В начале XXI века в жизнедеятельности человека достаточно четко обнаруживается стремительно развивающееся образовательное пространство, основами которого является музыкальная культура, музыкальное искусство. В сочетании с революционным научно-техническим прогрессом социума, в условиях увеличивающегося потока информации и усовершенствования электронных технологий в высшем музыкальном образовании, возникают проблемные области между традиционными и нестандартными (фактически уникальными) для каждого отдельного педагога формами и методами обучения музыканта-исполнителя. Если ранее источником получения профессиональной музыкально-образовательной информации был тщательно планируемый и организованный учебный процесс, квалифицированный педагог в его стабильном местоположении (страна, город, вуз, аудитория), то в XXI веке электронные технологии максимально раздвигают эти границы. Процесс получения профессиональной информации выходит за рамки четко структурированного, научно и методологически обоснованного источника, учебного процесса вуза искусств. Появляется мультивариантность, высочайшая степень свободы выбора для педагога и студента. Обучающийся и педагог, являясь субъектами открытой системы, которой, по сути, является информационно-образовательная среда, получая информацию извне, возвращается в диалог учебного процесса (субъект-субъект) в уже измененном состоянии. В данных условиях, на передний план современной музыкальной педагогики выдвигается задача внедрения и научно обоснованного определения музыкальной информационно-образовательной среды, её структуры, свойств и характеристик.
Разработка актуальной темы информационно-образовательной среды в контексте музыкальной педагогики высшей школы выявила необходимость изучения научно-исследовательских трудов, посвященных проблемам совершенствования высшего образования в России, Казахстане, постсоветском и мировом пространстве, исследований структуры и характеристик информации, информационно-образовательной среды и образовательного пространства вуза. Однако следует отметить отсутствие научных и методологических разработок по теме информационно-образовательной среды в системе высшего музыкального образования. Таким образом, использование составного понятия «информационно-образовательная среда» – в музыкальной педагогике явление новое, и его применение требует пояснений и уточнений как в каждой из его составляющих, так и в целом.
Среда. Применительно к теме музыкально-педагогического исследования, обращаясь к определению Ожегова С.И. «среда», мы обнаруживаем три важных фактора. Ожегов С.И. дает определение среды, связанной с социальным аспектом: «условия, благоприятные для существования, порождения чего-нибудь»; «окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий»[10]. На основе данного определения, в контексте музыкально-педагогического исследования, мы можем выделить значимые для нас качественные характеристики среды. Они могут быть рассмотрены нами:
а) в пространственно-временном расположении, прежде всего, как окружающие условия процесса обучения;
б) в системном качестве, которое рассматривается нами как общность этих условий процесса обучения;
в) в социальном аспекте, как совокупности людей, связанных общностью условий среды.
В трудах Выготского Л.С. среда выступает как источник развития форм и свойств деятельности [4]. Черник Б.П. рассматривает среду как социальную зону активности, развития и деятельности и дает следующее определение: среда – это «окружающее человека социальное пространство (в целом – как макросреда, в конкретном смысле – как непосредственное социальное окружение, как микросреда); зона непосредственной активности индивида, его ближайшего развития и действия» [13].
На основании следующего определения мы можем сделать вывод о характере взаимоотношений, поведения и свойств объектов и субъектов внешней среды, а значит, определение её границ и отличительных свойств по отношению к внутренней среде. «Среда (внешняя среда) – совокупность всех объектов/субъектов, не входящих в систему, изменение свойств и/или поведение которых влияет на изучаемую систему, а также тех объектов/субъектов, чьи свойства и/или поведение которых меняются в зависимости от поведения системы» [9]. Следует отметить тот факт, что Новиков А.М. часто обращается к понятию среды в связи с использованием педагогических терминов: адаптация-приспособленность системы к факторам среды, анализ взаимоотношения личности со средой; деятельность- компоненты деятельности, условия деятельности, мотивы, целеполагание, саморегуляция в условиях среды; идеал, как форма направленности личности; личностно ориентированный подход, как концепция образования. Принципиально изменяется взаимодействие обу чающихся и педагогов. Они становятся субъектами процесса обучения; соотношение внешней, внутренней среды и понятия системы, где «основные особенности систем – целостность, относительная обособленность от окружающей среды, наличие связей со средой, наличие частей и связей между ними (структурированность), подчиненность всей организации системы некоторой цели»; я-концепция [9]. Эти позиции мы обозначили как важные, в связи с тем, что они непосредственным образом включены в систему высшего музыкального образования и являются составляющимипроцесса обучения музыканта-исполнителя: среда-личность, среда-деятельность, среда-образовательная система, среда-содержание образовательных программ, форм и методов обучения. Данные позиции позволили определить траекторию данного исследования и стали для нас опорными. На основании определений вышеуказанных авторов (Ожегов С.И., Выготский Л.С., Новиков А.М., Черник Б.П.), понятие «среда» в рамках музыкально-педагогического исследования может быть уточнено нами как:
– социальная система, а поскольку любую социальную систему невозможно обособить от закономерностей исторического развития, справедливо будет считать социальную систему как исторически развивающуюся систему;
– источник развития свойств человека и форм его деятельности, включающей факторы пространственно-временного расположения. Следовательно, в рамках педагогического исследования мы можем уточнить определение. Среда –это развивающаяся социально-историческая система, одновременно являющаяся источником развития свойств человека и форм его деятельности.
Образовательная среда. Обращаясь к результатам научных исследований Бережновой Л.Н., Коротенкова Ю.Г., Новикова А.М., учебным и научным материалам, мы обнаружили, что понятие образовательной среды широко использовано в работах ученых, в самых разнообразных областях образования и педагогики. Так, Черник Б.П. дает следующее определение: «Образовательная среда – часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов» [11]. На основании уточненного выше определения среды, образовательная среда – это не просто развивающаяся социально-историческая система, но и часть социокультурного пространства, источником развития которой выступает взаимодействие образовательных систем и их элементов. Поскольку любая социальная система содержит элементы, субъекты и процессы, мы опускаем использование в определении этих составляющих.
По мнению Новикова А.М., «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА – система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении». Автор определяет главные критерии, характерные именно для образовательной среды: «наличие или отсутствие в ней условий и возможностей для развития активности (или пассивности) обучающегося и его личностной свободы (или зависимости)» [9]. В данном определении обращает на себя внимание фактор наличия условий формирования личности, что может быть рассмотрено нами в следующем контексте: образовательная среда – это развивающаяся социально-историческая система, часть социокультурного пространства, источником развития которой выступает взаимодействие образовательных систем и условий формирования личности. А.М. Новиков отмечает довольно близкое отношение двух понятий «среда» и «пространство», но не рассматривает их как синонимы. Говоря о пространстве, ученый выделяет, прежде всего, порядок расположения и «набор» связанных между собой условий, которые оказывают влияние на человека, где «пространство может существовать и независимо от него». Понятие «среда» также отражает взаимосвязь условий, обеспечивающих развитие человека. В этом случае предполагается его присутствие в среде, взаимовлияние, взаимодействие окружения с субъектом» [9].
По мнению Бережновой Л.Н., образовательная среда – это «специфическая форма человеческой практики, направленная на преобразование жизнедеятельности людей с целью организации поддерживающих развитие человека условий, в которых ему предоставляются возможности для разрешения важных задач своей жизнедеятельности и образовательных задач, позволяющих Человеку познавать Мир и себя в Мире» [3].
Наше уточненное определение не противоречит и определению Коротенкова Ю.Г.: «Образовательная среда-совокупность факторов, определяющих обучение и развитие личности, социокультурные и экономические условия общества, влияющие на образование, характер информационных и межличностных отношений, взаимодействия с социальной средой». В содержании данного понятия также раскрыты компоненты образовательной среды: «Как и всякая среда, образовательная среда порождается теми компонентами общей среды общества (факторами, условиями, ресурсами и пр.), которые находятся в существенном взаимовлиянии с образованием, системами обучения, их методическими системами». По справедливому мнению автора, в основе образовательной среды лежит весь спектр социокультурных ресурсов общества «поскольку они самым прямым образом создают условия образования и оказывают влияние на учебно-образовательные процессы» [4]. В этой связи закономерным будет уточнение нашего определения: образовательная среда – это развивающаяся социально-историческая система, часть социокультурного пространства, источником развития которой выступает взаимодействие образовательных систем и ресурсов (факторов, условий, возможностей) формирования личности.
Информационная среда. Информационно-образовательная среда. В систематизированном исследовании Новикова А.М. мы наблюдаем довольно частое обращение к термину «информационная среда». Так, под информационной средой понимается совокупность программно-аппаратных средств, информационных сетей связи, организационно-методических элементов образовательной системы [9].
В работе Е. Остроумовой справедливо отмечается, что единого подхода к пониманию термина «информационная образовательная среда» применительно к вузу пока не сформировалось. Ученый предлагает использовать следующее определение: «информационно-образовательная среда вуза – педагогическая система, объединяющая в себе информационные образовательные ресурсы, компьютерные средства обучения, средства управления образовательным процессом, педагогические приемы, методы и технологии, направленные на формирование интеллектуально развитой социально-значимой творческой личности, обладающей необходимым уровнем профессиональных знаний и компетенций»[11]. В исследовании Коротенкова Ю.Г. [6] рассмотрена многоуровневая иерархия ресурсов информационной образовательной среды, в основе которой лежат формообразующая и содержательная структура педагогической системы; системы информационно-образовательных, электронных и методических ресурсов «имеющих образовательное значение»; ресурсы общей образовательной среды, главным образом познавательные, социокультурные ресурсы медиа-среды. Целесообразным на наш взгляд, является выявление автором уровневой организации по типу, строению и содержанию образовательной среды, таким образом выделены: общая образовательная среда, предметная образовательная среда, среда учреждения (в нашем случае – вуза искусств), личная образовательная среда. Таким образом, применяя данную схему к нашему исследованию, мы можем конкретизировать позицию, что в музыкальной информационно-образовательной среде музыкант-исполнитель является субъектом и носителем взаимодействия общей, предметной, личной среды и среды учреждения (вуза искусств). В целом, для характеристики информационно-образовательной среды в области музыкальной педагогики вуза искусств, такой подход в иерархии уровней можно считать оправданным. И.Б. Государев рассматривает информационно-образовательную среду вуза как подсистему научной образовательной среды и дает следующее определение: «информационно-образовательная среда вуза – педагогическая система, объединяющая в себе информационные образовательные ресурсы, компьютерные средства обучения, средства управления образовательным процессом, педагогические приемы, методы и технологии, направленные на формирование интеллектуально развитой социально-значимой творческой личности, обладающей необходимым уровнем профессиональных знаний и компетенций» [5]. Данное определение достаточно полно отражает структуру и специфику информационно-образовательной среды, ограниченной пространственными рамками вуза. Соответственно уточняя уровневую организацию информационно-образовательной среды по типу, строению и содержанию, выделяет её как среду учреждения (в нашем случае, мы уточняем её как среду вуза искусств), и совершенно справедливо она включена автором в структуру общей информационно-образовательной и научной среды.
В определении казахстанских ученых Абельдина Ж.К., Таурбаева Ж.Р. важно построение информационно-образовательной среды на «общей методологической основе», что может быть рассмотрено нами в качестве базового принципа: «Информационно-образовательная среда, представляющая собой часть информационного и образовательного пространства, созданная на общей методологической основе, с использованием информационно-коммуникационных технологий» [2].
Исследования в области структуры научно-образовательной среды вуза характеризуются существенным разнообразием в подходах к трактовке данного понятия. Систематический анализ исследований, выполненных Ю.А. Комаровой и Е.И. Бражник [7], позволяет позиционировать научно-образовательную среду вуза как «систему материальных, духовно-эстетических, эмоциональных и физических условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении». Данное определение может играть существенную роль в связи с применением этой трактовки для теоретической модели образовательной среды музыкальной педагогики и вуза искусств, где система духовно-эстетических, эмоциональных, материальных и физических условий формирования личности музыканта-исполнителя является основополагающей.
Некоторые ученые отождествляют понятие «среда» и понятие «система». В позиции А.А. Андреева правомерно допущено использование понятия «среда» и «система» в сфере образования как идентичных: «Понятие ИОС в нашем осмыслении идентично понятию система и, с нашей точки зрения, его использование в сфере образования можно допустить в метафорическом аспекте» [1]. Обоснованы Андреевым А.А. и варианты рассмотрения информационной образовательной среды как педагогической системы: «Информационно-образовательная среда (ИОС) – это педагогическая система (ПС) плюс ее обеспечение, т.е. подсистемы финансово-экономическая, материально-техническая, нормативно-правовая и маркетинговая, менеджмента». Отсюда вполне закономерным следствием рассмотрения нами информационной образовательной среды в аспекте условий обу чения музыканта-исполнителя становится позиционирование классического понятия «педагогическая система» как теоретической основы музыкальной информационно-образовательной среды.
Модельный закон международного информационного обмена содержит следующую формулировку понятия «информационная среда»: «Информационная сфера (среда) – сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации» [8]. В данной формулировке присутствует область деятельности субъекта, где информация функционирует в рамках ограниченного отрезка времени, прежде всего, в настоящем времени, там, где она создается. Не рассматривается сфера воспроизведения, репродукции и передачи уже созданных информационных ценностей, данный процесс явно заканчивается потреблением информации, как смысловым итогом. В нашем понимании, в определении отсутствует категория традиционных причинно-следственных связей, идентичных евразийской культуре. Однако важным является определение информационной среды как сферы деятельности субъектов. Таким образом, важным для музыкально-педагогического исследования будет определение информационной среды как сферы деятельности субъектов, где происходит сохранение, репродукция, передача традиционных информационных ценностей. В рамках нашей темы – ценностей музыкальной культуры, а значит: информационная среда музыкальной культуры – сфера деятельности субъектов, где происходит сохранение, репродукция, передача традиционных информационных ценностей музыкальной культуры.
В научных источниках, систематизирующих основы информационного общества, понятие «информационная среда» рассмотрена как: «совокупность технических и программных средств хранения, обработки и передачи информации, а также политические, экономические и культурные условия реализации процессов информатизации» [10]. Данное определение связано, в первую очередь, с техническими аспектами информатизации общества, которые хотя и влияют на преобразование системных уровней, но в нашем исследовании будут рассматриваться как имеющие второстепенное значение. Таким образом, информационная среда музыкальной культуры (далее – музыкальная информационная среда) – это сфера деятельности субъектов, совокупность технических и программных средств, где происходит сохранение, репродукция, передача традиционных, в том числе информационных ценностей музыкальной культуры.
Значительный вклад в развитие информационной компоненты музыкального искусства и темы нашего исследования вносит позиция Полозова С.П., работы которого непосредственно связаны с характеристикой информационной сферы музыкальной культуры. Так, он характеризует «информационное поле музыкальной культуры», которое является «достоянием некоторого сообщества людей». Не рассматривая понятия «поле» и «среда» как синонимы, отметим их в качестве примера соприкосновения информационного пространства и наследия музыкальной культуры в русле междисциплинарного исследования [12], которые в свою очередь могут быть определяющими для научного анализа, педагогической характеристики и выявления структурных особенностей музыкальной информационно-образовательной среды.
Подводя итог исследования, на основе уточненных определений «среда» и «информация» в контексте музыкально-педагогического исследования мы конкретизировали определение: информационная среда музыкальной культуры – это сфера деятельности субъектов, где происходит сохранение, репродукция, передача традиционных информационных ценностей музыкальной культуры. Путем дифференцированного анализа, а затем синтеза составляющих, дано определение: музыкальная информационно-образовательная среда – это развивающаяся социально-историческая система, часть социокультурного пространства, сфера деятельности субъектов, источником развития которой выступает взаимодействие образовательных систем и ресурсов (факторов, условий, возможностей) формирования личности музыканта-исполнителя, совокупность средств сохранения, репродукции, передачи традиционных ценностей музыкальной культуры. Вполне закономерным следствием рассмотрения нами информационно-образовательной среды в аспекте обучения музыканта-исполнителя становится позиционирование классического понятия музыкальной педагогической системыкак теоретической основы музыкальной информационно-образовательной среды.