Состояние психического здоровья более чем у одной трети населения является серьёзной проблемой, и наблюдается очевидная тенденция в его ухудшении. Уровень психического здоровья человека непрерывно изменяется и зависит от многочисленных факторов: социальных, психологических, биологических и др. Соотношение различных факторов, влияющих на здоровье различно, например, условия и образ жизни, питание около 50 %. Неблагополучие в любом компоненте его функционирования отражается на других [1, 5, 6].
Окружающая среда оказывает на человека социально-педагогическое воздействие, способствуя формированию, воспитанию различных качеств, развитию продуктивного мышления и свойств личности, которая формирует биосоциальную личность [1, 7, 8].
К внешним факторам, влияющим на улучшение и укрепление психического здоровья, можно отнести занятия физкультурой и спортом. Исследования доказывают, что лица, ведущие активный образ жизни, регулярно занимающиеся физическими упражнениями, имеют физиологические преимущества перед своими сверстниками, ведущими малоподвижный образ жизни. Занятия способствуют стрессоустойчивости, улучшению самочувствия, настроения, снятию напряжения и т.д. Физическая активность способствует увеличению количества эндорфинов, сохранению бодрости, снижению вероятности возникновения депрессий за счет расходования химических продуктов стрессов, накапливающихся в организме, профилактике психических расстройств и др. Высокая физическая активность способствует повышению общей жизнеспособности, стрессоустойчивости, выработке восстановительных механизмов нервной регуляции вегетативных процессов и положительно влияет на снижение уровня психического утомления, тревожности [2, 6, 8, 9].
Внутренними факторами, влияющими на нарушения психического здоровья обучающихся, могут быть повышенные физические и психические нагрузки, ритм учёбы, низкая адаптация в социальной среде; клиническими особенностями психических расстройств, очевидным влиянием – неблагоприятные социально-психологические условия, неуспеваемость в учёбе, конфликты, социальная необустроенность, гигиеническая неграмотность населения, стресс, болезни, курение, алкоголь, наркотическая зависимость, душевные болезни, утрата целостности личности и т.п. Это вызвано также политической, экономической, социальной нестабильностью, провоцирующей различные психические расстройства и, как результат, снижением реактивности организма к воздействию неблагоприятных психологических и социально-средовых факторов [1, 5, 8, 9].
В исследовании К.Н. Канатьева показано, что в формировании благоприятного психологического климата команды должны быть учтены тренером гендерные особенности и психологические характеристики спортсменов [7]. В нашей работе было выявлено наличие статистически значимых различий и более высоких значений в группе студентов мужского пола по сравнению со студентками по составляющим параметрам психического здоровья: волнению в повседневной жизни, переживанию, тревожности, необходимости в поддержке других людей, применению медицинских успокаивающих психику препаратов, признаков психологической усталости, необходимости более продолжительного времени на отдых, тратой нервной энергии, психического переутомления [4].
В целом, комплекс вышеуказанных причин приводит к тому, что в настоящее время недооценивается роль физической культуры и спорта и её влияние на психическое здоровье мужчин. Структура и содержание психического здоровья многокомпонентны (физический, социальный, нравственно-духовный, профессиональный, психоэмоциональный, вегетативный), а между его составляющими сложно провести границу, которая достаточно подвижна [6, 9].
Психическое здоровье нами рассматривается как целостное (холистическое), системно-структурное образование, имеющее сложную, многокомпонентную и многоуровневую структуру полноценности функционирования систем организма (нервной, мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной и др.), регулирующих психическую сферу индивида, также как состояние психического (душевного) благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений, отклонений, адекватной реакцией работы механизмов саморегуляции, обеспечивающих устойчивость организма к неблагоприятным внешним и внутренним факторам, способностью продуктивно учиться, работать, создавать материальные и духовные ценности.
Структурными компонентами психического здоровья в рамках холистического подхода рассматривается в единстве связи и развития физического (телесного), социального (положения в обществе), психического (чувственного, эмоционального), духовного (следование принципам гуманизма, справедливости, чести) сфер человека.
Теоретический анализ показал, что занятия физической культурой и спортом положительно влияют на здоровье человека, однако нет данных по вопросу влияния занятий физической культурой и спортом на психическое здоровье мужчин внутри одной социальной и половой группы.
Цель исследования: изучить влияние занятий физической культурой и спортом на психическое здоровье мужчин.
Материалы и методы исследования
Для достижения цели в 2013–2015 гг. был получен материал исследования на базах Уральского государственного университета физической культуры и Южно-Уральского государственного университета с участием 61 студента дневной формы обучения мужского пола, разделённых на две группы: занимающихся физической культурой и спортом и не занимающихся. Для оценки психического здоровья мужчин нами применялся тест диагностики уровня психического здоровья по десятибалльной шкале, включающей 69 утверждений, относящихся к психическому здоровью [5, с. 486–187].
В первую группу вошли студенты мужского пола, занимающиеся различными видами спорта (лёгкая атлетика, волейбол, туризм, конькобежный, лыжный, конный спорт, атлетическая гимнастика, плавание, самбо, дзюдо, скалолазание) со стажем занятий спортом 8,52 ± 0,57 лет, со средним уровнем спортивного мастерства кандидата в мастера спорта.
Во вторую группу – студенты мужского пола, занимающиеся физической культурой по общепринятой программе вуза дисциплины «Физическая культура» (не занимающиеся спортом) со стажем занятий спортом 0,61 ± 0,15 лет. Средний возраст студентов составлял 22,3 года. Возраст, рост, масса тела студентов были статистически недостоверными, следовательно, группы по этим показателям были однородны. Математико-статистические расчёты результатов констатирующего исследования проводились на персональном компьютере по пакету анализа Microsoft Excel.
Результаты исследования и их обсуждение
В таблице представлены результаты статистических сравнений по двухвыборочному парному t-тесту для независимых выборок показателей, характеризующих различные составляющие психического здоровья двух групп студентов-мужчин, занимающихся физической культурой и спортом и не занимающихся. В таблице отражены только статистически достоверные или имеющие близко к достоверным различиям показатели.
Как видно из таблицы, мужчины, занимающиеся физической культурой и спортом, по сравнению с группой мужчин, не занимающихся активно физической культурой и спортом, достоверно (t = 3,68–2,08, при Р ≤ 0,05–0,001) выше в положительную сторону, имеют численные значения от их сверстников по следующим компонентам, характеризующим психическое здоровье: самочувствие в обычной жизни, активность в деятельности, адаптируемость к условиям социума, уверенность в себе по жизни, уравновешенность психических процессов, умение общаться с окружающими людьми, возможности функционирования психических процессов, наличие валеологической компетентности о психическом здоровье.
Результаты статистических сравнений компонентов, характеризующие психическое здоровье двух групп мужчин, занимающихся и не занимающихся физической культурой и спортом
Компоненты психического здоровья |
Мужчины |
t |
P |
|
занимающиеся спортом (n = 33) |
не занимающиеся спортом (n = 28) |
|||
1. Переживание в обычной жизни |
5,52 ± 0,33 |
6,82 ± 0,30 |
– 2,91 |
≤ 0,01 |
2. Наличие психических расстройств, заболеваний |
8,63 ± 0,35 |
8,70 ± 0,30 |
– 0,15 |
≥ 0,88 |
3. Наличие стрессогенных факторов |
7,26 ± 0,41 |
7,67 ± 0,30 |
– 0,83 |
≥ 0,41 |
4. Психическое напряжение в повседневной жизни |
6,59 ± 0,35 |
7,45 ± 0,23 |
– 2,10 |
≤ 0,04 |
5. Применение медицинских успокаивающих психику препаратов |
8,89 ± 0,44 |
9,70 ± 0,13 |
– 1,99 |
≤ 0,05 |
6. Податливость реальному или воображаемому давлению группы |
6,70 ± 0,46 |
8,30 ± 0,30 |
– 3,01 |
≤ 0,01 |
7. Трата нервной энергии |
6,04 ± 0,52 |
7,17 ± 0,31 |
– 1,93 |
0,06 |
8. Самочувствие в обычной жизни |
7,58 ± 0,28 |
6,44 ± 0,39 |
2,43 |
≤ 0,02 |
9. Активность в деятельности |
7,61 ± 0,30 |
6,59 ± 0,37 |
2,13 |
≤ 0,04 |
10. Энергичность в обычной жизни |
7,39 ± 0,27 |
6,78 ± 0,33 |
1,45 |
≥ 0,15 |
11. Адаптируемость к условиям социума |
7,61 ± 0,28 |
6,56 ± 0,36 |
2,36 |
≤ 0,02 |
12. Полноценность функционирования психической сферы |
7,09 ± 0,27 |
6,65 ± 0,28 |
1,13 |
≥ 0,26 |
13. Уверенность в себе по жизни |
7,91 ± 0,28 |
6,41 ± 0,29 |
3,68 |
≤ 0,01 |
14. Уравновешенность психических процессов |
7,88 ± 0,23 |
7,17 ± 0,25 |
2,10 |
≤ 0,04 |
15. Умение регуляции эмоционально-волевой сферы |
7,88 ± 0,27 |
7,17 ± 0,29 |
1,79 |
≥ 0,08 |
16. Умение общаться с окружающими людьми |
8,18 ± 0,23 |
6,83 ± 0,36 |
3,24 |
≤ 0,01 |
17. Возможности функционирования психических процессов |
7,74 ± 0,21 |
6,93 ± 0,30 |
2,31 |
≤ 0,02 |
18. Наличие валеологической компетентности о психическом здоровье |
7,24 ± 0,22 |
5,30 ± 0,42 |
4,31 |
≤ 0,01 |
19. Умение оптимизировать психическое состояние при стрессе |
7,48 ± 0,27 |
6,91 ± 0,35 |
1,33 |
≥ 0,19 |
20. Уровень психического здоровья как интегральной характеристики (по определению понятия) |
7,45 ± 0,21 |
6,41 ± 0,30 |
2,90 |
≤ 0,01 |
21. Уровень психического здоровья (сумма баллов по 69 показателям) |
511,73 ± 9,77 |
475,29 ± 7,63 |
2,84 |
≤ 0,01 |
Примечание. t-критерий Стьюдента для независимых выборок; Р – уровень достоверности; – среднее значение ± стандартная ошибка; статистически значимые различия выделены жирным шрифтом. В таблице представлен только 21 показатель из 69.
Занимающиеся физической культурой и спортом имеют достоверно низкие численные значения компонентов, характеризующих психическое здоровье: переживание в обычной жизни и психическое напряжение в повседневной жизни.
При этом не занимающиеся активно физической культурой и спортом чаще применяют медицинские успокаивающие психику препараты и более податливы реальному или воображаемому давлению группы окружающих людей.
Также, следует отметить, что мужчины, занимающиеся физической культурой и спортом по сравнению с группой мужчин, активно не занимающихся, достоверно имеют более высокие значения по уровню психического здоровья как интегральной характеристики и уровню психического здоровья по критерию суммы баллов по 69 показателям.
Следовательно, по результатам исследования, можно сказать, что занятия физической культурой и спортом способствуют улучшению психического здоровья мужчин. Это ещё раз подтверждает, что физическая культура обладает большими возможностями: оказывать влияние не только на физическое состояние, физическую подготовленность, но и воздействует на отдельные компоненты психического здоровья и в целом на психическое здоровье мужчин.
Выводы
Занятия физической культурой и спортом оказывают благоприятное влияние на психическое здоровье мужчин и на отдельные компоненты психического здоровья.
Является перспективным направлением дальнейших экспериментальных исследований по проблеме влияния занятий физической культурой и спортом на психическое здоровье студентов как будущих специалистов в выбранной профессиональной деятельности.
Южно-Уральский государственный университет https://susu.ru