Современная глобальная ситуация, характеризующаяся кризисом техногенной цивилизации, ставит перед образованием ряд трудных задач. Проблемы совершенствования образования имеют особую актуальность, приобретают широкое социальное и нравственное значение в сложные периоды, переломные эпохи, когда культурные традиции обесцениваются, идеологические и этические устои общества подвергаются переоценке, именно в такие периоды предпринимаются попытки осмысления происходящих перемен и поиск новых целей развития образования. Российская действительность начала XXI в. служит убедительным тому подтверждением. В настоящее время идет активный поиск новых ценностных регулятивов, в основе которых лежат идеи духовного и нравственного возрождения человека.
Мы полагаем, что в современных социокультурных условиях необходимо обеспечить усвоение младшими школьниками духовных ценностей этносоциума и общечеловеческой культуры: этнокультуры, общероссийской культуры и культуры мира.
В Российской Федерации с ее многонациональным составом воспитание подрастающих поколений должно строиться на поликультурной основе. Под понятием «Родина» мы подразумеваем место, где родился, вырос и трудится человек, с этой точки зрения первоначальное образование должно быть «родиноведческим». Педагогические возможности идеи родиноведческого потенциала образования позволяют приблизить образовательно-воспитательный процесс к естественному природосообразному вхождению ребенка в окружающую социальную (социализация) и культурную (культурация) среду. Ориентация на данную идею способствует становлению «человека культуры» укорененного, в первую очередь, в ценностях родного народа. Этнизация образования представляется как необходимый этап на пути к общероссийской идентификации, которая осуществляется как актуализация этнических ценностных доминант, культурных традиций, мировосприятия своего народа, поскольку, чтобы «усваивать» ценности другой культуры, необходимо полноценно пережить процесс этнокультурной самоидентификации. В рамках становления общероссийской идентичности конструктивное взаимодействие национальных и глобальных ценностей, развитие ментальных черт каждого народа является необходимым условием духовно-нравственного развития гражданина России.
Современная Россия – многонациональное государство с общими ценностями, сложившимися в ходе сложных историко-культурных и социально-политических процессов на данной территории, благодаря чему образовалось единое цивилизационное пространство со своим особым российским менталитетом. Как справедливо отмечала Л.А. Степашко: «Русская культура, хранительница «духовных сокровищ тысячелетий русской истории», оценивается и как «духовная цивилизация», противостоящая рационализму и прагматизму, бездуховности современной массовой культуры» [2, с. 89].
Мы в своей статье раскроем воспитывающие возможности учебного предмета русский язык. Данный предмет может при правильном подходе выступить мощным средством формирования нравственных ценностей младших школьников. В современных социокультурных условиях как никогда актуализируется принцип воспитывающего обучения. Данный принцип был введен в педагогику немецким дидактом И.Ф. Гербартом. О приоритете воспитания над обучением («обучающее воспитание») подчеркивали видные русские философы. И.А. Ильин писал: «образование без воспитания есть дело ложное и опасное…», В.В. Зеньковский утверждал, что «основная нить педагогического процесса лежит на путях воспитания». Данный принцип в отечественной педагогике закрепился благодаря Н.И. Пирогову, К.Д. Ушинскому. С точки зрения К.Д. Ушинского, основой образования человека является непосредственно нравственное воспитание: «Влияние нравственности составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познанием» [5, c. 212].
На уроках воспитывающая функция русского языка как учебного предмета была выделена основоположниками методики русского языка Ф.И. Буслаевым и К.Д. Ушинским в качестве основных воспитательных целей они выделяли развитие у детей «духа человеческого», «народного» на основе «гуманистической методы». К.Д. Ушинский подчеркивал: «только усвоив мысль и чувство, создавшие формы языка, дитя действительно овладевает этой формой и в этой форме получает ключ к сокровищнице народного духа. С такой точки зрения мы понимаем, во-первых, все значение изучения народного слова и то, что, взяв на себя преподавание этого предмета, мы принимаем вместе с тем обязанность через слово ввести дитя в область духовной жизни народа» [3].
Целевой компонент в нашей работе содержал следующие ценностные отношения в процессе изучения данного учебного предмета:
1. Воспитание бережного и вдумчивого отношения к русскому языку, слову: «В сокровищницу родного слова складывает одно поколение за другим плоды глубинных сердечных движений, плоды исторических событий, верования, воззрения, следы прожитого горя и прожитой радости… » [4].
2. Уважительное отношение к русскому народу и понимание его роли в становлении и развитии российской государственности, к русскому языку как важнейшему средству межнационального и межгосударственного общения.
3. Приобщение к национально-культурным ценностям, нравственному идеалу русского народа.
4. Формирование языковой личности, совершенствование коммуникативно-речевых умений с выходом в широкую сферу мира общения (внешнего с внутренним, реального с идеальным).
Содержание учебного предмета «русский язык» было выстроено в работе на широкой культурологической основе, что обеспечивалось интегрированием культурных полей: этического, исторического, природоведческого, фольклорного, а связующим элементом выступал текст. Именно текст является основным методическим средством, который служит основой создания не только обучающей, но и развивающей речевой среды. Правильное использование текста обеспечивает решение таких важных проблем, как приобщение учащихся к духовному богатству и красоте родного языка, формирование духовно-нравственной личности, осознающей необходимость своего культурно-речевого совершенствования.
В нашем исследовании необходимо было выработать отношение к русскому языку как национально-культурному явлению. Через содержание данного курса формировали представления об общении, слове, речи, языке. Дети должны понять, что язык «живой» и изменения в экономической и социальной структуре, изменение образа жизни людей – носителей языка, контакты с другими народами – это все отражается на нем. В опытно-экспериментальной работе были выделены следующие направления:
1. Осознание уникальности и социальной значимости языка. Язык – средство общения и форма передачи информации, средство хранения и усвоения знаний, часть культуры народа. Речевое общение. Единицы речи. Виды речевой деятельности. Речь устная и речь письменная.
2. Коммуникативная функция языка. Полноценное овладение языком как средством общения.
3. О языке как общественном явлении и развивающейся системе. Общеславянское происхождение, восточнославянская языковая общность, собственно русские, заимствованные и интернациональные слова. Этимологический анализ слов, фразеологических оборотов, знакомство с архаизмами, историзмами. Роль морфем как носителей значения слова.
4. Язык как культурно-эстетическое явление. Прямое и переносное значение слов. Однозначные и многозначные слова. Изобразительно-выразительные средства языка: фонетические (аллитерация, ассонанс); лексические (антонимы, синонимы, омонимы, гипербола, метафора). Раскрытие «крылатых выражений», освоение постоянных эпитетов. Стилистические и жанровые особенности текстов. Выразительность речи и слова.
5. Культура речи и речевого поведения. Усвоение норм речевого этикета, изучение слов вежливости. Формирование представлений о культуре речи. Раскрытие первоначального смысла понятий «добро», «зло», «любовь», «спасибо», «здравствуйте», «красота» и др. Традиции общения со старшими, младшими; приветствия и благопожелания, извинения, благодарность и просьба, традиции гостеприимства, семейные традиции.
В процессе изучения содержания понятий «язык», «народ», «земля», «родина», «отечество» в лексико-семантическом плане учащиеся получают знания этнографического, историко-культурного характера. Изучение этимологии слов учит ценить и понимать не только духовный и нравственный мир русского народа, но и знакомит детей с русской историей, бытом, обычаями и традициями. Дети осознают, что возникновение слова связано с развитием общественных отношений, прогрессом культуры, науки, искусства, с более глубоким познанием человеком окружающей действительности.
Изучение истории языка, знакомство с древнейшими письменными памятниками раскрывает перед детьми многовековую историю народа и его культуру. Дети должны понять, что русский народ прошел долгий и сложный путь исторического развития и язык является продуктом целого ряда эпох, на протяжении которых он оформлялся, обогащался. Для этой цели можно ввести учащихся в историю появления письменности на Руси.
В нашей работе большое внимание мы уделяли умению работать с различными словарями: синонимов, антонимов, толковым, орфографическим, этимологическим, омонимов, фразеологизмов. Интересные открытия для детей в понимании глубокой мудрости русского народа проявлялись в истолковании социально-этических понятий, этикетных выражений, коннотативной лексики через установление исходной предметной отнесенности словесных значений («добрый» как «совершенный», «искренний» – «искра» в сердце, «простодушный» как «просторный» и чистый в душе и т.д.).
С целью складывания исторического образа Отечества изучались устаревшие слова. Использовали задания: замените устаревшие слова на современные: благая весть – … (добрая весть), канун – … (день перед праздником), не знобите – … (не морозьте), предок – … (древний предшественник по роду), снедь – … (пища, еда), тын – …(забор, плетень).
После прочтения произведения «Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина дается задание заменить современные слова на устаревшие, которые встречаются в тексте: лоб – … (чело), воин – …(воитель), ворота – …(врата)…
Но перед такими заданиями идет большая предварительная работа. Например, детям на уроках рассказывали о славянских Богах: «У славян были особые Боги, которые отвечали за процветание, продолжение рода, любовь и брак. Это Род и Рожаницы, упоминаемые в древнерусской литературе. Много важных слов происходит от корня «род», созвучного имени этого Бога: родня, урожай, Родина, природа, родители, родня, род, родится, уродился, родственники. Рожаница – Мать связывалась славянами с периодом летнего плодородия, когда созревает, наливается урожай. Праздник Рожаницы справляли весной, 22–23 апреля. Славяне дали ей имя Лада, отсюда произошли слова «ладить», «налаживать».
В ходе театрализованного представления «Быт славян» рассказывается: «В языке древних славян «городить, городити» означало «огораживать», следовательно, «городом» называлось «то, что огорожено», также сама ограда – тын, крепостная стена, линия укреплений. В VIII–IX вв. небольшие городки, расположенные по высоким местам, хорошо укрепленные земляными и деревянными стенами, превратились в неотъемлемую черту ландшафта всех восточнославянских земель, на севере и юге.
Изучая происхождение заимствованных слов, дети погружаются в определенную историческую эпоху. Например, младшие школьники узнают, что в период с IX по XI в. значительными были заимствования из греческого языка. Дети знакомятся с великими историческими именами России – крестителем Древней Руси князем Владимиром и князем Ярославом Мудрым. Погружаясь в данную эпоху, младшие школьники открывают для себя, что культурная Европа в ту пору олицетворялась для Руси в Греческой империи, поэтому именно через контакт с Византией – самой образованной в те времена державой – перешли к нам как понятия юридические и государственные, так и начала умственной и литературной деятельности. Принятие христианства в 988 г. было переворотом, обновившим Русь и указавшим историческую дорогу. Неслучайно много слов относятся из области религии: анафема, ангел, архиепископ, демон, митрополит, клирос, лампада, икона, протоиерей, пономарь. Первыми учителями во время правления князя Владимира были греки. Так, в русский язык вошли научные термины: математика, философия, история, грамматика. Дело Владимира продолжил Ярослав, основавший первую библиотеку на Руси, а также при нем началось летописание.
В процессе изучения словарных слов раскрывается их происхождение, значение, а также народное отношение. Например, раскроем, как знакомились со словарным словом «береза». Дети узнают об одном из символов Руси – белой березе. Свое название она получила по цвету коры. Корень «бер» означает ясный свет, светлый, белый. Березовые почки и листья изгоняли хворь и простуду. Из березовой коры делали посуду, плели лапти, из берестяных лент – ковры для пола, шкатулки. На бересте древние люди писали и рисовали. Но в старину было хорошее правило: не брать у березы лишнего, не доводить ее до болезни и тем более до смерти. Береза, символ России, в Троицын день рассматривалась как образ невесты, и как символ памяти, и как выражение красоты, нежной грусти Родины. На уроке дети вспоминают русские загадки, поют народную песню «Во поле береза стояла», декламируют стихотворения С. Есенина, А. Прокофьева, Н. Рубцова. Рассматривают и обсуждают картины русских художников, где запечатлена береза: А.И. Куинджи «Березовая роща», А.К. Саврасова «Грачи прилетели», И.И. Левитан «Золотая осень».
Делается параллель с отношением якутского народа к березе. У народа саха береза считалась священным деревом небесных божеств айыы. Береза у якутов – символ оживления природы. Березки (чэчир) ставились на празднуемой Ысыах (национальный праздник) поляне. Береза – любимица хозяйки земли Аан Алахчын Хотун. Якуты из бересты изготавливали разнообразную посуду, украшения, а также жилище – берестяные юрты-ураса. В ходе обсуждения об услышанном ребята делают выводы, что у русского и якутского народов одинаковое трепетное, нежное отношение к березе. Затем учитель информирует детей, что березу почитают многие народы, а у алтайцев существует даже отдельный праздник березы – «чачил».
Особое значение было уделено в опытно-экспериментальной работе использованию устного народного творчества. Пословицы, поговорки, прибаутки, сказки, легенды, предания, былины, выступая как педагогическое средство, способствуют усвоению нравственно-этических ценностей народа. В них запечатлен весь познавательный опыт народа, его морально-этические, социально-эстетические, художественные и воспитательные идеалы.
Очень важным в нашей работе было «укоренение» младших школьников в их ценностном отношении к малой родине. Составляющими содержания национально-регионального компонента предмета «русский язык» явились:
1. Включение словосочетаний, предложений и текстов, тематически ориентированных на природно-географические, этнографические, исторические и культурные особенности региона.
2. Использование в учебном процессе произведений как российских писателей, художников, музыкантов, так и известных произведений земляков – якутян.
3. Включение языкового материала, слова и фразеологизмы, семантика и этимология которых отражают миропонимание и мироощущение жителей местности, историческую ономастику и микротопонимику региона, живую речь и фольклор, языковые особенности произведений местных писателей, поэтов, журналистов, ученых и т.п.
Например, дети, знакомясь с творчеством народного поэта республики Саха (Якутия) С.П. Даниловым, открывают, что своеобразной визитной карточкой поэта, вымпелом, лирическим гербом стало стихотворение «Мой русский язык».
Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей Вселенною знаком –
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком.
Дети усваивают, с каким уважением, душевной силой пронизаны строки, какое огромное значение придавал поэт хорошему знанию русского языка. Стихотворение якутского поэта не однажды упоминается в российских вузовских учебниках, хрестоматиях, в антологии.
В опытно-экспериментальной работе на уроках русского языка изучали региональную топонимию. Использование краеведческого материала (анализ материалов художественной литературы, географических названий своего края, названия улиц города) – это не только живая и интересная работа, но и исследовательская работа, требующая применения личного жизненного опыта ребенка. Дети проявили неподдельный интерес к местной истории, связанной с происхождением того или иного географического названия. Разгадывая историю топонима, они увидели отдаленное событие своего родного края. Дети приходят к заключению, что чаще всего улицы называют в честь известных ученых, героев войны, писателей, поэтов. Многие улицы, памятники, скверы, населенные пункты республики названы в честь русских землепроходцев (С. Дежнева, В. Пояркова, М. Стадухина, Е. Хабарова и др.), так как Якутск в 17 веке был форпостом русского продвижения на восток; политических ссыльных, внесших большой вклад в развитие края (Н. Чернышевский, В. Белинский, В. Короленко, А. Бестужев-Марлинский, Е. Ярославский и др.); исследователей, изучавших фольклор и быт народа саха (Э. Пекарский, В. Серошевский, В. Трощанский и др.).
Таким образом, в условиях интеграционных процессов содержание образования должно опираться как на общечеловеческие и общероссийские, так и на региональные и этнонациональные ценности. Такой подход обеспечит включение в содержание образования – в качестве ведущих российских цивилизационных ценностей – идеи патриотизма, которая органически сочетается с глубоким уважением к культуре других народов, со способностью «переимчивости» их духовного опыта; идеи сопричастности к истории и настоящему Родины, ответственности за ее судьбу, идеи сохранения и передачи лучших черт национального характера.
Библиографическая ссылка
Бугаева А.П., Иванова А.В. ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ ФУНКЦИИ ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 1. – С. 64-68;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35493 (дата обращения: 10.12.2024).