью соответствовали этому.

Однако после развала СССР колхозы ликвидированы, люди стали уходить из села и многие деревни – исчезать. Только в последние годы появляются фермерские хозяйства на основе частной собственности. В сельской местности остались в основном малокомплектные школы. К тому же все они расположены в транспортном отношении в труднодоступных населенных пунктах. И все это сопровождалось духовным и интеллектуальным обнищанием сельчан, разрушением традиционного крестьянского образа жизни. На основе своей многолетней практики мы убеждены в том, что решение такой сложной проблемы возможно в процессе регионализации образования, занимающейся всеми социальными вопросами региона.

Регионализация является одной из основ развития российского образования. Здесь происходят динамичные изменения в целостном образовательном пространстве страны. Исторический, этнографический, этнокультурный, социально-производственный и иной опыт жителей конкретной территории включается в содержание и организацию деятельности образовательных учреждений на основе правильного соотношения этнического и общенародного, национального и интернационального, регионального и федерального.

Другое динамичное изменение связано с созданием разных видов школ в соответствии с кочевой и полукочевой жизнью эвенов, эвенков, юкагиров и других малочисленных народов Якутии, занимающихся оленеводством. Функционирующие в республике кочевые школы обладают определенными особенностями, среди которых выделяют малую наполняемость классов, вахтовый метод обучения, а также повышенную потребность в использовании современных форм обучения [4]. Так, в кочевых родовых общинах функционирует кочевая школа-сад, в миницентре полукочевой родовой общины – стационарная школа с филиалами. А для тех, кто проживает в селе и занимается оленеводством, когда определенная часть учащихся 1–8-х классов с середины апреля вместе с родителями выезжают в оленеводческие бригады, продолжая обучение в условиях кочевья, функционирует школа с гибкой организацией учебного процесса.

Одним из направлений регионализации образования является обогащение содержания изучаемого в школе местным краеведческим материалом. Местный региональный материал, введенный в содержание урока, дополняет, уточняет, конкретизирует инвариантный федеральный компонент, делая его доступным учащимся. Практика показывает, что обогащение практически известным местным и краеведческим материалом содержания образования делает процесс обучения живым, доступным, повышает активность, самостоятельность учащихся, способствует творческому усвоению изучаемых законов.

В развитии образовательной системы особое значение имеет язык обучения и воспитания. Язык любого этноса – нескончаемый источник, безбрежный океан для пополнения и развития общечеловеческой духовной и материальной культуры. При этом нужна открытая образовательная система, где национальное было интегрировано с общечеловеческой культурой. Общеизвестно, что язык обучения для учащихся должен быть родным. Руководствуясь этим, стремились перевести на якутский язык химию, физику, математику, биологию. Однако в якутском языке отсутствуют слова и понятия, точно и адекватно объясняющие значение естественно-математических терминов и явлений. Также не принято во внимание такое важное социально-языковое явление, как двуязычие коренного населения республики. Отсюда предусматривается обучение по предметам естественно-математического цикла на русском языке, используя по необходимости родной язык, т.е. обучение на двуязычной основе, что обосновано и доказано в процессе проведенной нами опытной работы.

В системе регионального образования особое место занимает этническая культура народа как совокупность проверенных в его многовековой истории эмпирических знаний, нравственных и эстетических идеалов, конкретных способов и средств приобщения молодого поколения к культурно-духовной деятельности. По С.А. Харитоновой [5], любая этническая культура является выражением образа жизни сообщества людей. Культура любого народа – своеобразный итог его деятельности, функционирующий в образе жизни, в мировосприятии людей, в обычаях, традициях, нравственных, эстетических и других духовных ценностях.

Этнокультура народов Севера уникальна, что мы рассмотрим на примере их экологической (природоохранной) культуры. Жизненный уклад аборигенов Якутии, обусловленный животноводством, охотой, рыболовством, вписан в круговорот природных стихий. Они жили в полном согласии с природой через традиции, обычаи, обряды, ритуалы, основанные на одухотворении природы. В своей работе И.В. Цветкова подчеркивает экологическую культуру как часть общей культуры любого народа, обеспечивающей экологически обоснованное взаимодействие человека с окружающим миром [6].

Экологическая культура этноса – это феномен, закрепленный в обычаях, традициях, этических нормах, проявляющийся в устойчивых стереотипах отношений человека к предметам живой и неживой природы, в его поведении в природной среде. Бережное отношение жителей Севера к природе выражалось во многих табу, запретах: не ломать ветви, рвать цветы. Охотники не засоряли землю, уходя, угли и головни аккуратно собирали и закапывали, в водоемы не сливали грязную воду, не оставляли за собой мусора. Охотничьи обряды северных народов были связаны с выживанием в суровых условиях края. Охотник в охотничьей избушке всегда оставлял для других, кто придет сюда, запас еды, соль, для разжигания огня сухие дрова, спички.

В системе образования, по Л.П. Печко, экологическая культура включает в себя культуру познавательной деятельности учащихся по освоению опыта человечества в отношении к природе как к источнику материальных ценностей и культуру духовного общения с природой [7]. В регионе в процессе промышленного производства, освоения природных богатств нередко погибает природа под влиянием вредных для нее антропогенных факторов, таких как кислотные дожди, пыльные бури и другие экологические катаклизмы. Отсюда возникает проблема природоохраны, воспитание экологической культуры.

И в школе оно начинается с погружения младших школьников в мир природы, чтобы они чувственно общались с природой. Практика показала, что общение с природой достигается целостным восприятием природных красот, наблюдений, практических дел. В соответствии с этим дети проводят наблюдения, простейшие опыты и элементы исследовательской деятельности. В средних и старших классах применяется комплексный подход в обобщении собранных учениками материалов о природе и использовании их на уроках различных дисциплин. И, как видно из эмпирического опыта, практически все учебные предметы ориентируют учителя на ознакомление учащихся с природным и социоприродным окружением.

Воспитательная деятельность природного окружения охватывает внутренний мир человека: общаясь с флорой и фауной, человек усваивает их ценности для жизни. Просто прогуливаясь в лесу или в поле, каждый человек ощущает прелести растений, чистоту воздуха и др. Ознакомившись с тем, как в озере, речке водятся рыбы, общаясь со всем тем, чем богата природа, растущий человек чувствует и впоследствии узнает, что Природа – одна из базовых ценностей общества и представляет собой основу жизни всего человечества.

И, как показывает практика, в результате такого общения с природой человек становится экологом, хранителем природного окружения. Все это четко и ясно прослеживается в Якутии с ее хрупкой природой, требующей бережного отношения. В результате «воспитательной деятельности» природного окружения формируется и развивается тип личности, который воплощает в себе стиль поведения, характер мышления, кодекс нравственности, духовность и необходимый в данных условиях образ жизни, что отражается в культуре данного этноса.

В циркумполярной цивилизации вся разнообразная деятельность человека обусловлена Природой. У аборигенных народов Заполярья осуществляемая ими жизнедеятельность зависима от природных сил и явлений и направлена на регуляцию процессов взаимодействия человека с природой. Исторически сложившийся общий уклад жизни этноса характеризуется природным окружением Заполярья с ограниченными восстановительными силами. И у жителей в этом процессе преобладает осторожное включение в природные процессы, способы хозяйственной деятельности, формируется природоохранное отношение к своему окружению. И их экологическая культура является одним из показателей всего того, чего добился человек в своем развитии.

Экологическая культура человека формируется и развивается под объективными законами определенной цивилизации. Циркумполярная цивилизация этносов Крайнего Севера – традиционные общества, где коренные народы жили в полном согласии с природой, у них не было писаных правил и законов поведения человека в природе, а все осуществлялось через обычаи, обряды, ритуалы, основанные на одухотворении природы. Чувствуя свое единство с природой, люди стремились не нарушать природного равновесия, и у северных этносов вырабатывались традиции природопользования. Они позволяли людям оптимально адаптироваться к окружающей среде, не нарушая природного равновесия, что предполагает соразмерность и целесообразность их действий с учетом возможностей хрупкой северной природы.

В региональной системе образования ведущее место занимает народная педагогика. Известный специалист этнопедагогики Г.Н. Волков отмечает: «В современном мире, в том числе в многонациональной России, педагогика может эффективно функционировать только в качестве этнопедагогики, которая является не просто педагогикой этноса, а педагогикой этносов, педагогикой единого небезнационального человечества» [2]. Этнопедагогика, как культура народа, проявляется в его многообразной деятельности, в образе жизни и мировосприятии людей, в обычаях, традициях, нравственных, эстетических и духовных ценностях.

Как подчеркивает Н.В. Бочкина, каждая отдельная культура представляет собой неповторимую уникальную модель с присущей каждому народу специфической системой ценностей, что любая этническая культура, являясь выражением образа жизни сообщества людей, уникальна и неповторима [1]. Этнопедагогика – это целостная педагогическая система конкретного этноса, в которой цель, задачи, содержание, средства, методы находятся в тесной взаимосвязи, построены на традициях народного воспитания и в комплексе обеспечивают формирование и развитие личности растущего человека.

В эмпирической педагогической практике используются народные подвижные игры, образы национальных героев, устное народное творчество и другое культурное наследие народа. Также используются такие передовые традиции народного воспитания, как уважение личности детей, взаимодействие на равных. Любовь к детям, уважительное отношение к ним у народов Севера сочетает в себе уважение, доверие и требовательность к исполнению детьми своих обязанностей. Другими словами, доверие, внимание и уважение к делам и поступкам ребенка, уважительное и требовательное отношение к нему, постоянное привлечение к общим делам способствуют формированию его положительных человеческих качеств, осознанию себя личностью.

Итак, развитие образования в многонациональной стране характеризуется как: обогащение организации, содержания, технологии обучения и воспитания на основе социальной, производственной, этнической специфики народов; организация жизнедеятельности обучающихся в системе образования на основе правильного соотношения этнического и общенародного, национального и интернационального, регионального и федерального; фактор и эффективный путь развития, саморазвития, самостановления учащихся на основе паритетного взаимодействия субъектов образовательного процесса; рациональное условие совершенствования и модернизации образования в целом.