Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ОБОГАЩЕНИЯ ДУХОВНОГО ОПЫТА СТУДЕНТА В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ КОЛЛЕДЖА

Русакова Т.Г. 1 Гармаза И.В. 2
1 ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»
2 ГАПОУ «Педагогический колледж»
В статье рассматривается система педагогических условий: реализация субъектной позиции студента в духовно значимой деятельности; содержательное насыщение поликультурной образовательной среды колледжа личностно значимыми смыслами и духовными ценностями; педагогическое сопровождение процесса обогащения духовного опыта студента колледжа на основе современных гуманитарных технологий; конкретизируется содержание работы по реализации педагогических условий, анализируется экспериментальная работа по проверке их эффективности, важность включения студентов в духовно значимую деятельность, способствующую повышению самооценки, саморазвития, самореализации студента, развитие таких качеств, как милосердие, сострадание, толерантность. Контурно обозначены методические рекомендации, позволяющие корректировать педагогическую деятельность преподавателей при соотнесении содержания духовного и жизненного опыта студента и снижения рисков, негативно влияющих на процесс обогащения духовного опыта студента колледжа. Актуализируется направленность процесса педагогического сопровождения духовного обогащения личности студента посредством диалоговых форм взаимодействия.
педагогическое условие
субъектная позиция студента
поликультурная образовательная среда
педагогическое сопровождение
гуманитарные технологии
1. Александрова Е.А. Педагогическое сопровождение самоопределения старших школьников. – М.: НИИ школ технологий, 2010. – 335 с.
2. Анисимов С.Ф. Роль нравственного просвещения в духовном формировании личности // Знание. – 2004. – № 3. – C. 15–25.
3. Дехаль С.Г. Обогащение опыта целеполагающей деятельности старшеклассников во временном детском коллективе: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. – Новосибирск, 2005. – 22 с.
4. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности. – Волгоград, 2001. – 237 с.
5. Мень А. Мировая духовная культура. – М.: Фонд им. А. Меня, 1997. – 671 с.
6. Русакова, Т.Г Становление духовного опыта ребенка в художественно-коммуникативной среде: монография. – М.: ТЦ «Сфера», 2005. – 210 с.
7. Рындак, В.Г. Учитель Сухомлинский: уроки на завтра: монография. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2008. – 512 с.

Создание необходимых для процесса обогащения духовного опыта студента в поликультурной образовательной среде колледжа педагогических условий продиктовано, во-первых, социально-образовательными реалиями, обозначившими переход к субъект-субъектной парадигме, уравнивающей позиции обучающего и обучающегося, воспитывающего и воспитуемого, их сотрудничество и сотворчество в образовательном процессе. Во-вторых, ориентацией на обогащение духовного опыта представителей молодого поколения, которым предстоит взять ответственность за настоящее и будущее своей страны, сохранить в душе и в отношении к миру духовные ценности как общечеловеческие. Экспериментальным путем мы определили педагогические условия, эффективно влияющие на процесс обогащения духовного опыта студента в поликультурной образовательной среде колледжа:

– реализация субъектной позиции студента в духовно значимой деятельности;

– содержательное насыщение поликультурной образовательной среды колледжа личностно значимыми смыслами и духовными ценностями;

– педагогическое сопровождение процесса обогащения духовного опыта студента колледжа на основе современных гуманитарных технологий.

Апробация первого педагогического условия – реализация субъектной позиции студента в духовно значимой деятельности, – осуществлялась средствами учебной и внеучебной деятельности.

Студент, являясь субъектом деятельности, участвует в ней на всех этапах: целеполагании, планировании и организации, реализации целей и анализе результатов. Каждый из этапов вносит свой специфический вклад в развитие личности. В частности, С.Г. Дехаль в своем исследовании доказывает, что в деятельности воспитываются свобода, целеустремленность, достоинство, честь, гордость, самостоятельность; при планировании: самостоятельность, воля, творчество, созидание, инициатива, организованность. На этапе реализации целей – трудолюбие, мастерство, исполнительность, активность; на этапе анализа формируются партнерские отношения, честность, совесть, ответственность, долг [3, с. 18].

В ходе реализации первого условия мы исходили из того, что цель может быть заданной внутренне и внешне. Обогащение духовного опыта – это внешняя цель по отношению к студенту, поэтому в данном случае «цель выбирает себе мотив деятельности», а это значит, необходимо создать такие условия, которые обеспечивали бы трансформацию этой внешней цели во внутреннюю, личностно значимую для каждого студента.

Для формирования активной субъектной позиции в работе со студентами использовались гуманитарные технологии как средство, представляющее последовательность действий педагога, специально организованных для конкретной педагогической ситуации и обеспечивающих такое взаимодействие с обучающимися, оказывающее целенаправленное влияние на их поведение за счет использования ресурсов, связанных с гуманитарными знаниями о личности (потребности, интересы, мотивы), что приводит к повышению эффективности решаемой педагогической задачи (обучения, воспитания, развития и т. п.) [5, с. 379].

Реализация первого условия была связана с использованием таких образовательных средств, как дискуссия, написание сочинений-рассуждений, диспуты, мероприятий в ходе которых студент постепенно вырабатывал субъектную позицию и становился субъектом деятельности в поликультурной образовательной среде колледжа [1, с. 228].

Предметом обсуждения в тематических групповых дискуссиях выступали конкретные проблемы духовного характера. Задачами таких дискуссий являлись: развитие способности выделять в субъективном опыте то, что имеет отношение к заявленной теме, формирование навыков конструктивного группового обсуждения, умения слушать и слышать, выражать свое суждение в корректной форме. Тематика групповых дискуссий на классных часах на I курсе (15–16 лет) выстраивалась на ценностях, сформулированных в пословицах и поговорках разных народов: «Доброта без ума пуста», «Посеешь привычку – пожнешь характер», «Глаза без души слепы, уши без сердца глухи», «Посеешь характер – пожнешь судьбу». Темы дискуссий II курса (16–17 лет): «Мы разные, но равные», «Добро возвращается», «Хочешь изменить мир – начни с себя», «Свобода и ответственность». Для III курса (17–18 лет) были предложены темы: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты», «Где ни жить, не миновать служить», «Служба в армии – гражданский долг или обременительная повинность?», «Милосердие и чуткость».

Работа с притчами, в которых заложена определенная правда, определенный урок, маленький или большой закон Мира, в котором мы живем, – еще один способ формирования субъектной позиции. Использование притч в целях обогащения духовного опыта студента требует осмысленности и тщательного отбора с учетом культурных, национальных, конфессиональных ценностей студентов и их семей, наличия в них общекультурных метачеловеческих, общецивилизационных духовных ценностей, возможности обсуждения в группе [6, с. 182]. Мы использовали различные формы работы с притчами: индивидуальное осмысление и интерпретация, обсуждение в малых группах, групповые дискуссии. Так, студентам 1 курса была предложена «Притча об аксакале»: «В одном селении умирал старый аксакал. Пришли к нему люди попрощаться и говорят: «Скажи нам, мудрый старец, как удалось тебе создать такой порядок в семье, при котором все невестки, дочери и зятья живут вместе в мире и согласии?» Уже не может говорить старик – подают ему бумагу и карандаш, и пишет он долго-долго. И когда выпал из рук умирающего листок, все очень удивились – на нем 100 раз было написано всего одно слово – «терпимость». Далее был использован прием дискуссионной карусели на тему: «Толерантность – что это?». Суть этого приема заключалась в том, что ведущий озвучивал точку зрения, а все присутствующие должны были или согласиться с услышанным, объяснив почему, или же не согласиться, также обосновав причину. Ведущий каждый раз обращался к конкретному студенту, а другие, если им было что сказать, исходя из своего субъективного опыта, дополняли ответ. Результатом был общий вывод: толерантность – это искусство жить в мире непохожих людей и их идей. Студентам было предложено написать эссе, эпиграфом к которому взяты слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Я связан с тем, кому даю. Я понимаю лишь тех, с кем связан неразрывными узами».

На первых занятиях студенты формировали портрет духовно развитой личности, с мировоззренческих позиций анализировали действительность, в которой функционируют духовные ценности [2, с. 18].

Для реализации второго условия – содержательное насыщение поликультурной образовательной среды колледжа личностно значимыми смыслами и духовными ценностями – также использовались гуманитарные технологии, активизирующие ресурсы поликультурной образовательной среды.

Апробация структурно-функциональной модели обогащения духовного опыта студента осуществлялась средствами педагогических ситуаций, направленных на углубление знаний о духовных ценностях общества и духовном опыте личности; духовного взаимодействия. Например, ситуация выбора: студентам предлагались ситуации, содержащие социальные проблемы духовно-нравственного характера, при решении которых необходимо было дать оценку поступкам героев и обосновать свои суждения; когнитивно-смысловые ситуации («Наказание или преступление?»): ситуации, связанные с жизнью учебной группы: проступки отдельных студентов, группы в целом. Студентам необходимо было определиться с тем, как они поступят: поддержат наказание или выступят в защиту, останутся равнодушными или проявят активную позицию, обличая виновных; проблемные ситуации: «Вы идете по улице и видите, что на дороге лежит человек. Что вы сделаете?» (выбор между равнодушием и милосердием); «Вы – отличник. На контрольной работе ваш друг (подруга) попросил о помощи, пообещав вознаградить чем-то для вас необходимым. Как вы поступите?» (выбор между выгодой и дружеской помощью).

Расхождение и столкновение мнений, обусловленное различным субъективным опытом, дает возможность ставить студентов перед проблемой выбора, то есть раскрыть перед ними возможности различных вариантов поведения и задать вопрос: какой из способов поведения следует выбрать [4, с. 165].

Написание тематического эссе также является средством наполнения среды смыслами. Студентам экспериментальной группы были предложены темы: «Честь человека – личное дело каждого или достояние общества?», «Личность в большей степени результат воспитания или самовоспитания?», «Духовные фильтры Интернета – какими они должны быть?», «Память остается людям». Особое внимание уделялось обсуждению эссе в группе. Задание по написанию эссе носило необязательный характер и сроки его написания не были ограниченными. Выполненные эссе предлагались к публичному обсуждению. Задачей преподавателей являлась организация корректной дискуссии, предоставление возможности каждому студенту высказать собственное мнение.

На наш взгляд, в процессе обогащения духовного опыта студента колледжа большое значение имеет умелый показ образцов проявления духовного опыта. С одной стороны, показ вызывает подражание, а с другой, наблюдая и анализируя живые образцы ценностного отношения, студенты лучше осмысливают содержание и сущность духовно богатой личности [7, с. 324]. Мы провели серию встреч с представителями разных профессий и рода занятий – «Встречи с интересными людьми». Между студентами и приглашенными быстро возникал диалог о том, как важно быть внимательным к тем, кто тебя окружает, уметь видеть в людях хорошие стороны, о том, что каждый человек неповторим, уникален, что за внешней неприметностью может скрываться богатый духовный мир. Студенты сделали выводы: чтобы разглядеть доброе и хорошее в окружающих людях, надо развивать в себе стремление относиться к ним с симпатией, быть открытым и искренним в общении.

Третье условие – педагогическое сопровождение процесса обогащения духовного опыта студента колледжа на основе современных гуманитарных технологий.

С целью развития рефлексии студенты участвовали в диспуте на тему «Искусство жить достойно. В чем оно?» Вопросы, предложенные для обсуждения, встают перед каждым в юношеском возрасте: «Кто я?», «Для чего живу?», «Так ли живу?», «Верно ли я поступил сегодня?», «Что буду делать завтра?», «Какое место я хочу занимать в жизни?».

Студентам было предложено обсудить следующие проблемы: Какие черты характера, поступки отдельных людей противоречат сегодня общечеловеческим ценностям? В чем состоит «искусство жить достойно»?

При обсуждении выдвинутых проблем студенты активно участвовали в диалоге, высказывали мнение, прислушивались к различным точкам зрения своих однокурсников, сравнивали свою позицию с позицией других людей и оценивали свой духовный потенциал.

Автором исследования была разработана и апробирована в образовательной практике педагогического, нефтяного и медицинского колледжей программа «Школа этикета. Уроки добра и красоты», рассчитанная на 70 часов. Срок реализации 2012–2017 гг. Цель: ориентировать обучающихся на свое «Я», стимулировать самооценку и самовоспитание, формировать стремление овладеть рядом этических норм, помогающих в сложных ситуациях. В рамках осуществления внеурочной деятельности разработан и реализуется комплекс мероприятий по направлениям «Я и общество», «Я и семья», «Я и этикет» и др. Занятия по программе помогали студентам преодолевать дисгармонию с окружающим миром, с самим собой, другими людьми, вселяли уверенность в себя и веру в других людей. Программа обращена к вопросам, которые волновали студента, и в связи с их решением подводила к осознанию ценности этикета в его собственной жизни, представляла возможность расценивать этикет с точки зрения личностных потребностей. Одновременно решалась задача формирования культуры и профессионального этикета будущего специалиста. Предлагаемая версия программы носит междисциплинарный характер и направлена на решение следующих задач: стимулирование познавательного интереса к духовно значимой деятельности, ее сущности, значимости; вооружение студентов системой знаний о духовных поступках и отношениях; сознательное принятие базовых духовных российских ценностей. Все темы, изучаемые в рамках этой темы имеют 4 основы:

– человечность – доброе, гуманное отношение к людям;

– традиции и обычаи, которые передаются из поколения в поколение;

– красота, включающая красоту внешнюю, внутреннюю и красоту манер и поведения;

– здравый смысл – целесообразность и разумность использования этих правил в жизни.

Реализация данной программы осуществлялась на занятиях в теоретическом (лекции, беседы, семинары и т.д.) и практическом (практикумы, тренинги, собеседования и др.) вариантах.

Духовный кругозор студента расширялся за счет вовлечения в проектно-исследовательскую деятельность, в задачи которой входило: формирование базовых компетенций и личностных качеств будущего специалиста, необходимых для успешной самореализации; развитие творческих способностей студента; совершенствование навыков публичного выступления, научного диалога; вовлечение в совместную деятельность по творческому проектированию все большего числа студентов, их родителей, представителей социума; расширение границ по использованию работ, созданных студентами колледжа; укрепление престижа духовного знания. При оценке успешности проектно-исследовательской деятельности студента основной акцент мы сделали не на то, что получилось, а на процесс достижения результата, на новообразования в духовном опыте студента. Поэтому для студентов участие в проектно-исследовательской деятельности стало возможностью максимального раскрытия своего творческого потенциала, средством самореализации, стимулом интереса к определенным духовным проблемам, решение которых требует наличия знаний и ценностных ориентаций.

В рамках духовно значимой деятельности студенты провели исследования, результаты которых были представлены на областных Кирилло-Мефодиевских образовательных чтениях в г. Оренбурге и заняли призовые места. Заслуживают внимания работы: «История монастырей и храмов г. Бугуруслана» (автор Е. Гаврилова, педколледж г. Бугуруслана), «Образ праведности – русские святые. Священномученик Константин Сухов. (Автор Л. Колыбина, педколледж), «Отражение славянской символики в домовой резьбе» (автор В. Клокова, педколледж), «Подвижники медицины: земские врачи г. Бугуруслана» (автор С. Черемохова, медколледж г. Бугуруслана), «Героизм нефтяников г. Бугуруслана в годы Великой Отечественной войны» (автор Д. Артемьев, нефтяной колледж г. Бугуруслана). Студентка педколледжа И. Шефер, занявшая первое место в конкурсе чтецов «Игумен всея Руси», посвященном юбилею преподобного Сергия Радонежского, делится впечатлениями: «Атмосфера конкурса пронизана светом и теплом. Удивительным образом ощущаешь великие уроки нравственности старца Сергия и понимаешь, что в жизни есть ценности, которые не стираются во времени».

Коллективный проект студентов педагогического колледжа «Культурно-познавательный туризм в системе духовного обогащения студентов колледжа» стал победителем в областном конкурсе молодежных авторских проектов, направленных на развитие внутреннего и выездного туризма в Оренбургской области.

Новой формой работы в системе российского образования является акция, предполагающая объединение усилий общества в определенном направлении с целью решения проблемы или обращения внимания на ее существование, а также активным средством обогащения духовного опыта студента. На протяжении 15 лет в России проходит акция «Я – гражданин России», связанная с социальными проектами студентов. Проект «Система воспитания межнациональной толерантности в молодежной среде» (деятельность клуба «Диалог культур) стала победителем на областном этапе Всероссийского конкурса «Моя страна – моя Россия», Молодежном форуме Приволжского федерального округа «IВолга-2014». Проект «Молодежное волонтерское движение “Сердце отдаю детям” (помощь и поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) (Областной этап Всероссийского конкурса «Моя страна – моя Россия», победитель, Молодежный форум Приволжского федерального округа «IВолга-2014», победитель, Областной фестиваль «Рифей-2014», грант, студентка Н. Устинова, научный руководитель О.М. Косарева, 2014 г.).

Таким образом, включение студентов в духовно значимую деятельность стало одним из эффективных средств, способствующих повышению самооценки студента, развитию таких качеств, как милосердие, сострадание, гуманное отношение к окружающему миру, толерантность, умение направить свою деятельность на пользу и радость людям, саморазвиваться и самореализовываться.

Реализация третьего условия – педагогическое сопровождение процесса обогащения духовного опыта студента колледжа на основе современных гуманитарных технологий – потребовала проведения педагогических советов и семинаров для преподавателей колледжа как активного средства поликультурной образовательной среды в процессе обогащения духовного опыта студента колледжа. Для преподавателей были проведены семинары, педагогические советы, на которых рассматривались и обсуждались вопросы обогащения духовного опыта студента в поликультурной среде колледжа:

– педагогические советы включали вопросы, связанные с раскрытием понятий духовности, технологиями формирования духовного опыта студента;

– на методических семинарах изучался диагностический инструментарий определения уровней сформированности духовного опыта; диалоговых технологий; адаптирование специальных знаний из области человековедения к процессу формирования норм духовной культуры; раскрытие особенностей обогащения духовного студента, использование методов и приёмов гуманитарных технологий для реализации процесса обогащения духовного опыта личности.


Библиографическая ссылка

Русакова Т.Г., Гармаза И.В. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ОБОГАЩЕНИЯ ДУХОВНОГО ОПЫТА СТУДЕНТА В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ КОЛЛЕДЖА // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 5-1. – С. 187-191;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35882 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674