Рассмотрение проблем музыкальной информационно-образовательной среды [3] невозможно без осознания уровня революционного развития научно-технического прогресса, который затрагивает все области жизнедеятельности человека, в том числе образования и музыкальной педагогики вуза искусств. Понятие «мобильный» достаточно широко применяется в самых различных направлениях педагогики и в настоящее время в системе высшего профессионального образования проходит этап становления. Рамки междисциплинарного исследования образовательной среды в контексте музыкальной педагогики [3], показывают необходимость наиболее точного и полного понимания процессов, происходящих в исторически развивающемся социуме, в том числе и современном высшем музыкальном образовании начала XXI века. Изучив научные материалы, содержащие результаты исследований по внедрению и использованию понятия «мобильный» в педагогике высшей школы, мы обнаружили, что сама уникальность системы музыкальной педагогики вуза искусств позволяет рассматривать данную проблему в соответствующем уникальном контексте. Главным образом, это связано с рассмотрением технических аспектов в синтезе с музыкальной культурой и музыкальным искусством, что обычно вызывает неоднозначные реакции. При определении функционального значения понятия «мобильный» в структуре музыкальной информационно-образовательной среды, автор данного исследования поставил перед собой задачу бережного сохранения основополагающих принципов музыкальной культуры, искусства и музыкальной педагогики, где наряду с эволюционными научно-техническими преобразованиями, традиционно преобладают законы нравственности, духовности и национальной идентичности.
Уточняя функциональное значение термина «мобильный» в структуре определения «мобильной музыкальной информационно-образовательной среды», обратимся к генезису понятия «мобильный».
Мы обнаружили, что впервые научное употребление термина «мобильный» мы можем встретить в «Астрономии» Птолемея. Данное понятие применялось по отношению к десяти концентрическим сферам вселенной, совершающим полную революцию за каждые 24 часа[1].
Оригинальное происхождение слова «мобильный» относится к 1480–1490 годам, как эквивалент понятия «движения»: «m?bilis, movable».
Британский словарь содержит дефиниции для понятия «мобильный» «mobile» как:
1. Имеющий свободу движения.
2. Стремительно меняющийся.
3. В индивидуальных и социальных группах – движение в более высокое положение, изменение местоположения либо расположения.
4. По отношению к военной терминологии: способность свободного и быстрого передвижения в данное расположение.
5. Возможность транспортного перемещения.
Все перечисленные аспекты обнаруживают область их использования в связи с философскими категориями пространства и времени, географического положения в самых различных областях деятельности человека и означают свободу движения, перемещение, передвижение, изменение, в том числе при помощи вспомогательной техники. Данное понятие широко используется в нашей повседневной жизни, в том числе применительно к средствам коммуникации. В контексте музыкальной педагогики исследуемое понятие можно отнести, прежде всего, к процессу обучения, а значит, фактор мобильности может быть определен нами в функциональном значении движения, перемещения, свободы, гибкости, маневренности в процессе обучения музыканта-исполнителя. Необходимо подчеркнуть, что в рамках данного понятия технический аспект «не является условием существования» [4] музыкальной педагогической системы, а влияет на её развитие, обновляя и преобразуя её элементы и процессы. Таким образом, в рамках понятия «мобильный», техно-аспект может быть выражен при помощи использования любых технических средств обучения, по мере необходимости позволяющих организовать маневренность, гибкость, динамичность, преображение и обновление форм и методов обучения музыканта-исполнителя в условиях мобильной музыкальной информационно-образовательной среды-ММИОС [3]. С точки зрения музыкальной педагогики, фактор мобильности может быть выражен нами также через реакцию обучающегося музыканта-исполнителя на любую неожиданную учебную ситуацию, готовность нести личную ответственность в проблемных ситуациях, способность к критическому мышлению, оценку результатов собственной деятельности и деятельности субъектов ММИОС.
Следует отметить, что само понятие мобильный, которое выражено через движение, динамику, преобразование, маневренность, гибкость совершенно не ново для педагогики XXI века. Так, возвращаясь, например, к традиционному смысловому содержанию понятия «педагог» (греч.), у греков – ученый, сопровождавший детей своего господина в школу; теперь – учитель, воспитатель, сведующий в воспитании [8]; педагог – греческое Paidagogos, pais (paidos) дитя+ ago (веду, воспитываю) воспитатель(-ница), учитель(-ница), преподаватель(-ница) [7], мы можем увидеть, что оно изначально выражает движение, динамику, ведение к образовательной цели, наставление обучающегося на путь (наставник). Таким образом, следуя традиционному, устоявшемуся значению, педагог в древней Греции был ученый сопровождающий, который выполнял одновременно функции воспитателя, наставника и учителя. Важнейшее значение в этом смысле, на наш взгляд, отводится содержащемуся в традиционном понятии «педагог» динамически направленному процессу устойчивого движения и преобразования, что в контексте нашей темы мы можем определить как мобильность.
Фактор мобильности присутствовал в традиционной музыкальной педагогике как дореволюционного, советского, так и постсоветского периода. Среди различных форм и видов деятельности педагога и обучающегося музыканта-исполнителя особое место всегда занимала, например, концертная деятельность, как форма профессионального искусства, в том числе при активном пространственно-географическом передвижении отдельных музыкантов, групп и целых коллективов. Здесь мобильность пересекает границы, культуры, цивилизации, политические и экономические системы, часовые пояса, становится над пространством и временем. Помимо этого, такая мобильность создавала возможность преодолевать барьеры мира и войны (например – мобильные концертные бригады на передовой линии фронтов Великой Отечественной войны). В этой связи мы можем обогатить содержательную сторону понятия «мобильный» в музыкальной педагогике как фактора устойчивого развития, творчества, исполнительства, интерпретации, сохранения и приумножения традиций музыкальной культуры.
Обратимся к анализу научно-исследовательских работ ученых. Так, в работе И.Б. Государева [4] «О содержании понятий «мобильная информационная образовательная среда» и «мобильное обучение» рассматривается взаимосвязь мобильного обучения, академической мобильности и научно-образовательной среды учебной организации, вводится понятие мобильной информационной образовательной среды. В работе ученого Куклева В.А. [6] предлагается углубленный систематический анализ факторов мобильности в учебном процессе вуза. Используя терминологию государственного образовательного стандарта, авторы уточняют определение «мобильный», которое связано, прежде всего, с техно-аспектом. В контексте музыкальной педагогики, определение «мобильный» в обучении Куклева В.А. может быть уточнено нами как обучение, независимое от времени и места, с использованием технических средств. Исследователи Кареев Н.М. и Курочкина Т.Н. дают общую характеристику мобильного аспекта в обучении как нового уровня развития педагогических технологий, главным образом, осуществляемых при помощи электронных ресурсов, доступность информации в этих условиях является одним из основополагающих принципов обучения: «Главная особенность мобильного обучения – это повсеместный доступ к информации в любое время» [5]. Техно-аспект понятия «мобильный» сегодня широко изучается в зарубежном образовании, и рассматривается в контексте учебных видов деятельности, связанных, прежде всего, с использованием в обучении средств коммуникации[2].
В данном случае техно-аспект понятия «мобильный» может быть рассмотрен нами в функциональном значении поиска, обработки, изучения информационно-образовательных текстовых и иллюстративных материалов для применения в лекционно-практических курсах дисциплин вуза искусств, таких как:
– история музыки, история исполнительского искусства, где применяются тексты, изображения, аудио- и видеоконтент;
– основы научной деятельности, где используются материалы электронных библиотек, тексты авторефератов, диссертаций, монографий. Такую работу можно проводить не только в рамках аудитории вуза искусств, но и в условиях работы с техническими средствами коммуникации. Техно-аспект понятия «мобильный» рассматривается нами как незаменимый в конкурсной исполнительской деятельности обучающегося музыканта, где технические средства коммуникации позволяют получать доступ к новейшим информационным источникам музыкальных конкурсных организаций, познакомиться с историей и архивом, программой, условиями для участников, составом жюри, в том числе возможность смотреть трансляцию конкурса в режиме реального времени. В качестве примера мы приведем ставший популярным во всем мире сайт Международного конкурса П.И. Чайковского: tchaikovskycompetition.com/ru.
Для наиболее полной характеристики понятия «мобильный», необходимо обратиться к его социальному аспекту. Так, данное понятие используется в терминологии ЮНЕСКО, в связи с программами по академической мобильности, которые осуществляют поддержку индивидуальных, групповых форм международной академической мобильности студентов и педагогов [9]. Программы мобильности подразумевают академический обмен, где участник получает возможность обучаться в профильных вузах различных государств мира, углубляя и совершенствуя полученные знания, умения, навыки в международной образовательной среде.
Научное исследование, проведенное Э.Д. Баженовой [1], дает полное основание считать, что функциональное значение понятия мы можем использовать через проблемы мобильности в высшем образовании, которые подразумевают возможность свободного академического перемещения в мировом образовательном пространстве, различных уровней получения высшего, послевузовского и дополнительного образования через формы международного академического обмена. В этом положении отражена принципиальная особенность Болонского процесса, где фактор мобильности является «одним из приоритетов высшего образования» [2]. В этой связи целесообразно выделить социальный аспект мобильности, как максимально равноправный доступ в систему высшего образования, возможность личностно ориентированного непрерывного обучения. В условиях нашей проблемы мобильный фактор можно рассматривать и как показатель свободного выбора музыкантом-исполнителем учебного заведения, образовательных программ, индивидуальных траекторий, предпочтений в выборе преподавателей, учебных курсов дисциплин. В результатах научного исследования [6] определены функции преподавателя вуза, которые, по его мнению, обусловлены мобильными факторами информационно-образовательной среды обучения. Среди них: «координирование познавательного процесса, корректировка преподаваемой дисциплины, консультирование при составлении индивидуального учебного плана, руководство учебными планами, учебными проектами» [6]. Эти позиции позволяют нам увидеть, что данный спектр представляет собой соединение традиционных функций преподавателя с обновленными (в связи с аспектом мобильности) функциями организации и проведения обучения, корректировки и контроля результатов обучения.
Подводя итог вышесказанному, необходимо сказать о следующем. В рамках музыкально-педагогического исследования мы обогатили содержательную сторону понятия «мобильный», которое имеет функциональное значение в структуре определения «мобильная музыкальная информационно-образовательная среда» не только схематично, в качестве фактора динамики, движения, гибкости, маневренности, но и рассмотрен нами как фактор устойчивого развития, преобразования, обновления теории и методики обучения, приумножения традиций музыкальной педагогики.