Современные условия развития российского общества, а именно - глобальные социально- экономические изменения, расширение информационного пространства, усложнение всех сторон жизни человека, диктуют новые требования по отношению к специалисту. В данном контексте все более актуальной становится проблема здоровья человека, являющаяся многогранной и охватывающая весь комплекс медицинского, философского, психологического, философского и социального знания.
Понятие «здоровье» интересует ученых с древних времен. Длительное время оно определялось как проблема индивидуально-личностного бытия, имеющая значение, главным образом, для выживания и развития отдельного индивида. В настоящее время здоровье приобретает значение сложного и глобального социокультурного явления. Однако вопрос о его определении, видах, детерминантах остается открытым, особенно в контексте профессионального развития.
Первые проявления внимания к вопросам обеспечения здоровья работников встречаются в работах Ф. Тейлора, относящихся к началу XX века. Он исходил из концепции «экономического человека», рассматривая рабочего как обособленную единицу, элемент производственного процесса. Социальная природа, психическое и физическое здоровье его не интересовали.
Вопросы профессионального здоровья начинают активно обсуждаться в Англии в начале XX века. Так, Б. Мессио одной из важных задач промышленной психологии считает соблюдение правил охраны труда. По его мнению, одна из главных причин несчастных случаев на производстве - переутомление работников, влекущее за собой ослабление правильности восприятия, памяти и сосредоточения внимания. Энергозатраты работника при выполнении производственных заданий должны быть совместимы с хорошим состоянием здоровья.
Ф. Уоттс особое внимание уделяет организации досуга работников, поэтому необходимо создать оптимальные духовные и физические условия для осуществления работы самого высокого качества.
В настоящее время проблема профессионального здоровья привлекает к себе все большее внимание специалистов. Современный труд может оказывать разное воздействие, как положительное, так и отрицательное. Негативное влияние может быть вызвано влиянием неблагоприятных условий труда (перенапряжением, перегрузками, психотравми- рующими факторами и т.д.), которые способны повлечь за собой не только профессиональные деструкции личности, но и в крайних случаях их проявления - профессиональные заболевания, вплоть до необходимости сменить род занятий или совсем прекратить профессиональную деятельность.
Подход к определению профессионального здоровья и выделению факторов, его обеспечивающих, характеризуется разнообразием точек зрения. Так, в отечественной психологии данный феномен рассматривается сквозь призму компенсаторных и защитных механизмов, обеспечивающих надежность и работоспособность (В. А. Пономаренко); определения уровня характеристик, отвечающих требованиям профессии и обеспечивающих ее эффективность (А.Г. Маклаков); необходимости методам обучения методам самоконтроля и самооценки как профилактике негативных явлений (К.В. Судаков).
По мнению Г.С. Никифорова, продуктивной основой для анализа вопросов, относящихся к проблеме профессионального здоровья, может стать концепция психологического обеспечения профессиональной деятельности. Она нацелена на сквозное психологическое обеспечение профессиональной деятельности - от «входа» в профессию до «выхода» из нее. Процесс непрерывного психологического сопровождения рассматривается в качестве обязательного условия становления специалиста и его последующего профессионального функционирования. Данная концепция ориентирует психологию на формирование целостного и достаточно сбалансированного знания о психологическом обеспечении субъекта деятельности на всем протяжении его профессионального пути.
Исследования показывают, что педагоги как профессиональная группа отличаются крайне низкими показателями здоровья, которое снижается по мере увеличения стажа работы в образовательном учреждении. Педагогическая деятельность предполагает постоянное взаимодействие с людьми, что требует от педагога мобилизации всех ресурсов (физических, психологических и т.д.). Современная социальная ситуация характеризуется высоким темпом жизни, большими скоростями, возросшей ответственностью в условиях модернизации высшей школы, что ведет к увеличению нервно-психического напряжения. Постоянное напряжение может вести к снижению работоспособности, к повышенной утомляемости, к эмоциональному выгоранию, к снижению показателей психических процессов (памяти, внимания, мышления), что напрямую отражается на результатах деятельности.
Здоровье педагога - деликатная и многоаспектная проблема. Обозначая ее значимость, Л. М. Митина указывает на то, что профессиональное здоровье педагога - основа эффективной работы современных образовательных учреждений и их стратегическая проблема и определяет его как способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие его личности во всех условиях протекания профессиональной деятельности.
В связи с этим можно утверждать, что педагогическая деятельность должна осуществляться человеком, обладающим профессиональным здоровьем. Только профессионально здоровый педагог может создать условия для формирования здорового поколения.
На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что для исследования профессионального здоровья педагога важное значение приобретают следующие положения:
- педагогическая деятельность является напряженной в эмоционально, коммуникативном и информационном планах;
- соотнесение профессиональных устремлений педагога и выполняемой педагогической деятельности становится одним из факторов формирования профессионального здоровья педагога;
- на профессиональное здоровье педагога оказывают влияние как внутренние, так и внешние факторы. При этом среди внешних факторов наиболее значимым являются особенности контингента учащихся;
- педагог, воспринимающий себя благополучным и здоровым, имеет больше шансов на успех в профессиональной деятельности и снижает риск формирования негативных профессиональных явлений.
Таким образом, в качестве актуальной тенденции в настоящее время выделяется исследование механизмов формирования профессионального здоровья педагогов, разработка и апробация психотехнологий сохранения и самосохранения их профессионального здоровья. Это должно быть одним из приоритетных направлений, так как является важным условием успешной деятельности каждого педагога и соответственно образовательного учреждения в целом.