Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА МОДУЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ КУРСА МАТЕМАТИКИ

Акимова И.В. 1 Титова Е.И. 2 Буркина В.А. 2
1 ФГОУ ВПО «Пензенский государственный университет»
2 ФГОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства»
Данная статья освещает одну из актуальных тем современной педагогики: использование информационно-коммуникационных технологий в обучении. Сочетание ИКТ с модульным обучением делает ее еще более ценной и значимой. Авторы предлагают использовать на занятиях по математике в вузе электронные учебники. Фрагмент данного учебника излагается на примере модуля «Аналитическая геометрия». Выделены основные составляющие электронного учебника, которые включены в определенные элементы структуры модуля. Все это находит наглядное отражение в статье.
модульное обучение
электронный учебник
математика в вузе
1. Акимова И.В., Ермолаева Е.И. Организация модульного обучения математике студентов строительного вуза при использовании информационных образовательных ресурсов // В мире научных открытий. – 2011. – № 8. – С. 83–95.
2. Акимова И.В., Ермолаева Е.И. Использование специальных программных средств в математическом моделировании // В мире научных открытий. – 2012. – № 5.4. – С. 85–96.
3. Жидкова А.Е., Титова Е.И. Рекомендации для преподавателей по использованию технологии модульного обучения // Молодой ученый. – 2014. – № 2 (61). – С. 756–757.
4. Титова Е.И., Чапрасова А.В. Некоторые аспекты изучения модуля «Аналитическая геометрия» // Молодой ученый. – 2014. – № 3 (62). – С. 1032–1034.
5. Романкова А.А., Титова Е.И. Проектирование модульной структуры курса высшей математики // Молодой ученый. – 2014. – № 7. – С. 556–557.

Модульное обучение ‒ одна из применимых технологий в высших учебных заведениях. Она позволяет порционно давать изучаемый материал с учетом индивидуальных особенностей обучаемых. В данной работе нам хотелось бы показать, что эффективность организации модульного обучения будет выше благодаря использованию информационно-коммуникационных технологий. Применительно к курсу математики в техническом вузе нами был разработан электронный учебник, реализующий структуру модуля по теме «Аналитическая геометрия». С данным средством выполняется работа студентов 1 курса в рамках изучения предмета «Математика».

pic_4.tif

Рис. 1. Разработка электронного учебника

Данный электронный учебник был разработан в программе «AuthorWare», использует все встроенные механизмы системы: работу с меню, ссылками, встроенную систему тестирования.

Разработанный электронный учебник содержит следующие составляющие.

1. Цели и задачи модуля.

pic_5.tif

Рис. 2. Работа программного средства «Аналитическая геометрия»

2. Структура модуля, по которой будут работать студенты.

pic_6.tif

Рис. 3. Вид программного средства со структурой модуля

3. Содержание теоретического, практического блока и блока с типовым расчетом.

pic_7.tif

Рис. 4. Содержание программного средства для различных блоков

4. Блок входного контроля содержит тест для повторения соответствующего материала школьного курса планиметрии и стереометрии.

pic_8.tif

Рис. 5. Вид входного теста, содержащегося в программном средстве

Результаты теста сохраняются в текстовом файле и потом могут быть просмотрены преподавателем.

Блок входного контроля в модуле «Аналитическая геометрия» реализуется через повторение соответствующего материала школьного курса планиметрии и стереометрии, вводную проверку знания определений основных понятий, формул и теорем с целью диагностики уровня сформированности системы знаний, необходимых для изучения данного модуля.

Теоретический блок краткого изложения содержит в себе перечень основных тем модуля, наглядно представленных обучающимся в виде структурных схем. Выделим основные темы модуля «Аналитическая геометрия»:

Векторы, линейные операции над векторами;

Скалярное, векторное и смешанное произведения;

Приложения векторов;

Прямая на плоскости;

Кривые второго порядка;

Прямая и плоскость в пространстве;

Поверхности второго порядка.

Практический блок модуля «Аналитическая геометрия» содержит следующие задачи, описанные ранее:

1. Полюс полярной системы координат совпадает с началом декартовых прямоугольных координат, а полярная ось совпадает с положительной полуосью абсцисс. В декартовой прямоугольной системе координат даны точки М(0; 5), N(–3; 0), K(akimova01.wmf; 1), P(akimova02.wmf; akimova03.wmf), O(1; akimova04.wmf). Определить полярные координаты этих точек.

На заключительном этапе изучения данного модуля мы должны оценить полученные студентами знания, для этого в блоке выходного контроля реализуем контролирующий механизм, который выполняет диагностирующие функции. В модуле «Аналитическая геометрия» осуществляется текущий контроль в виде самостоятельных работ по каждой теме и итоговый – в виде типового расчета по всем темам модуля. После итогового контроля происходит анализ и подведение итогов достижения целей обучения, коррекция, определение перспективы дальнейшей работы.

pic_9.tif

Рис. 6. Вид практического блока учебника

pic_10.tif

Рис. 7. Вид блока типового расчёта

Представим итоговый типовой расчет по рассматриваемому модулю:

1. Даны три вершины А(3; –4; 7), В(–5; 3; –2) и С(1; 2; –3) параллелограмма АВСД. Найти его четвертую вершину Д, противоположную В, используя следующий алгоритм:

1) сделать чертеж;

2) найти координаты т. О – точки пересечения диагоналей параллелограмма;

3) воспользовавшись формулами координат середины отрезка.

Таким образом, использование модульного обучения в совокупности с применением ИОР при изучении курса математики позволило бы решить часть проблем, встающих перед первокурсниками. К примеру, огромный объём математической информации можно компактно представить в форме модулей, наличием которых решается и проблема отсутствия учебников и задачников. Проблему большой численности студентов на занятиях можно преодолеть обеспечив обучаемых индивидуальными программами и модулями и предоставив им возможность работать независимо от других, самостоятельно организовывая свою учебную деятельность в соответствии не только с требованиями программы, но и со своими способностями и потребностями. Разницу в уровнях базовой подготовки преодолеть путём проработки квалифицированно разработанного модуля, преемственности и разработки системы разноуровневых задач и упражнений.


Библиографическая ссылка

Акимова И.В., Титова Е.И., Буркина В.А. СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА МОДУЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ КУРСА МАТЕМАТИКИ // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 3. – С. 15-19;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=34909 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674