Дуальная система профессионального обучения, получившая мировое признание как форма подготовки кадров, основана на максимальном привлечении условий реального производства для освоения профессии обучающимися разных уровней профессиональной подготовки. Дуальная система позволяет совместить в учебном процессе теоретическую и практическую подготовку, причем изучение теории в учебном заведении дополняется практическим обучением на производственном предприятии, будущим местом трудоустройства.
Особенно широко внедряется дуальное обучение в системе среднего профессионального образования, ориентированного на подготовку рабочих и специалистов среднего звена [2]. В нескольких регионах страны запущен проект подготовки рабочих кадров на основе дуального образования.
Наряду с понятием «дуальная система обучения» употребляются понятия «модель дуального обучения», «технология дуального обучения», относящиеся к системе профессиональной подготовки и по сути, определяемые значением слова дуальность как двуединство, двойственность.
Если дуальное обучение определяется как форма подготовки кадров, предусматривающая сочетание обучения в учебном заведении с периодами производственной деятельности, то модель дуального обучения – это система методов, организационных форм, средств их реализации, также приёмов педагогической техники в условиях профессиональной подготовки на основе взаимодействия учебного заведения и предприятия.
В нашем исследовании мы рассматриваем технологию обучения как системную категорию, где основными составляющими компонентами структуры будут являться: цели и содержание обучения, средства сотрудничества при педагогическом взаимодействии, а также организация учебного процесса и результат деятельности участников этого процесса.
В исследованиях Б.Т. Лихачева под педагогической технологией определена совокупность психолого-педагогических установок с определенным социальным набором и компоновкой форм, методов, способов и приемов обучения, а также воспитательных средств; которые в свою очередь определяют инструментарий образовательного процесса.
Под педагогической технологией, по В.М. Монахову, можно понимать продуманную модель по проектированию, организации и проведению учебного процесса при совместной педагогической деятельности с безусловным обеспечением комфортных условий как для учащихся, так и для учителя.
Технология отвечает на вопрос – как наилучшим образом достичь целей обучения, управления этим процессом.
Некоторые пути повышения качества практической подготовки специалистов в профессиональной деятельности в России и за рубежом рассмотрены в различных исследованиях [3]. Основой профессиональной деятельности будущего специалиста являются сформированные компетенции. Компетенции представляют собой многоплановые и многоструктурные характеристики, оценка которых не может быть в полной мере стандартизирована. Они тяжело поддаются измерениям. Непременным признаком профессиональной компетенции выступает умение соотносить имеющиеся знания с целями, условиями и способами практической деятельности, применять в своей практической деятельности различные научные методы, а следовательно, развивать способности и творческий потенциал [6].
Таким образом, по нашему мнению, технология дуального обучения направлена на последовательное воплощение на практике заранее спланированного процесса профессиональной подготовки студента в условиях теоретического и производственного обучения на предприятии.
Действующие государственные образовательные стандарты профессиональной подготовки регламентируют формы теоретического и практического обучения, содержательно направленные на формирование компетентного специалиста [1].
Технология дуального обучения может быть представлена моделью формирования профессиональной компетентности, которая построена на взаимосвязи сформулированных целей по профессиональной подготовке, принципов построения процесса обучения, соответствующего целям – содержания, социального партнерства и взаимодействия всех субъектов теоретического и производственного обучения в системе «вуз - предприятие», обеспечивающей подготовку выпускников, которые легко адаптируются в новых социальных условиях и могут быть конкурентоспособны на рынке труда [5].
Профессиональная компетентность помимо технологической подготовки включает целый ряд других компонентов, имеющих надпрофессиональный характер. Это, личностные качества выпускника такие, как ответственность, самостоятельность, умения и способность принимать решения, способность к обучению, развитию гибкости мышления.
Профессиональное обучение с центром активной позиции обучающегося определяется освоением профессиональной деятельности в виде цикла фаз: информирование, планирование, принятие решения, выполнение, контроль, оценка. Но учебная производственная ситуация на уровне этих фаз существенно ограничена и отличается от реального производства, т.е. теория и практика обучения проходят с отрывом от производства.
Это приводит к тому, что выпускники «доучиваются» на месте работы: новичкам прикрепляют наставников, вводят в должность, специально для них разрабатывают и внедряют программы обучения и адаптации.
Технология дуального обучения в профессиональной подготовке, соединяя теоретическое обучение в учебном заведении и практическое обучение на предприятии, меняет качество образования, приближая его к запросам производства.
Основной принцип дуальной системы обучения – это равноценное участие и ответственность учебного заведения и предприятий за качество подготовки кадров. Заинтересованность предприятия заключается, прежде всего, в возможности подготовить для себя кадры, сократить расходы, предусмотренные на поиск и подбор работников, на их переучивание и адаптацию. Обучающиеся не только непосредственно знакомятся с реальными производственными условиями и осваивают основы профессиональной деятельности, но и получают возможность успешного трудоустройства по специальности после окончания обучения [2].
Основными условиями внедрения дуальной системы профессионального обучения являются:
– наличие базовых предприятий;
– разработка программы взаимодействия учебного заведения и предприятия;
– создание или выделение ученических мест, учебных полигонов на предприятии;
– введение стажировки преподавателей специальных дисциплин на предприятии.
Выделим преимущества технологии дуального обучения (в соответствии с традиционной формой обучения):
– дуальная технология обучения позволяет в процессе подготовки специалистов устранить основной недостаток традиционных форм и методов обучения – разрыв между теорией и практикой позволяет усилить практическую направленность образовательного процесса, при сохранении уровня теоретической составляющей;
– технология позволяет выполнить поставленные задачи по подготовке специалистов, которые готовы выполнить основные трудовые функции на предприятии;
– в модели дуальной системы обучения имеется возможность воздействовать на личность специалиста, на формирование необходимых качеств работника;
– дуальная система обучения как технология повышает мотивацию и потребности для получения знаний, необходимых для профессиональной деятельности, в связи с тем, что качество приобретенных знаний позволит качественно выполнить служебные обязанности на рабочем месте;
– дуальная система обучения как технология повышает заинтересованность руководителя предприятия и организации в обучении и подготовке «своих» работников;
– технология дуального обучения позволяет повысить не только мобильность выпускника в профессиональном направлении, но и сделать его конкурентоспособным на современном рынке труда;
– дуальная система обучения как технология позволяет организовать образовательный процесс в диаде «вуз - предприятие», работая при таком взаимодействии в ходе обучения, учитываются требования производственные, которые предъявляются к будущему специалисту.
Дуальная система обучения как технология является результатом взаимодействия образовательного учреждения с работодателем и, как показывает опыт европейской системы образования, дает определенность в будущей профессиональной деятельности и в успешной социальной адаптации. Студент, начиная с первых этапов обучения, включается в процесс производства, как работник предприятия выполняет обязанности согласно возложенным на него функциям, распоряжается ресурсами, несет ответственность, овладевает необходимыми профессиональными умениями и навыками, а в некоторых случаях может получать заработную плату по договору. Как показывает опыт, соотношение времени теоретического и производственного обучения составляет 40 к 60 %. Для удобства разделение учебной деятельности проводится по дням недели, например 1–2 дня в неделю обучающийся учится в аудитории, в остальные дни – на предприятии.
При внедрении дуальной системы обучения как технологии важно при разработке и реализации образовательной программы учитывать со стороны работодателя потребности и требования к определенной квалификации и компетентности будущего работника, однако без ущерба для теоретической подготовки выпускника.
Практическое обучение осуществляется на предприятии при непосредственном участии специалистов предприятия, прошедших педагогическую подготовку, и преподавателей учебного заведения, прошедших курсы повышения квалификации на предприятии.
В первую очередь внедрение дуальной системы производилось для подготовки квалифицированных рабочих и технических работников таких отраслей, как автомобилестроение, металлургия, машиностроение, производство строительных материалов, электротехника [4].
Дуальное обучение на основе сетевого взаимодействия «педагогический вуз – техникум – предприятие» является оптимальным условием для формирования готовности студентов к профессионально-педагогической деятельности в системе среднего профессионального образования. Студенты, обучаясь в вузе, получат квалификацию бакалавра профессионального обучения, они будут готовы не только к трудовой деятельности на предприятии, но будут компетентными педагогами, знающими психологию человека, педагогику и методику обучения, и поэтому будут умелыми мастерами производственного обучения, преподавателями общетехнических, специальных и общеобразовательных дисциплин на уровне среднего профессионального образования.
Разработанная технология дуального обучения для бакалавров профессионального обучения основывается на следующих позициях:
– проведение занятий по дисциплинам психолого-педагогического цикла – лекций, семинаров, практик в учебных аудиториях техникума предоставит возможность студентам вуза не только наблюдать учебно-воспитательный процесс во всех его проявлениях, но и принимать участие в нем, тем самым приобретать профессиональный практический опыт;
– теоретическое изучение технических дисциплин дополняется производственными практиками на производстве. Кроме этого студенты получают рабочую профессию своей отрасли.
Рабочие программы технических дисциплин разделены на блоки: теоретическое обучение в вузе, включая самостоятельную работу студентов; производственное обучение на предприятии; блок рабочих профессий. Теоретическое обучение реализуется в формах лекций, лабораторно-практических работ. Конкретизация учебного материала проводится на примерах производства, участвующего в сетевом взаимодействии.
Изучение технологических процессов предприятия и непосредственное участие под руководством подготовленных наставников в производстве позволяет не только закрепить полученные знания студентами, но и получить практический и социальный опыт. Освоение смежных рабочих профессий, по которым будет проводиться обучение будущими бакалаврами профессионального обучения, будет иметь в основном практический характер.
Например, дисциплина «электротехника» в программе обучения представлена теоретическим курсом в объеме 144 часа, из них 36 часов – лекции, 36 часов – лабораторно-практические занятия, 72 часа выделяется на самостоятельную работу студентов. Один день в неделю на втором курсе выделяется для производственного обучения на предприятии: студенты по утвержденному плану знакомятся с организацией производства, требованиями техники безопасности, выполняют работы под руководством наставника по электрообслуживанию оборудования. При этом приобретают профессиональные компетенции по рабочей профессии. На старших курсах в аудиториях техникума студенты – будущие бакалавры профессионального обучения осваивают азы преподавательской деятельности на примере обучению электротехнике.
Исследования результатов применения дуальной системы обучения в педагогическом вузе, основанной на усилении практической направленности подготовки специалиста, позволяют утверждать, что данная система является эффективной технологией подготовки бакалавров профессионального обучения.