Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE ANALYSIS OF TECHNOGENIC SAFETY OF THE OF RUSSIA

Izvekov Y.A. 1
1 Magnitogorsk state technical university of G.I. Nosova
The analysis of failures and the emergencies which have occurred at the enterprises, under control to territorial bodies of Federal Agency of Russia on ecological, technological and nuclear supervision during the period with 2007 for 2010 is carried out. Kinds and a share of the basic objects of failures are defined. The reasons of failures of bearing designs of cranes are established. The estimation of an actual technical condition of bearing designs of cranes from positions of the constructional risk-analysis is offered.
technogenic safety
the failure bearing designs of cranes
risk
constructional risk-analysis

Ситуация с обеспечением промышленной безопасности в современной России оставляет желать лучшего. Поэтому необходимо исследовать причины и последствия аварий, чрезвычайных происшествий (ЧП) и катастроф в той или иной отрасли. Важным представляется вопрос обеспечения техногенной безопасности на промышленных предприятиях.

По материалам [2] и открытым интернет-источникам [5] был проведен анализ аварий и чрезвычайных происшествий, произошедших на предприятиях, подконтрольных территориальным органам Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Полученные данные позволили сформировать следующий взгляд на состояние этого вопроса.

Хочется отметить, что исследованию подлежали только открытые (нелатентные) данные.

За 2007–2010 годы в России была зарегистрирована следующая статистика аварий и ЧП в техногенной сфере, изображенная на рисунке.

pic_6.wmf

Статистика аварий и ЧП техногенной сферы России

К сожалению, тренд показывает, что количество аварий и чрезвычайных происшествий увеличивается.

Какова же доля различных аварий и ЧП? На это вопрос дает ответ следующая иллюстрация (таблица).

Анализ показывает, что в основном объектами аварий являются грузоподъемное оборудование (краны, лифты и т.д.), нефте- и газопроводы, здания и сооружения. Основными причинами аварий на кранах являются запроектные деформации несущих металлоконструкций, нарушение их целостности, трещины, нарушение правил эксплуатации, запредельные нагрузки, эксплуатация техники сверх выработанного ресурса, неэффективная оценка фактического технического состояния несущих металлоконструкций. Представляется, что на самом деле частота таких аварий достаточно велика: их число измеряется сотнями и тысячами в год. Ущербы от этих аварий составляют сотни тысяч долларов на одну аварию [1], но самое важное, страдают, погибают люди, получают увечья.

Основные объекты аварий

 

2007

2008

2009

2010

Общее количество промышленных аварий

158

128

86

103

Краны, %

38 (24 %)

39 (30 %)

22 (26 %)

37 (36 %)

ЧП со смертельным исходом

19 (12 %)

17 (13 %)

7 (8 %)

18 (17 %)

Аварии на кранах различного назначения практически в половине случаев происходят со смертельным исходом. Величина риска на сложных технических системах (СТС), в которых, безусловно, присутствует крановое хозяйство, составляет 10–4 и выше [1].

Автор предложил некоторые подходы к обеспечению техногенной безопасности промышленных предприятий [3, 4]. Для снижения риска техногенных аварий и катастроф необходимо устранить их основные причины, а, именно, эффективно оценивать фактическое техническое состояние несущих металлоконструкций кранов, как с позиций традиционных методов, так, например, и с позиций конструкционного риск-анализа.

При его реализации учитывается следующее:

– под риском R(t) понимается сочетание вероятностей Р(t) возникновения аварий и катастроф и ущербов U(t) от них:

Eqn36.wmf;

– безопасность по критериям рисков записывается в виде

Eqn37.wmf

nR – запас по рискам (nR ≥ 1); Rc(t) – критический риск;

– для достижения заданного уровня безопасности и управления безопасностью предусматриваются комплексы мероприятий с затратами Z(t), связанными с формирующимися рисками R(t)

Eqn38.wmf

mZ – коэффициент эффективности затрат (mZ ≥ 1).

Обобщающее условие анализа и управления безопасностью можно представить в форме

Eqn39.wmf

Основным элементом здесь является анализ определяющего параметра Р(t).