Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,899

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНЫХ И ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Войт А.О.
В статье представлены показатели, которые позволяют дать оценку работе подразделений предприятия по достижению поставленных перед ними инновационных целей и задач. Предложенные коэффициенты позволят не только выявить допущенные прогнозные ошибки, но и перейти в принятии инновационных решений от интуитивной к аналитической практике.
инновационный процесс
анализ
оценка
показатели

На практике инновации принято оце­нивать при их разработке, но не принято анализировать после их реализации. Меж­ду тем формирование и использование показателей эффективности реализован­ных инноваций может стать исходной эко­номикоаналитической базой для разрабатываемых нововведений.

Инновационный процесс кратко мож­но определить как совокупность последо­вательных действий по созданию и вне­дрению новых или усовершенствованных технологий. Эти процессы требуют при­влечения многих функциональных сфер, в том числе, службы НИОКР, маркетинга, производства, финансов, персонала. От того насколько эффективно каждое под­разделение выполнит поставленные перед ним цели и задачи, будет зависеть резуль­тативность инновационной деятельности на предприятии в целом. Немаловажное значение при этом имеет не только срав­нительная оценка хозяйственных резуль­татов, но и анализ организационноэкономических действий, которые способствовали достижению итоговых инно­вационных показателей. Необходимость в исследовании осуществленных инноваци­онных процессов обуславливается тем, что полученные экономические данные по одним внедренческим проектам можно учесть при разработке и реализации дру­гих нововведений.

Основываясь на функциональной ор­ганизации хозяйственной деятельности, представим ряд коэффициентов, которые позволяют дать оценку работе подразде­лений предприятия по достижению по­ставленных перед ними инновационных целей и задач.

1. Показатель квалификации науч­ных кадров (Dкн)

где Зокр.пред - объем опытноконструк­торских работ, выполненных силами предприятия без привлечения сторонних организаций, руб.;

Зокр.ф - полный фактически выполненный объем   опытноконструкторских   работ, руб.

Показатель квалификации научных кадров направлен на оценку профессио­нальной деятельности и потенциала инно­вационного подразделения. Он позволяет ответить на вопрос, насколько самостоя­тельно предприятие может выполнять НИОКР в различных сферах на базе собственного профессиональнокадрового состава.

При формировании инновационных проектов предприятию целесообразно оп­ределиться, на какой способ разработки новых или улучшающих технологий оно стратегически ориентировано: внешнего заимствования (приобретенные разработ­ки), внутреннего наращивания (собственные) или, возможно, совместные.

В первом случае предприятие, как правило, устанавливает стратегическое партнерство со специализированной науч­ноисследовательской или конструктор­ской организацией. При этом предпри­ятие во многом лишает себя возможности развития собственной инновационной инфраструктуры. Но, как показывает прак­тика [1], если научнотехническая про­дукция реализуется на рынке самостоя­тельной научной организацией, то в этом случае может быть выше прогрессивность и новизна инновации, а, возможно, и бо­лее низки совокупные затраты на ее при­обретение.

При втором варианте предприятие ставит своей стратегической целью созда­ние собственного научноисследователь­ского инновационного подразделения.

Таким образом, показатель квалифи­кации научный кадров позволяет опреде­лить профессиональный уровень иссле­довательского персонала предприятия. Патентный портфель, в свою очередь, представляет собой совокупность резуль­татов интеллектуального труда работни­ков хозяйствующего субъекта в форме патентов и свидетельств на изобретения, промышленные образцы, полезные моде­ли, товарные знаки и знаки обслужива­ния, программ для ЭВМ и баз данных. Отсюда в зависимости от уровня профес­сиональнокадрового состава инноваци­онного подразделения предприятие мо­жет строить планы о возможностях формирования собственного патентного портфеля.

Другим не менее важным оценочным показателем эффективности реализован­ных и перспективности последующих ин­новационных проектов является прогноз в отношении объема рынка будущей новин­ки, темпов развития потребительского спроса и жизненного цикла продукта.

2. Показатель исполнения марке­тинговых прогнозов (Dмп)

где   Vип.пл - планируемый объем продаж инновационной продукции, руб. Vип.ф - то же фактический.

Показатель исполнения маркетинго­вых прогнозов является достаточно ем­ким критерием эффективности коммер­циализации инновации. Если прогнозы маркетологов не оправдались, то устанав­ливаются возможные причины этого, на­чиная с фиксации цены продаж до применяемых методов маркетинговых исследо­ваний и их исполнителей. И, наоборот, если планируемый объем продаж практи­чески совпадает с фактическим, то при разработке новых инновационных проек­тов целесообразно использовать и по воз­можности усовершенствовать все те под­ходы, которые сложились и применяются на предприятии.

Показатель исполнения маркетинго­вых прогнозов свидетельствует о досто­верности проведенных исследований рынка инновационной продукции. Оце­нить размеры потребительского рынка и эффективно коммерциализовать продук­товую или технологическую новинку достаточно сложная задача. Для ее реше­ния можно использовать различные ме­тоды исследования и маркетинговые под­ходы. В зависимости от точности марке­тинговых прогнозов по реализованной на данный момент инновации предпри­ятие может с соответствующей долей поправки планировать объемы продаж, темпы и размер рынка последующей новинки.

3. Показатель расхода инвестиционных средств (D)

где   Iф   -   размер    инвестиционных средств, фактически потраченных на реа­лизацию инновационного проекта, руб.; Iпл - то же планируемых.

На практике частыми являются слу­чаи, когда предприятия вынуждены при­останавливать на неопределенные сроки финансирование начатых инновационных проектов по причине нехватки средств на их завершение. В связи с этим плановофинансовому отделу будут полезными данные о размере дефицита (или возмож­ной экономии) инвестиционных средств по предыдущему инновационному проек­ту при определении инвестиционнофинансовых источников по созданию и освоению новых технологий.

Показатель расхода инвестиционный средств по инновационному проекту ха­рактеризует в определенной степени фи­нансовую обеспеченность, а также управ­ление доходами и расходами на разработ­ку и внедрение новых и улучшающих тех­нологий на предприятии. Если собствен­ных средств оказывается недостаточно, то одним из возможных источников финан­сирования инновационного развития мо­гут стать внереализационные доходы от продажи лицензий на использование соз­данных на предприятии технологий.

4.    Показатель производственного ресурсосбережения (Dпp)

где   Сф  -  фактическая  себестоимость производства и реализации инновацион­ной продукции, руб.; Спл  то же плановая.

Планирование себестоимости инно­вационной продукции и, соответственно, прогнозирование размера необходимого оборотного капитала  достаточно слож­ная задача для стратегического проекти­рования. После реализации инновацион­ного проекта целесообразно проконтролировать несколько параметров, связан­ных с формированием затрат и результа­тов по проекту. Среди них эффектив­ность используемых методик и их качество, организационный уровень цехового и фабричнозаводского управ­ления инновационным производством, а также качество проектируемой иннова­ционной и фактически выпускаемой продукции.

Показатель производственного ресур­сосбережения опосредованно характери­зует процесс управления расходом сырья, материалов, электроэнергии и других за­трат на производство и реализацию про­дукции. Планировать рост корпоративно­го портфеля и расширение товарного ас­сортимента предприятия за счет продук­товых и технологических нововведений целесообразнее с учетом возможностей хозяйствующего субъекта эффективно управлять ресурсами и производством в целом.

5. Показатель реализации проекта в заданные сроки (Dpt)


 

где Тф - время, фактически затраченное на реализацию инновационного проекта, мес.; Тпл - то же планируемое.

Коммерциализация инновации в пла­нируемые сроки, а при возможности и сокращение длительности реализации инновационного проекта будет способст­вовать раннему выходу новинки на ры­нок и, соответственно, приблизит срок получения прибыли от реализации инно­вации. Для инновационной деятельности, когда разработка и внедрение продукто­вой новинки растягиваются иногда на десятки месяцев, любое уменьшение яв­ляется существенным.

Сокращение жизненного цикла боль­шинства инноваций на рынке приводит к необходимости снижения сроков разра­ботки и реализации продуктовых и техно­логических нововведений во всех без ис­ключения инновационно ориентирован­ных компаниях.

Показатель реализации проекта в за­данные сроки не только характеризует возможности предприятия выполнять программы и планыпроекты в установ­ленные интервалы времени, но и ускоряет получение доходов от коммерциализации продуктовых и технологических иннова­ций, а также способствует росту немате­риальных активов. Выведение предпри­ятием новых продуктов на рынок раньше конкурентов позволяет ему использовать преимущества «первого хода» [2]. Это, в свою очередь, позитивно сказывается сна­чала на престиже и репутации предпри­ятия как инновационно активной компа­нии, а затем во многом отражается на ее стоимости.

6. Показатель результативности ин­новационного развития (Dир)

где Пип - чистая прибыль, полученная предприятием за счет реализации иннова­ционной продукции, руб.; Ппред - общий размер чистой прибыли, полученной предприятием при реализа­ции всей продукции, руб.

Данный параметр направлен на оцен­ку целенаправленности инновационных процессов в производственнотехно­логической структуре предприятия в це­лом. Инновации, как известно, классифи­цируется по ряду признаков. По месту в производственной цепочки инновации могут быть на входе, в производстве, на выходе. На диверсифицированном пред­приятии, к примеру, инновационные про­екты могут быть реализованы на разных производственных участках. Поэтому при оценке эффективности внедренных (и внедряемых) новых или улучшающих технологий важно проанализировать их влияние на конечные финансовые резуль­таты хозяйственной деятельности и опре­делить вклад отобранных (отбираемых) инноваций в формирование совокупной прибыли предприятия.

При параллельном подходе использо­вание аналитических данных по реализо­ванному инновационному проекту, обоб­щение полученного опыта и выработка соответствующих рекомендаций могут совпадать во времени. При последова­тельном подходе может иметь место некоторый временной разрыв между вне­дренной и планируемой к реализации но­вой или улучшающей технологией. В этом варианте часть данных по инноваци­онному развитию, как любая другая эко­номическая информация, возможно, ока­жется устаревшей и неадекватной текущей ситуации. Тем не менее, и в том, и в другом случае целесообразно установить взаимосвязи между проанализированны­ми показателями и планируемыми пара­метрами инновационных процессов. Это позволит не только выявить допущенные прогнозные ошибки, но и перейти в при­нятии инновационных решений от интуи­тивной к аналитической практике.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.     Инновационный менеджмент / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева.  М.: Дело, 2003.

2.     Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика.  СПб: Издательство «Питер», 1999.


Библиографическая ссылка

Войт А.О. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНЫХ И ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2009. – № 7. – С. 70-74;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=26497 (дата обращения: 01.07.2022).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074