Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ НА ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ МУЖЧИН

Еганов А.В. 1, 2 Быков В.С. 2 Романова Л.А. 2 Никифорова С.А. 2 Кокин В.Ю. 2
1 ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет физической культуры»
2 ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет)
Рассматривается влияние занятий спортом на психическое здоровье мужчин. Показаны внешние (окружающая среда) и внутренние (повышенные физические и психические нагрузки, ритм учёбы) факторы, влияющие на нарушение психического здоровья обучающихся. Психическое здоровье рассматривается как целостное (холистическое), системно-структурное образование. Выявлено, что мужчины, занимающиеся физической культурой и спортом по сравнению с группой мужчин, не занимающихся активно физической культурой и спортом достоверно имеют более высокие значения по уровню психического здоровья как интегральной характеристики, включающей следующие показатели, характеризующие отдельные компоненты психического здоровья: самочувствие в обычной жизни, активность в деятельности, уверенность в себе по жизни, уравновешенность психических процессов, умение общаться с окружающими людьми, наличие валеологической компетентности о психическом здоровье. Не занимающиеся активно физической культурой и спортом чаще применяют медицинские успокаивающие психику препараты и более податливы реальному давлению группы окружающих людей. По результатам исследования можно утверждать, что занятия физической культурой и спортом способствуют улучшению психического здоровья мужчин.
спорт
мужчины
психическое здоровье
1.?Глебова М.В. Система психолого-педагогических условий развития продуктивного мышления старшеклассников // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 9. – С. 115–119.
2.?Гуськов С.И., Панков В.А. Женщина. Физическая активность. Здоровье. – М.: Полиграф сервис, 2000. – 260 с.
3.?Доклад о состоянии здравоохранения в мире, 2001 г. Психическое здоровье: новое понимание, новая надежда. – М.: ООО Издательство «Весь Мир», 2001. – 243 с.
4.?Еганов А.В., Быков В.С., Никифорова С.А., Романова Л.А. Гендерные особенности психического здоровья студентов // Инновационные технологии в физическом воспитании и спорте подрастающего поколения: материалы науч.-практ. конф. – М., 2013. – С. 89–91.
5.?Еганов А.В., Быков В.С., Черепов Е.А., Романова Л.А., Никифорова С.А., Кокин В.Ю. Психическое здоровье обучающейся молодёжи // Современные концепции профессионального образования студенческой молодежи: моног. / под ред. А.Ю. Нагорновой. Ульяновск: SIMJET, 2015. 496 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=23872032 (дата обращения 28.11.2015).
6.?Еганов А.В., Быков, В.С. Психолого-педагогическая проблема направленности воздействия на укрепление и сохранение психического здоровья студентов в процессе занятий физической культурой и спортом // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия Образование. Педагогические науки». – Челябинск, 2012. – № 8 (267), Вып 30. – С. 12–17.
7.?Канатьев К.Н. Влияние гендерных особенностей спортсменов на психологический климат общения в спортивной команде // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. [Электронный ресурс]. – Режим доступа URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20644 (дата обращения: 25.12.2015).
8.?Рябова Л.Ш. Социальная роль физической культуры в современном обществе // Здоровье, физическое развитие и образование: состояние, проблемы и перспективы: материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Екатеринбург, 2006. – С. 87–90.
9.?Черепов Е.А. Содействие сохранению психического здоровья подростков в процессе физического воспитания в школе // Вестник ЮУрГУ серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». – 2013. – № 1(13). – С. 9–16.

Состояние психического здоровья более чем у одной трети населения является серьёзной проблемой, и наблюдается очевидная тенденция в его ухудшении. Уровень психического здоровья человека непрерывно изменяется и зависит от многочисленных факторов: социальных, психологических, биологических и др. Соотношение различных факторов, влияющих на здоровье различно, например, условия и образ жизни, питание около 50 %. Неблагополучие в любом компоненте его функционирования отражается на других [1, 5, 6].

Окружающая среда оказывает на человека социально-педагогическое воздействие, способствуя формированию, воспитанию различных качеств, развитию продуктивного мышления и свойств личности, которая формирует биосоциальную личность [1, 7, 8].

К внешним факторам, влияющим на улучшение и укрепление психического здоровья, можно отнести занятия физкультурой и спортом. Исследования доказывают, что лица, ведущие активный образ жизни, регулярно занимающиеся физическими упражнениями, имеют физиологические преимущества перед своими сверстниками, ведущими малоподвижный образ жизни. Занятия способствуют стрессоустойчивости, улучшению самочувствия, настроения, снятию напряжения и т.д. Физическая активность способствует увеличению количества эндорфинов, сохранению бодрости, снижению вероятности возникновения депрессий за счет расходования химических продуктов стрессов, накапливающихся в организме, профилактике психических расстройств и др. Высокая физическая активность способствует повышению общей жизнеспособности, стрессоустойчивости, выработке восстановительных механизмов нервной регуляции вегетативных процессов и положительно влияет на снижение уровня психического утомления, тревожности [2, 6, 8, 9].

Внутренними факторами, влияющими на нарушения психического здоровья обучающихся, могут быть повышенные физические и психические нагрузки, ритм учёбы, низкая адаптация в социальной среде; клиническими особенностями психических расстройств, очевидным влиянием – неблагоприятные социально-психологические условия, неуспеваемость в учёбе, конфликты, социальная необустроенность, гигиеническая неграмотность населения, стресс, болезни, курение, алкоголь, наркотическая зависимость, душевные болезни, утрата целостности личности и т.п. Это вызвано также политической, экономической, социальной нестабильностью, провоцирующей различные психические расстройства и, как результат, снижением реактивности организма к воздействию неблагоприятных психологических и социально-средовых факторов [1, 5, 8, 9].

В исследовании К.Н. Канатьева показано, что в формировании благоприятного психологического климата команды должны быть учтены тренером гендерные особенности и психологические характеристики спортсменов [7]. В нашей работе было выявлено наличие статистически значимых различий и более высоких значений в группе студентов мужского пола по сравнению со студентками по составляющим параметрам психического здоровья: волнению в повседневной жизни, переживанию, тревожности, необходимости в поддержке других людей, применению медицинских успокаивающих психику препаратов, признаков психологической усталости, необходимости более продолжительного времени на отдых, тратой нервной энергии, психического переутомления [4].

В целом, комплекс вышеуказанных причин приводит к тому, что в настоящее время недооценивается роль физической культуры и спорта и её влияние на психическое здоровье мужчин. Структура и содержание психического здоровья многокомпонентны (физический, социальный, нравственно-духовный, профессиональный, психоэмоциональный, вегетативный), а между его составляющими сложно провести границу, которая достаточно подвижна [6, 9].

Психическое здоровье нами рассматривается как целостное (холистическое), системно-структурное образование, имеющее сложную, многокомпонентную и многоуровневую структуру полноценности функционирования систем организма (нервной, мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной и др.), регулирующих психическую сферу индивида, также как состояние психического (душевного) благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений, отклонений, адекватной реакцией работы механизмов саморегуляции, обеспечивающих устойчивость организма к неблагоприятным внешним и внутренним факторам, способностью продуктивно учиться, работать, создавать материальные и духовные ценности.

Структурными компонентами психического здоровья в рамках холистического подхода рассматривается в единстве связи и развития физического (телесного), социального (положения в обществе), психического (чувственного, эмоционального), духовного (следование принципам гуманизма, справедливости, чести) сфер человека.

Теоретический анализ показал, что занятия физической культурой и спортом положительно влияют на здоровье человека, однако нет данных по вопросу влияния занятий физической культурой и спортом на психическое здоровье мужчин внутри одной социальной и половой группы.

Цель исследования: изучить влияние занятий физической культурой и спортом на психическое здоровье мужчин.

Материалы и методы исследования

Для достижения цели в 2013–2015 гг. был получен материал исследования на базах Уральского государственного университета физической культуры и Южно-Уральского государственного университета с участием 61 студента дневной формы обучения мужского пола, разделённых на две группы: занимающихся физической культурой и спортом и не занимающихся. Для оценки психического здоровья мужчин нами применялся тест диагностики уровня психического здоровья по десятибалльной шкале, включающей 69 утверждений, относящихся к психическому здоровью [5, с. 486–187].

В первую группу вошли студенты мужского пола, занимающиеся различными видами спорта (лёгкая атлетика, волейбол, туризм, конькобежный, лыжный, конный спорт, атлетическая гимнастика, плавание, самбо, дзюдо, скалолазание) со стажем занятий спортом 8,52 ± 0,57 лет, со средним уровнем спортивного мастерства кандидата в мастера спорта.

Во вторую группу – студенты мужского пола, занимающиеся физической культурой по общепринятой программе вуза дисциплины «Физическая культура» (не занимающиеся спортом) со стажем занятий спортом 0,61 ± 0,15 лет. Средний возраст студентов составлял 22,3 года. Возраст, рост, масса тела студентов были статистически недостоверными, следовательно, группы по этим показателям были однородны. Математико-статистические расчёты результатов констатирующего исследования проводились на персональном компьютере по пакету анализа Microsoft Excel.

Результаты исследования и их обсуждение

В таблице представлены результаты статистических сравнений по двухвыборочному парному t-тесту для независимых выборок показателей, характеризующих различные составляющие психического здоровья двух групп студентов-мужчин, занимающихся физической культурой и спортом и не занимающихся. В таблице отражены только статистически достоверные или имеющие близко к достоверным различиям показатели.

Как видно из таблицы, мужчины, занимающиеся физической культурой и спортом, по сравнению с группой мужчин, не занимающихся активно физической культурой и спортом, достоверно (t = 3,68–2,08, при Р ≤ 0,05–0,001) выше в положительную сторону, имеют численные значения от их сверстников по следующим компонентам, характеризующим психическое здоровье: самочувствие в обычной жизни, активность в деятельности, адаптируемость к условиям социума, уверенность в себе по жизни, уравновешенность психических процессов, умение общаться с окружающими людьми, возможности функционирования психических процессов, наличие валеологической компетентности о психическом здоровье.

Результаты статистических сравнений компонентов, характеризующие психическое здоровье двух групп мужчин, занимающихся и не занимающихся физической культурой и спортом

Компоненты психического здоровья

Мужчины

t

P

занимающиеся спортом (n = 33)

не занимающиеся спортом (n = 28)

1. Переживание в обычной жизни

5,52 ± 0,33

6,82 ± 0,30

– 2,91

≤ 0,01

2. Наличие психических расстройств, заболеваний

8,63 ± 0,35

8,70 ± 0,30

– 0,15

≥ 0,88

3. Наличие стрессогенных факторов

7,26 ± 0,41

7,67 ± 0,30

– 0,83

≥ 0,41

4. Психическое напряжение в повседневной жизни

6,59 ± 0,35

7,45 ± 0,23

– 2,10

≤ 0,04

5. Применение медицинских успокаивающих психику препаратов

8,89 ± 0,44

9,70 ± 0,13

– 1,99

≤ 0,05

6. Податливость реальному или воображаемому давлению группы

6,70 ± 0,46

8,30 ± 0,30

– 3,01

≤ 0,01

7. Трата нервной энергии

6,04 ± 0,52

7,17 ± 0,31

– 1,93

0,06

8. Самочувствие в обычной жизни

7,58 ± 0,28

6,44 ± 0,39

2,43

≤ 0,02

9. Активность в деятельности

7,61 ± 0,30

6,59 ± 0,37

2,13

≤ 0,04

10. Энергичность в обычной жизни

7,39 ± 0,27

6,78 ± 0,33

1,45

≥ 0,15

11. Адаптируемость к условиям социума

7,61 ± 0,28

6,56 ± 0,36

2,36

≤ 0,02

12. Полноценность функционирования психической сферы

7,09 ± 0,27

6,65 ± 0,28

1,13

≥ 0,26

13. Уверенность в себе по жизни

7,91 ± 0,28

6,41 ± 0,29

3,68

≤ 0,01

14. Уравновешенность психических процессов

7,88 ± 0,23

7,17 ± 0,25

2,10

≤ 0,04

15. Умение регуляции эмоционально-волевой сферы

7,88 ± 0,27

7,17 ± 0,29

1,79

≥ 0,08

16. Умение общаться с окружающими людьми

8,18 ± 0,23

6,83 ± 0,36

3,24

≤ 0,01

17. Возможности функционирования психических процессов

7,74 ± 0,21

6,93 ± 0,30

2,31

≤ 0,02

18. Наличие валеологической компетентности о психическом здоровье

7,24 ± 0,22

5,30 ± 0,42

4,31

≤ 0,01

19. Умение оптимизировать психическое состояние при стрессе

7,48 ± 0,27

6,91 ± 0,35

1,33

≥ 0,19

20. Уровень психического здоровья как интегральной характеристики (по определению понятия)

7,45 ± 0,21

6,41 ± 0,30

2,90

≤ 0,01

21. Уровень психического здоровья (сумма баллов по 69 показателям)

511,73 ± 9,77

475,29 ± 7,63

2,84

≤ 0,01

Примечание. t-критерий Стьюдента для независимых выборок; Р – уровень достоверности; egan01.wmf – среднее значение ± стандартная ошибка; статистически значимые различия выделены жирным шрифтом. В таблице представлен только 21 показатель из 69.

Занимающиеся физической культурой и спортом имеют достоверно низкие численные значения компонентов, характеризующих психическое здоровье: переживание в обычной жизни и психическое напряжение в повседневной жизни.

При этом не занимающиеся активно физической культурой и спортом чаще применяют медицинские успокаивающие психику препараты и более податливы реальному или воображаемому давлению группы окружающих людей.

Также, следует отметить, что мужчины, занимающиеся физической культурой и спортом по сравнению с группой мужчин, активно не занимающихся, достоверно имеют более высокие значения по уровню психического здоровья как интегральной характеристики и уровню психического здоровья по критерию суммы баллов по 69 показателям.

Следовательно, по результатам исследования, можно сказать, что занятия физической культурой и спортом способствуют улучшению психического здоровья мужчин. Это ещё раз подтверждает, что физическая культура обладает большими возможностями: оказывать влияние не только на физическое состояние, физическую подготовленность, но и воздействует на отдельные компоненты психического здоровья и в целом на психическое здоровье мужчин.

Выводы

Занятия физической культурой и спортом оказывают благоприятное влияние на психическое здоровье мужчин и на отдельные компоненты психического здоровья.

Является перспективным направлением дальнейших экспериментальных исследований по проблеме влияния занятий физической культурой и спортом на психическое здоровье студентов как будущих специалистов в выбранной профессиональной деятельности.


Южно-Уральский государственный университет https://susu.ru


Библиографическая ссылка

Еганов А.В., Быков В.С., Романова Л.А., Никифорова С.А., Кокин В.Ю. ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ НА ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ МУЖЧИН // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 1. – С. 107-110;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35502 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674