Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Акимов А.М. 1
1 ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»
В статье раскрываются особенности формирования информационной компетентности руководителя образовательной организации в гуманитарной информационно-образовательной среде Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Оренбургского государственного педагогического университета. Определено понятие информационной компетентности руководителя образовательной организации, раскрыты её компоненты – когнитивный, мотивационно-ценностный, операционально-деятельностный. Автором статьи выделены три уровня сформированности информационной компетентности руководителя образовательной организации: экспертный (ценностно-смысловой), базовый (конструктивно-технологический) и элементарный (ситуативно-репродуктивный). В результате исследования отмечено, что констатирующий этап опытно-экспериментальной работы показал преобладание элементарного и базового уровней сформированности информационной компетентности руководителя образовательной организации, что позволило подтвердить необходимость осуществления формирующего этапа опытно-экспериментальной работы с учетом специально организованного педагогического влияния в рамках разработанного персонифицированного подхода к формированию информационной компетентности руководителя образовательной организации.
информационная компетентность
информационная компетентность руководителя образовательной организации
компоненты информационной компетентности
уровни информационной компетентности
1. Акимов А.М. Персонифицированный подход к формировании информационной компетентности руководителя образовательной организации в системе дополнительного профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. – С. 8.
2. Ахаян А.А. Повышение информационной компетентности выпускников педагогической магистратуры // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. – 2006. № 12 (декабрь) ART 1115. – СПб., URL: http://www.emissia.org/offline/2006/1115.htm [дата обращения: 23.02.2016].
3. Беспалов П.В. Акмеологическая концепция развития информационно-технологической компетентности государственных служащих: дис. ... д-ра пед. наук: 19.00.13. – М., 2006.
4. Виноградова Т.С. Информационная компетентность: проблемы интерпретации // Человек и образование. – 2012. – № 2. – С. 92–98.
5. Ганаева Е.А. Региональная модель повышения квалификации руководителя образовательной организации // Западно-Сибирский педагогический вестник. – 2014. – № 2. – С. 239–248.
6. Гендина Н.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: учебно-методическое пособие / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, И.Л. Скипор и др. – М., 2002. – 337 с.
7. Гершунский Б.С. Философия образования для ХХI века (в поисках практико-ориентированнях образовательных концепций). – М.: Совершенство, 1998. – 608 с.
8. Гоферберг А.В. Формирование информационной компетентности студентов вуза с помощью информационных технологий. – URL: http://www.rusnauka.com/SND/Pedagogica/2_goferberg %20a.v..doc.htm [дата обращения: 23.02.2016].
9. Завьялов А.Н. Формирование информационной компетентности студентов в области компьютерных технологий (на примере среднего профессионального образования): дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. – Тюмень, 2005. – 129 с.
10. Зайцева О.Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Брянск, 2002. – 19 с. – С. 14.
11. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – С. 34–42.
12. Каракозов С.Д. Информационная культура в контексте общей теории культуры личности // Педагогическая информатика. – 2000. – № 2. – С. 41–54.
13. Карпеченко А.С. Информационная компетентность как базовая составляющая профессиональной компетентности // Наука и образование: научное издание МГТУ им. Н.Э. Баумана. – 2011. – № 11. – С. 77.
14. Кизик О.А. К вопросу о становлении информационной компетентности как составляющей профессиональной компетентности выпускника профессионального лицея // Университеты в образовательном пространстве региона: опыт, традиции и инновации: материалы научно-методической конференции. – Петрозаводск, 2003. – Часть 1.
15. Лиз Харт SCONUL. The Seven Pillars of Higher Education. London: SCONUL, 2001.
16. Тришина С.В. Информационная компетентность как педагогическая категория [Электронный ресурс] // Эйдос: интернет-журнал. – 2005. – 10 сентября. – Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-11.htm [дата обращения: 23.02.2016].
17. Хесус Лау. Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни : пер. с англ. – М.: МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», [2007]. – 45 с. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.ifap.ru/library/book101.pdf [дата обращения: 23.02.2016].
18. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] // Отделение философии образования и теоретической педагогики РАО, Центр «Эйдос», 23.04.02 г. – Режим доступа: http://www.eidos.ru/ news/compet.htm [дата обращения: 23.02.2016].
19. Шадриков В.Д. Базовые компетенции педагогической деятельности // Сибирский учитель. – 2007. – № 6. – С. 5–15.

В период модернизационных изменений в сфере образования перед руководителем образовательной организации встает проблема повышения качества образования, оказываемого его образовательной организацией.

Решить данную проблему может только руководитель с высоким уровнем профессиональной компетентности, которая формируется в гуманитарной информационно-образовательной среде (ГИОС) института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ОГПУ (ИПКиППРО ОГПУ), целью образовательной деятельности которого (Института) является поддержание актуального уровня профессиональной компетентности педагогических и управленческих кадров.

Целью данной статьи является исследование информационной компетентности руководителя образовательной организации и подтверждение необходимости ее формирования.

Информационная компетентность как составляющая профессиональной компетентности является основой информационной деятельности – главного вида деятельности управленцев в информационном обществе.

Современные педагогические исследования не предлагают однозначного, общепризнанного толкования понятия «информационная компетентность», что свидетельствует о сложности, многомерности и неоднозначности трактовок рассматриваемого понятия.

Информационная компетентность специалиста изучается учеными в контексте двух исследовательских подходов:

1. Информационная компетентность как часть общей культуры (Т.С. Виноградова [4], Н.И. Гендина [6], И.А. Зимняя [11], С.Д. Каракозов [12], Хесус Лау [17], С.В. Тришина [16], Лиз Харт [15], А.В. Хуторской [18]).

2. Информационная компетентность как составляющая профессиональной компетентности специалиста (А.А. Ахаян [2], П.В. Беспалов [3], Е.А. Ганаева [5], Б.С. Гершунский [7], А.В. Гоферберг [8], А.Н. Завьялов [9], О.Б. Зайцева [10], А.С. Карпеченко [13], О.А. Кизик [14], С.В. Тришина [16], В.Д. Шадриков [19]).

Особую значимость приобретает для нас второй подход, рассматривающий исследуемое понятие более глубоко и полно и учитывающий: предмет управления (управленческие отношения, реализуемые как информационные связи); разработку, принятие и осуществление управленческого решения как основного инструмента управляющего воздействия, применяемого руководителем; процесс управления, состоящий в сборе, переработке информации и ее отправлении в центры принятия решений.

В нашем исследовании под информационной компетентностью руководителя образовательной организации (ОО), являющейся базовой составляющей профессиональной компетентности и стержнем общей культуры, будем понимать интегративное качество личности, представляющее собой совокупность знаний, умений, опыта, мотивации и ценностного отношения к информационной деятельности, необходимое для эффективной работы с информацией на основе использования новых информационных технологий для решения профессиональных задач в ходе выполнения управленческих функций планирования, организации, мотивации и контроля в единстве когнитивного, мотивационно-ценностного и операционально-деятельностного компонентов [1]. Когнитивный компонент представлен совокупностью знаний, необходимых для эффективного осуществления различных видов информационной деятельности с использованием новых информационных технологий. Он включает в себя знания текстовых редакторов, электронных таблиц, электронной почты и браузеров, мультимедийного оборудования, сетевых технологий, структуры и содержания информационно-образовательной среды ОО. Мотивационно-ценностный компонент проявляется в интересе к овладению информационными технологиями; в ценностном отношении к информации; потребности и готовности в получении и расширении знаний с помощью информационных технологий; адекватной самооценке своих возможностей. Операционально-деятельностный компонент включает в себя умение управлять информационными объектами, умение организовать собственную информационную деятельность, умение формировать информационную образовательную среду ОО, применение информационных технологий в повседневной жизни и в профессиональной деятельности, владение основными действиями с информацией, автоматизацию процессов управления в ОО.

Уточненные содержание и структура информационной компетентности позволили организовать исследование данного качества руководителя ОО.

В нашем исследовании принимали участие руководители образовательных организаций Оренбурга и Оренбургской области. Выборка составила 198 человек.

В ходе проведения исследования определялась сформированность уровня информационной компетентности руководителя (по когнитивному, мотивационно-ценностному и операционально-деятельностному критериям) с применением комплекта специально подобранных и разработанных исследовательских методик: «Анкета для директора школы», разработанная на основе Международного исследования компьютерной и информационной грамотности; Стандарт МОСВИТО; Онлайн сертификация «Ретратэк»; «Самооценка собственного уровня информационной компетентности»; «Мотивация успеха и боязнь неудачи»; «Ценностные ориентации» (М. Рокич); «Методика изучения мотивации профессиональной деятельности» (К. Замфир в модификации А. Реана).

В результате изучения рассматриваемого феномена нами выделены три уровня сформированности информационной компетентности руководителя ОО: экспертный (ценностно-смысловой), базовый (конструктивно-технологический) и элементарный (ситуативно-репродуктивный) (рисунок). Компоненты информационной компетентности рассчитывались согласно процентным показателям и содержательным критериям, соответствующим используемой методике.

Руководители с экспертным (ценностно-смысловым) уровнем информационной компетентности

Когнитивный компонент характеризует представителей данной группы (6 %) как владеющих полными, глубокими, системными знаниями о структуре и содержании информационно-образовательной среды ОО (6 %), электронной почте (4 %), браузерах (4 %), текстовых редакторах (6 %), мультимедийном оборудовании (8 %), сетевых технологиях (7 %), электронных таблицах (5 %).

Мотивационно-ценностный компонент показывает, что представителей данной группы (17 %) отличает ярко выраженная профессиональная позиция личности, позитивная мотивация к информационной деятельности, профессиональный интерес к информационным процессам, активность, при работе в условиях ограниченного времени результативность их деятельности улучшается, даже если задание достаточно трудное, они склонны планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу. При встрече с препятствиями, как правило, не отступают, а ищут способы их преодоления. Склонны к проявлению инициативы.

Операционально-деятельностный компонент характеризует представителей данной группы (10 %) как руководителей, владеющих умениями, приобретающими характер осознанного, самопроизвольного действия. Действия руководителей всегда обоснованы в соответствии с теоретическим и эмпирическим знанием; результативны, цели достигаются всегда, умения проявляются в типовых и нетиповых ситуациях коммуникации с любыми субъектами. Для руководителей с высоким уровнем информационной компетентности характерны: управление информационными объектами (15 %); организация собственной информационной деятельности (10 %); применение информационных технологий в повседневной жизни и в профессиональной деятельности (9 %); владение основными действиями при работе с информацией (11 %); формирование информационной образовательной среды ОО (8 %); автоматизация процессов управления в ОО (6 %).

Руководители с базовым (конструктивно-технологическим) уровнем информационной компетентности

Когнитивный компонент показывает, что руководителей данной группы (77 %) отличают недостаточно глубокие и прочные знания о структуре и содержании информационно-образовательной среды ОО (73 %), электронной почте (86 %), браузерах (85 %), текстовых редакторах (88 %), мультимедийном оборудовании (72 %), сетевых технологиях (68 %), электронных таблицах (68 %).

Мотивационно-ценностный компонент характеризует представителей группы (40 %) с базовым (конструктивно-технологическим) уровнем информационной компетентности как руководителей, предпочитающих ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели, не очень настойчивых в достижении цели, особенно если отсутствует внешний контроль, не всегда склонных к проявлению инициативы. В ситуации необходимости активно включаются в работу, надеются на успех, стараются достигать цели проверенными, стандартными способами, хотя проявляют интерес к инновационным процессам, предпочитают планировать свое будущее лишь на ближайшее время.

Операционально-деятельностный компонент показывает, что действия руководителей обоснованы, результативны, но обоснования могут быть ошибочными. Умения проявляются в типовых управленческих ситуациях. Для руководителей с базовым (конструктивно-технологическим) уровнем информационной компетентности (70 %) характерны: действие по памяти и по аналогии при управлении информационными объектами (69 %); организация собственной информационной деятельности (67 %); применение информационных технологий в повседневной жизни и в профессиональной деятельности (73 %); владение основными действиями при работе с информацией (69 %); формирование информационной образовательной среды ОО (63 %); автоматизация процессов управления в ОО (76 %).

Руководители с элементарным (ситуативно-репродуктивным) уровнем информационной компетентности

Когнитивный компонент показывает, что представителей данной группы (17 %) характеризуют фрагментарные, отрывочные, недостаточно глубокие знания о структуре и содержании информационно-образовательной среды ОО (21 %), электронной почте (4 %), текстовых редакторах (6 %), мультимедийном оборудовании (23 %), электронных таблицах (27 %): осознанность и свободное оперирование знаниями в стандартных ситуациях.

Мотивационно-ценностный компонент показывает, что руководители (39 %) часто выбирают крайности – либо нарочито легкие задания, либо нереально трудные. При выполнении ответственных заданий стараются по возможности найти причины отказа от них. При выполнении достаточно трудных заданий в условиях ограниченного времени результативность деятельности ухудшается. Профессиональный интерес к информационным процессам не проявляют.

Операционально-деятельностный компонент характеризует представителей данной группы (20 %) как руководителей, владеющих отдельными умениями и имеющими незначительный опыт (или отсутствие опыта). Действия руководителей с элементарным (ситуативно-репродуктивным) уровнем информационной компетентности не всегда осознаны, логично обоснованы, частично результативны, цели достигаются эпизодически, умения проявляются в типовых управленческих ситуациях. Большая доля внешней помощи, действуют с подсказкой. Для представителей данной группы характерны: управление информационными объектами (16 %); организация собственной информационной деятельности (23 %); применение информационных технологий в повседневной жизни и в профессиональной деятельности (18 %); владение основными действиями при работе с информацией (20 %); формирование информационной образовательной среды ОО (29 %); автоматизация процессов управления в ОО (18 %) осуществляют не самостоятельно.

Таким образом, обнаруженное в результате проведенного констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы преобладание элементарного и базового уровней сформированности информационной компетентности руководителя ОО позволило подтвердить необходимость осуществления формирующего этапа опытно-экспериментальной работы с учетом специально организованного педагогического влияния в рамках разработанного персонифицированного подхода к формированию информационной компетентности руководителя ОО [1].


Библиографическая ссылка

Акимов А.М. К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 4-2. – С. 296-299;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35821 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674