Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,899

ИСТОРИЯ И ТРАДИЦИИ РОССИЙСКОЙ ДИПЛОМАТИИ

Исмайлов А.И. Базарбаев К.К.
В статье рассмотрена история традиции российской дипломатии и труды в внешном политике государственных деятелей. Со времени создания в 1802 году Российские Министерство иностранных дел осуществляло отечественные интересы в международных делах. МИД России занимало в системе государственной власти заслуженно авторитетное положение, послы и консулы России имели достаточно высокие полномочия в принятии внешнеполитических решений, выполняли свой долг и государственные обязанности профессионально и преданно.

За несколько веков своей истории Российская дипломатия прошла разные эпохи в зависимости от сменявших друг-друга внещнеполитических концепций, разработанных и принятых россиской государственной властью в интересах страны и народа.

После распада СССР новое политическое руководство России возложило международному ведомству на Смоленской площади в Москве, где постоянно в советское время находились МИД и его структуры, занять лидирующее положение в осуществлении приоритетов внешней политики государства. Россия, являясь правопреемницей бывшего СССР, взяла на себя обязательства по международным договорам Советского Союза, сохранила за собой все заграничные организации и учреждения. Перед внешнеполитическим ведомством новой Российской Федерации стояли задачи реализовать интересы страны с высоким уровнем эффективности и представлять Россию в международных делах достойно. С этой целью сегодня в России на долгосрочной основе определена внешнеполитическая концепция, сформирована отвечающая историческим традициям система реализации интересов страны в международных отношениях. Ключевая роль в этой системе принадлежит Министерству иностранных дел РФ.

Методы исследования - история традиции российской дипломатии.

В России всегда традиционно уделялось большое внимание подготовке дипломатов, ученых, других специалистов по зарубежным странам, переводчиков, и профессии эти, как и собственно сама дипломатическая служба, были весьма престижны. Не случайно причастны к ней были А. Пушкин, А. Грибоедов, Ф. Тютчев и другие достойные представители российского народа. Славились своими выпускниками-международниками университеты Москвы, Санкт-Петербурга, Казани. Авторитетной была школа востоковедения с ее центром - Лазаревским училищем восточных языков, созданным еще в 1815 году и затем переросшим в знаменитый Московский институт востоковедения. Впервые кафедра востоковедения была создана в Санкт-Петербургском университете. Известные ученые-востоковеды В.В. Бартольд, Н.И. Веселовский и В.В. Григорьев внесли значительный вклад в Российское востоковедение в изучении Средней Азии и Восточного Туркестана, государств мусульманского мира. Их труды являлись важным основанием в организации дипломатических миссий в страны Востока, в налаживании отношений России с народами и государствами с учетом их истории, традиции и культурных особенностей.

После революции 1917 г. в СССР эти традиции сохранились. Советские дипломаты имели, как правило, высокий рейтинг за рубежом. Ныне действующая система подготовки кадров международников сложилась в основном в послевоенные годы. Это факультеты или отделения международных отношений в крупных университетах, академии или иные учебные центры у министерств и ведомств, занимающихся международными связями (академии внешней торговли, внешней разведки и т.д.). И, конечно, две главные «несущие конструк- ции» - Московский государственный институт международных отношений (МГИМО) и Дипломатическая академия МИД России. Из стен МГИМО за пятьдесят с лишним лет его существования вышло более 20 тысяч специалистов, в том числе несколько поколений отечественных дипломатов, включая современных руководящих работников и сотрудников [4].

В 1934 году Оргбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление о создании Института подготовки дипломатических и консульских работников. Ставилась задача, так сказать, «штучной работы» - подготовки небольшого числа, 40 человек в год, руководящих специалистов для НКИД, «знающих иностранный язык и способных отстоять международные интересы в практической работе». Позже институт был преобразован в Высшую дипломатическую школу и затем в Дипломатическую академию, масштабы подготовки кадров заметно возросли.

В целом, пять с половиной тысяч выпускников вышли из стен академии во все годы, и 400 из них стали чрезвычайными и полномочными послами Советского Союза и Российской Федерации. МГИМО и Дипакадемия - кузница кадров - международников мирового уровня. Основной контингент обучающихся в Дипакадемии - это, конечно, не послы, которых пропорционально немного, а молодые дипломаты уровня, как правило, третьего и второго секретаря в возрасте, соответственно, около 30 лет.

Без новых знаний, без свежих подходов не научишь молодого дипломата творческому осмыслению предстоящих реалий XXI века. Здесь главными являются: во-первых, осознание новой геополитической картины мира и места в ней России; во-вторых, возрастающая роль экономической дипломатии; в третьих, вовлечение в практическую дипломатическую работу современных информационных технологий.

Многие страны, начиная с США, не скрывают, что во главу угла внешней политики ставят свои экономические, торговые, финансовые интересы. На этот путь становится все больше других государств. И это вполне естественно в условиях, когда международные отношения постепенно демилитаризируются, а мир становится единым рынком.

Для России в ее геополитическом положении - с ее линией на вхождение в мировое хозяйство, на интеграцию СНГ, с ее внутренними трудностями - возрастание роли экономической дипломатии является очевидным. На практическом уровне МИД и посольствам приходится все больше заниматься такого рода вопросами, тем более, что в 40 с лишним странах торгпредства преобразованы в экономические отделы посольств.

В дипломатической истории России со времени создания внешнеполитического ведомоства известены выдающиеся государственные деятели, возглавлявшие МИД страны в разные эпохи. Это Александр Михайлович Горчаков [2]. Он был министром Российской империи в периодкрупных политических реформ во второй половине XIX века. Повелительная формула «Россия сосредоточивается», содержащая в его известной ноте от 2 сентября (21 августа по старому стилью) 1856 года , т.е. 155 лет назад, была выстрадана из тяжелого опыта Крымской войны 1853-1856 годов, в которой Россия потерпела поражение и лишилась своего влияния в Черноморском регионе.

2 сентября 1856 года новый министр иностранных дел князь Горчаков, сменивший на этом посту Карла Нессельроде, около 40 лет воглавлявшего безуспешно внешнеполитическое ведомство, в адрес иностранных правительств направляет ноту, содержащую новые приниципы внутренней и внешней политики своей страны. Главное в ней - побежденная Россия мобилизуется, собирает силы для восстановления своей лидирующей роли в европейских делах. Россия предпримет все меры, в том числе и дипломатические, чтобы добиться пересмотра Парижского трактата. Это было достигнуто в работе Берлинской конференции, когда Россия востановила свое лидирующее положение в Причерноморье и Приазовье.

Народным комиссаром, возглавившим советское Министерство иностранных дел был Георгий Васильевич Чичерин [3]. Благодаря его усилиям в 20-х годах прошлого века подписаны наиболее важные первые договора Советского правительства. В их числе Советско-Турецкий, Советско-Иранский и Советско-Афганский договоры, обеспечившие признание России в государствах Востока и укрепившие её южные рубежи в условиях соперничества РСФСР с ведущими государствами Запада за влияние и господсвующее положение в странах Центральной Азии и Средиземноморья.

Уместно здесь особо отметить многолетний труд выдающегося государственного деятеля и дипломата Андрея Андреевича Громыко [1], умело и принципиально отстаивавшего интересы СССР в международных делах, активного участника создания ряда органов мирового уровня.

Российская дипломатия и научная общественность в 1998 году отметили 200-летие А.М. Горчакова. Доклад сделал Е.М. Примаков, министр иностранных дел РФ, академик. Привожу здесь отдельные положения доклада: «Россия в мировой политике». Доклад опубликован в журнале МИД РФ «Международная жизнь». Евгений Максимович Примаков сказал тогда следующее:

Наши чтения посвящены 200-летию со дня рождения одного из наиболее выдающихся дипломатов, политиков, государственных деятелей не только России, но и Европы, министра иностранных дел Александра Михайловича Горчакова. Перечисление всех титулов, званий и наград этого глубокого аналитика и блестящего практика заняло бы, очевидно, много страниц. Но разве дело в этом? Сам тот факт, что двухсотлетний юбилей А.М. Горчакова торжественно отмечают благодарные потомки в той стране, которой он посвятил свои думы, помыслы, нелегкий труд, в конечном счете всю свою жизнь, является наилучшим, ни с чем несравнимым признанием его заслуг.

В чем феномен Горчакова? В том, что он тридцать лет подряд занимал пост министра иностранных дел России? Конечно, нет. Сорок лет в этом же кресле просидел граф Нессельроде, но юбилей его не придет в голову отмечать никому из присутствующих в этом зале. Дело в том, что за годы своего нахождения в российском МИД Горчаков сумел сделать на внешнеполитическом поприще для России XIX века больше, чем кто бы то ни было другой.

Александр Михайлович стал министром иностранных дел в 1856 году сразу после поражения России в Крымской войне. Многие считали в то время, что присутствуют на похоронах Российской империи, во всяком случае являются свидетелями превращения ее во второразрядную державу. Для такого вывода были основания: Россия, еще незадолго до этого представлявшая собой, пожалуй, самое мощное и влиятельное государство в Европе, была не просто разбита, но и унижена. Против России объединились практически все значительные в то время империи.

Два пути открывались реально перед страной после столь масштабного поражения. Первый - отказаться от роли великой державы, уйти с международной арены, в крайнем случае принять те правила игры, которые победители навязывают побежденным, по сути, превратиться в их вассала. К этому вел дело бывший до Горчакова министром иностранных дел Нессельроде, который после заключения Парижского договора вообще предложил ликвидировать МИД России.

Горчаков выступил сторонником другого пути: упор на внутренние преобразования, без которых, как показало поражение в Крымской войне, у России нет будущего, но вместе с тем активная внешняя политика, призванная обеспечить лучшие условия для внутреннего обновления. «При современном положении нашего государства и Европы, - докладывал А.М. Горчаков императору Александру II, - вообще главное внимание России должно быть упорно направлено на осуществление дела нашего внутреннего развития, и вся внешняя политика должна быть подчинена этой главной задаче».

Конечно, сразу после поражения в Крымской войне Россия не была в состоянии в тех же масштабах и так же многосторонне действовать на международной арене. Приходилось на какое-то время мириться и с навязанными условиями мира. Но главное, как представляется, заключалось в том, что, по Горчакову, это был не стратегический откат. Это была лишь пауза. В циркуляре, направленном в российские заграничные представительства, А.М. Горчаков писал 21 августа 1856 года: «Россию упрекают в том, что она изолируется и молчит перед лицом таких фактов, которые не гармонируют ни с правом, ни со справедливостью. Говорят, что Россия сердится, - Россия не сердится. Россия сосредоточивается».

Пауза, как и следовало ожидать, длилась недолго. В отчете МИД России уже за 1862 год говорилось: «Необходимо констатировать раз и навсегда, что Россия, оставаясь верной своим принципам, согласовывает свои политические шаги со своими интересами». Постоянное внешнеполитическое кредо А.М. Горчакова («констатировать раз и навсегда») провозглашало главной внешнеполитической задачей России защиту ее национальных интересов.

Умело, маневрируя и используя противоречия между различными европейскими государствами, а также Турцией, А.М. Горчаков уже в 1870 году обрел возможность громогласно объявить об отказе России признавать статью Парижского договора, запрещающую ей иметь на Черном море военный флот и укрепленные базы. Затем, еще через год, используя заинтересованность Пруссии в поддержке ее со стороны России во время войны с Францией, российский министр иностранных дел во многом инициировал идею Бисмарка провести меж-дународную конференцию в Лондоне, которая завершилась подписанием конвенции, подтверждавшей восстановление прав России на Черном море.

Со времен приобретения Казахстаном своей государственной независимости Россия в числе первых из бывших республик СССР установила полнокровные и равноправные отношения. 25 мая 1992 г. между Российской Федерацией и Республикой Казахстан подписан договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. [5], В том же году между двумя независимыми государствами установлены новые дипломатические отношения. 23 декабря 1998 года заключены соглашения, которые окончательно установили границы между Россией и Казахстаном. Тем самым были в полной мере решены все межгосударственные вопросы.

В середине сентября 2011 года в городе Астрахань состоялся очередной XIII Форум межрегионального сотрудничества с участием президентов России и Казахстана Д.А. Медведева и Н.А. Назарбаева.

Астрахань занимает особое место в многовековой истории казахского народа. Этот город поистине Евразийский. Здесь комфортно ощущают себя представители разных национальностей и конфессий. Тесно переплетены общие исторические и культурные корни двух народов. На астраханской земле покоятся великий композитор Курмангазы и основатель Букеевской Орды Бокейхан.

Повестка дня Астраханского Форума: актуальные вопросы эффективного взаимодействия двух государств в выявлении и локализации чрезвычайных ситуаций, природных и техногенных катастроф. Обсуждены также вопросы рационального испальзования и охрана трансграничных водных ресурсов в частности, реки Урал. В ней сегодня налицо небывалое обмеление. Годовой дефицит воды вырос в 3 раза.

Значение межрегиональных форумов в истории Российско-Казахстанских отношений весьма знаково. Необходмость встреч и обсуждение текущих приграничных дел объективны. 27 Российских субъектов граничат со странами СНГ, из них 12 непосредственно соседствуют с 7 Казахстанскими областями.

Первый форум приграничных регионов состоялся, как известно, в 2003 году в городе Омск. Затем эти форумы прошли в Актюбинске и Усть-Каменогорске. К традиционно проводимым межрегиональным форумам ныне присоединились со стороны Казахстана города Астана и Алматы, Карагандинская область. Со стороны Рос- сии - Москва и Санк-Питербург, Свердловская область и Республика Татарстан. Значит, в работе форумов участвуют 8 Казахстанских областей и 13 субъектов РФ. Сотрудничество их развивается плодотворно и многостронне.

Отношения между РФ и РК стабильны и характеризуются динамичным ростом товарооборота. В 2010 г. он достиг в суммарном выражении 15,8 млр долларов. Создание единого экономического пространства (ЕЭП) позволило только за первых 6 месяцев 2011 года увеличить торгово-экономические связи до 40 процентов и они составили 11,5 млрд долларов. К концу 2011 года до 20 млрд долларов.

На Астраханском форуме Президент Н.А. Назарбаев предложил в 2012 году отметить 20-летие двух важных исторических событий - Договора 1992 года и Установление дипломатических отношений между РФ и РК. Несомненно, этот дипломатический праздник будет отмечен достойно и в России, и в Казахстане.

Важнейшим направлением в работе внешнеполйтического ведомства России является отношение с Турцией. Россия и Турция - близкие соседи. История их взаимоотношений имеет сложные и трудные страницы. В течение более пяти веков Османская империя и Российская империя были геополитическими соперниками на Черном море и Кавказе, на Балканах и в ряде других южных территорий. Но вместе с тем немало страниц в истории двух государств, когда их отношения характеризуются как партнерские и взаимовыгодные. Эти связи между Турцией и Россией начинались со времен посольства, во главе которого был в 1792-1794 гг. известный русский полководец М.И. Кутузов. Именно тогда за две недели до нашествия войск Наполеона на Россию в 1812 году был подписан мирный договор, благодаря которому Османская империя сохранила нейтралитет в русско-французской войне. Так было и в годы Великой Отечественной войны. Тогда Турция не участвовала. в походах войск фашистской Германии против Советского Союза.

Прошло более 90 лет со времен установления дипломатических отношений между республиканской Турцией и советской Россией. В 1920 году, 4 октября, в Анкаре было открыто Посольство, положившее начало многим позитивным связям в сферах экономического сотрудничества и политического диалога. Оценивая современное состояние отношений между двумя странами, Чрезвычайный и Полномоченный посол Российской Федерации в Турции известный ученый-историк П.В. Стегний считает, что эти отношения ныне вышли на новый уровень долговременного сотрудничества.

Торгово-экономические отношения между Турцией и Россией достигли 20 миллиардного рубежа в долларовых исчислениях. Ежегодно в санаторно-курортных благодатных турецких районах отдыхают и лечатся до 2,5 млн российских граждан, т.е. более половины от всех выезжающих за границу туристов России. Культурно-гуманитарные связи между двумя странами развиваются на принципах взоимопомощи и взаимоподдержки.

Таким образом, для развития добрососедских отношений между Россией и Турцией имеются достаточно много объективных предпосылок.

В современных условиях Российская дипломатия руководствуясь новой Концепцией внешней политики РФ, принятой в 2008 году, проводит разнонапровленные действия, при этом приоритетными являются укрепление и развитие отношений со странами Центральной Азии, а так же связи с государствами ближнего и дальнего зарубежья.

Список литературы

  1. Андрей Андреевич Громыко (1906-1989), видный советский государственный деятель и дипломат. Министр иностранных дел СССР. См. мемуарное произведение: А.А. Громыко. Памятное. В 2-х книгах. - М., 1988.
  2. Александар Михайлович Горчаков (1798-1883), канцлер России. В 1856-1882 гг. Министр иностранных дел, тезка и однокашник А.С. Пушкина. Великий поэт посвятил ему ряд стихотворений, например, «Горчакову», «19 октября» (это день, отмечаемый первыми выпускниками Царскосельского Лицея).
  3. Георгий Васильевич Чичерин (1872-1963), народный комиссар иностранных дел РСФСР-СССР. В предвоенные годы был участником ряда международных саммитов европейских стран. В Тамбовском Госуниверситете им. Г.Р. Державина периодически проводятся «Чичеринские чтения». См. А.И. Исмаилов. «Г.В. Чичерин и становление советской дипломатии в Туркестанской АССР». Материалы чтений в 2008 году.
  4. Данные приведены по статье Ю.Кашлева, см. «Международная жизнь». - М., 1998. - №5.
  5. См. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве в области культуры, науки и образования (Москва, 28 марта 1994 г.).

Библиографическая ссылка

Исмайлов А.И., Базарбаев К.К. ИСТОРИЯ И ТРАДИЦИИ РОССИЙСКОЙ ДИПЛОМАТИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2012. – № 6. – С. 5-9;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=30771 (дата обращения: 21.10.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074