В информационном сообществе, на общем фоне роста и развития цифровых технологий, исследователи в области образования отмечают в качестве общей проблемы снижение интереса к чтению среди всех возрастных групп, особенно остро эта проблема проявляется у молодежи. Большая роль чтения, с точки зрения развития общества и профессиональной деятельности, заключается в том, что именно чтение выступает одним из каналов взаимодействия образования и культуры. В своих исследованиях психолог-лингвист Татьяна Черниговская, говоря о перспективах чтения, предположила, что гипертекстовая организация текстов вскоре приведет к расслоению читателей [4]. Появится такая элитарная литература, прочитать которую смогут немногие, понять тем более. Она высказывает предположение, что чтение постепенно станет, уже становится, критерием социального расслоения. Исследования Левада-центра показали, что только 6 % опрошенных респондентов, назвали чтение в качестве своего любимого занятия. Многочисленные исследования, проводимые в рамках «Национальной программы поддержки и развития чтения», действующей в России с 2006 года, подтверждают негативную тенденцию снижения интереса к чтению, сокращение тиражей выпускаемых в России книг. В статье М.В. Кузьминой и Ю.А. Тюменева, построенной на основе анализа данных PISA, отмечается, что российские школьники показывают результаты в читательской грамотности ниже средних международных и ниже, чем в естественных и математических дисциплинах [3]. Вчерашние школьники приходят в вузы, но и здесь их читательская активность не возрастает. Исследователи этой проблемы заявляют, что оптимальный путь изменить ситуацию – активизировать процесс приобщения к чтению на всех ступенях образования, во всех возрастных группах. Так, 2015 год в России официально был объявлен Годом литературы. Цель самого проведения Года литературы – напомнить об исключительной ее значимости и ее особой миссии. Вернуть в жизнь молодежи понимание хорошей литературы, самого слова, всех удивительных возможностей нашего родного языка – одна из задач высшего образования.
Цель исследования
Изучить уровень развития читательской культуры студентов медицинского вуза.
Материалы и методы исследования
В педагогических исследованиях эта проблема стала активно обсуждаться с начала двадцать первого века. В работах В.Я. Аскаровой, Р.У. Богдановой, С.Г. Вершловского, Т.Г. Галактионовой, Е.И. Казаковой, М.В. Кларина, О.Е. Лебедева, Н.И. Роговцевой, Ю.М. Тугова и др. определяется понятийный аппарат педагогики чтения (читательская культура, культура чтения, читательская активность, читательская компетентность, читательская компетенция). Под функциональной грамотностью в области чтения понимается «способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни» [2, с. 14].
Проводимые в европейских странах исследования выявили зависимость между приобщением к чтению и успешностью не только в системе образования, но и в жизни, т.к. доказано, что чтение является не только частью современной культуры, но и значимым фактором успешной жизни. Вовлеченность в чтение оказалась третьим по значимости фактором среди переменных, определяющих результаты PISA по чтению. Именно это ставит проблему развития читательской культуры в ранг государственных.
Российские опросы, проводимые в рамках «Национальной программы приобщения к чтению» на протяжении 10 лет, также показали зависимость между чтением и успехами в обучении молодежи; чтением хорошей литературы и жизненными и профессиональными перспективами [5, с. 128]. Именно поэтому подготовка специалиста, который сам любит читать и может увлечь этим занятием других, становится одной из задач современного высшего образования. Читательская культура является основой развития многих общекультурных компетенций, которым, в свою очередь, отводится важная роль актуализации общекультурного уровня студента. Пересматриваются требования к сформированности читательской культуры, которая определяется способностью эффективно использовать информацию, в том числе, умением оперировать большими объемами информации.
Для изучения практики развития читательской культуры в медицинском университете нами было проведено эмпирическое исследование, цель которого: выявить уровень развития читательской культуры будущих медицинских работников, осознание ими роли чтения и в их профессиональном становлении.
Студент, с достаточно высоким уровнем читательской культуры, умеет одинаково хорошо считывать информацию с любого ее источника, гибко переключаясь на такие формы ее представления, где данные наиболее важны читательским потребностям. Анализ последних исследований в области читательской культуры, позволил нам выделить следующие критерии ее сформированности:
1) эффективность (высокий коэффициент понимания читаемой информации);
2) гибкость (умение менять стратегии чтения);
3) зрелость (умение переключаться с одной формы представления информации на другую);
4) активность (желание и способность использовать полученную в результате чтения информацию в личных и профессиональных целях).
В качестве методологии исследования нами был определен личностно-деятельностный подход. Использование данного подхода в образовательном процессе в вузе является необходимым условием развития читательской культуры. Что мы под этим понимаем? Первоначально – организация единого читательского пространства и управление целенаправленной читательской деятельностью студента в контексте его жизнедеятельности (направленности читательских интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций) с целью становления его личности. Затем – переориентация процесса обучения на решение самими студентами конкретных учебных задач (познавательных, исследовательских, диагностических и т.п.). Впоследствии – формирование у студентов потребности в усвоении новых знаний и более совершенных читательских и коммуникативных умений; обеспечение преподавателями возможностей личностных проявлений учащихся во всех ситуациях, их творческой и читательской активности и удовлетворения от процесса общения и обучения.
Личностно-деятельностный подход в процессе развития читательской культуры позволяет найти новые формы, правила, способы и средства активизации читательской, а вместе с ней и коммуникативной деятельности, в данном случае происходит развитие не только читательской культуры, профессиональных качеств, но и становление личности студента в целом.
Целью развития читательской культуры является рост читательской активности (охвата и интенсивности) студентов – субъектов чтения, доведение ее до уровня, соответствующего успешной адаптации в сложном, динамичном обществе переходного типа. Изучение уровня развития читательской культуры студентов медицинского вуза строилось на принципах системности, комплексности, превентивности, творчества. Основной акцент в исследовании развития читательской культуры мы делали на изучение мотивов, специфики будущей профессиональной деятельности. Использовался метод анкетирования, подготовленная анкета состояла из 19 вопросов, таких как: насколько важно умение читать в современном мире? с какой целью Вы читаете чаще всего? получаете ли Вы удовольствие от чтения? накладывают ли отпечаток на личный опыт прочитанные книги? и т.д.
Результаты исследования и их обсуждение
В нашем исследовании приняли участие 50 студентов 5 курса Омского государственного медицинского университета лечебного факультета. Первый блок вопросов анкеты был связан с выявлением отношения к чтению студентов, пониманию роли чтения в профессиональной деятельности. Так, отвечая на вопрос: «Насколько важно умение читать в современном мире?», большая часть респондентов (82 %), выбрала вариант ответа «очень важно». Примерно такой же процент студентов ответил, что владение навыками чтения важно для их будущей профессии и учебы (86 %). Но при этом значительная часть респондентов посещает библиотеку несколько раз в год (34 %), никогда или почти никогда (32 %), только 8 % посещают библиотеку почти каждый день, 26 % – один раз в неделю. Таким образом, признание значимости чтения в жизни и профессиональной деятельности у большинства студентов не соотносится с посещением библиотеки.
Определяя, с какой целью студенты читают чаще всего, мы получили практически 100 %-й ответ – для учебы, работы. Как показало исследование, 90 % студентов ответили, что предпочитают углубленное чтение и быстрое чтение, уделяют внимание деталям. Насыщенность учебного процесса приводит к тому, что 100 % студентов читают практически каждый день, затрачивая на это около двух часов, читая от 60 до 100 страниц. Это, прежде всего, связано с необходимостью подготовки к занятиям. На чтение художественной литературы у студентов-медиков не оставалось времени. Как показало исследование, только 44 % опрашиваемых получают удовольствие от чтения, при этом 80 % студентов дочитывают книги до конца часто, либо всегда.
Сужение коммуникативного пространства и читательской активности среди студентов медицинского вуза подтверждает статистика ответа на вопрос, обсуждают ли прочитанные книги студенты. Обсуждение прочитанных художественных произведений с семьей, друзьями характерно только для 40 % респондентов. 52 % студентов отметили, что прочитанные книги накладывают отпечаток на их личный опыт. Современный читатель (студент) в большинстве своем не занимается формированием домашней библиотеки. Однако на вопрос о необходимости «учить» чтению большинство (88 %) ответило утвердительно.
Следующий блок вопросов позволил проанализировать факторы, мешающие чтению: интернет – 16 %, шум в общежитии – 16 %, отсутствие желания – 18 %, отсутствие денег – 2 %, ничего –18 %, учеба –30 %. По результатам анкетирования были определены жанры прочитанных книг: 66 % опрошенных указали художественные книги, из них 30 % – классика. Однако 22 % студентов не смогли указать названия прочитанных в последнее время книг, 12 % назвали среди прочитанного только учебную литературу.
Ответы на вопросы, направленные на выяснение читательских предпочтений студентов, позволили сделать вывод, что около 12 % студентов находят интересной русскую классику, 18 % – зарубежную классическую литературу (практически все произведения были названы из школьной программы). Из числа респондентов только 12 % предпочитают российскую современную литературу. Шесть студентов (12 %) отметили, что читают только литературу, необходимую для занятий. Многие студенты (24 %) в качестве предпочитаемых литературных жанров отметили фантастику, 22 % – любовные романы, 34 % опрошенных назвали Библию, как основную книгу, которая перевернула мир.
Выводы
Эмпирическое исследование позволило выявить у студентов ОмГМУ высокий интерес к чтению. Можно отметить достаточно высокую потребность в чтении у студентов не только учебной литературы, но и художественной. Признавая, что только читающий студент может стать высококвалифицированным специалистом, развитие читательской культуры будущих врачей должно рассматриваться как одна из целей профессиональной подготовки. Нами были соотнесены результаты эмпирического исследования и критерии развития читательской культуры. Были сделаны выводы, что по большинству критериев читательская культура студентов медицинского вуза достаточно высока, а развитая читательская культура позволяет обогащать общекультурные и профессиональные знания, совершенствовать профессионально важные умения, развивать профессионально значимые личностные качества, совокупность которых определяет готовность студентов к выполнению учебной и профессиональной деятельности.
Особое значение в медицинском вузе уделяется организации самостоятельной работы студентов, которая является одной из важнейших составляющих учебного процесса и условием развития профессиональной компетенции студентов. В современном медицинском вузе сформированность читательской культуры является необходимой основой для успешной самостоятельной работы студентов. Исходя из анализа специфики процесса обучения в современном вузе, необходимо отметить, что наиболее значимой тенденцией, определяющей процесс подготовки специалистов, является компетентностный подход [1]. Компетентностный подход как основа организации образовательного процесса в медицинском вузе способствовал увеличению объема самостоятельной работы студентов, переходу на нелинейную систему обучения, что важно учитывать при разработке условий для развития читательской культуры.