Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ТРАНСПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ В ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ: ОТ ИДЕИ К ТЕХНОЛОГИИ

Лазарева И.Н. 1
1 ФГАОУ ВПО «Дальневосточный федеральный университет»
Современные требования, предъявляемые к обществом к личности и уровню компетенции специалиста обозначили проблему адаптации к новым формам профессиональной деятельности в условиях интернационализации экономики и развивающихся межкультурных деловых контактов. Статья исследует проблему усовершенствования иноязычного обучения в свете мировых социально-экономических преобразований, ориентирующих на специфический результат формирования востребованной профессиональной личности. В контексте приоритетов образовательной политики возрастает актуальность новых компетенций, и педагогам-предметникам необходимо усилить аспект развития личностных качеств будущих транспрофессионалов, что поможет не только оптимизировать процесс овладения языком, но и подготовить обучаемых к более осознанному пониманию профессиональной деятельности в современных условиях, требующих саморазвития и самосовершенствования профессиональной языковой личности. В данном смысловом поле рассматриваются концептуальные положения парадигмального подхода «Умения XXI века» как части общемирового образовательного процесса с перспективой последующего научного осмысления; проводится структурный анализ исследуемого объекта; предлагается технологический цикл процесса развития транспрофессиональных компетенций в иноязычном образовании.
умения 21 века
модернизация языкового образования
интраперсональные компетенции
1. Bedwell W., Fiore S., Salas E. Developing the future workforce: An approach for integrating interpersonal skills in the MBA classroom // Academy of Management Learning & Education. – 2014. – № 13. – P. 171–186.
2. Boix-Mansilla V., Jackson A. Educating for Global competence: Preparing our youth to engage in the World – New York, NY: The Asia Society, 2011. – 120 p.
3. Erickson H.L. Stirring the head, heart, and soul: Redefining curriculum and instruction. – 3rd ed. – California: Corwin Press. – 2008. – 280 p.
4. Hamayan E. Handbook of research in second language teaching and learning. – Oxford: Routledge, 2005. – 1176 p.
5. Larsen – Freeman D. Techniques and principles in language teaching. – Oxford: Oxford University Press, 2008. – 190 p.
6. National Research Council (U.S.), Pellegrino J.W., Hilton M.L. Education for life and work: Developing transferable knowledge and skills in the 21st century. Washington, D.C.: The National Academies Press, 2012. – 257 p.
7. Schmitt N. Foreward. In: Norbert Schmitt (ed.). An introduction to Applied Linguistics. – London: Routledge, 2010. – 352 p.
8. Shapiro S., Farrelly R., Tomas, Z. Fostering International Student Success in Higher Education. – Alexandria: TESOL Press, 2014. – 117 p.
9. Van Ek J.A. Waystage 1990. Council of Europe. – Cambridge: Cambridge University Press, 1999. – 120 p.
10. Wagner T. The Global achievement gap: Why even our best schools don’t teach the new survival skills our children need. – New York: Basic Books, 2008. – 290 p.

Эффективность языкового образования зависит от выбора перспективных целей и от того, насколько его содержание соответствует социальному заказу. Новая концепция мирового порядка, продиктованная хозяйственно-техническим сближением стран и формированием общепланетарного информационно-культурного пространства, связана с идеей образования как транснационального процесса, стремящегося к интеграции подходов к обучению и воспитанию нового поколения специалистов, способных жить и работать в глобальной творческой цивилизации. Одна из главных задач современной школы – формирование позитивных социальных установок и профессиональной устойчивости – не ограничивается системой знаний и практических умений, нужных для специалиста узкого профиля. В современных условиях развития общества, подвижности профессий и специализаций идея воспитания конкурентоспособного на мировом рынке профессионала стала актуальной и перспективной ценностно-целевой основой.

В контексте развития иноязычного образования в соответствии со стратегическими направлениями модернизации, данный результат, выражаемый в понятии профессиональной готовности будущих специалистов работать в условиях трансформационных процессов, нуждается в конкретизации и определении практического потенциала.

Цель исследования – провести анализ структуры и содержания компетенций, необходимых для работы в различных профессиональных средах; разработать алгоритм их развития на различных этапах и уровнях иноязычного обучения.

Материалы и методы исследования

При обучении иностранным языкам как средству межкультурного общения, подготовка профессиональной личности традиционно осуществлялось в аспекте освоения четырёх речевых умений: восприятие на слух, говорение, чтение и письмо. В действительности, как показывают исследования, специалистам нового времени, помимо владения четырьмя видами речевой деятельности, необходимы новые компетенции для формирования готовности к успешной работе в различных профессиональных средах [1; 2; 3; 8]. Совокупность функций, выполняемых современным специалистом (профессиональных, социальных, творческих, личностных), позволяет заключить, что характер деятельности в условиях мобильности профессий и специализаций проявляется как сложное многопризнаковое явление в обширном профессиональном поле. Например, специалист в области филологии – это литературовед, лингвист; педагог-воспитатель, преподаватель филологических дисциплин, ученый-исследователь, методист-наставник, культуровед, билингвист-переводчик. От него требуются как глубокие специальные знания и навыки работы в области конкретных дисциплин и сфер деятельности, так и научный кругозор, широкие знания и умения, зачастую выходящие за рамки требований рабочего места.

Как следствие, в научно-методической литературе по преподаванию иностранного языка [5; 7; 9] обозначилась нарастающая необходимость выделять в современном содержании обучения иностранному языку (ИЯ) пятую, сквозную компоненту, помимо классических видов речевой деятельности. В этой ситуации ИЯ как объект усвоения выступает средством развития свойств личности, которые нужны будущему специалисту для продвижения к вершинам профессии, к творческим, социально значимым целям.

Универсальность и единство культурно-исторического процесса позволяют осмыслить обозначенную проблему в перспективе идей интернационализации образования и рассмотреть её как одно из явлений обновления мирового образовательного процесса.

Организационной и институциональной формой интеграционных процессов в современном контексте реформирования мирового образования стало движение «Умения XXI века». Его методологическим основанием послужила философия успеха, приобретающая всё большую актуальность в связи с процессами глобализации. Философский и психологический научный дискурс понятия «успех» включает вклад немецкой классической философии (И. Кант, И. Фихте), американской философии прагматизма, увязывающей успех познания и деятельности с понятием полезности (Ч. Пирс, У. Джеймс, Дж. Дьюи); теорий личности (Л.С. Выготский, К. Двек, А. Маслоу, К. Роджерс).

Парадигмальный подход «Умения – XXI» получил широкое освещение в зарубежных психолого-педагогических исследованиях и в сфере образовательной практики в последние двадцать лет. Чёткая установка на подготовку успешной в профессии личности выступает в качестве образовательной доминанты, и высшая школа понимается как среда, формирующая у студентов систему знаний и практических умений, необходимых для самостоятельного успешного продвижения по жизненному пути, тот уровень, который будет определять их положительный профессиональный опыт и результат.

Актуальность этого понятия, определяющего основополагающий результат образования, очевидна для многих стран Востока и Запада, но сам термин до сих пор является предметом методических дискуссий и требует пояснения. «Умения – XXI» – это перечень характеристик, выработанных в результате экспертных опросов специалистов по подготовке кадров, замечаний и пожеланий работодателей и представителей общественности, которые признаны «критически необходимыми для достижения успеха в академической, профессиональной и социальной сферах деятельности» [6: 25]. По данным Т. Вагнера, руководителя Гарвардской группы подготовки лидеров нового времени, отсутствие опыта работы у молодых специалистов не является значительным препятствием на современном рынке труда. Как показатель уровня квалификации, широко востребованы транспрофессиональные умения, которым невозможно обучить в короткие сроки [10].

Многоликость термина «Умения – XXI» (transferable skills, generic skills, portable skills, employability skills, core skills, self-reliance skills) и отсутствие унифицированного, общепринятого списка представляют определённую проблему, поскольку чрезмерное многообразие ведёт к дезориентации, двоякому толкованию и, как следствие, демотивации в ходе обучении этим жизненно важным умениям. К примеру, Т. Вагнер предлагает в своём широко используемом перечне жизненно необходимых умений 21 века (survival skills) следующие семь позиций [10]:

1. Критическое мышление и умение решать проблемы.

2. Умение сотрудничества и способность руководить.

3. Оперативность действия и умение адаптироваться к изменившимся обстоятельствам.

4. Жизненная активность, воля и способность генерировать идеи.

5. Эффективная коммуникация.

6. Умение получить информацию и проанализировать её.

7. Познавательная активность и творческий потенциал.

Список Вагнера обнаруживает переплетение умений (1, 2, 5, 6) и качеств (2, 3, 4, 7), ассоциирующихся с понятием успешной деятельности.

Более ясное и точное разъяснение представлено коллективом учёных Американского национального совета по исследованиям (U.S. National Research Council Group). Синтез свойств личности, способной выполнять профессиональные функции творчески в любом рабочем контингенте представлен как результат развития мыслительных умений, поведенческих умений (коммуникация и сотрудничество) и внутренних механизмов саморегуляции [6].

Результаты исследования и их обсуждение

Сопоставительный анализ и теоретическое обобщение принципиальных положений институциональных программ развития образовательного процесса позволяет проследить определённые закономерности и конкретизировать идейный эскиз исследуемого феномена:

а) Терминосочетанию «Умения – XXI» свойственна многомерность и деятельностный характер, что позволяет рассматривать его как метапонятие.

б) При прогрессирующей в 21 веке тенденции интегрирования в самооценку индивида понятия «успех» структура успешной деятельности профессионала включает не только мотив, цель и способ выполнения, но и интегративную способность мобилизовать организованные в систему качества личности. Следовательно, феномен умений – XXI подразумевает понятие «компетенции 21 века».

в) Компетенции, актуальные в 21 веке, имеют пересечение с образом успешного транспрофессионала – специалиста, обладающего транспрофессиональной компетенцией, которая предполагает наличие знаний, умений и личностных качеств, необходимых для выполнения профессиональных задач в любой сфере деятельности.

В логике задач языковой подготовки кадрово-интеллектуального потенциала нового поколения транспрофессиональную компетентность можно представить, как комплекс определённых структур личности, который декомпозируется на 4 группы.

Когнитивные параметры: мыслительные умения

– информационно-аналитической деятельности;

– интерпретации (постижение смысла);

– конструктивно-преобразовательной деятельности.

Межличностно-коммуникативные умения:

– владение речевыми нормами на двух языках;

– навыки межличностного общения;

– создание атмосферы согласованной деятельности и сотрудничества;

– эмпатия;

– навыки командной работы;

– способность работать в междисциплинарной команде,

– способность воспринимать разнообразие и межкультурные различия,

– способность к межпрофессиональной коммуникации;

– способность работать в международной среде.

Интраперсональные параметры личности:

– самоосознание; саморегуляция; самоуправление.

Cистемные компетенции (качества):

– способность учиться и работать самостоятельно;

– способность адаптироваться к новым ситуациям;

– способность порождать новые идеи;

– способность к критике и самокритике;

– лидерские качества;

– инициативность и предпринимательский дух;

– адаптивные способности;

– способность действовать в нестандартных ситуациях;

– мотивация к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию.

Необходимость усилить в период вузовского обучения аспект развития качеств, связанных с личностными особенностями человека, подводит к следующему этапу – разработке практических шагов в реализации идеи улучшения психологических, мыслительных и поведенческих качеств будущего транспрофессионала.

Транспрофессиональная компетенция в иноязычном образовании в своем становлении и реализации должна соответствовать широкому спектру деятельности – профессиональной, социальной, культурной, экзистенциональной. Технологию обучения транспрофессиональным умениям можно соотнести с аналитическим алгоритмом, основанным на методологии рефлексивно изменяющегося сознания, направленного на формирование транспрофессиональных компетенций, выражаемых в межличностных, интраперсональных и аналитико-герменевтических процедурах, а именно, в процедурах анализа-интерпретации и понимании социотекста и человека.

Объём, виды и формы работы распределяются по этапам. Каждый этап вносит свой специфический вклад в развитие транспрофессиональных компетенций. Технологический цикл состоит из определённой совокупности методов, применяемых на трёх уровнях интеллектуальной сложности, и включает характерные этапы:

1. Первичное освоение информационно-аналитических процедур в предметном контексте, предполагающее чёткое обозначение системы операций и полную детерминацию процесса учения с превалированием метода прямой инструкции.

2. Последующее применение межличностных и интраперсональных стратегий в полифункциональных заданиях постижения смысла с опосредованной детерминацией познавательного процесса при усвоении предметного содержания.

В непрерывной динамике процессов качественного изменения мышления установки и умения самоорганизации развиваются в последовательности: выбор цели; целеполагание; построение программы действий; стадия реализации и контроля за протеканием деятельности; стадия оценки достигнутого результата; принятие решения о коррекции собственных действий.

3. Конструктивно-преобразовательная иноязычная деятельность, приближенная к нетиповым условиям реальной действительности, предполагающая трансдисциплинарный синтез знаний, комплексирование методов, средств и способов мышления, психологических и поведенческих качеств личности под конкретную проблемную ситуацию, не имеющую стандартных вариантов решения.

Таким образом, обучение транспрофессиональным компетенциям отличается устойчивыми чертами и является воспроизводимым по ряду основных признаков. Их можно рассматривать как возрастающие по свойствам интеллектуальные уровни, каждый из которых представляет определённую степень глубины и обобщённости мыслительных умений и поведенческих стратегий, определённый этап продвижения от уровня подчинения предписаниям до обретения умения самостоятельно ставить задачи и решать их.

Заключение

На этапе практической реализации идеи транснационального единства успех в профессиональной деятельности и межпрофессиональном взаимодействии приобрёл статус интегральной жизненной стратегии, что, в свою очередь, задаёт определённый стандарт иноязычного образования – качество профессиональной подготовки должно обусловливаться уровнем сформированности транспрофессиональных компетенций. В ходе решения этой задачи при профессионально-творческой направленности образовательного процесса и возрастающей актуальности антропопрактик, иностранный язык можно и необходимо рассматривать не просто как инструмент продвижения к ориентирам высокого профессионального мастерства, но как ресурс развития образования в глобальной творческой цивилизации.


Библиографическая ссылка

Лазарева И.Н. ТРАНСПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ В ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ: ОТ ИДЕИ К ТЕХНОЛОГИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12-3. – С. 517-520;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35305 (дата обращения: 22.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674