Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,899

ECONOMIC ANALYSIS OF SCIENTIFIC AND INNOVATIVE PROCESSES

Voyt A.O.
Resume: indexes which allow to give an estimation work of subdivisions of enterprise on achievement of the innovative aims and tasks put before them are presented in the article. The offered coefficients will allow not only to expose suffered prognosis errors but also pass in taking of innovative decisions over intuitional to analytical practice.

На практике инновации принято оце­нивать при их разработке, но не принято анализировать после их реализации. Меж­ду тем формирование и использование показателей эффективности реализован­ных инноваций может стать исходной эко­номикоаналитической базой для разрабатываемых нововведений.

Инновационный процесс кратко мож­но определить как совокупность последо­вательных действий по созданию и вне­дрению новых или усовершенствованных технологий. Эти процессы требуют при­влечения многих функциональных сфер, в том числе, службы НИОКР, маркетинга, производства, финансов, персонала. От того насколько эффективно каждое под­разделение выполнит поставленные перед ним цели и задачи, будет зависеть резуль­тативность инновационной деятельности на предприятии в целом. Немаловажное значение при этом имеет не только срав­нительная оценка хозяйственных резуль­татов, но и анализ организационноэкономических действий, которые способствовали достижению итоговых инно­вационных показателей. Необходимость в исследовании осуществленных инноваци­онных процессов обуславливается тем, что полученные экономические данные по одним внедренческим проектам можно учесть при разработке и реализации дру­гих нововведений.

Основываясь на функциональной ор­ганизации хозяйственной деятельности, представим ряд коэффициентов, которые позволяют дать оценку работе подразде­лений предприятия по достижению по­ставленных перед ними инновационных целей и задач.

1. Показатель квалификации науч­ных кадров (Dкн)

где Зокр.пред - объем опытноконструк­торских работ, выполненных силами предприятия без привлечения сторонних организаций, руб.;

Зокр.ф - полный фактически выполненный объем   опытноконструкторских   работ, руб.

Показатель квалификации научных кадров направлен на оценку профессио­нальной деятельности и потенциала инно­вационного подразделения. Он позволяет ответить на вопрос, насколько самостоя­тельно предприятие может выполнять НИОКР в различных сферах на базе собственного профессиональнокадрового состава.

При формировании инновационных проектов предприятию целесообразно оп­ределиться, на какой способ разработки новых или улучшающих технологий оно стратегически ориентировано: внешнего заимствования (приобретенные разработ­ки), внутреннего наращивания (собственные) или, возможно, совместные.

В первом случае предприятие, как правило, устанавливает стратегическое партнерство со специализированной науч­ноисследовательской или конструктор­ской организацией. При этом предпри­ятие во многом лишает себя возможности развития собственной инновационной инфраструктуры. Но, как показывает прак­тика [1], если научнотехническая про­дукция реализуется на рынке самостоя­тельной научной организацией, то в этом случае может быть выше прогрессивность и новизна инновации, а, возможно, и бо­лее низки совокупные затраты на ее при­обретение.

При втором варианте предприятие ставит своей стратегической целью созда­ние собственного научноисследователь­ского инновационного подразделения.

Таким образом, показатель квалифи­кации научный кадров позволяет опреде­лить профессиональный уровень иссле­довательского персонала предприятия. Патентный портфель, в свою очередь, представляет собой совокупность резуль­татов интеллектуального труда работни­ков хозяйствующего субъекта в форме патентов и свидетельств на изобретения, промышленные образцы, полезные моде­ли, товарные знаки и знаки обслужива­ния, программ для ЭВМ и баз данных. Отсюда в зависимости от уровня профес­сиональнокадрового состава инноваци­онного подразделения предприятие мо­жет строить планы о возможностях формирования собственного патентного портфеля.

Другим не менее важным оценочным показателем эффективности реализован­ных и перспективности последующих ин­новационных проектов является прогноз в отношении объема рынка будущей новин­ки, темпов развития потребительского спроса и жизненного цикла продукта.

2. Показатель исполнения марке­тинговых прогнозов (Dмп)

где   Vип.пл - планируемый объем продаж инновационной продукции, руб. Vип.ф - то же фактический.

Показатель исполнения маркетинго­вых прогнозов является достаточно ем­ким критерием эффективности коммер­циализации инновации. Если прогнозы маркетологов не оправдались, то устанав­ливаются возможные причины этого, на­чиная с фиксации цены продаж до применяемых методов маркетинговых исследо­ваний и их исполнителей. И, наоборот, если планируемый объем продаж практи­чески совпадает с фактическим, то при разработке новых инновационных проек­тов целесообразно использовать и по воз­можности усовершенствовать все те под­ходы, которые сложились и применяются на предприятии.

Показатель исполнения маркетинго­вых прогнозов свидетельствует о досто­верности проведенных исследований рынка инновационной продукции. Оце­нить размеры потребительского рынка и эффективно коммерциализовать продук­товую или технологическую новинку достаточно сложная задача. Для ее реше­ния можно использовать различные ме­тоды исследования и маркетинговые под­ходы. В зависимости от точности марке­тинговых прогнозов по реализованной на данный момент инновации предпри­ятие может с соответствующей долей поправки планировать объемы продаж, темпы и размер рынка последующей новинки.

3. Показатель расхода инвестиционных средств (D)

где   Iф   -   размер    инвестиционных средств, фактически потраченных на реа­лизацию инновационного проекта, руб.; Iпл - то же планируемых.

На практике частыми являются слу­чаи, когда предприятия вынуждены при­останавливать на неопределенные сроки финансирование начатых инновационных проектов по причине нехватки средств на их завершение. В связи с этим плановофинансовому отделу будут полезными данные о размере дефицита (или возмож­ной экономии) инвестиционных средств по предыдущему инновационному проек­ту при определении инвестиционнофинансовых источников по созданию и освоению новых технологий.

Показатель расхода инвестиционный средств по инновационному проекту ха­рактеризует в определенной степени фи­нансовую обеспеченность, а также управ­ление доходами и расходами на разработ­ку и внедрение новых и улучшающих тех­нологий на предприятии. Если собствен­ных средств оказывается недостаточно, то одним из возможных источников финан­сирования инновационного развития мо­гут стать внереализационные доходы от продажи лицензий на использование соз­данных на предприятии технологий.

4.    Показатель производственного ресурсосбережения (Dпp)

где   Сф  -  фактическая  себестоимость производства и реализации инновацион­ной продукции, руб.; Спл  то же плановая.

Планирование себестоимости инно­вационной продукции и, соответственно, прогнозирование размера необходимого оборотного капитала  достаточно слож­ная задача для стратегического проекти­рования. После реализации инновацион­ного проекта целесообразно проконтролировать несколько параметров, связан­ных с формированием затрат и результа­тов по проекту. Среди них эффектив­ность используемых методик и их качество, организационный уровень цехового и фабричнозаводского управ­ления инновационным производством, а также качество проектируемой иннова­ционной и фактически выпускаемой продукции.

Показатель производственного ресур­сосбережения опосредованно характери­зует процесс управления расходом сырья, материалов, электроэнергии и других за­трат на производство и реализацию про­дукции. Планировать рост корпоративно­го портфеля и расширение товарного ас­сортимента предприятия за счет продук­товых и технологических нововведений целесообразнее с учетом возможностей хозяйствующего субъекта эффективно управлять ресурсами и производством в целом.

5. Показатель реализации проекта в заданные сроки (Dpt)


 

где Тф - время, фактически затраченное на реализацию инновационного проекта, мес.; Тпл - то же планируемое.

Коммерциализация инновации в пла­нируемые сроки, а при возможности и сокращение длительности реализации инновационного проекта будет способст­вовать раннему выходу новинки на ры­нок и, соответственно, приблизит срок получения прибыли от реализации инно­вации. Для инновационной деятельности, когда разработка и внедрение продукто­вой новинки растягиваются иногда на десятки месяцев, любое уменьшение яв­ляется существенным.

Сокращение жизненного цикла боль­шинства инноваций на рынке приводит к необходимости снижения сроков разра­ботки и реализации продуктовых и техно­логических нововведений во всех без ис­ключения инновационно ориентирован­ных компаниях.

Показатель реализации проекта в за­данные сроки не только характеризует возможности предприятия выполнять программы и планыпроекты в установ­ленные интервалы времени, но и ускоряет получение доходов от коммерциализации продуктовых и технологических иннова­ций, а также способствует росту немате­риальных активов. Выведение предпри­ятием новых продуктов на рынок раньше конкурентов позволяет ему использовать преимущества «первого хода» [2]. Это, в свою очередь, позитивно сказывается сна­чала на престиже и репутации предпри­ятия как инновационно активной компа­нии, а затем во многом отражается на ее стоимости.

6. Показатель результативности ин­новационного развития (Dир)

где Пип - чистая прибыль, полученная предприятием за счет реализации иннова­ционной продукции, руб.; Ппред - общий размер чистой прибыли, полученной предприятием при реализа­ции всей продукции, руб.

Данный параметр направлен на оцен­ку целенаправленности инновационных процессов в производственнотехно­логической структуре предприятия в це­лом. Инновации, как известно, классифи­цируется по ряду признаков. По месту в производственной цепочки инновации могут быть на входе, в производстве, на выходе. На диверсифицированном пред­приятии, к примеру, инновационные про­екты могут быть реализованы на разных производственных участках. Поэтому при оценке эффективности внедренных (и внедряемых) новых или улучшающих технологий важно проанализировать их влияние на конечные финансовые резуль­таты хозяйственной деятельности и опре­делить вклад отобранных (отбираемых) инноваций в формирование совокупной прибыли предприятия.

При параллельном подходе использо­вание аналитических данных по реализо­ванному инновационному проекту, обоб­щение полученного опыта и выработка соответствующих рекомендаций могут совпадать во времени. При последова­тельном подходе может иметь место некоторый временной разрыв между вне­дренной и планируемой к реализации но­вой или улучшающей технологией. В этом варианте часть данных по инноваци­онному развитию, как любая другая эко­номическая информация, возможно, ока­жется устаревшей и неадекватной текущей ситуации. Тем не менее, и в том, и в другом случае целесообразно установить взаимосвязи между проанализированны­ми показателями и планируемыми пара­метрами инновационных процессов. Это позволит не только выявить допущенные прогнозные ошибки, но и перейти в при­нятии инновационных решений от интуи­тивной к аналитической практике.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.     Инновационный менеджмент / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева.  М.: Дело, 2003.

2.     Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика.  СПб: Издательство «Питер», 1999.