Ситуация с обеспечением промышленной безопасности в современной России оставляет желать лучшего. Поэтому необходимо исследовать причины и последствия аварий, чрезвычайных происшествий (ЧП) и катастроф в той или иной отрасли. Важным представляется вопрос обеспечения техногенной безопасности на промышленных предприятиях.
По материалам [2] и открытым интернет-источникам [5] был проведен анализ аварий и чрезвычайных происшествий, произошедших на предприятиях, подконтрольных территориальным органам Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Полученные данные позволили сформировать следующий взгляд на состояние этого вопроса.
Хочется отметить, что исследованию подлежали только открытые (нелатентные) данные.
За 2007–2010 годы в России была зарегистрирована следующая статистика аварий и ЧП в техногенной сфере, изображенная на рисунке.
Статистика аварий и ЧП техногенной сферы России
К сожалению, тренд показывает, что количество аварий и чрезвычайных происшествий увеличивается.
Какова же доля различных аварий и ЧП? На это вопрос дает ответ следующая иллюстрация (таблица).
Анализ показывает, что в основном объектами аварий являются грузоподъемное оборудование (краны, лифты и т.д.), нефте- и газопроводы, здания и сооружения. Основными причинами аварий на кранах являются запроектные деформации несущих металлоконструкций, нарушение их целостности, трещины, нарушение правил эксплуатации, запредельные нагрузки, эксплуатация техники сверх выработанного ресурса, неэффективная оценка фактического технического состояния несущих металлоконструкций. Представляется, что на самом деле частота таких аварий достаточно велика: их число измеряется сотнями и тысячами в год. Ущербы от этих аварий составляют сотни тысяч долларов на одну аварию [1], но самое важное, страдают, погибают люди, получают увечья.
Основные объекты аварий
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
|
Общее количество промышленных аварий |
158 |
128 |
86 |
103 |
Краны, % |
38 (24 %) |
39 (30 %) |
22 (26 %) |
37 (36 %) |
ЧП со смертельным исходом |
19 (12 %) |
17 (13 %) |
7 (8 %) |
18 (17 %) |
Аварии на кранах различного назначения практически в половине случаев происходят со смертельным исходом. Величина риска на сложных технических системах (СТС), в которых, безусловно, присутствует крановое хозяйство, составляет 10–4 и выше [1].
Автор предложил некоторые подходы к обеспечению техногенной безопасности промышленных предприятий [3, 4]. Для снижения риска техногенных аварий и катастроф необходимо устранить их основные причины, а, именно, эффективно оценивать фактическое техническое состояние несущих металлоконструкций кранов, как с позиций традиционных методов, так, например, и с позиций конструкционного риск-анализа.
При его реализации учитывается следующее:
– под риском R(t) понимается сочетание вероятностей Р(t) возникновения аварий и катастроф и ущербов U(t) от них:
;
– безопасность по критериям рисков записывается в виде
nR – запас по рискам (nR ≥ 1); Rc(t) – критический риск;
– для достижения заданного уровня безопасности и управления безопасностью предусматриваются комплексы мероприятий с затратами Z(t), связанными с формирующимися рисками R(t)
mZ – коэффициент эффективности затрат (mZ ≥ 1).
Обобщающее условие анализа и управления безопасностью можно представить в форме
Основным элементом здесь является анализ определяющего параметра Р(t).
Библиографическая ссылка
Извеков Ю.А. АНАЛИЗ ТЕХНОГЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КРАНОВОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2012. – № 12. – С. 18-19;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=31121 (дата обращения: 21.12.2024).