Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ДУАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Кутумова А.А. 1 Яркова Г.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет»
В статье рассматриваются специфика и преимущества дуального обучения как технологии подготовки бакалавров профессионального обучения в современных условиях педагогического вуза. В исследовании показано, что данная технология позволяет решить задачи, поставленные перед педагогическим вузом по подготовке педагогических кадров для системы среднего профессионального образования. В настоящее время в обществе очень остро стоит проблема готовности специалистов рабочей профессии к осуществлению педагогической деятельности по обучению молодого поколения, чтобы быть их наставниками и учителями. Они должны владеть знаниями психологии, методики обучения и современных технологий. В статье проведен анализ понятий «модель дуального обучения», «технология дуального обучения». В сравнении представлены отличительные характеристики дуальной и традиционной системы подготовки бакалавров, готовых осуществлять педагогическую деятельность в системе среднего профессионального образования.
дуальное обучение
профессиональное образование
система обучения
технология
компетентность
1. Егорова Г.И. Тенденции и приоритеты обучения в вузе в условиях реализации ФГОС // Академия профессионального образования – 2015. – № 1 (43). – С. 20–26.
2. Кутумова А.А., Алексеевнина А.К., Злыгостев А.В. Технологическое образование в двухуровневой системе подготовки педагогических кадров // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9–2. (Электронный ресурс). – URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=34864 (дата обращения: 05.02.2016).
3. Морозов Е.А. К вопросу о практической подготовке специалистов по социальной работе // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2011. – № 4. – С. 151–155.
4. Торопов Д.А. История развития немецкой системы профессионального образования: Учебное пособие. – М.: ИСПО РАО, 2002. Российская Академия образования. Институт среднего профессионального образования. (Электронный ресурс) Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-244177.html (дата обращения 11.10.2015).
5. Шилина О.А. Обучающее предприятие как важнейшая составляющая процесса обучения в дуальной системе профессионального образования Германии // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. – 2009. – № 12 (16). – С. 243–248.
6. Яркова Г.А., Хамитова М.А. О проблеме формирования компетенций как основы подготовки к профессиональной деятельности // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3. (Электронный ресурс). – URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=9189 (дата обращения: 06.02.2016.).

Дуальная система профессионального обучения, получившая мировое признание как форма подготовки кадров, основана на максимальном привлечении условий реального производства для освоения профессии обучающимися разных уровней профессиональной подготовки. Дуальная система позволяет совместить в учебном процессе теоретическую и практическую подготовку, причем изучение теории в учебном заведении дополняется практическим обучением на производственном предприятии, будущим местом трудоустройства.

Особенно широко внедряется дуальное обучение в системе среднего профессионального образования, ориентированного на подготовку рабочих и специалистов среднего звена [2]. В нескольких регионах страны запущен проект подготовки рабочих кадров на основе дуального образования.

Наряду с понятием «дуальная система обучения» употребляются понятия «модель дуального обучения», «технология дуального обучения», относящиеся к системе профессиональной подготовки и по сути, определяемые значением слова дуальность как двуединство, двойственность.

Если дуальное обучение определяется как форма подготовки кадров, предусматривающая сочетание обучения в учебном заведении с периодами производственной деятельности, то модель дуального обучения – это система методов, организационных форм, средств их реализации, также приёмов педагогической техники в условиях профессиональной подготовки на основе взаимодействия учебного заведения и предприятия.

В нашем исследовании мы рассматриваем технологию обучения как системную категорию, где основными составляющими компонентами структуры будут являться: цели и содержание обучения, средства сотрудничества при педагогическом взаимодействии, а также организация учебного процесса и результат деятельности участников этого процесса.

В исследованиях Б.Т. Лихачева под педагогической технологией определена совокупность психолого-педагогических установок с определенным социальным набором и компоновкой форм, методов, способов и приемов обучения, а также воспитательных средств; которые в свою очередь определяют инструментарий образовательного процесса.

Под педагогической технологией, по В.М. Монахову, можно понимать продуманную модель по проектированию, организации и проведению учебного процесса при совместной педагогической деятельности с безусловным обеспечением комфортных условий как для учащихся, так и для учителя.

Технология отвечает на вопрос – как наилучшим образом достичь целей обучения, управления этим процессом.

Некоторые пути повышения качества практической подготовки специалистов в профессиональной деятельности в России и за рубежом рассмотрены в различных исследованиях [3]. Основой профессиональной деятельности будущего специалиста являются сформированные компетенции. Компетенции представляют собой многоплановые и многоструктурные характеристики, оценка которых не может быть в полной мере стандартизирована. Они тяжело поддаются измерениям. Непременным признаком профессиональной компетенции выступает умение соотносить имеющиеся знания с целями, условиями и способами практической деятельности, применять в своей практической деятельности различные научные методы, а следовательно, развивать способности и творческий потенциал [6].

Таким образом, по нашему мнению, технология дуального обучения направлена на последовательное воплощение на практике заранее спланированного процесса профессиональной подготовки студента в условиях теоретического и производственного обучения на предприятии.

Действующие государственные образовательные стандарты профессиональной подготовки регламентируют формы теоретического и практического обучения, содержательно направленные на формирование компетентного специалиста [1].

Технология дуального обучения может быть представлена моделью формирования профессиональной компетентности, которая построена на взаимосвязи сформулированных целей по профессиональной подготовке, принципов построения процесса обучения, соответствующего целям – содержания, социального партнерства и взаимодействия всех субъектов теоретического и производственного обучения в системе «вуз - предприятие», обеспечивающей подготовку выпускников, которые легко адаптируются в новых социальных условиях и могут быть конкурентоспособны на рынке труда [5].

Профессиональная компетентность помимо технологической подготовки включает целый ряд других компонентов, имеющих надпрофессиональный характер. Это, личностные качества выпускника такие, как ответственность, самостоятельность, умения и способность принимать решения, способность к обучению, развитию гибкости мышления.

Профессиональное обучение с центром активной позиции обучающегося определяется освоением профессиональной деятельности в виде цикла фаз: информирование, планирование, принятие решения, выполнение, контроль, оценка. Но учебная производственная ситуация на уровне этих фаз существенно ограничена и отличается от реального производства, т.е. теория и практика обучения проходят с отрывом от производства.

Это приводит к тому, что выпускники «доучиваются» на месте работы: новичкам прикрепляют наставников, вводят в должность, специально для них разрабатывают и внедряют программы обучения и адаптации.

Технология дуального обучения в профессиональной подготовке, соединяя теоретическое обучение в учебном заведении и практическое обучение на предприятии, меняет качество образования, приближая его к запросам производства.

Основной принцип дуальной системы обучения – это равноценное участие и ответственность учебного заведения и предприятий за качество подготовки кадров. Заинтересованность предприятия заключается, прежде всего, в возможности подготовить для себя кадры, сократить расходы, предусмотренные на поиск и подбор работников, на их переучивание и адаптацию. Обучающиеся не только непосредственно знакомятся с реальными производственными условиями и осваивают основы профессиональной деятельности, но и получают возможность успешного трудоустройства по специальности после окончания обучения [2].

Основными условиями внедрения дуальной системы профессионального обучения являются:

– наличие базовых предприятий;

– разработка программы взаимодействия учебного заведения и предприятия;

– создание или выделение ученических мест, учебных полигонов на предприятии;

– введение стажировки преподавателей специальных дисциплин на предприятии.

Выделим преимущества технологии дуального обучения (в соответствии с традиционной формой обучения):

– дуальная технология обучения позволяет в процессе подготовки специалистов устранить основной недостаток традиционных форм и методов обучения – разрыв между теорией и практикой позволяет усилить практическую направленность образовательного процесса, при сохранении уровня теоретической составляющей;

– технология позволяет выполнить поставленные задачи по подготовке специалистов, которые готовы выполнить основные трудовые функции на предприятии;

– в модели дуальной системы обучения имеется возможность воздействовать на личность специалиста, на формирование необходимых качеств работника;

– дуальная система обучения как технология повышает мотивацию и потребности для получения знаний, необходимых для профессиональной деятельности, в связи с тем, что качество приобретенных знаний позволит качественно выполнить служебные обязанности на рабочем месте;

– дуальная система обучения как технология повышает заинтересованность руководителя предприятия и организации в обучении и подготовке «своих» работников;

– технология дуального обучения позволяет повысить не только мобильность выпускника в профессиональном направлении, но и сделать его конкурентоспособным на современном рынке труда;

– дуальная система обучения как технология позволяет организовать образовательный процесс в диаде «вуз - предприятие», работая при таком взаимодействии в ходе обучения, учитываются требования производственные, которые предъявляются к будущему специалисту.

Дуальная система обучения как технология является результатом взаимодействия образовательного учреждения с работодателем и, как показывает опыт европейской системы образования, дает определенность в будущей профессиональной деятельности и в успешной социальной адаптации. Студент, начиная с первых этапов обучения, включается в процесс производства, как работник предприятия выполняет обязанности согласно возложенным на него функциям, распоряжается ресурсами, несет ответственность, овладевает необходимыми профессиональными умениями и навыками, а в некоторых случаях может получать заработную плату по договору. Как показывает опыт, соотношение времени теоретического и производственного обучения составляет 40 к 60 %. Для удобства разделение учебной деятельности проводится по дням недели, например 1–2 дня в неделю обучающийся учится в аудитории, в остальные дни – на предприятии.

При внедрении дуальной системы обучения как технологии важно при разработке и реализации образовательной программы учитывать со стороны работодателя потребности и требования к определенной квалификации и компетентности будущего работника, однако без ущерба для теоретической подготовки выпускника.

Практическое обучение осуществляется на предприятии при непосредственном участии специалистов предприятия, прошедших педагогическую подготовку, и преподавателей учебного заведения, прошедших курсы повышения квалификации на предприятии.

В первую очередь внедрение дуальной системы производилось для подготовки квалифицированных рабочих и технических работников таких отраслей, как автомобилестроение, металлургия, машиностроение, производство строительных материалов, электротехника [4].

Дуальное обучение на основе сетевого взаимодействия «педагогический вуз – техникум – предприятие» является оптимальным условием для формирования готовности студентов к профессионально-педагогической деятельности в системе среднего профессионального образования. Студенты, обучаясь в вузе, получат квалификацию бакалавра профессионального обучения, они будут готовы не только к трудовой деятельности на предприятии, но будут компетентными педагогами, знающими психологию человека, педагогику и методику обучения, и поэтому будут умелыми мастерами производственного обучения, преподавателями общетехнических, специальных и общеобразовательных дисциплин на уровне среднего профессионального образования.

Разработанная технология дуального обучения для бакалавров профессионального обучения основывается на следующих позициях:

– проведение занятий по дисциплинам психолого-педагогического цикла – лекций, семинаров, практик в учебных аудиториях техникума предоставит возможность студентам вуза не только наблюдать учебно-воспитательный процесс во всех его проявлениях, но и принимать участие в нем, тем самым приобретать профессиональный практический опыт;

– теоретическое изучение технических дисциплин дополняется производственными практиками на производстве. Кроме этого студенты получают рабочую профессию своей отрасли.

Рабочие программы технических дисциплин разделены на блоки: теоретическое обучение в вузе, включая самостоятельную работу студентов; производственное обучение на предприятии; блок рабочих профессий. Теоретическое обучение реализуется в формах лекций, лабораторно-практических работ. Конкретизация учебного материала проводится на примерах производства, участвующего в сетевом взаимодействии.

Изучение технологических процессов предприятия и непосредственное участие под руководством подготовленных наставников в производстве позволяет не только закрепить полученные знания студентами, но и получить практический и социальный опыт. Освоение смежных рабочих профессий, по которым будет проводиться обучение будущими бакалаврами профессионального обучения, будет иметь в основном практический характер.

Например, дисциплина «электротехника» в программе обучения представлена теоретическим курсом в объеме 144 часа, из них 36 часов – лекции, 36 часов – лабораторно-практические занятия, 72 часа выделяется на самостоятельную работу студентов. Один день в неделю на втором курсе выделяется для производственного обучения на предприятии: студенты по утвержденному плану знакомятся с организацией производства, требованиями техники безопасности, выполняют работы под руководством наставника по электрообслуживанию оборудования. При этом приобретают профессиональные компетенции по рабочей профессии. На старших курсах в аудиториях техникума студенты – будущие бакалавры профессионального обучения осваивают азы преподавательской деятельности на примере обучению электротехнике.

Исследования результатов применения дуальной системы обучения в педагогическом вузе, основанной на усилении практической направленности подготовки специалиста, позволяют утверждать, что данная система является эффективной технологией подготовки бакалавров профессионального обучения.


Библиографическая ссылка

Кутумова А.А., Яркова Г.А. ДУАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 4-1. – С. 139-142;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35791 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674