Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В КОНТЕКСТЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Ворфоломеева О.В. 1
1 Западно-Казахстанский государственный университет им М. Утемисова
Для наиболее точного и полного понимания процессов, происходящих в современном высшем музыкальном образовании начала XXI века, необходимо изучение структуры, свойств и характеристик стремительно развивающейся образовательной среды. Проведен обзор и анализ научно-исследовательской литературы, выявлена достаточно высокая степень изученности вопроса в рамках общей педагогики и педагогики высшей школы, однако нами обнаружено отсутствие разработок по теме информационно-образовательной среды в системе высшего музыкального образования. Использование составного понятия «информационно-образовательная среда» – в музыкальной педагогике явление новое, его применение требует пояснений и уточнений как в каждой из его составляющих, так и в целом. Нами введено определение информационно-образовательной среды в контекст музыкальной педагогики. С учетом приоритетов общечеловеческих и культурных ценностей сформулировано понятие «музыкальная информационно-образовательная среда».
музыкальная среда
музыкальная образовательная среда
музыкальная информационно-образовательная среда
музыкальная педагогика
1. Андреев А.А. Педагогика высшей школы. Новый курс. – М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. – 264 с. ил. – с. 163.
2. Абельдина Ж.К., Таурбаева Ж.Р. Информационно-образовательная среда как ядро виртуального образовательного пространства. Казахский агротехнический университет им. С. Сейфуллина, http://www.rusnauka.com/6_PNI_2013/Pedagogica/4_120807.doc.htm (дата обращения 15.10.2015).
3. Бережнова Л.Н. Полиэтническая образовательная среда. – СПб., – 2003. – С. 201.
4. Выготский Л.С. Психология искусства / под ред. М. Ярошевского. – М., 1987.
5. Государев И.Б. О содержании понятий «мобильная информационная образовательная среда» и «мобильное обу чение» в контексте обсуждения проектирования научно-образовательной среды вуза // Письма в Эмиссия. Оффлайн (TheEmissia.OfflineLetters): электронный научный журнал. – Июнь 2013, ART 2014. – CПб., 2013 г. – URL: http://www.emissia.org/offline/2013/2014.htm, ISSN 1997-8588.
6. Коротенков Ю.Г. Информационная образовательная среда основной школы: учебное пособие / Ю.Г. Коротенков. – М.: Академия АйТи, 2010. – 152 с. – Электронный ресурс.- http://window.edu.ru/resource/849/74849 (дата обращения 10.08.2015).
7. Комарова Ю.А., Бражник Е.И. Векторы развития научно-образовательной среды в европейских университетах // Письма в Эмиссия.Оффлайн (TheEmissia.OfflineLetters): электронный научный журнал. – Октябрь 2012, ART 1880. – CПб., 2012.
8. Модельный закон «О международном информационном обмене» (Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ от 26 марта 2002 г. N 19-7). – Электронный ресурс http://base.garant.ru/2569410/#ixzz3s6LXCwL5. (дата обращения 21.11.2015).
9. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. – М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. – 268 с.
10. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: ИТИ Технологии; Издание 4-е, доп. – 2006. – С. 944.
11. Остроумова Е.Н. Информационно-образовательная среда вуза как фактор профессионально-личностного саморазвития будущего специалиста [Электронный ресурс] // Фундаментальные исследования. – 2011. – № 4 – С. 37–40 (дата обращения 7.04.2015).
12. Полозов С.П. Информационный подход в исследовании музыкального искусства. – Автореферат диссертации. – Саратов, 2015. – С. 29–30.
13. Черник Б.П. Эффективное участие в образовательных выставках. – Новосибирск, 2001. – С. 133.

В начале XXI века в жизнедеятельности человека достаточно четко обнаруживается стремительно развивающееся образовательное пространство, основами которого является музыкальная культура, музыкальное искусство. В сочетании с революционным научно-техническим прогрессом социума, в условиях увеличивающегося потока информации и усовершенствования электронных технологий в высшем музыкальном образовании, возникают проблемные области между традиционными и нестандартными (фактически уникальными) для каждого отдельного педагога формами и методами обучения музыканта-исполнителя. Если ранее источником получения профессиональной музыкально-образовательной информации был тщательно планируемый и организованный учебный процесс, квалифицированный педагог в его стабильном местоположении (страна, город, вуз, аудитория), то в XXI веке электронные технологии максимально раздвигают эти границы. Процесс получения профессиональной информации выходит за рамки четко структурированного, научно и методологически обоснованного источника, учебного процесса вуза искусств. Появляется мультивариантность, высочайшая степень свободы выбора для педагога и студента. Обучающийся и педагог, являясь субъектами открытой системы, которой, по сути, является информационно-образовательная среда, получая информацию извне, возвращается в диалог учебного процесса (субъект-субъект) в уже измененном состоянии. В данных условиях, на передний план современной музыкальной педагогики выдвигается задача внедрения и научно обоснованного определения музыкальной информационно-образовательной среды, её структуры, свойств и характеристик.

Разработка актуальной темы информационно-образовательной среды в контексте музыкальной педагогики высшей школы выявила необходимость изучения научно-исследовательских трудов, посвященных проблемам совершенствования высшего образования в России, Казахстане, постсоветском и мировом пространстве, исследований структуры и характеристик информации, информационно-образовательной среды и образовательного пространства вуза. Однако следует отметить отсутствие научных и методологических разработок по теме информационно-образовательной среды в системе высшего музыкального образования. Таким образом, использование составного понятия «информационно-образовательная среда» – в музыкальной педагогике явление новое, и его применение требует пояснений и уточнений как в каждой из его составляющих, так и в целом.

Среда. Применительно к теме музыкально-педагогического исследования, обращаясь к определению Ожегова С.И. «среда», мы обнаруживаем три важных фактора. Ожегов С.И. дает определение среды, связанной с социальным аспектом: «условия, благоприятные для существования, порождения чего-нибудь»; «окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий»[10]. На основе данного определения, в контексте музыкально-педагогического исследования, мы можем выделить значимые для нас качественные характеристики среды. Они могут быть рассмотрены нами:

а) в пространственно-временном расположении, прежде всего, как окружающие условия процесса обучения;

б) в системном качестве, которое рассматривается нами как общность этих условий процесса обучения;

в) в социальном аспекте, как совокупности людей, связанных общностью условий среды.

В трудах Выготского Л.С. среда выступает как источник развития форм и свойств деятельности [4]. Черник Б.П. рассматривает среду как социальную зону активности, развития и деятельности и дает следующее определение: среда – это «окружающее человека социальное пространство (в целом – как макросреда, в конкретном смысле – как непосредственное социальное окружение, как микросреда); зона непосредственной активности индивида, его ближайшего развития и действия» [13].

На основании следующего определения мы можем сделать вывод о характере взаимоотношений, поведения и свойств объектов и субъектов внешней среды, а значит, определение её границ и отличительных свойств по отношению к внутренней среде. «Среда (внешняя среда) – совокупность всех объектов/субъектов, не входящих в систему, изменение свойств и/или поведение которых влияет на изучаемую систему, а также тех объектов/субъектов, чьи свойства и/или поведение которых меняются в зависимости от поведения системы» [9]. Следует отметить тот факт, что Новиков А.М. часто обращается к понятию среды в связи с использованием педагогических терминов: адаптация-приспособленность системы к факторам среды, анализ взаимоотношения личности со средой; деятельность- компоненты деятельности, условия деятельности, мотивы, целеполагание, саморегуляция в условиях среды; идеал, как форма направленности личности; личностно ориентированный подход, как концепция образования. Принципиально изменяется взаимодействие обу чающихся и педагогов. Они становятся субъектами процесса обучения; соотношение внешней, внутренней среды и понятия системы, где «основные особенности систем – целостность, относительная обособленность от окружающей среды, наличие связей со средой, наличие частей и связей между ними (структурированность), подчиненность всей организации системы некоторой цели»; я-концепция [9]. Эти позиции мы обозначили как важные, в связи с тем, что они непосредственным образом включены в систему высшего музыкального образования и являются составляющимипроцесса обучения музыканта-исполнителя: среда-личность, среда-деятельность, среда-образовательная система, среда-содержание образовательных программ, форм и методов обучения. Данные позиции позволили определить траекторию данного исследования и стали для нас опорными. На основании определений вышеуказанных авторов (Ожегов С.И., Выготский Л.С., Новиков А.М., Черник Б.П.), понятие «среда» в рамках музыкально-педагогического исследования может быть уточнено нами как:

– социальная система, а поскольку любую социальную систему невозможно обособить от закономерностей исторического развития, справедливо будет считать социальную систему как исторически развивающуюся систему;

– источник развития свойств человека и форм его деятельности, включающей факторы пространственно-временного расположения. Следовательно, в рамках педагогического исследования мы можем уточнить определение. Среда –это развивающаяся социально-историческая система, одновременно являющаяся источником развития свойств человека и форм его деятельности.

Образовательная среда. Обращаясь к результатам научных исследований Бережновой Л.Н., Коротенкова Ю.Г., Новикова А.М., учебным и научным материалам, мы обнаружили, что понятие образовательной среды широко использовано в работах ученых, в самых разнообразных областях образования и педагогики. Так, Черник Б.П. дает следующее определение: «Образовательная среда – часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов» [11]. На основании уточненного выше определения среды, образовательная среда – это не просто развивающаяся социально-историческая система, но и часть социокультурного пространства, источником развития которой выступает взаимодействие образовательных систем и их элементов. Поскольку любая социальная система содержит элементы, субъекты и процессы, мы опускаем использование в определении этих составляющих.

По мнению Новикова А.М., «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА – система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении». Автор определяет главные критерии, характерные именно для образовательной среды: «наличие или отсутствие в ней условий и возможностей для развития активности (или пассивности) обучающегося и его личностной свободы (или зависимости)» [9]. В данном определении обращает на себя внимание фактор наличия условий формирования личности, что может быть рассмотрено нами в следующем контексте: образовательная среда – это развивающаяся социально-историческая система, часть социокультурного пространства, источником развития которой выступает взаимодействие образовательных систем и условий формирования личности. А.М. Новиков отмечает довольно близкое отношение двух понятий «среда» и «пространство», но не рассматривает их как синонимы. Говоря о пространстве, ученый выделяет, прежде всего, порядок расположения и «набор» связанных между собой условий, которые оказывают влияние на человека, где «пространство может существовать и независимо от него». Понятие «среда» также отражает взаимосвязь условий, обеспечивающих развитие человека. В этом случае предполагается его присутствие в среде, взаимовлияние, взаимодействие окружения с субъектом» [9].

По мнению Бережновой Л.Н., образовательная среда – это «специфическая форма человеческой практики, направленная на преобразование жизнедеятельности людей с целью организации поддерживающих развитие человека условий, в которых ему предоставляются возможности для разрешения важных задач своей жизнедеятельности и образовательных задач, позволяющих Человеку познавать Мир и себя в Мире» [3].

Наше уточненное определение не противоречит и определению Коротенкова Ю.Г.: «Образовательная среда-совокупность факторов, определяющих обучение и развитие личности, социокультурные и экономические условия общества, влияющие на образование, характер информационных и межличностных отношений, взаимодействия с социальной средой». В содержании данного понятия также раскрыты компоненты образовательной среды: «Как и всякая среда, образовательная среда порождается теми компонентами общей среды общества (факторами, условиями, ресурсами и пр.), которые находятся в существенном взаимовлиянии с образованием, системами обучения, их методическими системами». По справедливому мнению автора, в основе образовательной среды лежит весь спектр социокультурных ресурсов общества «поскольку они самым прямым образом создают условия образования и оказывают влияние на учебно-образовательные процессы» [4]. В этой связи закономерным будет уточнение нашего определения: образовательная среда – это развивающаяся социально-историческая система, часть социокультурного пространства, источником развития которой выступает взаимодействие образовательных систем и ресурсов (факторов, условий, возможностей) формирования личности.

Информационная среда. Информационно-образовательная среда. В систематизированном исследовании Новикова А.М. мы наблюдаем довольно частое обращение к термину «информационная среда». Так, под информационной средой понимается совокупность программно-аппаратных средств, информационных сетей связи, организационно-методических элементов образовательной системы [9].

В работе Е. Остроумовой справедливо отмечается, что единого подхода к пониманию термина «информационная образовательная среда» применительно к вузу пока не сформировалось. Ученый предлагает использовать следующее определение: «информационно-образовательная среда вуза – педагогическая система, объединяющая в себе информационные образовательные ресурсы, компьютерные средства обучения, средства управления образовательным процессом, педагогические приемы, методы и технологии, направленные на формирование интеллектуально развитой социально-значимой творческой личности, обладающей необходимым уровнем профессиональных знаний и компетенций»[11]. В исследовании Коротенкова Ю.Г. [6] рассмотрена многоуровневая иерархия ресурсов информационной образовательной среды, в основе которой лежат формообразующая и содержательная структура педагогической системы; системы информационно-образовательных, электронных и методических ресурсов «имеющих образовательное значение»; ресурсы общей образовательной среды, главным образом познавательные, социокультурные ресурсы медиа-среды. Целесообразным на наш взгляд, является выявление автором уровневой организации по типу, строению и содержанию образовательной среды, таким образом выделены: общая образовательная среда, предметная образовательная среда, среда учреждения (в нашем случае – вуза искусств), личная образовательная среда. Таким образом, применяя данную схему к нашему исследованию, мы можем конкретизировать позицию, что в музыкальной информационно-образовательной среде музыкант-исполнитель является субъектом и носителем взаимодействия общей, предметной, личной среды и среды учреждения (вуза искусств). В целом, для характеристики информационно-образовательной среды в области музыкальной педагогики вуза искусств, такой подход в иерархии уровней можно считать оправданным. И.Б. Государев рассматривает информационно-образовательную среду вуза как подсистему научной образовательной среды и дает следующее определение: «информационно-образовательная среда вуза – педагогическая система, объединяющая в себе информационные образовательные ресурсы, компьютерные средства обучения, средства управления образовательным процессом, педагогические приемы, методы и технологии, направленные на формирование интеллектуально развитой социально-значимой творческой личности, обладающей необходимым уровнем профессиональных знаний и компетенций» [5]. Данное определение достаточно полно отражает структуру и специфику информационно-образовательной среды, ограниченной пространственными рамками вуза. Соответственно уточняя уровневую организацию информационно-образовательной среды по типу, строению и содержанию, выделяет её как среду учреждения (в нашем случае, мы уточняем её как среду вуза искусств), и совершенно справедливо она включена автором в структуру общей информационно-образовательной и научной среды.

В определении казахстанских ученых Абельдина Ж.К., Таурбаева Ж.Р. важно построение информационно-образовательной среды на «общей методологической основе», что может быть рассмотрено нами в качестве базового принципа: «Информационно-образовательная среда, представляющая собой часть информационного и образовательного пространства, созданная на общей методологической основе, с использованием информационно-коммуникационных технологий» [2].

Исследования в области структуры научно-образовательной среды вуза характеризуются существенным разнообразием в подходах к трактовке данного понятия. Систематический анализ исследований, выполненных Ю.А. Комаровой и Е.И. Бражник [7], позволяет позиционировать научно-образовательную среду вуза как «систему материальных, духовно-эстетических, эмоциональных и физических условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении». Данное определение может играть существенную роль в связи с применением этой трактовки для теоретической модели образовательной среды музыкальной педагогики и вуза искусств, где система духовно-эстетических, эмоциональных, материальных и физических условий формирования личности музыканта-исполнителя является основополагающей.

Некоторые ученые отождествляют понятие «среда» и понятие «система». В позиции А.А. Андреева правомерно допущено использование понятия «среда» и «система» в сфере образования как идентичных: «Понятие ИОС в нашем осмыслении идентично понятию система и, с нашей точки зрения, его использование в сфере образования можно допустить в метафорическом аспекте» [1]. Обоснованы Андреевым А.А. и варианты рассмотрения информационной образовательной среды как педагогической системы: «Информационно-образовательная среда (ИОС) – это педагогическая система (ПС) плюс ее обеспечение, т.е. подсистемы финансово-экономическая, материально-техническая, нормативно-правовая и маркетинговая, менеджмента». Отсюда вполне закономерным следствием рассмотрения нами информационной образовательной среды в аспекте условий обу чения музыканта-исполнителя становится позиционирование классического понятия «педагогическая система» как теоретической основы музыкальной информационно-образовательной среды.

Модельный закон международного информационного обмена содержит следующую формулировку понятия «информационная среда»: «Информационная сфера (среда) – сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации» [8]. В данной формулировке присутствует область деятельности субъекта, где информация функционирует в рамках ограниченного отрезка времени, прежде всего, в настоящем времени, там, где она создается. Не рассматривается сфера воспроизведения, репродукции и передачи уже созданных информационных ценностей, данный процесс явно заканчивается потреблением информации, как смысловым итогом. В нашем понимании, в определении отсутствует категория традиционных причинно-следственных связей, идентичных евразийской культуре. Однако важным является определение информационной среды как сферы деятельности субъектов. Таким образом, важным для музыкально-педагогического исследования будет определение информационной среды как сферы деятельности субъектов, где происходит сохранение, репродукция, передача традиционных информационных ценностей. В рамках нашей темы – ценностей музыкальной культуры, а значит: информационная среда музыкальной культуры – сфера деятельности субъектов, где происходит сохранение, репродукция, передача традиционных информационных ценностей музыкальной культуры.

В научных источниках, систематизирующих основы информационного общества, понятие «информационная среда» рассмотрена как: «совокупность технических и программных средств хранения, обработки и передачи информации, а также политические, экономические и культурные условия реализации процессов информатизации» [10]. Данное определение связано, в первую очередь, с техническими аспектами информатизации общества, которые хотя и влияют на преобразование системных уровней, но в нашем исследовании будут рассматриваться как имеющие второстепенное значение. Таким образом, информационная среда музыкальной культуры (далее – музыкальная информационная среда) – это сфера деятельности субъектов, совокупность технических и программных средств, где происходит сохранение, репродукция, передача традиционных, в том числе информационных ценностей музыкальной культуры.

Значительный вклад в развитие информационной компоненты музыкального искусства и темы нашего исследования вносит позиция Полозова С.П., работы которого непосредственно связаны с характеристикой информационной сферы музыкальной культуры. Так, он характеризует «информационное поле музыкальной культуры», которое является «достоянием некоторого сообщества людей». Не рассматривая понятия «поле» и «среда» как синонимы, отметим их в качестве примера соприкосновения информационного пространства и наследия музыкальной культуры в русле междисциплинарного исследования [12], которые в свою очередь могут быть определяющими для научного анализа, педагогической характеристики и выявления структурных особенностей музыкальной информационно-образовательной среды.

Подводя итог исследования, на основе уточненных определений «среда» и «информация» в контексте музыкально-педагогического исследования мы конкретизировали определение: информационная среда музыкальной культуры – это сфера деятельности субъектов, где происходит сохранение, репродукция, передача традиционных информационных ценностей музыкальной культуры. Путем дифференцированного анализа, а затем синтеза составляющих, дано определение: музыкальная информационно-образовательная среда – это развивающаяся социально-историческая система, часть социокультурного пространства, сфера деятельности субъектов, источником развития которой выступает взаимодействие образовательных систем и ресурсов (факторов, условий, возможностей) формирования личности музыканта-исполнителя, совокупность средств сохранения, репродукции, передачи традиционных ценностей музыкальной культуры. Вполне закономерным следствием рассмотрения нами информационно-образовательной среды в аспекте обучения музыканта-исполнителя становится позиционирование классического понятия музыкальной педагогической системыкак теоретической основы музыкальной информационно-образовательной среды.


Библиографическая ссылка

Ворфоломеева О.В. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В КОНТЕКСТЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12-2. – С. 302-307;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35259 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674