Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ЛИЧНОСТЬ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

Минахметова А.З. 1
1 Елабужский институт
В статье рассматриваются вопросы внедрения педагогами инновационных технологий в процессе учебно-воспитательной деятельности. Обращается внимание на определение понятия «инновация», «инновационная деятельность», а также рассмотрение данного понятия с различных точек зрения, указывается на их неоднородность. Внедрение одного из акцентов инновационной деятельности – ИКТ – является основой профессионального стандарта педагога, его профессиональной компетентности. В статье рассматриваются итоги проведенных по различным методикам исследований личности учителя в условиях расширенного применения информационных и коммуникационных технологий. Исследуемые учителя находятся в активном поиске новой информации, новых разработок, которые смогли бы применить в своей педагогической практике; в результатах исследования превалируют три ступени мотивации – профессиональная потребность, функциональный интерес, развивающая любознательность; стремление к саморазвитию и самореализации; высокая общая саморегуляция. Результаты исследования, указанные в статье, показывают, что использование педагогом ИКТ мотивирует субъектов образовательного процесса на дальнейшее саморазвитие и нацеливает на создание в школе определенной мотивационной среды.
учитель
инновационная деятельность
информационные и коммуникационные технологии
личностная готовность
1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн. 2. – Казань: Изд-во КГУ, 1998. – 317 с.
2. Валеева А.Ф. Инновационная культура как фактор развития предпринимательской активности работников производства в условиях формирования рыночных отношений: дис. ... канд. соц. наук. – Казань, КГПИ, 1993. – 146 с.
3. Истрофилова О.И. Инновационные процессы в образовании: учебно-методическое пособие. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. – 133 с.
4. Кудинов С.И. Половозрастные и национально-этнические аспекты любознательности: автореф. дис. … д-ра псих. наук. – Новосибирск, 1999.
5. Лазарев B.C., Мартиросян Б.П. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия // Педагогика. – 2004. – № 4. – С. 11–21.
6. Маркова А. К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с.
7. Минахметова А.З., Нураева О.Н. Готовность студентов к использованию информационных технологий // Современные наукоемкие технологии. – 2013. – № 7. – Ч.2. – С. 216–217.
8. Основы профессионального самосовершенствования педагога дошкольного учреждения: пособие для педагогов и педагогов-психологов дошкольных учреждений / Е.А. Панько, Е.Л. Гутковская, Я.Л. Коломинский и др.; под ред. Е.А. Панько. – Минск: Университетское, 2002. – 207 с.
9. Приказ Минтруда России № 544н от 18 октября 2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
10. Современные проблемы науки и образования / авторы-составители: Г.Я. Гревцева, М.В. Циулина. – Челябинск: Изд-во «Цицеро», 2015. – 200 с.

Инновации в современном мире играют важную роль. Внедрение государственных образовательных стандартов нового поколения предполагает в образовательной деятельности инновационные преобразования, направленные на повышение качества образования.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что нет единой точки зрения на понятие «инновация», «инновационная деятельность». Наряду с понятием «инновация» используются «нововведения», «новшества» и т.д.

Большинство исследователей отождествляют понятия «инновация» и «нововведения» (М.М. Поташник, А.В. Лоренсов и др.). Нововведение, в рассмотрении Н.И. Лапина, Л.С. Подымовой, Г.В. Мухаметзяновой, представляет собой процесс, направленный на инновационную деятельность.

А.Ф. Валеева считает, что с внедрением инновации в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося вносится много нового [1, с. 12–14].

Инновационная деятельность в рамках педагогической деятельности определяется как «целенаправленное преобразование практики образовательной деятельности за счет создания, распространения и освоения новых образовательных систем или каких-то их компонентов» [5].

По мнению В.И. Андреева, инновации – творческий процесс, и на весь учебно-воспитательный процесс оказывается положительное влияние [1].

Один из акцентов внедрения инноваций в образовательную деятельность заключается в использовании компьютерных и коммуникационных технологий (ИКТ). Информационные и коммуникационные технологии выступают неотъемлемой частью целостного образовательно-воспитательного процесса, значительно повышающего его эффективность [3].

В содержании профессионального стандарта педагога говорится о том, что педагог должен владеть ИКТ-компетенциями: общепользовательской ИКТ-компетентностью; общепедагогической ИКТ-компетентностью; предметно-педагогической ИКТ-компетентностью (отражающей профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности). В качестве трудовых действий в стандарте выделяется формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями [9]. Учителю необходимо владеть знаниями, умениями и трудовыми действиями, которые составляют основу профессиональных компетенций учителя. Информационная компетентность учителя – не только инициатива самого учителя, но и требование современного образования. Таким образом, для реализации и освоения вышеуказанных ИКТ-компетенций от учителя требуется готовность использования их в своей профессиональной деятельности. Готовность использовать ИКТ выражается в личностно-мотивационных качествах педагога. С этой позиции важное значение приобретает личностная готовность педагогов, то есть наличие у педагога стремлений внедрять новое и личностных свойств, необходимых для инновационной деятельности [10].

Согласно А.К. Марковой стержневым фактором профессиональной деятельности учителя является его личность, которая определяет сущность педагогической деятельности и общения. Структура личности учителя характеризуется мотивацией личности (направленностью), свойствами личности (воля, саморегуляция и т.д.) и интегральными характеристиками (педагогическое самосознание, рефлексия на саморазвитие и т.д.) [6]. Следует полагать, что эти характеристики личности выражают готовность педагогов к использованию инноваций в профессиональной деятельности. Осуществление инновационной деятельности, а также реализация ИКТ-компетенций предполагает изменение образа деятельности, направленности личности, развитие личности педагога и регуляцию этого процесса и т.д.

Исходя из вышесказанного, целью нашего исследования является рассмотрение личности учителя в условиях с расширенного применения интеллектуальных и коммуникационных технологий.

В качестве диагностического инструментария использовались методики: методика «Самооценка профессионально-педагогической мотивации», адаптированная Н.П. Фетискиным, тест «Рефлексия на саморазвитие» Л.Н. Бережновой, опросная методика В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ). Исследование осуществлялось в образовательном учреждении с информационно насыщенной образовательной средой МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8» ЕМР РТ. В исследовании приняли участие 60 педагогов.

Исследование профессионально-педагогической мотивации учителей показало, что низкий уровень профессионально-педагогической мотивации проявился у 3,1 % педагогов; средний уровень – 57,5 % учителей; высокий уровень – 39,4 %. В целом выборка испытуемых характеризуется средним уровнем профессионально-педагогической мотивации.

Для более детального анализа рассмотрим шкалы профессионально-педагогической мотивации по выборке учителей. Полученные результаты представлены в табл. 1.

Таблица 1

Показатели центральной тенденции по шкалам профессионально-педагогической мотивации

№ п/п

Шкалы

Среднее значение

Ранг

1

Профессиональная потребность

10,26

1

2

Функциональный интерес

10,18

2

3

Развивающаяся любознательность

9,98

3

4

Показная заинтересованность

9,7

4

5

Эпизодическое любопытство

9,27

5

6

Равнодушное любопытство

8,03

6

Согласно полученным данным у педагогов исследуемой выборки средние величины по всем шкалам профессионально-педагогической мотивации находятся на среднем уровне. Однако ранжирование полученных значений позволяет определить наиболее выраженные и сформированные мотивации. Так, наиболее выраженной мотивацией является шкала «профессиональная потребность». По данной шкале высокие показатели наблюдаются у 43,3 % учителей. В целом у педагогов данной выборки проявляются высокий и средний уровень развития профессиональной потребности. Педагоги с данной мотивацией показывают высокую эффективность профессиональной деятельности, профессиональное самопознание, стремление к саморазвитию в области профессионального и личностного развития [8, с. 92].

На второй позиции – шкала «функциональный интерес». По данной шкале высокие результаты проявились у 41,6 % педагогов. Это говорит о том, что учителя с данной мотивацией получают удовлетворение от самого процесса педагогической деятельности. Они с удовольствием выступают на конференциях, принимают участие в жизни школы, анализе и т.д.

На третьей позиции находится шкала «развивающаяся любознательность», которая проявляется на высоком уровне у 38,3 % педагогов. У большинства педагогов развивающаяся любознательность проявляется на среднем уровне, то есть педагоги проявляют средний уровень любознательности, они интересуются проблемами современной молодежи; ищут материал, освещающий инновационные процессы в образовательных учреждениях, в сферах информационных услуг. Согласно С.И. Кудинову любознательность характеризуется как «состояние готовности и постоянство стремлений индивида к освоению новой информации» [4].

На четвертой позиции находится шкала «показная заинтересованность» – ориентированность на внешние показатели своего труда. Данная позиция на высоком уровне проявилась у 48,3 % педагогов, на низком – 1,7 %.

Менее приемлемыми мотивами для педагогов являются «эпизодическое любопытство» и «равнодушное любопытство». Высокие показатели по шкале «эпизодическое любопытство» наблюдаются у 38,3 % испытуемых. Шкала же «равнодушное любопытство» свойственна на высоком уровне 23,3 % педагогов.

В полученных результатах превалируют три наиболее высокие ступени мотивации – профессиональная потребность, функциональный интерес и развивающаяся любознательность, что говорит о достаточной мотивации педагогов использовать инновации в профессиональной деятельности. Учителя находятся в активном поиске новой информации, новых разработок, которые смогут применить в педагогической практике. Профессионально-педагогическая мотивация педагогов представлена высоким уровнем профессиональной потребности и функционального интереса. Педагог ищет новые ресурсы для повышения качества обучения и тем самым удовлетворяет профессиональные потребности получения наилучшего результата своей деятельности в области инновационной деятельности.

Исследование по тесту «Рефлексия на саморазвитие» показало, что большинство педагогов (43,3 %) показывают средний уровень стремления к саморазвитию в ситуации инновационных преобразований. Высокий уровень и уровень выше среднего стремления к саморазвитию свойственны 10 и 28,3 % педагогов соответственно. Педагоги, проявляющие стремление к саморазвитию, желают соответствовать некоторому нормативу образа учителя, быть не хуже других, быть на уровне требований администрации и руководства, превзойти себя сегодняшнего, добиться более высоких результатов, повысить свое мастерство, приобрести значимые для себя качества личности.

Самооценку своих качеств, способствующих саморазвитию, 58,3 % педагогов оценили достаточно высоко. Среди качеств педагоги выделили целеустремленность, эрудированность, требовательность, сообразительность, настойчивость и упорство, справедливость, трудолюбие и т.д.

Оценка осуществимости самореализации в профессиональной деятельности в ситуации использования ИКТ педагоги оценили как достижимость профессиональной самореализации (11,7 %), необходимый и достаточный уровень для самореализации (35 %) и перспектива для самореализации (38,3 %). Педагоги отмечают наличие у себя необходимого уровня возможностей для реализации в профессиональной деятельности.

Согласно данным, представленным в табл. 2, по шкалам методики В.И. Моросановой педагоги показали средний общий уровень саморегуляции. В процентном соотношении у 45 % педагогов проявляется высокий уровень общей саморегуляции, у 40 % – средний, у 15 – низкий.

Таблица 2

Показатели центральной тенденции и уровневое проявление шкал стиля саморегуляции поведения педагогов

№ п/п

Шкалы

Средние значения

Высокий

Средний

Низкий

1

Планирование

7,14

71,6 %

26,7 %

1,7 %

2

Моделирование

4,93

25 %

46,7 %

28,3 %

3

Программирование

6,69

23,3 %

70 %

6,7 %

4

Оценивание результатов

6,08

35 %

58,3 %

6,7 %

5

Гибкость

5,07

1,7 %

61,7 %

36,6 %

6

Самостоятельность

5,45

0 %

68,3 %

31,7 %

7

Общий уровень саморегуляции

30,85

45 %

40 %

15 %

Шкала «планирование» в выборке учителей развита достаточно высоко (средние значения 7,14 баллов). Средние значения по всем остальным шкалам соответствуют среднему уровню: «моделирование» – 4,93 балла, «программирование» – 6,69 баллов, «оценка результатов» – 6,08 баллов, «гибкость» – 5,07 баллов, «самостоятельность» – 5,45 баллов. Полученный индивидуально-типический профиль саморегуляции характеризует педагогов выраженной потребностью в планировании своей деятельности, которая выражается в выстроенной системе целей, разработанности и продуманности способов и путей их достижения. Они последовательно готовятся к различным значимым для них мероприятиям и много времени уделяют самоподготовке. Испытывают некоторые трудности в адаптации к новым условиям. Наблюдается стремление к самоутверждению, к наступательной активности, но они нуждаются в опоре и поддержке окружающих.

Исследование саморегуляции педагогов показало, что они могут компенсировать влияние личностных, характерологических особенностей, препятствующих достижению поставленных целей.

Для определения взаимосвязи между профессионально-педагогической мотивацией, стремлением к саморазвитию и саморегуляцией был использован корреляционный анализ, позволивший выделить ряд достоверных связей.

Показатель мотивации по шкале «показная заинтересованность» коррелирует со шкалами саморегуляции «моделирование» (r = –0,27, p ≤ 0,05) и «оценка результативности» (r = –0,30, p ≤ 0,05). Полученные обратно пропорциональные связи говорят о том, что при ориентированности на внешние показатели своего труда педагоги не замечают своих ошибок и не имеют представления о внешних и внутренних значимых условиях развития; некритичность к своим действиям приводит к ухудшению качества результатов деятельности.

Показатель мотивации по шкале «развивающаяся любознательность» коррелирует с показателем рефлексии «самореализация в профессиональной деятельности» (r = 0,27, p ≤ 0,05), со шкалами саморегуляции «гибкость» (r = 0,27, p ≤ 0,05) и «программирование» (r = 0,36, p ≤ 0,01). Эти связи демонстрируют положительную корреляционную зависимость между параметрами. Постоянное стремление педагогов осваивать новую информацию способствует самореализации в профессиональной деятельности. При овладении новой информацией в области инновационной деятельности педагоги продумывают способы своих действий и поведения для достижения намеченных целей и могут быстро перестроить программу действий при изменении значимых условий.

Показатель саморегуляции «программирование» коррелирует с показателем мотивации «функциональный интерес» (r = 0,34, p ≤ 0,01) и «профессиональная потребность» (r = 0,26, p ≤ 0,05). Полученные прямо пропорциональные корреляционные связи позволяют говорить о том, что педагоги с профессиональной и функциональной профессионально-педагогической мотивацией продумывают способы своих действий и поведения для достижения намеченных целей, гибко изменяются в новых обстоятельствах и устойчивы в ситуации помех.

Анализ корреляционных связей позволил выделить две корреляционные плеяды. Одна корреляционная плеяда в качестве системообразующего компонента имеет показатель мотивации «показная заинтересованность». Педагоги, не заинтересованные и не увлеченные профессионально-педагогической деятельностью, не всегда замечают изменений в ситуации образования и тем самым не могут своевременно реагировать на эти изменения. Отсюда следует то, что необходимо повышать профессионально-педагогическую мотивацию педагогов.

Системообразующим компонентом второй корреляционной пледы выступает показатель мотивации «развивающаяся любознательность». Любознательность – активная познавательная деятельность, выступающая мощным источником познавательного, творческого развития личности. Учителя, осваивая новые идеи, готовы с легкостью внедрять их в образовательный процесс, корректируя их в соответствии с современными требованиями. Стремление педагогов к освоению и овладению новой информацией, самостоятельному нахождению источников пополнения знаний способствует самореализации в профессиональной деятельности.

Для дальнейшего развития педагогической инновационной деятельности в школе должна быть создана определенная мотивационная среда, подкрепляющая поведение субъектов образовательного процесса, ориентированное на инновационную деятельность и саморазвитие. Таким образом, мотивация педагога к инновационной деятельности и его стремление к саморазвитию являются неотъемлемым компонентом готовности к инновациям.


Библиографическая ссылка

Минахметова А.З. ЛИЧНОСТЬ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 4-2. – С. 356-360;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35833 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674