Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ФОРМ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Молчанова Е.В. 1 Мысоченко И.Ю. 1
1 Филиал ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет»
Предметом статьи выступает исследование феномена сохранения здоровья как одного из основных составляющих культуры здоровья человека. Качественное восприятие понятия «здоровье» возможно при соблюдении определенных условий для его сохранения и укрепления и необходимой деятельности человека, направленных на совершенствование своего здоровья. Здоровый образ жизни создает эти необходимые условия, но без целенаправленной деятельности человека, направленной на конструирование здоровья, здоровый образ жизни не может обеспечить здоровье индивида. В работе исследованы ведущие ценности самопознания здоровья обучающихся. Выбор направления исследования и реализации авторской программы, а также способов практической деятельности определялся в соотношении характера ведущих потребностей и деятельности обучающихся разного возраста. Показана возможность активного вовлечения молодых людей в процесс формирования здорового образа жизни. Авторами сделан вывод, что воспитание здорового образа жизни необходимо организовывать на основе имеющихся актуальных, ведущих ценностей самосознания обучающихся, именно в опоре на них возможно эффективное воспитательное развитие в целом.
здоровый образ жизни
сила воли
волевые усилия
характер
воспитательно-оздоровительная работа
процесс воспитания
самовоспитание
1.Куправа А.Д. Развитие ценностного отношения к здоровому образу жизни в воспитании учащейся молодежи: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Краснодар, 2005. – 23 с.
2.Мальцева Е.Ю., Чернухина Н.В., Молчанова Е.В. Выбор адаптивного инструментария при проведении социологического исследования. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2014. – №10. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http:// online-science.ru/p/ /p12.
3.Молчанова Е.В. Исследование ценностной направленности и отношении учащейся молодежи к здоровому образу жизни// Актуальные проблемы безопасности жизнедеятельности и физической культуры личности в XXI веке: интеграция науки и практикиматериалы: международной научно-практической конференции. – Невинномысск: Изд-во НГГТ, 2010. – С. 196–200.
4.Мысоченко И.Ю. Роль интернет в современной системе образования// Гуманитарные знания и естественные науки: современные проблемы и перспективы развития: материалы Межвузовской научно-практической конференции/ Тихорецк: филиал ФГБОУ ВПО «КубГУ» в г.Тихорецке. – 2013. – С. 119–122.
5.Сердюк И.И. Условия формирования личности// Синергетика образования. – 2014. – №9. – С. 49–54.

Значение сохранения здоровья является актуальным для людей любого возраста. Но именно в молодости закладываются основы будущего. Впроцессе реализации нашей программы «Мы за здоровый образ жизни» проведенная нами экспериментальная работа показала, что обучающиеся испытывают потребность в обсуждении различных проблем здоровья. На занятиях, встречах мы неоднократно рассказываем и акцентируем внимание на сильных людях, подразумевая не только физическую, но и нравственную силу воли и мужество, так как для здорового образа жизни нужны волевые усилия.

При планировании работы по саносервативному воспитанию следует начать с того, что надо дать возможность обучающимся самим выбрать из предложенных вариантов тем то, что, на их взгляд, наиболее важно и интересно [1]. Это поможет активному включению их в процесс воспитания.

В Программе обсуждение различных вопросов обеспечивается тематическим планированием саносервативного воспитательного процесса учебного заведения. Программа предполагает темы кураторских и воспитательных часов, соотносящиеся с блоками или направлениями содержания воспитания.

Тематический план кураторских часов по формированию здорового образа жизни включает ряд блоков «Здоровье как ценность», «Внешняя среда и здоровье», «Режим дня и здоровье», «Организм человека и здоровье», «Здоровье и любовь», «Физическая культура и здоровье», «Гигиена и здоровье», «Питание и здоровье», «Вредные привычки и здоровье», «Стресс и здоровье».

Предложенная программа саносервативного воспитания «Мы за здоровый образ жизни» имеет комплексный характер и может быть использована как базовая в системе воспитательно-оздоровительной работы различных образовательных учреждений [3, 5].

Работа проводилась в течение трехлет со студентами разных курсов на базе филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г.Тихорецке (Краснодарский край). Следует отметить, что выбор тем для обсуждения, способов практической деятельности определялся в отношении характера ведущих потребностей и деятельности обучающихся данного возраста. Так, несмотря на то, что тематика воспитательных мероприятий была актуальна для данного возраста в целом, следует признать, что студенты старших курсов в большей степени интересовались ценностными связями здоровья с будущей профессиональной деятельностью, с организацией семьи, связями с образованием [3]. Таким образом, считаем, что воспитание здорового образа жизни необходимо организовать на основе имеющихся актуальных, ведущих ценностей самосознания обучающихся, именно в опоре на них возможно эффективное воспитательное развитие в целом.

Ценность здорового образа жизни занимает среднее значение в ранговом порядке ценностей (25,7 %), наряду с ценностью образования и познания (29 %).

Для определения исходного уровня здорового образа жизни в рамках эксперимента было проведено изучение состояния здоровья обучающихся и определение уровня воспитанности здорового образа жизни через изучение представлений, отношений и поведения обучающихся [2].

В процессе исследования был организован поиск ответов на следующие вопросы:

–как обучающихся относятся к своему здоровью, что они знают о способах поддержания здоровья и его укрепления, что для них является наиболее значимым;

–по собственной инициативе или по требованию взрослых они следят за состоянием своего здоровья, какие элементы здорового образа жизни развиты и наоборот;

–какие причины оказывают отрицательное воздействие на здоровье учащейся молодежи;

–владеют ли методами элементарной диагностики и регулирования своего здоровья.

Сэтой целью мы разработали анкету, содержащую вопросы, выясняющие уровень умения обучающихся жить в соответствии со здоровыми нормами жизни. Ванкетировании принимали участие 186человек.

Уровень воспитанности обучающихся определялся в соответствии со степенью:

–сформированности знаний учащейся молодежи о здоровом образе жизни и условиях формирования здорового образа жизни как ценностной ориентации (рационально-когнитивный компонент);

–сформированности позитивного отношения к здоровому образу жизни обучающихся (эмоционально-волевой компонент);

–выраженностью здорового образа жизни в поведении и образе жизни обучающихся.

Последний аспект был в анализе ответов определяющим, так как непосредственно указывал на характер и образ жизни обучающихся (поведенческий компонент) [2].

Результаты проведенного исследования показали, что у большинства респондентов не сформирована потребность заниматься физической зарядкой и закаливанием своего организма.

Несмотря на выраженный оздоровительный эффект физической культуры, к сожалению, у многих обучающихся наблюдается отрицательное отношение к ней, формальное посещение занятий по физическому воспитанию. Большинству опрошенных обучающихся свойственен низкий уровень готовности к самостоятельным занятиям физической культурой и закаливанию своего организма (рисунок).

pic_35.wmf

Показатели уровня воспитанности в отношении здорового образа жизни, %

У большинства респондентов имеется низкий уровень навыков поведения в соответствии с режимом дня, то есть: режим дня не выполняется, ночной сон не составляет девяти часов, телевизионные передачи после 22часов и до 2часов ночи систематически просматриваются, перерыв в занятиях делают только по требованию взрослых. Учащаяся молодежь не имеет достаточных представлений о том, как правильно распределять время при отдыхе, не умеет чередовать физическую и умственную работу.

Большинство студентов имеют хорошие знания о том, как правильно питаться, что необходимо для полноценного питания. Однако в целом знания учащейся молодежи о рациональном питании остаются невостребованными в практической жизни.

Анализируя полученные результаты, мы видим, что большинство опрошенных учащихся убеждены, что природа и факторы здоровья зависят от состояния, возможностей, ресурсов, которые они имеют или не имеют от рождения. Среди учащихся 1 и 2курсов преобладает пассивное отношение к своему здоровью.

Анализ отношения обучающихся к здоровью показал, что студентам первого курса свойственна низкая мотивированность заботы о здоровье, то есть важность здоровья не принимается во внимание и отношение к здоровью характеризуется безразличием. Устудентов 2курса отношение к здоровью характеризуется средними значениями, то есть ценность здоровья не отрицается, но еще и не осознается в полной мере для будущей личной и профессиональной жизни; только у студентов 3 и 4курсов отношение к здоровью является высоко мотивированным, то есть осознается как высоко значимая ценность. Вхарактеристиках отношения к здоровью большинство опрошенных учащихся имеют средний уровень, означающий, что забота о здоровье – это осознанная необходимость, но никак не радостное и увлекательное занятие. Однако некоторые жизненные проявления организма, такие как недомогания, болезненные состояния, заставляют проявлять заботу о своем здоровье.

В отношении знаний о здоровье и способах его укрепления студенты старших курсов имеют высокий уровень знаний здоровья, то есть проблема здоровья вызывает большой интерес, учащаяся молодежь готова к активному поиску информации по проблеме сохранения и укрепления здоровья в журналах, газетах, книгах, имеется желание общаться с другими на данную тему. Среди студентов 1 и 2курсов наблюдается низкий уровень в данной области знаний.

Анализ уровня отношений к вредным привычкам обучающихся выявил положительную динамику на 3–4курсах по отношению к курению, алкоголю и приему наркотиков.

В отношении когнитивного критерия результаты отслеживались по следующим показателям: прочные знания об основных органах и системах организма; представление о здоровье в единстве физического, психического и нравственного здоровья; осознание ценности здоровья для всех сфер жизнедеятельности человека; знание основных законов (взаимосвязей) здоровья; умения выполнять упражнения – профилактические, мобилизационные, релаксационные; приемы для изменения состояния здоровья; аргументировать выбор тех или иных приемов и способов жизнедеятельности, направленных на сохранение, укрепление здоровья, увеличение его резервов.

В отношении эмоционально-волевого критерия показатели определяются по следующим результатам: желание изучать себя, законы здоровья, свое здоровье; интерес к самоизучению своего психического «Я»; осознание ценности здоровья и ответственности за него; преобладание внутренних мотивов над внешними; наличие волевых сознательных усилий; репродуктивный или творческий подход обучающегося к выбору тех или иных способов жизнедеятельности на благо здоровья в зависимости от возможностей, состояния, настроения, характер ценностного отношения к своему здоровью [5].

В отношении критерия поведения результатами выступают уровень стабильности выполнения гигиенических норм, занятий физкультурой и спортом, отказ от вредных привычек, наличие разнообразных приемов, способов, упражнений для укрепления, коррекции здоровья, увеличения его резервов.

Результаты анализа данных экспериментального исследования указаны в таблице, в которой были выявлены следующие показатели степени овладения студентами основали здорового образа жизни.

Степень овладения основами здорового образа жизни студентами, %

Показатели

1 курс

2 курс

3 курс

4 курс

Низкий

52,5 %

50,5 %

34,4 %

21,6 %

Средний

28,8 %

29,5 %

25,0 %

28,9 %

Высокий

18,7 %

20 %

40,6 %

49,5 %

Степень выраженности показателей в их совокупности характеризуется высокой, средней и низкой степенью. Всоответствии с выделенными показателями высокая степень овладения основами здорового образа жизни, воспитанности обучающихся характеризуется тем, что молодые люди понимают, что здоровье зависит от многих факторов в окружающей среде, но в значительной мере от поведения самого человека; знает основные органы и системы организма; знают основные принципы здорового образа жизни в их влиянии на физическое, психическое здоровье; имеют представления о здоровье в единстве его составляющих: физическое, психическое и духовное здоровье; понимают ценность здоровья и значение здорового образа жизни как основы сохранения и укрепления здоровья; умеют доказать значение здоровья для будущей и реальной жизни; понимают взаимосвязь здоровья человека и образа жизни.

Средняя степень овладения основами здорового образа жизни обучающимися указывает на недостаточно четкое представление о существующих взаимосвязях: здоровья и поведения, здоровья и образа жизни, физического, психического и нравственного здоровья; недостаточное осознание здорового образа жизни как системы действий, при знании его основных факторов. Вжизни доминирует ориентация на внешние стимулы здорового поведения: похвала, желание соответствовать требованиям взрослых; при аргументации здорового образа жизни прибегают к репродуктивному воспроизведению того, что услышали на занятиях [4]. Однако наблюдается высокий уровень интереса к самоизучению, самопознанию, активность.

Низкая степень овладения основами здорового образа жизни учащейся молодежью характеризуется низким уровнем волевого развития, отсутствием заинтересованности в получении информации, неверием в эффективность результатов соблюдения основ здорового образа жизни в сохранении и укреплении здоровья, апатичностью к здоровому образу жизни, равнодушием к себе, своим достижениям и неудачам, наличием вредных привычек.

Оценить результативность воспитательной работы по такой сложной проблеме можно только в процессе длительных наблюдений, сравнений и анализа развития самосознания обучающихся по мере их взросления.

Можно сделать вывод, что осознание обучающимися ценности здоровья и роли здорового образа жизни в данном процессе – это важнейшее педагогическое достижение, особенно, если обучающийся умеет аргументировать это применительно к своей жизни, связывать ценность здоровья со здоровым образом жизни, с ценностью семьи и учебы [1, 3]. Самым значительным аргументом осознания обучающимися ценности здорового образа жизни являются факты, когда молодой человек без педагога, без какого-либо напоминания, доказывает себе и другим ценность здоровья или значение здорового образа жизни, вспоминает на других занятиях.


Библиографическая ссылка

Молчанова Е.В., Мысоченко И.Ю. ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ФОРМ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 2-2. – С. 351-354;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35631 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674