Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Гетман Н.А. 1 Сукач Л.И. 1 Чуркина А.М. 1
1 ГБОУ ВПО «Омский государственный медицинский университет»
Снижение интереса и качества чтения среди студентов в России и мире в целом актуализирует проблему развития читательской культуры современной молодежи. В статье делается попытка ответить на вопрос: приносят ли заметный эффект методики и технологии развития читательской культуры, разработанные в педагогической теории? В работе проанализированы результаты эмпирического исследования уровня развития читательской культуры студентов медицинского вуза, обобщены первые итоги практики приобщения к чтению, которые использовались в современном медицинском вузе. В статье отмечена достаточно высокая потребность в чтении у студентов не только учебной литературы, но и художественной. Авторами доказано, что развитие читательской культуры будущих врачей может быть рассмотрено как одна из задач профессиональной подготовки.
читательская культура студентов медицинского вуза
читательский интерес
1. Гетман Н.А. Организация самостоятельной работы студентов в образовательной среде медицинского вуза / Н.А. Гетман, Л.И. Сукач, М.С. Сукач // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 3 – C. 16–22.
2. Российская школа от PISA –2000 до PISA –2003 / под общ. ред А.Г. Каспаржака, К.Н. Поливановой. – М.: «Логос», 2006. – 196 с.
3. Тюменева Ю.А, Кузьмина Ю.В. Роль школы и семьи и индивидуальные характеристики ребенка для образовательных результатов (на примере данных PISA 2009 по чтению в России) // Режим доступа http://www.hse.ru/data/2013/11/03.
4. Черниговская Т. Распределенное сознание: о будущем чтения // Режим доступа http://theoryandpractice.ru/posts/7582-chernigovskaya.
5. Ярошева В.В. Отношение студенческой молодежи к книге и чтению // Национальная программа поддержки и развития чтения: год седьмой. Материалы VII Всероссийской научно–практической конференции «Национальная программа поддержки и развития чтения: проблемы и перспективы» и III Всероссийской конференции «Библиотеки, издательства, книжная торговля и СМИ: влияние на круг чтения». – М: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2014. – С. 127–136.

В информационном сообществе, на общем фоне роста и развития цифровых технологий, исследователи в области образования отмечают в качестве общей проблемы снижение интереса к чтению среди всех возрастных групп, особенно остро эта проблема проявляется у молодежи. Большая роль чтения, с точки зрения развития общества и профессиональной деятельности, заключается в том, что именно чтение выступает одним из каналов взаимодействия образования и культуры. В своих исследованиях психолог-лингвист Татьяна Черниговская, говоря о перспективах чтения, предположила, что гипертекстовая организация текстов вскоре приведет к расслоению читателей [4]. Появится такая элитарная литература, прочитать которую смогут немногие, понять тем более. Она высказывает предположение, что чтение постепенно станет, уже становится, критерием социального расслоения. Исследования Левада-центра показали, что только 6 % опрошенных респондентов, назвали чтение в качестве своего любимого занятия. Многочисленные исследования, проводимые в рамках «Национальной программы поддержки и развития чтения», действующей в России с 2006 года, подтверждают негативную тенденцию снижения интереса к чтению, сокращение тиражей выпускаемых в России книг. В статье М.В. Кузьминой и Ю.А. Тюменева, построенной на основе анализа данных PISA, отмечается, что российские школьники показывают результаты в читательской грамотности ниже средних международных и ниже, чем в естественных и математических дисциплинах [3]. Вчерашние школьники приходят в вузы, но и здесь их читательская активность не возрастает. Исследователи этой проблемы заявляют, что оптимальный путь изменить ситуацию – активизировать процесс приобщения к чтению на всех ступенях образования, во всех возрастных группах. Так, 2015 год в России официально был объявлен Годом литературы. Цель самого проведения Года литературы – напомнить об исключительной ее значимости и ее особой миссии. Вернуть в жизнь молодежи понимание хорошей литературы, самого слова, всех удивительных возможностей нашего родного языка – одна из задач высшего образования.

Цель исследования

Изучить уровень развития читательской культуры студентов медицинского вуза.

Материалы и методы исследования

В педагогических исследованиях эта проблема стала активно обсуждаться с начала двадцать первого века. В работах В.Я. Аскаровой, Р.У. Богдановой, С.Г. Вершловского, Т.Г. Галактионовой, Е.И. Казаковой, М.В. Кларина, О.Е. Лебедева, Н.И. Роговцевой, Ю.М. Тугова и др. определяется понятийный аппарат педагогики чтения (читательская культура, культура чтения, читательская активность, читательская компетентность, читательская компетенция). Под функциональной грамотностью в области чтения понимается «способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни» [2, с. 14].

Проводимые в европейских странах исследования выявили зависимость между приобщением к чтению и успешностью не только в системе образования, но и в жизни, т.к. доказано, что чтение является не только частью современной культуры, но и значимым фактором успешной жизни. Вовлеченность в чтение оказалась третьим по значимости фактором среди переменных, определяющих результаты PISA по чтению. Именно это ставит проблему развития читательской культуры в ранг государственных.

Российские опросы, проводимые в рамках «Национальной программы приобщения к чтению» на протяжении 10 лет, также показали зависимость между чтением и успехами в обучении молодежи; чтением хорошей литературы и жизненными и профессиональными перспективами [5, с. 128]. Именно поэтому подготовка специалиста, который сам любит читать и может увлечь этим занятием других, становится одной из задач современного высшего образования. Читательская культура является основой развития многих общекультурных компетенций, которым, в свою очередь, отводится важная роль актуализации общекультурного уровня студента. Пересматриваются требования к сформированности читательской культуры, которая определяется способностью эффективно использовать информацию, в том числе, умением оперировать большими объемами информации.

Для изучения практики развития читательской культуры в медицинском университете нами было проведено эмпирическое исследование, цель которого: выявить уровень развития читательской культуры будущих медицинских работников, осознание ими роли чтения и в их профессиональном становлении.

Студент, с достаточно высоким уровнем читательской культуры, умеет одинаково хорошо считывать информацию с любого ее источника, гибко переключаясь на такие формы ее представления, где данные наиболее важны читательским потребностям. Анализ последних исследований в области читательской культуры, позволил нам выделить следующие критерии ее сформированности:

1) эффективность (высокий коэффициент понимания читаемой информации);

2) гибкость (умение менять стратегии чтения);

3) зрелость (умение переключаться с одной формы представления информации на другую);

4) активность (желание и способность использовать полученную в результате чтения информацию в личных и профессиональных целях).

В качестве методологии исследования нами был определен личностно-деятельностный подход. Использование данного подхода в образовательном процессе в вузе является необходимым условием развития читательской культуры. Что мы под этим понимаем? Первоначально – организация единого читательского пространства и управление целенаправленной читательской деятельностью студента в контексте его жизнедеятельности (направленности читательских интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций) с целью становления его личности. Затем – переориентация процесса обучения на решение самими студентами конкретных учебных задач (познавательных, исследовательских, диагностических и т.п.). Впоследствии – формирование у студентов потребности в усвоении новых знаний и более совершенных читательских и коммуникативных умений; обеспечение преподавателями возможностей личностных проявлений учащихся во всех ситуациях, их творческой и читательской активности и удовлетворения от процесса общения и обучения.

Личностно-деятельностный подход в процессе развития читательской культуры позволяет найти новые формы, правила, способы и средства активизации читательской, а вместе с ней и коммуникативной деятельности, в данном случае происходит развитие не только читательской культуры, профессиональных качеств, но и становление личности студента в целом.

Целью развития читательской культуры является рост читательской активности (охвата и интенсивности) студентов – субъектов чтения, доведение ее до уровня, соответствующего успешной адаптации в сложном, динамичном обществе переходного типа. Изучение уровня развития читательской культуры студентов медицинского вуза строилось на принципах системности, комплексности, превентивности, творчества. Основной акцент в исследовании развития читательской культуры мы делали на изучение мотивов, специфики будущей профессиональной деятельности. Использовался метод анкетирования, подготовленная анкета состояла из 19 вопросов, таких как: насколько важно умение читать в современном мире? с какой целью Вы читаете чаще всего? получаете ли Вы удовольствие от чтения? накладывают ли отпечаток на личный опыт прочитанные книги? и т.д.

Результаты исследования и их обсуждение

В нашем исследовании приняли участие 50 студентов 5 курса Омского государственного медицинского университета лечебного факультета. Первый блок вопросов анкеты был связан с выявлением отношения к чтению студентов, пониманию роли чтения в профессиональной деятельности. Так, отвечая на вопрос: «Насколько важно умение читать в современном мире?», большая часть респондентов (82 %), выбрала вариант ответа «очень важно». Примерно такой же процент студентов ответил, что владение навыками чтения важно для их будущей профессии и учебы (86 %). Но при этом значительная часть респондентов посещает библиотеку несколько раз в год (34 %), никогда или почти никогда (32 %), только 8 % посещают библиотеку почти каждый день, 26 % – один раз в неделю. Таким образом, признание значимости чтения в жизни и профессиональной деятельности у большинства студентов не соотносится с посещением библиотеки.

Определяя, с какой целью студенты читают чаще всего, мы получили практически 100 %-й ответ – для учебы, работы. Как показало исследование, 90 % студентов ответили, что предпочитают углубленное чтение и быстрое чтение, уделяют внимание деталям. Насыщенность учебного процесса приводит к тому, что 100 % студентов читают практически каждый день, затрачивая на это около двух часов, читая от 60 до 100 страниц. Это, прежде всего, связано с необходимостью подготовки к занятиям. На чтение художественной литературы у студентов-медиков не оставалось времени. Как показало исследование, только 44 % опрашиваемых получают удовольствие от чтения, при этом 80 % студентов дочитывают книги до конца часто, либо всегда.

Сужение коммуникативного пространства и читательской активности среди студентов медицинского вуза подтверждает статистика ответа на вопрос, обсуждают ли прочитанные книги студенты. Обсуждение прочитанных художественных произведений с семьей, друзьями характерно только для 40 % респондентов. 52 % студентов отметили, что прочитанные книги накладывают отпечаток на их личный опыт. Современный читатель (студент) в большинстве своем не занимается формированием домашней библиотеки. Однако на вопрос о необходимости «учить» чтению большинство (88 %) ответило утвердительно.

Следующий блок вопросов позволил проанализировать факторы, мешающие чтению: интернет – 16 %, шум в общежитии – 16 %, отсутствие желания – 18 %, отсутствие денег – 2 %, ничего –18 %, учеба –30 %. По результатам анкетирования были определены жанры прочитанных книг: 66 % опрошенных указали художественные книги, из них 30 % – классика. Однако 22 % студентов не смогли указать названия прочитанных в последнее время книг, 12 % назвали среди прочитанного только учебную литературу.

Ответы на вопросы, направленные на выяснение читательских предпочтений студентов, позволили сделать вывод, что около 12 % студентов находят интересной русскую классику, 18 % – зарубежную классическую литературу (практически все произведения были названы из школьной программы). Из числа респондентов только 12 % предпочитают российскую современную литературу. Шесть студентов (12 %) отметили, что читают только литературу, необходимую для занятий. Многие студенты (24 %) в качестве предпочитаемых литературных жанров отметили фантастику, 22 % – любовные романы, 34 % опрошенных назвали Библию, как основную книгу, которая перевернула мир.

Выводы

Эмпирическое исследование позволило выявить у студентов ОмГМУ высокий интерес к чтению. Можно отметить достаточно высокую потребность в чтении у студентов не только учебной литературы, но и художественной. Признавая, что только читающий студент может стать высококвалифицированным специалистом, развитие читательской культуры будущих врачей должно рассматриваться как одна из целей профессиональной подготовки. Нами были соотнесены результаты эмпирического исследования и критерии развития читательской культуры. Были сделаны выводы, что по большинству критериев читательская культура студентов медицинского вуза достаточно высока, а развитая читательская культура позволяет обогащать общекультурные и профессиональные знания, совершенствовать профессионально важные умения, развивать профессионально значимые личностные качества, совокупность которых определяет готовность студентов к выполнению учебной и профессиональной деятельности.

Особое значение в медицинском вузе уделяется организации самостоятельной работы студентов, которая является одной из важнейших составляющих учебного процесса и условием развития профессиональной компетенции студентов. В современном медицинском вузе сформированность читательской культуры является необходимой основой для успешной самостоятельной работы студентов. Исходя из анализа специфики процесса обучения в современном вузе, необходимо отметить, что наиболее значимой тенденцией, определяющей процесс подготовки специалистов, является компетентностный подход [1]. Компетентностный подход как основа организации образовательного процесса в медицинском вузе способствовал увеличению объема самостоятельной работы студентов, переходу на нелинейную систему обучения, что важно учитывать при разработке условий для развития читательской культуры.


Библиографическая ссылка

Гетман Н.А., Сукач Л.И., Чуркина А.М. РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12-4. – С. 652-654;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35344 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674