Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

HISTORY AND TRADITIONS OF RUSSIAN DIPLOMACY

Ismailov A.I. Bazarbayev K.K.
This article are stated historical pages from tradition of the Russian diplomacy. Since its inception in 1802 the Russian Ministry of Foreign Affairs carried out the national interests in international affairs. Russian Foreign Ministry took in the government deserves an authoritative position, ambassadors and consuls of Russia had a high enough authority in making foreign policy decisions, doing their duty and public duties professionally and devotedly.

За несколько веков своей истории Российская дипломатия прошла разные эпохи в зависимости от сменявших друг-друга внещнеполитических концепций, разработанных и принятых россиской государственной властью в интересах страны и народа.

После распада СССР новое политическое руководство России возложило международному ведомству на Смоленской площади в Москве, где постоянно в советское время находились МИД и его структуры, занять лидирующее положение в осуществлении приоритетов внешней политики государства. Россия, являясь правопреемницей бывшего СССР, взяла на себя обязательства по международным договорам Советского Союза, сохранила за собой все заграничные организации и учреждения. Перед внешнеполитическим ведомством новой Российской Федерации стояли задачи реализовать интересы страны с высоким уровнем эффективности и представлять Россию в международных делах достойно. С этой целью сегодня в России на долгосрочной основе определена внешнеполитическая концепция, сформирована отвечающая историческим традициям система реализации интересов страны в международных отношениях. Ключевая роль в этой системе принадлежит Министерству иностранных дел РФ.

Методы исследования - история традиции российской дипломатии.

В России всегда традиционно уделялось большое внимание подготовке дипломатов, ученых, других специалистов по зарубежным странам, переводчиков, и профессии эти, как и собственно сама дипломатическая служба, были весьма престижны. Не случайно причастны к ней были А. Пушкин, А. Грибоедов, Ф. Тютчев и другие достойные представители российского народа. Славились своими выпускниками-международниками университеты Москвы, Санкт-Петербурга, Казани. Авторитетной была школа востоковедения с ее центром - Лазаревским училищем восточных языков, созданным еще в 1815 году и затем переросшим в знаменитый Московский институт востоковедения. Впервые кафедра востоковедения была создана в Санкт-Петербургском университете. Известные ученые-востоковеды В.В. Бартольд, Н.И. Веселовский и В.В. Григорьев внесли значительный вклад в Российское востоковедение в изучении Средней Азии и Восточного Туркестана, государств мусульманского мира. Их труды являлись важным основанием в организации дипломатических миссий в страны Востока, в налаживании отношений России с народами и государствами с учетом их истории, традиции и культурных особенностей.

После революции 1917 г. в СССР эти традиции сохранились. Советские дипломаты имели, как правило, высокий рейтинг за рубежом. Ныне действующая система подготовки кадров международников сложилась в основном в послевоенные годы. Это факультеты или отделения международных отношений в крупных университетах, академии или иные учебные центры у министерств и ведомств, занимающихся международными связями (академии внешней торговли, внешней разведки и т.д.). И, конечно, две главные «несущие конструк- ции» - Московский государственный институт международных отношений (МГИМО) и Дипломатическая академия МИД России. Из стен МГИМО за пятьдесят с лишним лет его существования вышло более 20 тысяч специалистов, в том числе несколько поколений отечественных дипломатов, включая современных руководящих работников и сотрудников [4].

В 1934 году Оргбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление о создании Института подготовки дипломатических и консульских работников. Ставилась задача, так сказать, «штучной работы» - подготовки небольшого числа, 40 человек в год, руководящих специалистов для НКИД, «знающих иностранный язык и способных отстоять международные интересы в практической работе». Позже институт был преобразован в Высшую дипломатическую школу и затем в Дипломатическую академию, масштабы подготовки кадров заметно возросли.

В целом, пять с половиной тысяч выпускников вышли из стен академии во все годы, и 400 из них стали чрезвычайными и полномочными послами Советского Союза и Российской Федерации. МГИМО и Дипакадемия - кузница кадров - международников мирового уровня. Основной контингент обучающихся в Дипакадемии - это, конечно, не послы, которых пропорционально немного, а молодые дипломаты уровня, как правило, третьего и второго секретаря в возрасте, соответственно, около 30 лет.

Без новых знаний, без свежих подходов не научишь молодого дипломата творческому осмыслению предстоящих реалий XXI века. Здесь главными являются: во-первых, осознание новой геополитической картины мира и места в ней России; во-вторых, возрастающая роль экономической дипломатии; в третьих, вовлечение в практическую дипломатическую работу современных информационных технологий.

Многие страны, начиная с США, не скрывают, что во главу угла внешней политики ставят свои экономические, торговые, финансовые интересы. На этот путь становится все больше других государств. И это вполне естественно в условиях, когда международные отношения постепенно демилитаризируются, а мир становится единым рынком.

Для России в ее геополитическом положении - с ее линией на вхождение в мировое хозяйство, на интеграцию СНГ, с ее внутренними трудностями - возрастание роли экономической дипломатии является очевидным. На практическом уровне МИД и посольствам приходится все больше заниматься такого рода вопросами, тем более, что в 40 с лишним странах торгпредства преобразованы в экономические отделы посольств.

В дипломатической истории России со времени создания внешнеполитического ведомоства известены выдающиеся государственные деятели, возглавлявшие МИД страны в разные эпохи. Это Александр Михайлович Горчаков [2]. Он был министром Российской империи в периодкрупных политических реформ во второй половине XIX века. Повелительная формула «Россия сосредоточивается», содержащая в его известной ноте от 2 сентября (21 августа по старому стилью) 1856 года , т.е. 155 лет назад, была выстрадана из тяжелого опыта Крымской войны 1853-1856 годов, в которой Россия потерпела поражение и лишилась своего влияния в Черноморском регионе.

2 сентября 1856 года новый министр иностранных дел князь Горчаков, сменивший на этом посту Карла Нессельроде, около 40 лет воглавлявшего безуспешно внешнеполитическое ведомство, в адрес иностранных правительств направляет ноту, содержащую новые приниципы внутренней и внешней политики своей страны. Главное в ней - побежденная Россия мобилизуется, собирает силы для восстановления своей лидирующей роли в европейских делах. Россия предпримет все меры, в том числе и дипломатические, чтобы добиться пересмотра Парижского трактата. Это было достигнуто в работе Берлинской конференции, когда Россия востановила свое лидирующее положение в Причерноморье и Приазовье.

Народным комиссаром, возглавившим советское Министерство иностранных дел был Георгий Васильевич Чичерин [3]. Благодаря его усилиям в 20-х годах прошлого века подписаны наиболее важные первые договора Советского правительства. В их числе Советско-Турецкий, Советско-Иранский и Советско-Афганский договоры, обеспечившие признание России в государствах Востока и укрепившие её южные рубежи в условиях соперничества РСФСР с ведущими государствами Запада за влияние и господсвующее положение в странах Центральной Азии и Средиземноморья.

Уместно здесь особо отметить многолетний труд выдающегося государственного деятеля и дипломата Андрея Андреевича Громыко [1], умело и принципиально отстаивавшего интересы СССР в международных делах, активного участника создания ряда органов мирового уровня.

Российская дипломатия и научная общественность в 1998 году отметили 200-летие А.М. Горчакова. Доклад сделал Е.М. Примаков, министр иностранных дел РФ, академик. Привожу здесь отдельные положения доклада: «Россия в мировой политике». Доклад опубликован в журнале МИД РФ «Международная жизнь». Евгений Максимович Примаков сказал тогда следующее:

Наши чтения посвящены 200-летию со дня рождения одного из наиболее выдающихся дипломатов, политиков, государственных деятелей не только России, но и Европы, министра иностранных дел Александра Михайловича Горчакова. Перечисление всех титулов, званий и наград этого глубокого аналитика и блестящего практика заняло бы, очевидно, много страниц. Но разве дело в этом? Сам тот факт, что двухсотлетний юбилей А.М. Горчакова торжественно отмечают благодарные потомки в той стране, которой он посвятил свои думы, помыслы, нелегкий труд, в конечном счете всю свою жизнь, является наилучшим, ни с чем несравнимым признанием его заслуг.

В чем феномен Горчакова? В том, что он тридцать лет подряд занимал пост министра иностранных дел России? Конечно, нет. Сорок лет в этом же кресле просидел граф Нессельроде, но юбилей его не придет в голову отмечать никому из присутствующих в этом зале. Дело в том, что за годы своего нахождения в российском МИД Горчаков сумел сделать на внешнеполитическом поприще для России XIX века больше, чем кто бы то ни было другой.

Александр Михайлович стал министром иностранных дел в 1856 году сразу после поражения России в Крымской войне. Многие считали в то время, что присутствуют на похоронах Российской империи, во всяком случае являются свидетелями превращения ее во второразрядную державу. Для такого вывода были основания: Россия, еще незадолго до этого представлявшая собой, пожалуй, самое мощное и влиятельное государство в Европе, была не просто разбита, но и унижена. Против России объединились практически все значительные в то время империи.

Два пути открывались реально перед страной после столь масштабного поражения. Первый - отказаться от роли великой державы, уйти с международной арены, в крайнем случае принять те правила игры, которые победители навязывают побежденным, по сути, превратиться в их вассала. К этому вел дело бывший до Горчакова министром иностранных дел Нессельроде, который после заключения Парижского договора вообще предложил ликвидировать МИД России.

Горчаков выступил сторонником другого пути: упор на внутренние преобразования, без которых, как показало поражение в Крымской войне, у России нет будущего, но вместе с тем активная внешняя политика, призванная обеспечить лучшие условия для внутреннего обновления. «При современном положении нашего государства и Европы, - докладывал А.М. Горчаков императору Александру II, - вообще главное внимание России должно быть упорно направлено на осуществление дела нашего внутреннего развития, и вся внешняя политика должна быть подчинена этой главной задаче».

Конечно, сразу после поражения в Крымской войне Россия не была в состоянии в тех же масштабах и так же многосторонне действовать на международной арене. Приходилось на какое-то время мириться и с навязанными условиями мира. Но главное, как представляется, заключалось в том, что, по Горчакову, это был не стратегический откат. Это была лишь пауза. В циркуляре, направленном в российские заграничные представительства, А.М. Горчаков писал 21 августа 1856 года: «Россию упрекают в том, что она изолируется и молчит перед лицом таких фактов, которые не гармонируют ни с правом, ни со справедливостью. Говорят, что Россия сердится, - Россия не сердится. Россия сосредоточивается».

Пауза, как и следовало ожидать, длилась недолго. В отчете МИД России уже за 1862 год говорилось: «Необходимо констатировать раз и навсегда, что Россия, оставаясь верной своим принципам, согласовывает свои политические шаги со своими интересами». Постоянное внешнеполитическое кредо А.М. Горчакова («констатировать раз и навсегда») провозглашало главной внешнеполитической задачей России защиту ее национальных интересов.

Умело, маневрируя и используя противоречия между различными европейскими государствами, а также Турцией, А.М. Горчаков уже в 1870 году обрел возможность громогласно объявить об отказе России признавать статью Парижского договора, запрещающую ей иметь на Черном море военный флот и укрепленные базы. Затем, еще через год, используя заинтересованность Пруссии в поддержке ее со стороны России во время войны с Францией, российский министр иностранных дел во многом инициировал идею Бисмарка провести меж-дународную конференцию в Лондоне, которая завершилась подписанием конвенции, подтверждавшей восстановление прав России на Черном море.

Со времен приобретения Казахстаном своей государственной независимости Россия в числе первых из бывших республик СССР установила полнокровные и равноправные отношения. 25 мая 1992 г. между Российской Федерацией и Республикой Казахстан подписан договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. [5], В том же году между двумя независимыми государствами установлены новые дипломатические отношения. 23 декабря 1998 года заключены соглашения, которые окончательно установили границы между Россией и Казахстаном. Тем самым были в полной мере решены все межгосударственные вопросы.

В середине сентября 2011 года в городе Астрахань состоялся очередной XIII Форум межрегионального сотрудничества с участием президентов России и Казахстана Д.А. Медведева и Н.А. Назарбаева.

Астрахань занимает особое место в многовековой истории казахского народа. Этот город поистине Евразийский. Здесь комфортно ощущают себя представители разных национальностей и конфессий. Тесно переплетены общие исторические и культурные корни двух народов. На астраханской земле покоятся великий композитор Курмангазы и основатель Букеевской Орды Бокейхан.

Повестка дня Астраханского Форума: актуальные вопросы эффективного взаимодействия двух государств в выявлении и локализации чрезвычайных ситуаций, природных и техногенных катастроф. Обсуждены также вопросы рационального испальзования и охрана трансграничных водных ресурсов в частности, реки Урал. В ней сегодня налицо небывалое обмеление. Годовой дефицит воды вырос в 3 раза.

Значение межрегиональных форумов в истории Российско-Казахстанских отношений весьма знаково. Необходмость встреч и обсуждение текущих приграничных дел объективны. 27 Российских субъектов граничат со странами СНГ, из них 12 непосредственно соседствуют с 7 Казахстанскими областями.

Первый форум приграничных регионов состоялся, как известно, в 2003 году в городе Омск. Затем эти форумы прошли в Актюбинске и Усть-Каменогорске. К традиционно проводимым межрегиональным форумам ныне присоединились со стороны Казахстана города Астана и Алматы, Карагандинская область. Со стороны Рос- сии - Москва и Санк-Питербург, Свердловская область и Республика Татарстан. Значит, в работе форумов участвуют 8 Казахстанских областей и 13 субъектов РФ. Сотрудничество их развивается плодотворно и многостронне.

Отношения между РФ и РК стабильны и характеризуются динамичным ростом товарооборота. В 2010 г. он достиг в суммарном выражении 15,8 млр долларов. Создание единого экономического пространства (ЕЭП) позволило только за первых 6 месяцев 2011 года увеличить торгово-экономические связи до 40 процентов и они составили 11,5 млрд долларов. К концу 2011 года до 20 млрд долларов.

На Астраханском форуме Президент Н.А. Назарбаев предложил в 2012 году отметить 20-летие двух важных исторических событий - Договора 1992 года и Установление дипломатических отношений между РФ и РК. Несомненно, этот дипломатический праздник будет отмечен достойно и в России, и в Казахстане.

Важнейшим направлением в работе внешнеполйтического ведомства России является отношение с Турцией. Россия и Турция - близкие соседи. История их взаимоотношений имеет сложные и трудные страницы. В течение более пяти веков Османская империя и Российская империя были геополитическими соперниками на Черном море и Кавказе, на Балканах и в ряде других южных территорий. Но вместе с тем немало страниц в истории двух государств, когда их отношения характеризуются как партнерские и взаимовыгодные. Эти связи между Турцией и Россией начинались со времен посольства, во главе которого был в 1792-1794 гг. известный русский полководец М.И. Кутузов. Именно тогда за две недели до нашествия войск Наполеона на Россию в 1812 году был подписан мирный договор, благодаря которому Османская империя сохранила нейтралитет в русско-французской войне. Так было и в годы Великой Отечественной войны. Тогда Турция не участвовала. в походах войск фашистской Германии против Советского Союза.

Прошло более 90 лет со времен установления дипломатических отношений между республиканской Турцией и советской Россией. В 1920 году, 4 октября, в Анкаре было открыто Посольство, положившее начало многим позитивным связям в сферах экономического сотрудничества и политического диалога. Оценивая современное состояние отношений между двумя странами, Чрезвычайный и Полномоченный посол Российской Федерации в Турции известный ученый-историк П.В. Стегний считает, что эти отношения ныне вышли на новый уровень долговременного сотрудничества.

Торгово-экономические отношения между Турцией и Россией достигли 20 миллиардного рубежа в долларовых исчислениях. Ежегодно в санаторно-курортных благодатных турецких районах отдыхают и лечатся до 2,5 млн российских граждан, т.е. более половины от всех выезжающих за границу туристов России. Культурно-гуманитарные связи между двумя странами развиваются на принципах взоимопомощи и взаимоподдержки.

Таким образом, для развития добрососедских отношений между Россией и Турцией имеются достаточно много объективных предпосылок.

В современных условиях Российская дипломатия руководствуясь новой Концепцией внешней политики РФ, принятой в 2008 году, проводит разнонапровленные действия, при этом приоритетными являются укрепление и развитие отношений со странами Центральной Азии, а так же связи с государствами ближнего и дальнего зарубежья.

Список литературы

  1. Андрей Андреевич Громыко (1906-1989), видный советский государственный деятель и дипломат. Министр иностранных дел СССР. См. мемуарное произведение: А.А. Громыко. Памятное. В 2-х книгах. - М., 1988.
  2. Александар Михайлович Горчаков (1798-1883), канцлер России. В 1856-1882 гг. Министр иностранных дел, тезка и однокашник А.С. Пушкина. Великий поэт посвятил ему ряд стихотворений, например, «Горчакову», «19 октября» (это день, отмечаемый первыми выпускниками Царскосельского Лицея).
  3. Георгий Васильевич Чичерин (1872-1963), народный комиссар иностранных дел РСФСР-СССР. В предвоенные годы был участником ряда международных саммитов европейских стран. В Тамбовском Госуниверситете им. Г.Р. Державина периодически проводятся «Чичеринские чтения». См. А.И. Исмаилов. «Г.В. Чичерин и становление советской дипломатии в Туркестанской АССР». Материалы чтений в 2008 году.
  4. Данные приведены по статье Ю.Кашлева, см. «Международная жизнь». - М., 1998. - №5.
  5. См. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве в области культуры, науки и образования (Москва, 28 марта 1994 г.).