Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ «МОБИЛЬНЫЙ» В СТРУКТУРЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОБИЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Ворфоломеева О.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова»
Междисциплинарное исследование информационно-образовательной среды в контексте музыкальной педагогики выявило необходимость наиболее точного и полного изучения процессов, происходящих в исторически развивающемся социуме, в том числе и современном высшем музыкальном образовании начала XXI века. В рамках музыкально-педагогического исследования мы определили функциональное значение и обогатили содержательную сторону понятия «мобильный». Мы обнаружили, что фактор мобильности присутствует в традиционном значении термина «педагог», исторически развивается в музыкальной педагогике советского и постсоветского периода. Среди разнообразия видов учебной и профессиональной деятельности музыканта важное место занимает активное академическое и концертное пространственно-географическое передвижение отдельных исполнителей, групп и целых коллективов. В этом контексте функциональное значение понятия «мобильный» преобразует информационно-образовательную среду, пересекает границы, культуры, цивилизации, политические и экономические системы, часовые пояса, становится над пространством и временем.
музыкальная среда
музыкальная образовательная среда
понятие «мобильный» в музыкальной педагогике
музыкальная педагогика
музыкальное образование
1. Баженова Э.Д. Академическая мобильность обучающихся как важный фактор формирования мирового образовательного пространства // Человек и образование. – 2012. – № 3. – С. 133–137.
2. Бельгиийское коммюнике 2009 г. (Болонскии? процесс 2020 – европеи?ское пространство высшего образования в новом десятилетии: Коммюнике Конференции европеи?ских министров, ответственных за высшее образование, Левен / Лувен-ла-нев, 2009 // [Электронныи?ресурс]. URL:http://nkaoko.kz/bolon_process/key_documents_of_the_bologna_process/2407.
3. Ворфоломеева О.В. Определение информационно-образовательной среды в контексте музыкальной педагогики // Современные наукоемкие технологии. – Российская академия естествознания. – 2015. – № 12.
4. Государев И.Б. О содержании понятий «мобильная информационная образовательная среда» и «мобильное обучение» в контексте обсуждения проектирования научно-образовательной среды вуза // Письма в Эмиссия. (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. – Июнь 2013, ART 2014. – CПб., 2013. – URL: http://www.emissia.org/offline/2013/2014.htm, ISSN 1997-8588 (дата обращения 25.11.15).
5. Кареев Н.М., Курочкина Т.Н. M-Learning – современный этап эволюции электронного обучения // Информатика и образование. – 2012. – № 6 (235).
6. Куклев В.А. Мобильное обучение: от теории к практике // Высшее образование в России. – 2010. – № 7. – С. 88–95.
7. Словарь иностранных слов. – М.: «Русский язык», 1988. – С. 378.
8. Чудинов А.Н. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- 1910.
9. Education Studying Abroad. United National Educational Scientific and Cultural Organization (UNESCO). – 2001. – [Электронный ресурс] URL:http://www.unesco.co.org/education/studyingabroad/what_is/mobility.shrml

Рассмотрение проблем музыкальной информационно-образовательной среды [3] невозможно без осознания уровня революционного развития научно-технического прогресса, который затрагивает все области жизнедеятельности человека, в том числе образования и музыкальной педагогики вуза искусств. Понятие «мобильный» достаточно широко применяется в самых различных направлениях педагогики и в настоящее время в системе высшего профессионального образования проходит этап становления. Рамки междисциплинарного исследования образовательной среды в контексте музыкальной педагогики [3], показывают необходимость наиболее точного и полного понимания процессов, происходящих в исторически развивающемся социуме, в том числе и современном высшем музыкальном образовании начала XXI века. Изучив научные материалы, содержащие результаты исследований по внедрению и использованию понятия «мобильный» в педагогике высшей школы, мы обнаружили, что сама уникальность системы музыкальной педагогики вуза искусств позволяет рассматривать данную проблему в соответствующем уникальном контексте. Главным образом, это связано с рассмотрением технических аспектов в синтезе с музыкальной культурой и музыкальным искусством, что обычно вызывает неоднозначные реакции. При определении функционального значения понятия «мобильный» в структуре музыкальной информационно-образовательной среды, автор данного исследования поставил перед собой задачу бережного сохранения основополагающих принципов музыкальной культуры, искусства и музыкальной педагогики, где наряду с эволюционными научно-техническими преобразованиями, традиционно преобладают законы нравственности, духовности и национальной идентичности.

Уточняя функциональное значение термина «мобильный» в структуре определения «мобильной музыкальной информационно-образовательной среды», обратимся к генезису понятия «мобильный».

Мы обнаружили, что впервые научное употребление термина «мобильный» мы можем встретить в «Астрономии» Птолемея. Данное понятие применялось по отношению к десяти концентрическим сферам вселенной, совершающим полную революцию за каждые 24 часа[1].

Оригинальное происхождение слова «мобильный» относится к 1480–1490 годам, как эквивалент понятия «движения»: «m?bilis, movable».

Британский словарь содержит дефиниции для понятия «мобильный» «mobile» как:

1. Имеющий свободу движения.

2. Стремительно меняющийся.

3. В индивидуальных и социальных группах – движение в более высокое положение, изменение местоположения либо расположения.

4. По отношению к военной терминологии: способность свободного и быстрого передвижения в данное расположение.

5. Возможность транспортного перемещения.

Все перечисленные аспекты обнаруживают область их использования в связи с философскими категориями пространства и времени, географического положения в самых различных областях деятельности человека и означают свободу движения, перемещение, передвижение, изменение, в том числе при помощи вспомогательной техники. Данное понятие широко используется в нашей повседневной жизни, в том числе применительно к средствам коммуникации. В контексте музыкальной педагогики исследуемое понятие можно отнести, прежде всего, к процессу обучения, а значит, фактор мобильности может быть определен нами в функциональном значении движения, перемещения, свободы, гибкости, маневренности в процессе обучения музыканта-исполнителя. Необходимо подчеркнуть, что в рамках данного понятия технический аспект «не является условием существования» [4] музыкальной педагогической системы, а влияет на её развитие, обновляя и преобразуя её элементы и процессы. Таким образом, в рамках понятия «мобильный», техно-аспект может быть выражен при помощи использования любых технических средств обучения, по мере необходимости позволяющих организовать маневренность, гибкость, динамичность, преображение и обновление форм и методов обучения музыканта-исполнителя в условиях мобильной музыкальной информационно-образовательной среды-ММИОС [3]. С точки зрения музыкальной педагогики, фактор мобильности может быть выражен нами также через реакцию обучающегося музыканта-исполнителя на любую неожиданную учебную ситуацию, готовность нести личную ответственность в проблемных ситуациях, способность к критическому мышлению, оценку результатов собственной деятельности и деятельности субъектов ММИОС.

Следует отметить, что само понятие мобильный, которое выражено через движение, динамику, преобразование, маневренность, гибкость совершенно не ново для педагогики XXI века. Так, возвращаясь, например, к традиционному смысловому содержанию понятия «педагог» (греч.), у греков – ученый, сопровождавший детей своего господина в школу; теперь – учитель, воспитатель, сведующий в воспитании [8]; педагог – греческое Paidagogos, pais (paidos) дитя+ ago (веду, воспитываю) воспитатель(-ница), учитель(-ница), преподаватель(-ница) [7], мы можем увидеть, что оно изначально выражает движение, динамику, ведение к образовательной цели, наставление обучающегося на путь (наставник). Таким образом, следуя традиционному, устоявшемуся значению, педагог в древней Греции был ученый сопровождающий, который выполнял одновременно функции воспитателя, наставника и учителя. Важнейшее значение в этом смысле, на наш взгляд, отводится содержащемуся в традиционном понятии «педагог» динамически направленному процессу устойчивого движения и преобразования, что в контексте нашей темы мы можем определить как мобильность.

Фактор мобильности присутствовал в традиционной музыкальной педагогике как дореволюционного, советского, так и постсоветского периода. Среди различных форм и видов деятельности педагога и обучающегося музыканта-исполнителя особое место всегда занимала, например, концертная деятельность, как форма профессионального искусства, в том числе при активном пространственно-географическом передвижении отдельных музыкантов, групп и целых коллективов. Здесь мобильность пересекает границы, культуры, цивилизации, политические и экономические системы, часовые пояса, становится над пространством и временем. Помимо этого, такая мобильность создавала возможность преодолевать барьеры мира и войны (например – мобильные концертные бригады на передовой линии фронтов Великой Отечественной войны). В этой связи мы можем обогатить содержательную сторону понятия «мобильный» в музыкальной педагогике как фактора устойчивого развития, творчества, исполнительства, интерпретации, сохранения и приумножения традиций музыкальной культуры.

Обратимся к анализу научно-исследовательских работ ученых. Так, в работе И.Б. Государева [4] «О содержании понятий «мобильная информационная образовательная среда» и «мобильное обучение» рассматривается взаимосвязь мобильного обучения, академической мобильности и научно-образовательной среды учебной организации, вводится понятие мобильной информационной образовательной среды. В работе ученого Куклева В.А. [6] предлагается углубленный систематический анализ факторов мобильности в учебном процессе вуза. Используя терминологию государственного образовательного стандарта, авторы уточняют определение «мобильный», которое связано, прежде всего, с техно-аспектом. В контексте музыкальной педагогики, определение «мобильный» в обучении Куклева В.А. может быть уточнено нами как обучение, независимое от времени и места, с использованием технических средств. Исследователи Кареев Н.М. и Курочкина Т.Н. дают общую характеристику мобильного аспекта в обучении как нового уровня развития педагогических технологий, главным образом, осуществляемых при помощи электронных ресурсов, доступность информации в этих условиях является одним из основополагающих принципов обучения: «Главная особенность мобильного обучения – это повсеместный доступ к информации в любое время» [5]. Техно-аспект понятия «мобильный» сегодня широко изучается в зарубежном образовании, и рассматривается в контексте учебных видов деятельности, связанных, прежде всего, с использованием в обучении средств коммуникации[2].

В данном случае техно-аспект понятия «мобильный» может быть рассмотрен нами в функциональном значении поиска, обработки, изучения информационно-образовательных текстовых и иллюстративных материалов для применения в лекционно-практических курсах дисциплин вуза искусств, таких как:

– история музыки, история исполнительского искусства, где применяются тексты, изображения, аудио- и видеоконтент;

– основы научной деятельности, где используются материалы электронных библиотек, тексты авторефератов, диссертаций, монографий. Такую работу можно проводить не только в рамках аудитории вуза искусств, но и в условиях работы с техническими средствами коммуникации. Техно-аспект понятия «мобильный» рассматривается нами как незаменимый в конкурсной исполнительской деятельности обучающегося музыканта, где технические средства коммуникации позволяют получать доступ к новейшим информационным источникам музыкальных конкурсных организаций, познакомиться с историей и архивом, программой, условиями для участников, составом жюри, в том числе возможность смотреть трансляцию конкурса в режиме реального времени. В качестве примера мы приведем ставший популярным во всем мире сайт Международного конкурса П.И. Чайковского: tchaikovskycompetition.com/ru.

Для наиболее полной характеристики понятия «мобильный», необходимо обратиться к его социальному аспекту. Так, данное понятие используется в терминологии ЮНЕСКО, в связи с программами по академической мобильности, которые осуществляют поддержку индивидуальных, групповых форм международной академической мобильности студентов и педагогов [9]. Программы мобильности подразумевают академический обмен, где участник получает возможность обучаться в профильных вузах различных государств мира, углубляя и совершенствуя полученные знания, умения, навыки в международной образовательной среде.

Научное исследование, проведенное Э.Д. Баженовой [1], дает полное основание считать, что функциональное значение понятия мы можем использовать через проблемы мобильности в высшем образовании, которые подразумевают возможность свободного академического перемещения в мировом образовательном пространстве, различных уровней получения высшего, послевузовского и дополнительного образования через формы международного академического обмена. В этом положении отражена принципиальная особенность Болонского процесса, где фактор мобильности является «одним из приоритетов высшего образования» [2]. В этой связи целесообразно выделить социальный аспект мобильности, как максимально равноправный доступ в систему высшего образования, возможность личностно ориентированного непрерывного обучения. В условиях нашей проблемы мобильный фактор можно рассматривать и как показатель свободного выбора музыкантом-исполнителем учебного заведения, образовательных программ, индивидуальных траекторий, предпочтений в выборе преподавателей, учебных курсов дисциплин. В результатах научного исследования [6] определены функции преподавателя вуза, которые, по его мнению, обусловлены мобильными факторами информационно-образовательной среды обучения. Среди них: «координирование познавательного процесса, корректировка преподаваемой дисциплины, консультирование при составлении индивидуального учебного плана, руководство учебными планами, учебными проектами» [6]. Эти позиции позволяют нам увидеть, что данный спектр представляет собой соединение традиционных функций преподавателя с обновленными (в связи с аспектом мобильности) функциями организации и проведения обучения, корректировки и контроля результатов обучения.

Подводя итог вышесказанному, необходимо сказать о следующем. В рамках музыкально-педагогического исследования мы обогатили содержательную сторону понятия «мобильный», которое имеет функциональное значение в структуре определения «мобильная музыкальная информационно-образовательная среда» не только схематично, в качестве фактора динамики, движения, гибкости, маневренности, но и рассмотрен нами как фактор устойчивого развития, преобразования, обновления теории и методики обучения, приумножения традиций музыкальной педагогики.


Библиографическая ссылка

Ворфоломеева О.В. ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ «МОБИЛЬНЫЙ» В СТРУКТУРЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОБИЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12-4. – С. 648-651;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35343 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674