Система государственно-частного партнерства в развитии российской экономики является механизмом, который заместил государственную политику в условиях плановой экономики. ГЧП формирует связи между государством и бизнесом, а также в инновациях данной системы. При этом ученые более свободны в выборе направлений исследований, формировании команды, проекты проходят всестороннюю экспертизу, чтобы снизить риски потери финансовых средств, что в свою очередь, является одним из главных аргументов в привлечении крупного бизнеса в систему государственно-частного партнерства. Учет опыта российской науки, широкие связи с мировой наукой, понимание необходимости технологического развития российской экономики и его поддержка на высших уровнях власти страны позволят России уверенно ответить на современные технологические вызовы.
Одна из важнейших задач модернизации и диверсификации российской экономики состоит в развитии ее инфраструктурных основ.
Формирование ГЧП в экономической сфере как комплекса объективных взаимосвязей и взаимоотношений между властью и бизнесом должно основываться на определенных методологических принципах.
Во-первых, содержание ГЧП должно быть адекватно сути и целям социально-экономического развития страны и ее субъектов, которые и будут определять конкретные формы и структуру взаимодействия государства и бизнеса.
Во-вторых, должен соблюдаться принцип экономического равноправия и ответственности: все участники реализации проектов в рамках ГЧП имеют равные права в определении вариантов эффективного достижения целей и решения задач. Важным является также определение ответственности и обязанностей участников такого партнерства.
В-третьих, необходим оптимальный учет интересов: системные решения при государственно-частном партнерстве должны приниматься с учетом всего комплекса интересов всех участвующих в нем сторон.
В-четвертых, необходима концентрация различных ресурсов и их источников за счет партнерства власти с бизнесом по приоритетным направлениям реализации инновационных проектов. При этом критерием отбора ресурсов и их источников должна быть возможность получения максимального синергетического эффекта (социального, экономического, инвестиционного).
В-пятых, государственно-частное партнерство должно быть направлено на последовательное решение не только текущих, но и стратегических задач развития национальной экономики и ее регионов.
Мировой опыт развития ГЧП показывает, что к наиболее существенным факторам его успеха относятся следующие:
• политическая и институциональная основа проектов ГЧП. Для успешной реализации проекта помимо четкого распределения полномочий в государственной системе необходимо четкое и детальное определение рамочных условий ведения переговоров с частными инвесторами;
• стабильная политико-правовая среда. Реализация ГЧП требует стабильных базовых условий, которые гарантируются конституционным, финансовым и гражданским законодательством;
• эффективная структура экономики и справедливое распределение возможностей и рисков;
• широкие возможности инвестирования за счет наличия адекватных механизмов распределения и смягчения риска, а также финансового структурирования инновационного проекта;
• свободный доступ к частным инвестиционным рынкам;
• возможность оптимизировать мобилизацию частного капитала на единицу государственных расходов (то есть прямых инвестиций, субсидий, гарантий);
• управление риском государственного сектора экономики;
• разработка эффективных инструментов государственного управления инновационной сферой.
В России принят ряд основополагающих документов, касающихся развития научно-технической сферы: «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», «Долгосрочный научно-технологический прогноз развития Российской Федерации на период до 2025 года», ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007–2012 годы», ФЦП «Национальная технологическая база на 2007–2011 годы» и другие. Для их реализации необходимы конкретные законодательно оформленные нормы и механизмы взаимодействия партнеров инновационного развития. К ним относятся экономико-правовые отношения:
• между субъектами инновационной деятельности, возникающие при ее осуществлении в любой сфере независимо от организационно-правовой формы предприятия;
• отношения, возникающие в процессе создания, производственного освоения, распространения и коммерческого использования инноваций;
• отношения, возникающие при осуществлении инвестиций в различные проекты российскими и иностранными инвесторами.
Государство располагает достаточно большим арсеналом возможностей в развитии различных сфер на условиях партнерства с бизнесом. Наряду с финансированием проектов необходимо:
• создавать в установленном федеральным законодательством порядке льготные условия осуществления партнерской деятельности и стимулирования российских и зарубежных инвесторов, участвующих в реализации различных программ и проектов;
• организовывать закупки для государственных нужд наукоемкой продукции, техники и новейших технологий;
• размещать государственные заказы на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;
• содействовать развитию инфраструктуры инновационной деятельности;
• создавать условия для повышения квалификации специалистов в области менеджмента и международного сотрудничества в инновационной сфере.
Для решения всех этих задач необходимо снять имеющиеся противоречия и пробелы в действующем законодательстве.
Процесс реализации государственной программы:
– контракт на НИОКР;
– контракт на серийное производство;
– контракт по обеспечению эксплуатации.
Практика применения государственно – частного партнерства в научной и инновационной сферах в ряде западноевропейских стран показывает, что механизм государственно – частного партнерства чаще используется в тех областях, где государство и бизнес имеют взаимные интересы, но при этом не в состоянии действовать самостоятельно друг от друга.