В период модернизационных изменений в сфере образования перед руководителем образовательной организации встает проблема повышения качества образования, оказываемого его образовательной организацией.
Решить данную проблему может только руководитель с высоким уровнем профессиональной компетентности, которая формируется в гуманитарной информационно-образовательной среде (ГИОС) института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ОГПУ (ИПКиППРО ОГПУ), целью образовательной деятельности которого (Института) является поддержание актуального уровня профессиональной компетентности педагогических и управленческих кадров.
Целью данной статьи является исследование информационной компетентности руководителя образовательной организации и подтверждение необходимости ее формирования.
Информационная компетентность как составляющая профессиональной компетентности является основой информационной деятельности – главного вида деятельности управленцев в информационном обществе.
Современные педагогические исследования не предлагают однозначного, общепризнанного толкования понятия «информационная компетентность», что свидетельствует о сложности, многомерности и неоднозначности трактовок рассматриваемого понятия.
Информационная компетентность специалиста изучается учеными в контексте двух исследовательских подходов:
1. Информационная компетентность как часть общей культуры (Т.С. Виноградова [4], Н.И. Гендина [6], И.А. Зимняя [11], С.Д. Каракозов [12], Хесус Лау [17], С.В. Тришина [16], Лиз Харт [15], А.В. Хуторской [18]).
2. Информационная компетентность как составляющая профессиональной компетентности специалиста (А.А. Ахаян [2], П.В. Беспалов [3], Е.А. Ганаева [5], Б.С. Гершунский [7], А.В. Гоферберг [8], А.Н. Завьялов [9], О.Б. Зайцева [10], А.С. Карпеченко [13], О.А. Кизик [14], С.В. Тришина [16], В.Д. Шадриков [19]).
Особую значимость приобретает для нас второй подход, рассматривающий исследуемое понятие более глубоко и полно и учитывающий: предмет управления (управленческие отношения, реализуемые как информационные связи); разработку, принятие и осуществление управленческого решения как основного инструмента управляющего воздействия, применяемого руководителем; процесс управления, состоящий в сборе, переработке информации и ее отправлении в центры принятия решений.
В нашем исследовании под информационной компетентностью руководителя образовательной организации (ОО), являющейся базовой составляющей профессиональной компетентности и стержнем общей культуры, будем понимать интегративное качество личности, представляющее собой совокупность знаний, умений, опыта, мотивации и ценностного отношения к информационной деятельности, необходимое для эффективной работы с информацией на основе использования новых информационных технологий для решения профессиональных задач в ходе выполнения управленческих функций планирования, организации, мотивации и контроля в единстве когнитивного, мотивационно-ценностного и операционально-деятельностного компонентов [1]. Когнитивный компонент представлен совокупностью знаний, необходимых для эффективного осуществления различных видов информационной деятельности с использованием новых информационных технологий. Он включает в себя знания текстовых редакторов, электронных таблиц, электронной почты и браузеров, мультимедийного оборудования, сетевых технологий, структуры и содержания информационно-образовательной среды ОО. Мотивационно-ценностный компонент проявляется в интересе к овладению информационными технологиями; в ценностном отношении к информации; потребности и готовности в получении и расширении знаний с помощью информационных технологий; адекватной самооценке своих возможностей. Операционально-деятельностный компонент включает в себя умение управлять информационными объектами, умение организовать собственную информационную деятельность, умение формировать информационную образовательную среду ОО, применение информационных технологий в повседневной жизни и в профессиональной деятельности, владение основными действиями с информацией, автоматизацию процессов управления в ОО.
Уточненные содержание и структура информационной компетентности позволили организовать исследование данного качества руководителя ОО.
В нашем исследовании принимали участие руководители образовательных организаций Оренбурга и Оренбургской области. Выборка составила 198 человек.
В ходе проведения исследования определялась сформированность уровня информационной компетентности руководителя (по когнитивному, мотивационно-ценностному и операционально-деятельностному критериям) с применением комплекта специально подобранных и разработанных исследовательских методик: «Анкета для директора школы», разработанная на основе Международного исследования компьютерной и информационной грамотности; Стандарт МОСВИТО; Онлайн сертификация «Ретратэк»; «Самооценка собственного уровня информационной компетентности»; «Мотивация успеха и боязнь неудачи»; «Ценностные ориентации» (М. Рокич); «Методика изучения мотивации профессиональной деятельности» (К. Замфир в модификации А. Реана).
В результате изучения рассматриваемого феномена нами выделены три уровня сформированности информационной компетентности руководителя ОО: экспертный (ценностно-смысловой), базовый (конструктивно-технологический) и элементарный (ситуативно-репродуктивный) (рисунок). Компоненты информационной компетентности рассчитывались согласно процентным показателям и содержательным критериям, соответствующим используемой методике.
Руководители с экспертным (ценностно-смысловым) уровнем информационной компетентности
Когнитивный компонент характеризует представителей данной группы (6 %) как владеющих полными, глубокими, системными знаниями о структуре и содержании информационно-образовательной среды ОО (6 %), электронной почте (4 %), браузерах (4 %), текстовых редакторах (6 %), мультимедийном оборудовании (8 %), сетевых технологиях (7 %), электронных таблицах (5 %).
Мотивационно-ценностный компонент показывает, что представителей данной группы (17 %) отличает ярко выраженная профессиональная позиция личности, позитивная мотивация к информационной деятельности, профессиональный интерес к информационным процессам, активность, при работе в условиях ограниченного времени результативность их деятельности улучшается, даже если задание достаточно трудное, они склонны планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу. При встрече с препятствиями, как правило, не отступают, а ищут способы их преодоления. Склонны к проявлению инициативы.
Операционально-деятельностный компонент характеризует представителей данной группы (10 %) как руководителей, владеющих умениями, приобретающими характер осознанного, самопроизвольного действия. Действия руководителей всегда обоснованы в соответствии с теоретическим и эмпирическим знанием; результативны, цели достигаются всегда, умения проявляются в типовых и нетиповых ситуациях коммуникации с любыми субъектами. Для руководителей с высоким уровнем информационной компетентности характерны: управление информационными объектами (15 %); организация собственной информационной деятельности (10 %); применение информационных технологий в повседневной жизни и в профессиональной деятельности (9 %); владение основными действиями при работе с информацией (11 %); формирование информационной образовательной среды ОО (8 %); автоматизация процессов управления в ОО (6 %).
Руководители с базовым (конструктивно-технологическим) уровнем информационной компетентности
Когнитивный компонент показывает, что руководителей данной группы (77 %) отличают недостаточно глубокие и прочные знания о структуре и содержании информационно-образовательной среды ОО (73 %), электронной почте (86 %), браузерах (85 %), текстовых редакторах (88 %), мультимедийном оборудовании (72 %), сетевых технологиях (68 %), электронных таблицах (68 %).
Мотивационно-ценностный компонент характеризует представителей группы (40 %) с базовым (конструктивно-технологическим) уровнем информационной компетентности как руководителей, предпочитающих ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели, не очень настойчивых в достижении цели, особенно если отсутствует внешний контроль, не всегда склонных к проявлению инициативы. В ситуации необходимости активно включаются в работу, надеются на успех, стараются достигать цели проверенными, стандартными способами, хотя проявляют интерес к инновационным процессам, предпочитают планировать свое будущее лишь на ближайшее время.
Операционально-деятельностный компонент показывает, что действия руководителей обоснованы, результативны, но обоснования могут быть ошибочными. Умения проявляются в типовых управленческих ситуациях. Для руководителей с базовым (конструктивно-технологическим) уровнем информационной компетентности (70 %) характерны: действие по памяти и по аналогии при управлении информационными объектами (69 %); организация собственной информационной деятельности (67 %); применение информационных технологий в повседневной жизни и в профессиональной деятельности (73 %); владение основными действиями при работе с информацией (69 %); формирование информационной образовательной среды ОО (63 %); автоматизация процессов управления в ОО (76 %).
Руководители с элементарным (ситуативно-репродуктивным) уровнем информационной компетентности
Когнитивный компонент показывает, что представителей данной группы (17 %) характеризуют фрагментарные, отрывочные, недостаточно глубокие знания о структуре и содержании информационно-образовательной среды ОО (21 %), электронной почте (4 %), текстовых редакторах (6 %), мультимедийном оборудовании (23 %), электронных таблицах (27 %): осознанность и свободное оперирование знаниями в стандартных ситуациях.
Мотивационно-ценностный компонент показывает, что руководители (39 %) часто выбирают крайности – либо нарочито легкие задания, либо нереально трудные. При выполнении ответственных заданий стараются по возможности найти причины отказа от них. При выполнении достаточно трудных заданий в условиях ограниченного времени результативность деятельности ухудшается. Профессиональный интерес к информационным процессам не проявляют.
Операционально-деятельностный компонент характеризует представителей данной группы (20 %) как руководителей, владеющих отдельными умениями и имеющими незначительный опыт (или отсутствие опыта). Действия руководителей с элементарным (ситуативно-репродуктивным) уровнем информационной компетентности не всегда осознаны, логично обоснованы, частично результативны, цели достигаются эпизодически, умения проявляются в типовых управленческих ситуациях. Большая доля внешней помощи, действуют с подсказкой. Для представителей данной группы характерны: управление информационными объектами (16 %); организация собственной информационной деятельности (23 %); применение информационных технологий в повседневной жизни и в профессиональной деятельности (18 %); владение основными действиями при работе с информацией (20 %); формирование информационной образовательной среды ОО (29 %); автоматизация процессов управления в ОО (18 %) осуществляют не самостоятельно.
Таким образом, обнаруженное в результате проведенного констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы преобладание элементарного и базового уровней сформированности информационной компетентности руководителя ОО позволило подтвердить необходимость осуществления формирующего этапа опытно-экспериментальной работы с учетом специально организованного педагогического влияния в рамках разработанного персонифицированного подхода к формированию информационной компетентности руководителя ОО [1].
Библиографическая ссылка
Акимов А.М. К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 4-2. – С. 296-299;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35821 (дата обращения: 21.11.2024).