Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

MODERN LEVEL OF DEVELOPMENT MULTIMEDIA AND INFOCOMMUNICATION ECHNOLOGIES IN TRAINING STUDENTS OF LOCOMOTIVE SPECIALTIES

Balabin V.N. 1 Kiselev V.I. 1 Fayzibayev S.S. 2
1 FSE HPE «Moscow state University of railway engineering (MIIT)»
2 HEI «Tashkent Institute of Engineers of Railway Transport (TASHIIT)»
1620 KB
For improvement of quality of training of students of the speciality «Rolling stock» suggesting the use of modern communication technologies and computer training complexes, built on the basis of digital films. Remote training, exercise, training presentations, new species and personal computers motivation training, promote interest in learning, simultaneously involve students in the learning process.
distance learning
exercise
training presentations
tablet computers

Широкое внедрение персональных компьютеров (ПК) в процессы обучения приобрело в наши дни общегосударственное значение, и одна из важнейших задач ВУЗов – вооружить студентов не только соответствующими знаниями и навыками работы на ПК, но и расширить возможности применения интерактивных методов в учебном процессе, что позволит повысить качество образования.

Цель исследования: усиление мотивации обучения студентов специальности «Подвижной состав», повышение их интереса к учебе, одновременно вовлечение учащихся в учебный процесс. Кроме того, студенты углубляют навыки самостоятельной работы на компьютере, повышают способность к компьютерному моделированию.

Сегодня, созданные мультимедийные технологии, дают высокий эффект обучения и в филиалах МИИТа. Широко применяются базовые пакеты Microsoft: Word, Excel, PowerPoint, AutoCAD, MathCAD и Компас 3D, а также Pinnacle Studio, Corel Presentation PowerPoint и др.

Благодаря простому и дружественному интерфейсу с пакетами легко справляются пользователи, не особо искушенные в компьютерных технологиях, хотя надо отдать должное, по знаниям ПК нынешние первокурсники на голову выше своих коллег – первокурсников начала века.

Пакеты, используемые сегодня, позволяют создавать презентации весьма высокого профессионального уровня с активным применением цвета, графики, мультипликации, звука, а также всех современных средств видеотехники. По своим изобразительным возможностям компьютер нисколько не уступает кино и телевидению.

Использование flash memory наиболее доступный способ применения компьютера на занятиях, а CD – при самостоятельной работе студентов.

При создании новых продуктов целесообразно в помощь преподавателю привлекать студентов. Именно в совместной работе преподавателя и студентов создаются программы, презентации, тесты, которые позже используются на занятиях. Такая работа имеет также огромное значение в развитии студентов. Они учатся использовать полученные знания на практике, осваивают азы научной работы: учатся отбирать материал, находить интересные иллюстрации и факты. Получают опыт свободного общения в Интернете [1].

Создание учебных презентаций

В течение учебного года, как правило, студенты старших курсов, создают 1-2 презентации по той или иной теме (см. рис. 1), овладевают ораторским искусством, знакомятся с опытом работы других студентов. Ежегодно в МИИТе проходят научно-практические конференции «Наука МИИТа – транспорту» и «Безопасность движения поездов», где студенты выступают с докладами по той или иной теме, наглядно иллюстрируя на экране результаты своей исследовательской деятельности.

bal1.tiff

Рис. 1. Титулы некоторых презентаций, используемых на кафедре

В настоящее время на кафедре используются 23 учебные презентации и свыше 10 учебных видеофильмов.

В течение многих лет дипломные проекты защищаются с использованием презентаций, что значительно повысило качество и информационное наполнение выполненных работ.

Выбор и подготовку слайдов для демонстрации студент согласовывает с руководителем дипломного проектирования. Содержимое слайдов берется из пояснительной записки дипломного проекта, однако возможно включение отдельных слайдов, позволяющих дополнительно иллюстрировать тему проекта при сопровождении доклада.

Перед созданием презентации в Power Point рекомендуем открыть на «Рабочем столе» папку под названием «Diplom», куда студент складывает все необходимые рабочие файлы. Содержимое рабочих файлов согласовывается с руководителем дипломного проектирования.

Создаваемые слайды можно разделить на две группы: статичные и «живые».

Статичные слайды не предусматривают применение дополнительных сервисных потенциалов оболочки Power Point. Это, как правило, машиностроительные чертежи, таблицы, графики, фотоматериал, которые предлагают к просмотру в статичном, неподвижном виде.

«Живые» слайды позволяют использовать многообразие возможностей Power Point. Например: последовательное или параллельное появление компонентов слайда; чередование действий по заливке цветом деталей; выделение контуров, перемещение указательных стрелок, чередование фотографий и чертежей на одном слайде и т.д. Однако вставка в презентацию «живых» слайдов требует более глубоких знаний программы.

При необходимости статичные слайды можно перевести в группу «живых», но количество их в общем пакете должно быть небольшим, не утомляющим внимание членов ГАК и не задерживающим изложение доклада.

Дистанционное обучение

Назрела необходимость подготовки и переподготовки кадров на основе использования современных программ и технических средств дистанционного обучения. При этом система должна быть гибкой и разнообразной, включать как университетское и послеуниверситетское обучение, так и краткосрочные курсы, семинары, круглые столы для повышения квалификации уже действующих специалистов. В ближайшее время при помощи Интернета будет внедрено дистанционное тестирование. На рис.2, показан вариант теста под названием «Координаты». Здесь имеется возможность оценивать знания студентов по трём основным направлениям: «Локомотивные энергетические установки», «Тяга поездов» и «Передачи мощности».

bal2.wmf

Рис. 2

Сегодня система дистанционного тестирования сама работает в тестовом режиме.

При дистанционном руководстве дипломным проектированием широко используются возможности «Электронной почты» и «Скайпа». На рис. 3 представлены фрагменты экрана монитора при поэтапном руководстве дипломниками Воронежского филиала РОАТ-МИИТа. Представлена оперативная On-line проверка пояснительной записки дипломного проекта с замечаниями и рекомендациями (направление Воронеж – Москва – Воронеж). Использована электронная почта Gmail.com.

bal3.tif

Рис. 3. Фрагменты экрана монитора при поэтапном руководстве дипломниками Воронежского филиала РОАТ-МИИТа

Инициатива по выполнению дипломного проекта, предложения вариантов разделов и выбор окончательного плана решения принадлежит дипломнику. Руководитель проекта направляет исследования и предостерегает дипломника от неверных шагов и возможных ошибок.

По окончании проектирования студенты-дипломники приезжают в МИИТ, где руководитель проверяет проекты в целом, определяет готовность к защите и представляет письменный отзыв. Затем студенты проходят предзащиту. При этом моделируется реальная обстановка защиты с докладом и ответами на вопросы. Приветствуется участие в предзащите других студентов, которые активно задают вопросы и дискутируют.

Применение современных гаджетов

Важным и доступным направлением в обучении является использование планшетных ПК, которые сегодня активно входят в нашу жизнь и в скором времени полностью изменят взгляды на обучение студентов.

Планшетные ПК позволяют преподавателям и студентам оперативно использовать документы и другую информацию, не привязываясь к так называемым компьютерным классам. Они идеально подойдут для конспектирования лекций, любых срочных пометок, записи вопросов и прочего. Компактный и удобный, с достаточным на целый день зарядом батареи, он является современным помощником не только в стенах университета, но и на время производственной практики.

Однако опыт применения планшетных ПК показывает сложность редактирования текстовых файлов, электронных таблиц и презентаций в оболочке Polaris office. Кроме этого сенсорная клавиатура едва ли сравнится с обычной.

Обеспечение доступности образовательных приложений и контента на мобильных устройствах – все более заметная тенденция в мире. Однако, здесь важно предоставить студентам, преподавательскому составу и сотрудникам кафедр необходимую технологию и современные мобильные устройства.

Важным элементом применения современных устройств в стенах ВУЗа является необходимость оборудования учебных аудиторий мощной сетью Wi-Fi.с необходимой скоростью доступа до 5-10 Гбит/с.

Контакты с родственными кафедрами государств СНГ

При использовании информационных технологий и средств телекоммуникаций в дистанционном обучении возникают новые аспекты обучения, организационных форм и методов учебной работы. Расширяются контакты между студентами, преподавателями, кафедрами и ВУЗами. Например, в работе Учебно-методической комиссии активно участвуют преподаватели и учёные ведущих транспортных ВУЗов России, Узбекистана, Белоруссии, Украины и других стран, входящих в СНГ.

МИИТ и ТашИИТ предварительно договорились о перекрёстном, дистанционном руководстве дипломным проектированием. В этом случае решаются несколько важных проблем: интеграция и взаимодействие по самым разным направлениям сотрудничества – в учебно-методических, научно-исследовательских и воспитательных сферах педагогической деятельности. Предполагается формирование «интеграционного ядра», обеспечивающего подъём планки сотрудничества и более тесному взаимодействию.

Активизируются контакты и интеграционные процессы МИИТа с транспортными ВУЗами республики Казахстан. Заключена предварительная договоренность с Казахской академией транспорта о взаимных действиях при подготовке специалистов локомотивного хозяйства.

Таким образом, инфокоммуникационное взаимодействие позволит вобрать в себя все лучшее из существующих форм обучения, дополняя и развивая их. Повышение качество образования на основе современных мультимедийных и Интернет технологий создает условия для ускорения процессов внедрения передовых достижений в образовательный процесс.

Выводы

Обобщение опыта применения ПК, планшетных ПК и Интернета на занятиях, показало, что мультимедийные и инфокоммуникационные технологии заметно обогащают учебный процесс. Современныt мобильные технологии повышают интерес студентов к изучаемым предметам, улучшают качество усвоения материала и ускоряют процесс обучения.