Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГА

Печеркина А. А.

Современные условия развития российского общества, а именно - глобальные социально- экономические изменения, расширение информаци­онного пространства, усложнение всех сторон жизни человека, диктуют новые требования по отношению к специалисту. В данном контексте все более акту­альной становится проблема здоровья человека, яв­ляющаяся многогранной и охватывающая весь ком­плекс медицинского, философского, психологического, философского и социального знания.

Понятие «здоровье» интересует ученых с древних времен. Длительное время оно определя­лось как проблема индивидуально-личностного бытия, имеющая значение, главным образом, для выживания и развития отдельного индивида. В настоящее время здоровье приобретает значение сложного и глобального социокультурного явле­ния. Однако вопрос о его определении, видах, детерминантах остается открытым, особенно в контексте профессионального развития.

Первые проявления внимания к вопросам обеспечения здоровья работников встречаются в работах Ф. Тейлора, относящихся к началу XX века. Он исходил из концепции «эконо­мического человека», рассматривая рабочего как обособленную единицу, элемент производственно­го процесса. Социальная природа, психическое и физическое здоровье его не интересовали.

Вопросы профессионального здоровья начи­нают активно обсуждаться в Англии в начале XX века. Так, Б. Мессио одной из важных задач промышленной психологии считает соблюдение правил охраны труда. По его мнению, одна из главных причин несчастных случаев на производ­стве - переутомление работников, влекущее за собой ослабление правильности восприятия, памя­ти и сосредоточения внимания. Энергозатраты работника при выполнении производственных заданий должны быть совместимы с хорошим со­стоянием здоровья.

Ф. Уоттс особое внимание уделяет организации досуга работников, поэтому необходимо создать оптимальные духовные и физические условия для осуществления работы самого высокого качества.

В настоящее время проблема профессиональ­ного здоровья привлекает к себе все большее вни­мание специалистов. Современный труд может ока­зывать разное воздействие, как положительное, так и отрицательное. Негативное влияние может быть вызвано влиянием неблагоприятных условий труда (перенапряжением, перегрузками, психотравми- рующими факторами и т.д.), которые способны по­влечь за собой не только профессиональные дест­рукции личности, но и в крайних случаях их прояв­ления - профессиональные заболевания, вплоть до необходимости сменить род занятий или совсем прекратить профессиональную деятельность.

Подход к определению профессионального здоровья и выделению факторов, его обеспечи­вающих, характеризуется разнообразием точек зрения. Так, в отечественной психологии данный феномен рассматривается сквозь призму компен­саторных и защитных механизмов, обеспечиваю­щих надежность и работоспособность (В. А. Пономаренко); определения уровня характеристик, от­вечающих требованиям профессии и обеспечи­вающих ее эффективность (А.Г. Маклаков); необ­ходимости методам обучения методам самокон­троля и самооценки как профилактике негативных явлений (К.В. Судаков).

По мнению Г.С. Никифорова, продуктивной основой для анализа вопросов, относящихся к проблеме профессионального здоровья, может стать концепция психологического обеспечения профессиональной деятельности. Она нацелена на сквозное психологическое обеспечение профес­сиональной деятельности - от «входа» в профес­сию до «выхода» из нее. Процесс непрерывного психологического сопровождения рассматривается в качестве обязательного условия становления специалиста и его последующего профессионального функционирования. Данная концепция ори­ентирует психологию на формирование целостно­го и достаточно сбалансированного знания о пси­хологическом обеспечении субъекта деятельности на всем протяжении его профессионального пути.

Исследования показывают, что педагоги как профессиональная группа отличаются крайне низ­кими показателями здоровья, которое снижается по мере увеличения стажа работы в образователь­ном учреждении. Педагогическая деятельность предполагает постоянное взаимодействие с людь­ми, что требует от педагога мобилизации всех ресурсов (физических, психологических и т.д.). Современная социальная ситуация характеризует­ся высоким темпом жизни, большими скоростями, возросшей ответственностью в условиях модернизации высшей школы, что ведет к увеличению нервно-психического напряжения. Постоянное напряжение может вести к снижению работоспособности, к повышенной утомляемости, к эмоцио­нальному выгоранию, к снижению показателей психических процессов (памяти, внимания, мыш­ления), что напрямую отражается на результатах деятельности.

Здоровье педагога - деликатная и многоас­пектная проблема. Обозначая ее значимость, Л. М. Митина указывает на то, что профессиональное здоровье педагога - основа эффективной рабо­ты современных образовательных учреждений и их стратегическая проблема и определяет его как спо­собность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные меха­низмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие его личности во всех усло­виях протекания профессиональной деятельности.

В связи с этим можно утверждать, что педаго­гическая деятельность должна осуществляться человеком, обладающим профессиональным здо­ровьем. Только профессионально здоровый педа­гог может создать условия для формирования здо­рового поколения.

На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что для исследования профессио­нального здоровья педагога важное значение при­обретают следующие положения:

  1. педагогическая деятельность является на­пряженной в эмоционально, коммуникативном и информационном планах;
  2. соотнесение профессиональных устремле­ний педагога и выполняемой педагогической дея­тельности становится одним из факторов форми­рования профессионального здоровья педагога;
  3. на профессиональное здоровье педагога оказывают влияние как внутренние, так и внешние факторы. При этом среди внешних факторов наи­более значимым являются особенности континген­та учащихся;
  4. педагог, воспринимающий себя благополуч­ным и здоровым, имеет больше шансов на успех в профессиональной деятельности и снижает риск фор­мирования негативных профессиональных явлений.

Таким образом, в качестве актуальной тенден­ции в настоящее время выделяется исследование механизмов формирования профессионального здоровья педагогов, разработка и апробация пси­хотехнологий сохранения и самосохранения их профессионального здоровья. Это должно быть одним из приоритетных направлений, так как яв­ляется важным условием успешной деятельности каждого педагога и соответственно образователь­ного учреждения в целом.


Библиографическая ссылка

Печеркина А. А. К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГА // Современные наукоемкие технологии. – 2009. – № 6. – С. 40-42;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=26469 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674