Создание необходимых для процесса обогащения духовного опыта студента в поликультурной образовательной среде колледжа педагогических условий продиктовано, во-первых, социально-образовательными реалиями, обозначившими переход к субъект-субъектной парадигме, уравнивающей позиции обучающего и обучающегося, воспитывающего и воспитуемого, их сотрудничество и сотворчество в образовательном процессе. Во-вторых, ориентацией на обогащение духовного опыта представителей молодого поколения, которым предстоит взять ответственность за настоящее и будущее своей страны, сохранить в душе и в отношении к миру духовные ценности как общечеловеческие. Экспериментальным путем мы определили педагогические условия, эффективно влияющие на процесс обогащения духовного опыта студента в поликультурной образовательной среде колледжа:
– реализация субъектной позиции студента в духовно значимой деятельности;
– содержательное насыщение поликультурной образовательной среды колледжа личностно значимыми смыслами и духовными ценностями;
– педагогическое сопровождение процесса обогащения духовного опыта студента колледжа на основе современных гуманитарных технологий.
Апробация первого педагогического условия – реализация субъектной позиции студента в духовно значимой деятельности, – осуществлялась средствами учебной и внеучебной деятельности.
Студент, являясь субъектом деятельности, участвует в ней на всех этапах: целеполагании, планировании и организации, реализации целей и анализе результатов. Каждый из этапов вносит свой специфический вклад в развитие личности. В частности, С.Г. Дехаль в своем исследовании доказывает, что в деятельности воспитываются свобода, целеустремленность, достоинство, честь, гордость, самостоятельность; при планировании: самостоятельность, воля, творчество, созидание, инициатива, организованность. На этапе реализации целей – трудолюбие, мастерство, исполнительность, активность; на этапе анализа формируются партнерские отношения, честность, совесть, ответственность, долг [3, с. 18].
В ходе реализации первого условия мы исходили из того, что цель может быть заданной внутренне и внешне. Обогащение духовного опыта – это внешняя цель по отношению к студенту, поэтому в данном случае «цель выбирает себе мотив деятельности», а это значит, необходимо создать такие условия, которые обеспечивали бы трансформацию этой внешней цели во внутреннюю, личностно значимую для каждого студента.
Для формирования активной субъектной позиции в работе со студентами использовались гуманитарные технологии как средство, представляющее последовательность действий педагога, специально организованных для конкретной педагогической ситуации и обеспечивающих такое взаимодействие с обучающимися, оказывающее целенаправленное влияние на их поведение за счет использования ресурсов, связанных с гуманитарными знаниями о личности (потребности, интересы, мотивы), что приводит к повышению эффективности решаемой педагогической задачи (обучения, воспитания, развития и т. п.) [5, с. 379].
Реализация первого условия была связана с использованием таких образовательных средств, как дискуссия, написание сочинений-рассуждений, диспуты, мероприятий в ходе которых студент постепенно вырабатывал субъектную позицию и становился субъектом деятельности в поликультурной образовательной среде колледжа [1, с. 228].
Предметом обсуждения в тематических групповых дискуссиях выступали конкретные проблемы духовного характера. Задачами таких дискуссий являлись: развитие способности выделять в субъективном опыте то, что имеет отношение к заявленной теме, формирование навыков конструктивного группового обсуждения, умения слушать и слышать, выражать свое суждение в корректной форме. Тематика групповых дискуссий на классных часах на I курсе (15–16 лет) выстраивалась на ценностях, сформулированных в пословицах и поговорках разных народов: «Доброта без ума пуста», «Посеешь привычку – пожнешь характер», «Глаза без души слепы, уши без сердца глухи», «Посеешь характер – пожнешь судьбу». Темы дискуссий II курса (16–17 лет): «Мы разные, но равные», «Добро возвращается», «Хочешь изменить мир – начни с себя», «Свобода и ответственность». Для III курса (17–18 лет) были предложены темы: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты», «Где ни жить, не миновать служить», «Служба в армии – гражданский долг или обременительная повинность?», «Милосердие и чуткость».
Работа с притчами, в которых заложена определенная правда, определенный урок, маленький или большой закон Мира, в котором мы живем, – еще один способ формирования субъектной позиции. Использование притч в целях обогащения духовного опыта студента требует осмысленности и тщательного отбора с учетом культурных, национальных, конфессиональных ценностей студентов и их семей, наличия в них общекультурных метачеловеческих, общецивилизационных духовных ценностей, возможности обсуждения в группе [6, с. 182]. Мы использовали различные формы работы с притчами: индивидуальное осмысление и интерпретация, обсуждение в малых группах, групповые дискуссии. Так, студентам 1 курса была предложена «Притча об аксакале»: «В одном селении умирал старый аксакал. Пришли к нему люди попрощаться и говорят: «Скажи нам, мудрый старец, как удалось тебе создать такой порядок в семье, при котором все невестки, дочери и зятья живут вместе в мире и согласии?» Уже не может говорить старик – подают ему бумагу и карандаш, и пишет он долго-долго. И когда выпал из рук умирающего листок, все очень удивились – на нем 100 раз было написано всего одно слово – «терпимость». Далее был использован прием дискуссионной карусели на тему: «Толерантность – что это?». Суть этого приема заключалась в том, что ведущий озвучивал точку зрения, а все присутствующие должны были или согласиться с услышанным, объяснив почему, или же не согласиться, также обосновав причину. Ведущий каждый раз обращался к конкретному студенту, а другие, если им было что сказать, исходя из своего субъективного опыта, дополняли ответ. Результатом был общий вывод: толерантность – это искусство жить в мире непохожих людей и их идей. Студентам было предложено написать эссе, эпиграфом к которому взяты слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Я связан с тем, кому даю. Я понимаю лишь тех, с кем связан неразрывными узами».
На первых занятиях студенты формировали портрет духовно развитой личности, с мировоззренческих позиций анализировали действительность, в которой функционируют духовные ценности [2, с. 18].
Для реализации второго условия – содержательное насыщение поликультурной образовательной среды колледжа личностно значимыми смыслами и духовными ценностями – также использовались гуманитарные технологии, активизирующие ресурсы поликультурной образовательной среды.
Апробация структурно-функциональной модели обогащения духовного опыта студента осуществлялась средствами педагогических ситуаций, направленных на углубление знаний о духовных ценностях общества и духовном опыте личности; духовного взаимодействия. Например, ситуация выбора: студентам предлагались ситуации, содержащие социальные проблемы духовно-нравственного характера, при решении которых необходимо было дать оценку поступкам героев и обосновать свои суждения; когнитивно-смысловые ситуации («Наказание или преступление?»): ситуации, связанные с жизнью учебной группы: проступки отдельных студентов, группы в целом. Студентам необходимо было определиться с тем, как они поступят: поддержат наказание или выступят в защиту, останутся равнодушными или проявят активную позицию, обличая виновных; проблемные ситуации: «Вы идете по улице и видите, что на дороге лежит человек. Что вы сделаете?» (выбор между равнодушием и милосердием); «Вы – отличник. На контрольной работе ваш друг (подруга) попросил о помощи, пообещав вознаградить чем-то для вас необходимым. Как вы поступите?» (выбор между выгодой и дружеской помощью).
Расхождение и столкновение мнений, обусловленное различным субъективным опытом, дает возможность ставить студентов перед проблемой выбора, то есть раскрыть перед ними возможности различных вариантов поведения и задать вопрос: какой из способов поведения следует выбрать [4, с. 165].
Написание тематического эссе также является средством наполнения среды смыслами. Студентам экспериментальной группы были предложены темы: «Честь человека – личное дело каждого или достояние общества?», «Личность в большей степени результат воспитания или самовоспитания?», «Духовные фильтры Интернета – какими они должны быть?», «Память остается людям». Особое внимание уделялось обсуждению эссе в группе. Задание по написанию эссе носило необязательный характер и сроки его написания не были ограниченными. Выполненные эссе предлагались к публичному обсуждению. Задачей преподавателей являлась организация корректной дискуссии, предоставление возможности каждому студенту высказать собственное мнение.
На наш взгляд, в процессе обогащения духовного опыта студента колледжа большое значение имеет умелый показ образцов проявления духовного опыта. С одной стороны, показ вызывает подражание, а с другой, наблюдая и анализируя живые образцы ценностного отношения, студенты лучше осмысливают содержание и сущность духовно богатой личности [7, с. 324]. Мы провели серию встреч с представителями разных профессий и рода занятий – «Встречи с интересными людьми». Между студентами и приглашенными быстро возникал диалог о том, как важно быть внимательным к тем, кто тебя окружает, уметь видеть в людях хорошие стороны, о том, что каждый человек неповторим, уникален, что за внешней неприметностью может скрываться богатый духовный мир. Студенты сделали выводы: чтобы разглядеть доброе и хорошее в окружающих людях, надо развивать в себе стремление относиться к ним с симпатией, быть открытым и искренним в общении.
Третье условие – педагогическое сопровождение процесса обогащения духовного опыта студента колледжа на основе современных гуманитарных технологий.
С целью развития рефлексии студенты участвовали в диспуте на тему «Искусство жить достойно. В чем оно?» Вопросы, предложенные для обсуждения, встают перед каждым в юношеском возрасте: «Кто я?», «Для чего живу?», «Так ли живу?», «Верно ли я поступил сегодня?», «Что буду делать завтра?», «Какое место я хочу занимать в жизни?».
Студентам было предложено обсудить следующие проблемы: Какие черты характера, поступки отдельных людей противоречат сегодня общечеловеческим ценностям? В чем состоит «искусство жить достойно»?
При обсуждении выдвинутых проблем студенты активно участвовали в диалоге, высказывали мнение, прислушивались к различным точкам зрения своих однокурсников, сравнивали свою позицию с позицией других людей и оценивали свой духовный потенциал.
Автором исследования была разработана и апробирована в образовательной практике педагогического, нефтяного и медицинского колледжей программа «Школа этикета. Уроки добра и красоты», рассчитанная на 70 часов. Срок реализации 2012–2017 гг. Цель: ориентировать обучающихся на свое «Я», стимулировать самооценку и самовоспитание, формировать стремление овладеть рядом этических норм, помогающих в сложных ситуациях. В рамках осуществления внеурочной деятельности разработан и реализуется комплекс мероприятий по направлениям «Я и общество», «Я и семья», «Я и этикет» и др. Занятия по программе помогали студентам преодолевать дисгармонию с окружающим миром, с самим собой, другими людьми, вселяли уверенность в себя и веру в других людей. Программа обращена к вопросам, которые волновали студента, и в связи с их решением подводила к осознанию ценности этикета в его собственной жизни, представляла возможность расценивать этикет с точки зрения личностных потребностей. Одновременно решалась задача формирования культуры и профессионального этикета будущего специалиста. Предлагаемая версия программы носит междисциплинарный характер и направлена на решение следующих задач: стимулирование познавательного интереса к духовно значимой деятельности, ее сущности, значимости; вооружение студентов системой знаний о духовных поступках и отношениях; сознательное принятие базовых духовных российских ценностей. Все темы, изучаемые в рамках этой темы имеют 4 основы:
– человечность – доброе, гуманное отношение к людям;
– традиции и обычаи, которые передаются из поколения в поколение;
– красота, включающая красоту внешнюю, внутреннюю и красоту манер и поведения;
– здравый смысл – целесообразность и разумность использования этих правил в жизни.
Реализация данной программы осуществлялась на занятиях в теоретическом (лекции, беседы, семинары и т.д.) и практическом (практикумы, тренинги, собеседования и др.) вариантах.
Духовный кругозор студента расширялся за счет вовлечения в проектно-исследовательскую деятельность, в задачи которой входило: формирование базовых компетенций и личностных качеств будущего специалиста, необходимых для успешной самореализации; развитие творческих способностей студента; совершенствование навыков публичного выступления, научного диалога; вовлечение в совместную деятельность по творческому проектированию все большего числа студентов, их родителей, представителей социума; расширение границ по использованию работ, созданных студентами колледжа; укрепление престижа духовного знания. При оценке успешности проектно-исследовательской деятельности студента основной акцент мы сделали не на то, что получилось, а на процесс достижения результата, на новообразования в духовном опыте студента. Поэтому для студентов участие в проектно-исследовательской деятельности стало возможностью максимального раскрытия своего творческого потенциала, средством самореализации, стимулом интереса к определенным духовным проблемам, решение которых требует наличия знаний и ценностных ориентаций.
В рамках духовно значимой деятельности студенты провели исследования, результаты которых были представлены на областных Кирилло-Мефодиевских образовательных чтениях в г. Оренбурге и заняли призовые места. Заслуживают внимания работы: «История монастырей и храмов г. Бугуруслана» (автор Е. Гаврилова, педколледж г. Бугуруслана), «Образ праведности – русские святые. Священномученик Константин Сухов. (Автор Л. Колыбина, педколледж), «Отражение славянской символики в домовой резьбе» (автор В. Клокова, педколледж), «Подвижники медицины: земские врачи г. Бугуруслана» (автор С. Черемохова, медколледж г. Бугуруслана), «Героизм нефтяников г. Бугуруслана в годы Великой Отечественной войны» (автор Д. Артемьев, нефтяной колледж г. Бугуруслана). Студентка педколледжа И. Шефер, занявшая первое место в конкурсе чтецов «Игумен всея Руси», посвященном юбилею преподобного Сергия Радонежского, делится впечатлениями: «Атмосфера конкурса пронизана светом и теплом. Удивительным образом ощущаешь великие уроки нравственности старца Сергия и понимаешь, что в жизни есть ценности, которые не стираются во времени».
Коллективный проект студентов педагогического колледжа «Культурно-познавательный туризм в системе духовного обогащения студентов колледжа» стал победителем в областном конкурсе молодежных авторских проектов, направленных на развитие внутреннего и выездного туризма в Оренбургской области.
Новой формой работы в системе российского образования является акция, предполагающая объединение усилий общества в определенном направлении с целью решения проблемы или обращения внимания на ее существование, а также активным средством обогащения духовного опыта студента. На протяжении 15 лет в России проходит акция «Я – гражданин России», связанная с социальными проектами студентов. Проект «Система воспитания межнациональной толерантности в молодежной среде» (деятельность клуба «Диалог культур) стала победителем на областном этапе Всероссийского конкурса «Моя страна – моя Россия», Молодежном форуме Приволжского федерального округа «IВолга-2014». Проект «Молодежное волонтерское движение “Сердце отдаю детям” (помощь и поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) (Областной этап Всероссийского конкурса «Моя страна – моя Россия», победитель, Молодежный форум Приволжского федерального округа «IВолга-2014», победитель, Областной фестиваль «Рифей-2014», грант, студентка Н. Устинова, научный руководитель О.М. Косарева, 2014 г.).
Таким образом, включение студентов в духовно значимую деятельность стало одним из эффективных средств, способствующих повышению самооценки студента, развитию таких качеств, как милосердие, сострадание, гуманное отношение к окружающему миру, толерантность, умение направить свою деятельность на пользу и радость людям, саморазвиваться и самореализовываться.
Реализация третьего условия – педагогическое сопровождение процесса обогащения духовного опыта студента колледжа на основе современных гуманитарных технологий – потребовала проведения педагогических советов и семинаров для преподавателей колледжа как активного средства поликультурной образовательной среды в процессе обогащения духовного опыта студента колледжа. Для преподавателей были проведены семинары, педагогические советы, на которых рассматривались и обсуждались вопросы обогащения духовного опыта студента в поликультурной среде колледжа:
– педагогические советы включали вопросы, связанные с раскрытием понятий духовности, технологиями формирования духовного опыта студента;
– на методических семинарах изучался диагностический инструментарий определения уровней сформированности духовного опыта; диалоговых технологий; адаптирование специальных знаний из области человековедения к процессу формирования норм духовной культуры; раскрытие особенностей обогащения духовного студента, использование методов и приёмов гуманитарных технологий для реализации процесса обогащения духовного опыта личности.