Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,899

TO THE PROBLEM OF FORMATION OF INFORMATION COMPETENCE OF THE HEAD OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATION

Akimov A.M. 1
1 Orenburg State Pedagogical University
The article reveals the features of formation of information competence of the head of educational organization in humanitarian information-educational environment of Institute of qualification improvement and professional retraining of educators of Orenburg state pedagogical University. The concept of information competence of the head of the educational organization, reveals its components – cognitive, motivational-value, operationally-activity. The author identified three levels of formation of information competence of the head of the educational organization: expert (axiological), the basic (structural-technological) and elementary (situational-reproductive). The study noted that ascertaining the stage of experimental work showed the prevalence of elementary and basic levels of formation of information competence of the head of educational organization, that has enabled to confirm the need to implement the forming stage of experimental work taking into account specially organized pedagogical influence within the developed personalized approach to formation of information competence of the head of the educational organization.
information competence
information competence of the head of the educational organization
components of information competence
levels of information competence

В период модернизационных изменений в сфере образования перед руководителем образовательной организации встает проблема повышения качества образования, оказываемого его образовательной организацией.

Решить данную проблему может только руководитель с высоким уровнем профессиональной компетентности, которая формируется в гуманитарной информационно-образовательной среде (ГИОС) института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ОГПУ (ИПКиППРО ОГПУ), целью образовательной деятельности которого (Института) является поддержание актуального уровня профессиональной компетентности педагогических и управленческих кадров.

Целью данной статьи является исследование информационной компетентности руководителя образовательной организации и подтверждение необходимости ее формирования.

Информационная компетентность как составляющая профессиональной компетентности является основой информационной деятельности – главного вида деятельности управленцев в информационном обществе.

Современные педагогические исследования не предлагают однозначного, общепризнанного толкования понятия «информационная компетентность», что свидетельствует о сложности, многомерности и неоднозначности трактовок рассматриваемого понятия.

Информационная компетентность специалиста изучается учеными в контексте двух исследовательских подходов:

1. Информационная компетентность как часть общей культуры (Т.С. Виноградова [4], Н.И. Гендина [6], И.А. Зимняя [11], С.Д. Каракозов [12], Хесус Лау [17], С.В. Тришина [16], Лиз Харт [15], А.В. Хуторской [18]).

2. Информационная компетентность как составляющая профессиональной компетентности специалиста (А.А. Ахаян [2], П.В. Беспалов [3], Е.А. Ганаева [5], Б.С. Гершунский [7], А.В. Гоферберг [8], А.Н. Завьялов [9], О.Б. Зайцева [10], А.С. Карпеченко [13], О.А. Кизик [14], С.В. Тришина [16], В.Д. Шадриков [19]).

Особую значимость приобретает для нас второй подход, рассматривающий исследуемое понятие более глубоко и полно и учитывающий: предмет управления (управленческие отношения, реализуемые как информационные связи); разработку, принятие и осуществление управленческого решения как основного инструмента управляющего воздействия, применяемого руководителем; процесс управления, состоящий в сборе, переработке информации и ее отправлении в центры принятия решений.

В нашем исследовании под информационной компетентностью руководителя образовательной организации (ОО), являющейся базовой составляющей профессиональной компетентности и стержнем общей культуры, будем понимать интегративное качество личности, представляющее собой совокупность знаний, умений, опыта, мотивации и ценностного отношения к информационной деятельности, необходимое для эффективной работы с информацией на основе использования новых информационных технологий для решения профессиональных задач в ходе выполнения управленческих функций планирования, организации, мотивации и контроля в единстве когнитивного, мотивационно-ценностного и операционально-деятельностного компонентов [1]. Когнитивный компонент представлен совокупностью знаний, необходимых для эффективного осуществления различных видов информационной деятельности с использованием новых информационных технологий. Он включает в себя знания текстовых редакторов, электронных таблиц, электронной почты и браузеров, мультимедийного оборудования, сетевых технологий, структуры и содержания информационно-образовательной среды ОО. Мотивационно-ценностный компонент проявляется в интересе к овладению информационными технологиями; в ценностном отношении к информации; потребности и готовности в получении и расширении знаний с помощью информационных технологий; адекватной самооценке своих возможностей. Операционально-деятельностный компонент включает в себя умение управлять информационными объектами, умение организовать собственную информационную деятельность, умение формировать информационную образовательную среду ОО, применение информационных технологий в повседневной жизни и в профессиональной деятельности, владение основными действиями с информацией, автоматизацию процессов управления в ОО.

Уточненные содержание и структура информационной компетентности позволили организовать исследование данного качества руководителя ОО.

В нашем исследовании принимали участие руководители образовательных организаций Оренбурга и Оренбургской области. Выборка составила 198 человек.

В ходе проведения исследования определялась сформированность уровня информационной компетентности руководителя (по когнитивному, мотивационно-ценностному и операционально-деятельностному критериям) с применением комплекта специально подобранных и разработанных исследовательских методик: «Анкета для директора школы», разработанная на основе Международного исследования компьютерной и информационной грамотности; Стандарт МОСВИТО; Онлайн сертификация «Ретратэк»; «Самооценка собственного уровня информационной компетентности»; «Мотивация успеха и боязнь неудачи»; «Ценностные ориентации» (М. Рокич); «Методика изучения мотивации профессиональной деятельности» (К. Замфир в модификации А. Реана).

В результате изучения рассматриваемого феномена нами выделены три уровня сформированности информационной компетентности руководителя ОО: экспертный (ценностно-смысловой), базовый (конструктивно-технологический) и элементарный (ситуативно-репродуктивный) (рисунок). Компоненты информационной компетентности рассчитывались согласно процентным показателям и содержательным критериям, соответствующим используемой методике.

Руководители с экспертным (ценностно-смысловым) уровнем информационной компетентности

Когнитивный компонент характеризует представителей данной группы (6 %) как владеющих полными, глубокими, системными знаниями о структуре и содержании информационно-образовательной среды ОО (6 %), электронной почте (4 %), браузерах (4 %), текстовых редакторах (6 %), мультимедийном оборудовании (8 %), сетевых технологиях (7 %), электронных таблицах (5 %).

Мотивационно-ценностный компонент показывает, что представителей данной группы (17 %) отличает ярко выраженная профессиональная позиция личности, позитивная мотивация к информационной деятельности, профессиональный интерес к информационным процессам, активность, при работе в условиях ограниченного времени результативность их деятельности улучшается, даже если задание достаточно трудное, они склонны планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу. При встрече с препятствиями, как правило, не отступают, а ищут способы их преодоления. Склонны к проявлению инициативы.

Операционально-деятельностный компонент характеризует представителей данной группы (10 %) как руководителей, владеющих умениями, приобретающими характер осознанного, самопроизвольного действия. Действия руководителей всегда обоснованы в соответствии с теоретическим и эмпирическим знанием; результативны, цели достигаются всегда, умения проявляются в типовых и нетиповых ситуациях коммуникации с любыми субъектами. Для руководителей с высоким уровнем информационной компетентности характерны: управление информационными объектами (15 %); организация собственной информационной деятельности (10 %); применение информационных технологий в повседневной жизни и в профессиональной деятельности (9 %); владение основными действиями при работе с информацией (11 %); формирование информационной образовательной среды ОО (8 %); автоматизация процессов управления в ОО (6 %).

Руководители с базовым (конструктивно-технологическим) уровнем информационной компетентности

Когнитивный компонент показывает, что руководителей данной группы (77 %) отличают недостаточно глубокие и прочные знания о структуре и содержании информационно-образовательной среды ОО (73 %), электронной почте (86 %), браузерах (85 %), текстовых редакторах (88 %), мультимедийном оборудовании (72 %), сетевых технологиях (68 %), электронных таблицах (68 %).

Мотивационно-ценностный компонент характеризует представителей группы (40 %) с базовым (конструктивно-технологическим) уровнем информационной компетентности как руководителей, предпочитающих ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели, не очень настойчивых в достижении цели, особенно если отсутствует внешний контроль, не всегда склонных к проявлению инициативы. В ситуации необходимости активно включаются в работу, надеются на успех, стараются достигать цели проверенными, стандартными способами, хотя проявляют интерес к инновационным процессам, предпочитают планировать свое будущее лишь на ближайшее время.

Операционально-деятельностный компонент показывает, что действия руководителей обоснованы, результативны, но обоснования могут быть ошибочными. Умения проявляются в типовых управленческих ситуациях. Для руководителей с базовым (конструктивно-технологическим) уровнем информационной компетентности (70 %) характерны: действие по памяти и по аналогии при управлении информационными объектами (69 %); организация собственной информационной деятельности (67 %); применение информационных технологий в повседневной жизни и в профессиональной деятельности (73 %); владение основными действиями при работе с информацией (69 %); формирование информационной образовательной среды ОО (63 %); автоматизация процессов управления в ОО (76 %).

Руководители с элементарным (ситуативно-репродуктивным) уровнем информационной компетентности

Когнитивный компонент показывает, что представителей данной группы (17 %) характеризуют фрагментарные, отрывочные, недостаточно глубокие знания о структуре и содержании информационно-образовательной среды ОО (21 %), электронной почте (4 %), текстовых редакторах (6 %), мультимедийном оборудовании (23 %), электронных таблицах (27 %): осознанность и свободное оперирование знаниями в стандартных ситуациях.

Мотивационно-ценностный компонент показывает, что руководители (39 %) часто выбирают крайности – либо нарочито легкие задания, либо нереально трудные. При выполнении ответственных заданий стараются по возможности найти причины отказа от них. При выполнении достаточно трудных заданий в условиях ограниченного времени результативность деятельности ухудшается. Профессиональный интерес к информационным процессам не проявляют.

Операционально-деятельностный компонент характеризует представителей данной группы (20 %) как руководителей, владеющих отдельными умениями и имеющими незначительный опыт (или отсутствие опыта). Действия руководителей с элементарным (ситуативно-репродуктивным) уровнем информационной компетентности не всегда осознаны, логично обоснованы, частично результативны, цели достигаются эпизодически, умения проявляются в типовых управленческих ситуациях. Большая доля внешней помощи, действуют с подсказкой. Для представителей данной группы характерны: управление информационными объектами (16 %); организация собственной информационной деятельности (23 %); применение информационных технологий в повседневной жизни и в профессиональной деятельности (18 %); владение основными действиями при работе с информацией (20 %); формирование информационной образовательной среды ОО (29 %); автоматизация процессов управления в ОО (18 %) осуществляют не самостоятельно.

Таким образом, обнаруженное в результате проведенного констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы преобладание элементарного и базового уровней сформированности информационной компетентности руководителя ОО позволило подтвердить необходимость осуществления формирующего этапа опытно-экспериментальной работы с учетом специально организованного педагогического влияния в рамках разработанного персонифицированного подхода к формированию информационной компетентности руководителя ОО [1].