Широкое внедрение персональных компьютеров (ПК) в процессы обучения приобрело в наши дни общегосударственное значение, и одна из важнейших задач ВУЗов – вооружить студентов не только соответствующими знаниями и навыками работы на ПК, но и расширить возможности применения интерактивных методов в учебном процессе, что позволит повысить качество образования.
Цель исследования: усиление мотивации обучения студентов специальности «Подвижной состав», повышение их интереса к учебе, одновременно вовлечение учащихся в учебный процесс. Кроме того, студенты углубляют навыки самостоятельной работы на компьютере, повышают способность к компьютерному моделированию.
Сегодня, созданные мультимедийные технологии, дают высокий эффект обучения и в филиалах МИИТа. Широко применяются базовые пакеты Microsoft: Word, Excel, PowerPoint, AutoCAD, MathCAD и Компас 3D, а также Pinnacle Studio, Corel Presentation PowerPoint и др.
Благодаря простому и дружественному интерфейсу с пакетами легко справляются пользователи, не особо искушенные в компьютерных технологиях, хотя надо отдать должное, по знаниям ПК нынешние первокурсники на голову выше своих коллег – первокурсников начала века.
Пакеты, используемые сегодня, позволяют создавать презентации весьма высокого профессионального уровня с активным применением цвета, графики, мультипликации, звука, а также всех современных средств видеотехники. По своим изобразительным возможностям компьютер нисколько не уступает кино и телевидению.
Использование flash memory наиболее доступный способ применения компьютера на занятиях, а CD – при самостоятельной работе студентов.
При создании новых продуктов целесообразно в помощь преподавателю привлекать студентов. Именно в совместной работе преподавателя и студентов создаются программы, презентации, тесты, которые позже используются на занятиях. Такая работа имеет также огромное значение в развитии студентов. Они учатся использовать полученные знания на практике, осваивают азы научной работы: учатся отбирать материал, находить интересные иллюстрации и факты. Получают опыт свободного общения в Интернете [1].
Создание учебных презентаций
В течение учебного года, как правило, студенты старших курсов, создают 1-2 презентации по той или иной теме (см. рис. 1), овладевают ораторским искусством, знакомятся с опытом работы других студентов. Ежегодно в МИИТе проходят научно-практические конференции «Наука МИИТа – транспорту» и «Безопасность движения поездов», где студенты выступают с докладами по той или иной теме, наглядно иллюстрируя на экране результаты своей исследовательской деятельности.
Рис. 1. Титулы некоторых презентаций, используемых на кафедре
В настоящее время на кафедре используются 23 учебные презентации и свыше 10 учебных видеофильмов.
В течение многих лет дипломные проекты защищаются с использованием презентаций, что значительно повысило качество и информационное наполнение выполненных работ.
Выбор и подготовку слайдов для демонстрации студент согласовывает с руководителем дипломного проектирования. Содержимое слайдов берется из пояснительной записки дипломного проекта, однако возможно включение отдельных слайдов, позволяющих дополнительно иллюстрировать тему проекта при сопровождении доклада.
Перед созданием презентации в Power Point рекомендуем открыть на «Рабочем столе» папку под названием «Diplom», куда студент складывает все необходимые рабочие файлы. Содержимое рабочих файлов согласовывается с руководителем дипломного проектирования.
Создаваемые слайды можно разделить на две группы: статичные и «живые».
Статичные слайды не предусматривают применение дополнительных сервисных потенциалов оболочки Power Point. Это, как правило, машиностроительные чертежи, таблицы, графики, фотоматериал, которые предлагают к просмотру в статичном, неподвижном виде.
«Живые» слайды позволяют использовать многообразие возможностей Power Point. Например: последовательное или параллельное появление компонентов слайда; чередование действий по заливке цветом деталей; выделение контуров, перемещение указательных стрелок, чередование фотографий и чертежей на одном слайде и т.д. Однако вставка в презентацию «живых» слайдов требует более глубоких знаний программы.
При необходимости статичные слайды можно перевести в группу «живых», но количество их в общем пакете должно быть небольшим, не утомляющим внимание членов ГАК и не задерживающим изложение доклада.
Дистанционное обучение
Назрела необходимость подготовки и переподготовки кадров на основе использования современных программ и технических средств дистанционного обучения. При этом система должна быть гибкой и разнообразной, включать как университетское и послеуниверситетское обучение, так и краткосрочные курсы, семинары, круглые столы для повышения квалификации уже действующих специалистов. В ближайшее время при помощи Интернета будет внедрено дистанционное тестирование. На рис.2, показан вариант теста под названием «Координаты». Здесь имеется возможность оценивать знания студентов по трём основным направлениям: «Локомотивные энергетические установки», «Тяга поездов» и «Передачи мощности».
Рис. 2
Сегодня система дистанционного тестирования сама работает в тестовом режиме.
При дистанционном руководстве дипломным проектированием широко используются возможности «Электронной почты» и «Скайпа». На рис. 3 представлены фрагменты экрана монитора при поэтапном руководстве дипломниками Воронежского филиала РОАТ-МИИТа. Представлена оперативная On-line проверка пояснительной записки дипломного проекта с замечаниями и рекомендациями (направление Воронеж – Москва – Воронеж). Использована электронная почта Gmail.com.
Рис. 3. Фрагменты экрана монитора при поэтапном руководстве дипломниками Воронежского филиала РОАТ-МИИТа
Инициатива по выполнению дипломного проекта, предложения вариантов разделов и выбор окончательного плана решения принадлежит дипломнику. Руководитель проекта направляет исследования и предостерегает дипломника от неверных шагов и возможных ошибок.
По окончании проектирования студенты-дипломники приезжают в МИИТ, где руководитель проверяет проекты в целом, определяет готовность к защите и представляет письменный отзыв. Затем студенты проходят предзащиту. При этом моделируется реальная обстановка защиты с докладом и ответами на вопросы. Приветствуется участие в предзащите других студентов, которые активно задают вопросы и дискутируют.
Применение современных гаджетов
Важным и доступным направлением в обучении является использование планшетных ПК, которые сегодня активно входят в нашу жизнь и в скором времени полностью изменят взгляды на обучение студентов.
Планшетные ПК позволяют преподавателям и студентам оперативно использовать документы и другую информацию, не привязываясь к так называемым компьютерным классам. Они идеально подойдут для конспектирования лекций, любых срочных пометок, записи вопросов и прочего. Компактный и удобный, с достаточным на целый день зарядом батареи, он является современным помощником не только в стенах университета, но и на время производственной практики.
Однако опыт применения планшетных ПК показывает сложность редактирования текстовых файлов, электронных таблиц и презентаций в оболочке Polaris office. Кроме этого сенсорная клавиатура едва ли сравнится с обычной.
Обеспечение доступности образовательных приложений и контента на мобильных устройствах – все более заметная тенденция в мире. Однако, здесь важно предоставить студентам, преподавательскому составу и сотрудникам кафедр необходимую технологию и современные мобильные устройства.
Важным элементом применения современных устройств в стенах ВУЗа является необходимость оборудования учебных аудиторий мощной сетью Wi-Fi.с необходимой скоростью доступа до 5-10 Гбит/с.
Контакты с родственными кафедрами государств СНГ
При использовании информационных технологий и средств телекоммуникаций в дистанционном обучении возникают новые аспекты обучения, организационных форм и методов учебной работы. Расширяются контакты между студентами, преподавателями, кафедрами и ВУЗами. Например, в работе Учебно-методической комиссии активно участвуют преподаватели и учёные ведущих транспортных ВУЗов России, Узбекистана, Белоруссии, Украины и других стран, входящих в СНГ.
МИИТ и ТашИИТ предварительно договорились о перекрёстном, дистанционном руководстве дипломным проектированием. В этом случае решаются несколько важных проблем: интеграция и взаимодействие по самым разным направлениям сотрудничества – в учебно-методических, научно-исследовательских и воспитательных сферах педагогической деятельности. Предполагается формирование «интеграционного ядра», обеспечивающего подъём планки сотрудничества и более тесному взаимодействию.
Активизируются контакты и интеграционные процессы МИИТа с транспортными ВУЗами республики Казахстан. Заключена предварительная договоренность с Казахской академией транспорта о взаимных действиях при подготовке специалистов локомотивного хозяйства.
Таким образом, инфокоммуникационное взаимодействие позволит вобрать в себя все лучшее из существующих форм обучения, дополняя и развивая их. Повышение качество образования на основе современных мультимедийных и Интернет технологий создает условия для ускорения процессов внедрения передовых достижений в образовательный процесс.
Выводы
Обобщение опыта применения ПК, планшетных ПК и Интернета на занятиях, показало, что мультимедийные и инфокоммуникационные технологии заметно обогащают учебный процесс. Современныt мобильные технологии повышают интерес студентов к изучаемым предметам, улучшают качество усвоения материала и ускоряют процесс обучения.
Библиографическая ссылка
Балабин В.Н., Киселев В.И., Файзибаев Ш.С. СОВРЕМЕННЫЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ И ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ЛОКОМОТИВНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 2. – С. 9-13;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=33643 (дата обращения: 21.11.2024).