Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В МИРОВОЙ И РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

Сибиряткина И.В. 1 Ерохина Я.Ю. 1
1 ВГЛТА

Система государственно-частного партнерства в развитии российской экономики является механизмом, который заместил государственную политику в условиях плановой экономики. ГЧП формирует связи между государством и бизнесом, а также в инновациях данной системы. При этом ученые более свободны в выборе направлений исследований, формировании команды, проекты проходят всестороннюю экспертизу, чтобы снизить риски потери финансовых средств, что в свою очередь, является одним из главных аргументов в привлечении крупного бизнеса в систему государственно-частного партнерства. Учет опыта российской науки, широкие связи с мировой наукой, понимание необходимости технологического развития российской экономики и его поддержка на высших уровнях власти страны позволят России уверенно ответить на современные технологические вызовы.

Одна из важнейших задач модернизации и диверсификации российской экономики состоит в развитии ее инфраструктурных основ.

Формирование ГЧП в экономической сфере как комплекса объективных взаимосвязей и взаимоотношений между властью и бизнесом должно основываться на определенных методологических принципах.

Во-первых, содержание ГЧП должно быть адекватно сути и целям социально-экономического развития страны и ее субъектов, которые и будут определять конкретные формы и структуру взаимодействия государства и бизнеса.

Во-вторых, должен соблюдаться принцип экономического равноправия и ответственности: все участники реализации проектов в рамках ГЧП имеют равные права в определении вариантов эффективного достижения целей и решения задач. Важным является также определение ответственности и обязанностей участников такого партнерства.

В-третьих, необходим оптимальный учет интересов: системные решения при государственно-частном партнерстве должны приниматься с учетом всего комплекса интересов всех участвующих в нем сторон.

В-четвертых, необходима концентрация различных ресурсов и их источников за счет партнерства власти с бизнесом по приоритетным направлениям реализации инновационных проектов. При этом критерием отбора ресурсов и их источников должна быть возможность получения максимального синергетического эффекта (социального, экономического, инвестиционного).

В-пятых, государственно-частное партнерство должно быть направлено на последовательное решение не только текущих, но и стратегических задач развития национальной экономики и ее регионов.

Мировой опыт развития ГЧП показывает, что к наиболее существенным факторам его успеха относятся следующие:

• политическая и институциональная основа проектов ГЧП. Для успешной реализации проекта помимо четкого распределения полномочий в государственной системе необходимо четкое и детальное определение рамочных условий ведения переговоров с частными инвесторами;

• стабильная политико-правовая среда. Реализация ГЧП требует стабильных базовых условий, которые гарантируются конституционным, финансовым и гражданским законодательством;

• эффективная структура экономики и справедливое распределение возможностей и рисков;

• широкие возможности инвестирования за счет наличия адекватных механизмов распределения и смягчения риска, а также финансового структурирования инновационного проекта;

• свободный доступ к частным инвестиционным рынкам;

• возможность оптимизировать мобилизацию частного капитала на единицу государственных расходов (то есть прямых инвестиций, субсидий, гарантий);

• управление риском государственного сектора экономики;

• разработка эффективных инструментов государственного управления инновационной сферой.

В России принят ряд основополагающих документов, касающихся развития научно-технической сферы: «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», «Долгосрочный научно-технологический прогноз развития Российской Федерации на период до 2025 года», ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007–2012 годы», ФЦП «Национальная технологическая база на 2007–2011 годы» и другие. Для их реализации необходимы конкретные законодательно оформленные нормы и механизмы взаимодействия партнеров инновационного развития. К ним относятся экономико-правовые отношения:

• между субъектами инновационной деятельности, возникающие при ее осуществлении в любой сфере независимо от организационно-правовой формы предприятия;

• отношения, возникающие в процессе создания, производственного освоения, распространения и коммерческого использования инноваций;

• отношения, возникающие при осуществлении инвестиций в различные проекты российскими и иностранными инвесторами.

Государство располагает достаточно большим арсеналом возможностей в развитии различных сфер на условиях партнерства с бизнесом. Наряду с финансированием проектов необходимо:

• создавать в установленном федеральным законодательством порядке льготные условия осуществления партнерской деятельности и стимулирования российских и зарубежных инвесторов, участвующих в реализации различных программ и проектов;

• организовывать закупки для государственных нужд наукоемкой продукции, техники и новейших технологий;

• размещать государственные заказы на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;

• содействовать развитию инфраструктуры инновационной деятельности;

• создавать условия для повышения квалификации специалистов в области менеджмента и международного сотрудничества в инновационной сфере.

Для решения всех этих задач необходимо снять имеющиеся противоречия и пробелы в действующем законодательстве.

Процесс реализации государственной программы:

– контракт на НИОКР;

– контракт на серийное производство;

– контракт по обеспечению эксплуатации.

Практика применения государственно – частного партнерства в научной и инновационной сферах в ряде западноевропейских стран показывает, что механизм государственно – частного партнерства чаще используется в тех областях, где государство и бизнес имеют взаимные интересы, но при этом не в состоянии действовать самостоятельно друг от друга.


Библиографическая ссылка

Сибиряткина И.В., Ерохина Я.Ю. РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В МИРОВОЙ И РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2013. – № 10-2. – С. 226-227;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=33442 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674