Предисловие. Процессы образования за тысячелетия были измельчены для соизмерения бытия со способностями и потребностями человека, сообразно продолжительности его жизни. Это разделение цельного бытия материального и духовного по отдельным частям и элементам образовательной деятельности привело людей к гордыне собственного жития. А измельчения и разделения понятий образования мира и человека привели к тому, что основное внимание ныне останавливается только на процессах образования ума по накопленным знаниям. И только частично, по принципу обучения «делай как я» приобретению умений и навыков выживания. Причем умения и навыки молодежью приобретаются вне школ и вузов.
Во всех случаях учебная деятельность подрастающих поколений опирается сугубо на антропных принципах воспитания технократических деятелей и потребителей природы.
Образование знаний, умений и навыков, вне зависимости от узкой профессии или широкой философии, стало простой репродукцией ума. Руководители любого ранга, как правило, думают одно, говорят второе и делают третье. Это привело к эволюционному совершенствованию людьми одного лишь разума, а в России образование ума происходило и ныне происходит за шторами единственно верной и судьбоносной идеологии будущего благоденствия. Объявленная гласность так и не реализовалась, - снова принят закон о защите информации, то есть сохраняется советский стиль дозированной государственной статистики прошлого, настоящего и возможного будущего.
Для обоснования образовательных для ума процессов возникло значительное количество социальных, политических, экологических, экономических, технических и иных практических идеологий. Самой опасной из них становится идеология элитного образования. Она ставит выше всего и всех сложившуюся в России богатеющую элиту и её воспроизводство.
Введение. Из многих социологических публикаций большинство исходит из географических факторов России [3, 4, 13, 15]. «Обратимся к менталитету или, что примерно то же самое, национальному характеру русского этноса как наиболее крупного в России. Итак, образ нашего народа в умах людей других стран складывается именно из тех ментальных черт, о которых мы говорили: радушие, вера, доброта, безынициативность, лень, медвежья неповоротливость, храбрость, удаль, патриотизм, открытость и, увы, сквернословие и пьянство» [14]. Как видите. это менталитет о базисе общества, но никак не о высшей элите общества.
Вся Россия за столетия приобрела менталь- ность русских, а «потри любого русского и видать татарина», поэтому слово «русский» нужно всегда заменять на «российский». Географическая мен- тальность была всегда присуща инородцам, не только русским. Поэтому нужно оторваться от географии, чтобы снова не попасть в плен хазарам, как это было в III-VIII веках новой эры. История этих веков представителями хазарского каганата было предано полному забвению. Фактически главная ментальность русских - это соединение леса с полем.
Всему этому в школах и вузах не учат, но не земледельческие, а торгашеские, ментальные черты в системе образования накладываются, особенно в кризисные периоды, на молодежь. Как снежный ком рыночные принципы поглощают все позитивные черты российского менталитета, полностью вытесняя и заменяя позитивные черты природолюбия негативными признаками обогащения за счет разбазаривания природных богатств.
В итоге ЭЛИТА действует осознанно против себя, общества и своего существования в будущем. Причем в школах учится вся молодежь поголовно, а в вузах только её интеллектуальная часть, из которых, начиная с Петра I, так называемая элита получает знания, умения и навыки за границей России. Коренное отличие от 1701 г. ныне только в том, что после железного занавеса с 1989 г. в престижных вузах мира в основном учатся любимые чада олигархов и чиновников. Разночинцам ныне нелегко попасть даже в столичные вузы. А о пяти миллионах отверженных нечего и говорить: их дети беспризорничают и живут с особым менталитетом родителей.
Как ни странно, эта отстраненность от надстройки и спасала нашу родину в лихолетья.
Что же представляет собой российская система образования людей и их ума? Неужели в вузах студентов нужно заразить [9], когда они уже получили фундаментальное воспитание и фундаментальное образование ещё в раннем детстве [6, 7]? Неужели в стране так однозначно, что все хотят быть «элитой» c уникальными для отверженных ментальными свойствами [1, 5].
Цикличность развития. Здесь немного нужно оговориться. Россия живет 36-летними циклами, а точнее - двойными циклами, то есть 72-летними периодами. В табл. 1 приведена простейшая хронологическая шкала, из которой видно, что позитивный период менялся на негативный. Эта циклическая закономерность вполне применима для выявления ментальных возможностей россиян по созиданию инновационной экономики, как было намечено, к 2020 г.
Многие объективные (мировой кризис и необходимость опережающего интеллектуального бума на 3-7 лет по сравнению с подъемом российского хозяйства, а еще раньше нужен был информационно-статистический подъем) и субъективные причины (чиновничье-олигархический государственный капитализм, отсутствие внутренних циклов по К. Марксу «товар - деньги - товар - ...) программу «20-20» изменят так существенно по типу дрейфа континентов, что она скоро примет ментальные черты подготовительного этапа к коренным реформам в стране, но уже только с 2025 г.
По эффекту А. Л. Чижевского мы съели 22-й цикл солнечной активности на противостояние сословий. По указу № 1 президента СССР «О кооперации» советская надстройка была сохранена полностью и не смогла реализовать самый мощный 23-й цикл солнечной активности, из которых семь лет откладывали в зарубежную копилку на «черные» дни. Не зря говорят, что народ достоин того правительства, которого имеет. Теперь за год эту копилку проедим, потому что не были созданы по рекомендациям основателя теоретического коммунизма Маркса циклы внутри российского производства, потребления и развития.
Да никогда в СССР и нынешней России исходные судьбоносные цели не оставались неизменными по объему понятий: уже через несколько лет после их «общенародного» утверждения происходил сильнейший сдвиг или объема понятий или же параметров деятельности надстройки. Справедливости ради можно сказать, - цели и меры программы выхода из кризиса [12] вполне сопоставимы и реальны. Но это же программа действий всего на один год, а в лучшем случае на два-три.
Поэтому цель достижения к 2020 г. среднего возраста россиян до 75 лет вызывает не ироническую улыбку, даже не недоверие. а просто гомерическое возмущение.
За прошедший век ничего не изменилось. Рабочие не управляют заводами, а крестьяне не обрабатывают землю. Всю Европу и даже Украину газифицировали, но о земляках газовики вспомнили запоздало, а теперь и средств не хватает.
В итоге Россия за 2009 - 1989 = 20 лет плохо физически образовалась.
Измерение менталитета. Устами младенца глаголет истина. Будем считать, что школьники подальше от столиц не потеряли ментальные черты россиян. Для выявления устойчивых закономерностей в распределениях множества ментальных черт была принята табличная модель (табл. 2) из статьи [13]. Но таких конкретных социометрических измерений очень мало. Среди элиты общества вообще не принята любая огласка внутрикорпоративной информации. Государственная статистика снова и снова не на высоте общественных интересов. Независимые СМИ все реже публикуют аналитические статьи.
В такой ситуации явного замалчивания, замены глубокой ретроспективы текущими сведениями о жареных фактах и официальной хроники зарубежных явлений и процессов, все больше повышает уровень панических настроений. Но в низах тишь да гладь, здесь нет никакой паники по поводу не только мирового кризиса, но и кризиса родной деревни.
Консерватизм и явное недоверие сельчан к сообщаемым событиям, как это было столетиями, нужно преодолевать только активной и статистически достоверной информацией.
Эвристический анализ табл. 2 показывает, что менталитет и ментальные черты столь многообразны и широки, что практически невозможно объять необъятное. Поэтому мы под измерением табл. 2 понимаем конкретные социометрические измерения среди школьников.
Неплохо бы, как это выполнили школьники выпускного класса [13], провести социометрические измерения среди других слоев населения страны, прежде всего, среди слоев надстройки общества. Если, например, чиновник и от образования знаний поставят черту «легкомыслие» на шестое место, то становится понятным пробуксовка реформы образования и их оптимизм в консерватизме высшего образования. Зато полнейшая свобода в действиях.
Закономерность оценки ментальности. Примем по табл. 2 рейтинговое место за объясняющую переменную, а вероятность по среднему ранжированию - за показатель. Тогда можно определить характер поведения множества самих экспертов. Иначе говоря, мы узнаем ментальность самих школьников 11 классов данной местности России.
По векторной направленности «лучше → хуже» тренд (рис. 1), то есть основная тенденция, определился уравнением устойчивого закона экспоненциального роста
где Р - вероятность статистической оценки черты характера, средний ранг, і - рейтинговое место данной характеристики среди других отличительных особенностей менталитета.
Очень высокий коэффициент корреляции 0,9782 указывает на добротность процесса ранжирования школьниками. Конечно же, менталитет россиян они выявили через собственное отражение действительности. Отношение разности между фактическими значениями и расчетными по формуле (1) к этой же формуле будет коэффициентом динамичности рангового распределения. Эти разности, как видно рис. 1. относительно малы. Поэтому мнения школьников по своим представлениям о менталитет россиян является устойчивым.
На рис. 2 приведены графики по волновым составляющим к основной тенденции (1).
Биотехническая закономерность поведения школьников при оценке менталитета россиян получает вид уравнения с адаптивным вейвлет-сигналом вида
где A - половина амплитуды колебаний мнений, P - половина периода колебательного возмущения мнений школьников о предпорядке предпочтительности черты характера россиян.
Как видно рис. 2, основное колебание мнений находится во второй части списка черт характера табл. 2. Здесь школьники затруднялись дать ментальным чертам ранги. Поэтому табл. 2 является отражением представлений самих школьников, а не всех россиян о себе.
Первые 15 черт оценены надежнее по сравнению со второй частью. На это, конечно же, повлияла система школьного образования с книжными героями двух веков.
Добротность результатов социометрического исследования школьников 11 класса позволило вывить и другие волновые возмущения мнений (рис. 3).
Элитное образование. Иерархическая структуризация неофициально была давно, но на государственном уровне она пока в основном коснулась только высшего образования. Здесь уместно привести четкое определение сути понимания жизни у М. Веллера: «Идеалист и материалист оба изучают предмет по его отражению в зеркале. Философия - это наука об отражении предметов, говорит, первый. Нет, о предметах в отражении, возражает второй. . Оба имеют дело с системой: я - мир. Динамическое единство» [2, с.11].
Публикации про менталитет чиновников и бизнесменов мы пока не нашли. Они, конечно же, по сути своей жизнедеятельности материалисты. Школьники имеют представление о приоритете свободолюбия, но осознанная необходимость в условиях реального крепостничества сельского населения просуществовала аж 100 лет, с 1861 по 1961 г., когда Н.С. Хрущев разрешил иметь сельчанам паспорта. Но оплата труда по трудодням в колхозах жила еще дольше. Тут поневоле встанешь на путь сквернословия и пьянства, что отмечено было нами в начале введения к данной статье. Это своего рода стиль непротивления жестокой эксплуатации. Без пенсионного обеспечения, введенного не более чем 20-25 лет назад, сельские россияне давно бы вымерли как человеческая популяция.
Стихийное неприятие крепостнического уклада жизни активными и инициативными людьми смолоду заставляло встать на пути выхода из формального менталитета. Но выбора было мало - в криминал или же в социализм с человеческим лицом, из которого можно было попасть в развитой социализм в мегаполисах, а кому повезет - то и в кремлевский коммунизм.
Оптимизм этих слоев общества превратился ныне в легкомысленный капитализм с государственным прикрытием. Элитная часть общества стала сплоченной не по структуре, а по функциям поведения, то есть по понятиям. И по сути ничего с советских времен не изменилось, та же менталь- ность по отношению к законам, которые всегда элитой считалось и считается, что они пишутся для быдла, то есть для регуляции поведения крепостных людей.
Но резко повысилась полярность по многим параметрам внутри российского общества.
Изменились параметры и по значениям. По данным [1], приведенным в табл. 3 и из сайта www.gks.ru, нами получены устойчивые биотехнические закономерности (рис. 4).
В табл. 2 доверие вызывают только данные по численности. Доходы чиновников на порядки превышают доходы россиян, поэтому уровень зарплаты - это просто обман.
Россияне убывают по численности, а чиновники, наоборот, нарастают. Данные 2007 г. скрыты, и наверняка была достигнута доля 1,20. Тогда получается, что в этом году на 60-70 жителей страны приходится один чиновник. Единая Россия предложила создать миллион рабочих мест управдомов. Если они будут чиновниками, то уже в этом году народных слуг станет почти три миллиона человек, т. е. почти 2,5 % от вымирающего населения страны. Тогда один чиновник будет командовать только 40 жителями, включая и грудных младенцев.
В полной мере к представителям надстройки российского общества относятся слова [2, с. 13]: «если ты не сумеешь видеть правду в себе - зеркале, отражающего весь мир, - то как ты можешь рассчитывать увидеть ее вне себя?». Страну представляют чаще всего как столицу.
Корпоративное поведение. Каждое сословие российской элиты имеет свой корпоративный дух. Друг друга понимают с полуслова и, конечно же, всячески помогают друг другу. Это поведение не низов россиян, тем более не русских людей.
Менталитет такого поведения у чиновников понятно из сопоставления графиков на рис. 4. Снова виден «русский крест»: население вымирает, а его слуги размножаются. Такая картина не является даже схемой типа «хищник - жертва», потому что с убыванием численности жертвы численность хищников с лагом запаздывания также убывает. Здесь происходит совершенно другое. Поэтому частые сравнения в печати богатых и властных с волками явно неуместны и биологически некорректны. Многолетнее изучение поведения стай волков в Канаде и СШа показали, что они рачительные хозяева на своей территории.
Они пасут свои жертвы, следя за их численностью и убивая только старых и слабых особей, то есть являются действительно санитарами для травоядных животных.
Чиновничий крест на рис. 4 показывает, что в России, со времен басен Крылова и произведений типа «Кому на Руси жить хорошо?», ничего не изменилось. Поэтому преподавание в школах литературных произведений XIX века чрезвычайно актуально (может быть сменить только антураж быта). Чиновничество и поныне ведет себя как ошалелый волк в овчарне, режущий всех овец подряд, потому что это не свое, а государственное. Добра много и надо больше и поскорее утащить за овчарню, то есть за границу страны. Но вот жаль, всё-то с собой не возьмешь. А свои логова настроили в курортных зонах мира.
Нисколько не изменилась оценка академика В.И. Вернадского, данная им в 1935-1937 гг.: «нравственность руководителей ниже населения».
Противоречия между средним с высшим образованием. В общем целом эта ментальная характеристика В.И. Вернадского относится и к чиновникам от образования ума. Здесь, увы, ноосферой и не пахнет. Приведем только одно фундаментальное противоречие, которое в России привело к буксующим реформам системы образовательной деятельности и давно превратило систему высшего образования в театр абсурда.
Среднее образование имеет единообразие, а высшее - многообразное.
Недостатки школьного образования общеизвестны всему миру. Прежде всего - это классное обучение, которое постепенно в будущем перейдет на Аристотелевское, то есть действительно педагогическое без множества парт.
Вузы нашей страны готовят
более 3000 специализаций. И переход от школы в вуз всегда был шокирующим
стрессом для молодого человека. Только дети элиты, как всегда, были спокойными
и уверенными в себе и своем будущем. Введение ЕГЭ удлинило период выбора
профессии, но элитные вузы стали отбор проводить по всей стране и, оказалось,
лишь для того, чтобы переправить выпускников за рубеж. Ныне хорошо наладился
процесс не утечки мозгов, а осознанной продажи элитных выпускников, то есть
детей тех богатых и властных, богатым же работодателям.
Круг воспроизводства умов в России замкнулся и чиновничья рать быстро стала расти по численности, но уже как инородная на своем же местообитании популяция. Иначе говоря, от своих отцов быстро переняли способы ошалелой переправки добра и кадров за пределы России. Известно, что так же повела себя возрождающаяся промышленная олигархия, и примкнувшая к неё интеллигенция западников, к концу XIX века.
Ленинское определение революционной ситуации, сложившейся после такого поведения своих чужаков, типа «верхи не могут, а низы не хотят», ныне усложнилось и перевернулось. Теперь то, в начале XXI века, верхи хотят, средние не могут, а внизу полностью потеряли не только социально-экономическую, но даже и пространственную, ориентацию. Вот почему основанная масса населения не только не замечает, но и не интересуется, не кричит: эй там, наверху. Разинщина и пугачевщина канули давно в лету.
Революция снизу 1917 г. научила горькому жизненному опыту крестьян, а революция сверху 1989-1993 годов был интересным для деревни спектаклем и не больше. Городские беспокоились, но рабочему классу еще с 1975 г. раздали клочки пригородных земель, и они из революционной основы (пролетариев) превратились в тех же сельских, но наезжающих временами на свои клочки в четыре сотки, жителей.
Придется снова ждать коренных реформ сверху. Ведь новый 24-й цикл солнечной активности уже начинается - как бы не проспать аж до 2020 г.
Состояние высшего образования. В России вот уже более 25 лет бесполезно борются друг с другом две образовательные системы - инженерная (причем слово «инженер» давно получило негативный, вместо понятия творческого, изобретательского и созидательного, смысл) и многоуровневая. Но структурно-функциональный анализ [6, 7] показал, что явные преимущества имеет совместное рассмотрение непрерывного воспитания (с максимумом интенсивности фундаментального воспитания в возрасте до двухлетнего возраста) и многоуровневого образования в школах и вузах.
Таким образом, этапы многоуровневого образования определяются возрастной структурой организации жизнедеятельности общества.
Трудные этапы оценки качества образования. Наиболее трудные и затратные периоды для выполнения проекта "Измерение качества образования" показаны табл. 4.
Как видно из данных табл. 4, наиболее сложной для молодого человека является переход из школы в вуз. Оба этих этапа показаны на результатах работы приемной комиссии применением методов идентификации устойчивых законов распределения [8] в социологических исследованиях [9].
Заключение. Гениальные профессионалы - вот основа высшего образования [16].
А для этого нужно научить еще со школы изобретательскому мастерству, техническому творчеству, экологическому отношению к природе. Вот уже несколько лет страна выпускает агрономов и животноводов, экономистов и юристов, технологов и механиков, которые с детства видели только разоренные деревни и пустые корпуса заводов. Тем самым они учились знаниям в школах - как это всё не надо делать. Только дети элиты научились совершенно другому, понимая под свободолюбием неограниченные возможности обогащения и роскошной на мировом уровне жизни.
Эпилог. После завершения этой статьи появилась публикация [17].
В ней приводится резолюция совета ректоров о том, что нужно приостановить не только административную реформу, но и реформу высшего образования, оказывается, дабы не вызвать социальное напряжение в обществе. Таким образом, российская элита снова заботится о низах и беспокоится о своей судьбе, боится революции снизу. Но она снова побеждает, причем творит себе дорогу и смело может идти по популяционной динамике биотехнической закономерности
N ч = 1,1049 exp(0,0012766t244289 )
И ей нипочем, 24-й цикл солнечной активности снова будет не использован во благо низов российского общества, а элита живет не по биотехническим законам, а по законам «понятий». Поэтому уже появляются прогнозные сомнения в том, что население России не сможет приготовится и к началу 25-го цикла солнечной активности, то есть не сможет построить инновационную экономику к 2020 г, а сельские мужики не станут в среднем к этому сроку жить аж до 75 лет.
Неужели придут времена хазарского каганата? А как тогда 72-летние циклы эволюции России по табл. 1? Неужели прав был А.С. Пушкин, дав прогнозы для России до 2500 года и наделив конец прошлого и начало этого века нехорошими для России признаками? Неужели увеличение сроков полномочий депутатов и президента есть первый признак осуществления прогнозов российского пророка о судьбе России и Европы?
Снова проявляются истинные ментальные черты русского народа: его сомнительность во всем, пока не пощупает руками; и всегда учится не на чужих ошибках, а только на своих; всегда борется за что-то и с чем-то (в 2008 году боролись за урожай зерновых, но 20 миллионов тонн из 100 так и не довезли до амбаров). Увы, прошли времена, все эти инициативы в руках элиты и теперь она возмущается резкими колебательными действиями в незамкнутых на Россию циклах производства и потребления, в идеалистических для низов возможностях.
«Нетрудно заметить, что пейзажи, которыми любуется неизвестный автор, - в основном равнинные. Именно с этим «равнинным» ландшафтом связывает философ Е. Трубецкой основные черты характера русского человека: ровность, спокойствие, невозмутимость, неторопливость, обстоятельность. Ему вторит и Лев Гумилев: «Национальность человека определяет внутренний ритм его жизни. Ритм жизни человека находится в прямой зависимости от вибраций той местности, откуда произошли его предки».
Оба философа, говоря о местоположении России одновременно в Европе и Азии, именно этим объясняли двойственность натуры русских: лучшие качества в определенных обстоятельствах превращаются в прямо противоположные» [4].
Но что точно прогнозируется - революции снизу не будет. Российская элита может устанавливать любые моратории на прогресс, а иногда показывать кипучую деятельность во благо вымирающего населения.
Совестливость у некоторых особей из элиты есть, всё же 25-е место по данным табл. 2.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Больше и жаднее. Так кризис действует на количество и «качество» чиновников // Аргументы и факты. - № 6. - 2009. - С.4-5.
2. Веллер, М. Всё о жизни. Всё о том, как устроена эта жизнь и этот мир ... / М. Веллер. - М.: АСТ, 2006. - 752 с.
3. Волынкина, В.М. Влияние географических факторов на менталитет русской нации / В. М. Волынкина // Социол. исслед. - 2007. - № 10. - С.11.
4. Горшкова, Н. Д. Русский менталитет /Н. Д. Горшкова // Социол. исслед. - 2006. - № 8. - С. 38-40.
5. Кричевский, Г. Газированной экономике - не очень высшую школу / Г. Кричевский // Независимая газета. - 2009. - 20 февраля. - С.3.
6. Мазуркин, П.М. Трудности многоуровневого высшего образования / П.М. Мазуркин // Современные проблемы науки и образования. - 2008. - № 6. - С.84-95.
7. Мазуркин, П. М. Возможности многоуровневого высшего образования / П.М. Мазуркин // Современные проблемы науки и образования. - 2009. - № 2. - С.54-62.
8. Мазуркин, П.М. Статистическое моделирование конкурса заявлений абитуриентов / П. М. Мазуркин // Депонированные работы. НИИВШ № 231-2001. 29.011.2001г.
9. Мазуркин, П.М. Статистическая социология / П.М. Мазуркин: Учебное пособие. - Йошкар- Ола: МарГТУ, 2006. - 184 с.
10. Никитина, В. Виктор Садовничий. Их нужно заразить / В. Садовничий // Аргументы и факты. - № 13. - 2009. - С.3.
11. Откровения пророков о мировом кризисе и судьбе страны // Жизнь. - 2009. - 18-24 февраля.
12. Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации // Аргументы и факты. - № 13. - 2009. - С.4-6.
13. Свирина, И. Менталитет русского народа:/ И. Свирина, Т. Митина // [email protected]. - Новосибирск: НОУ "Сибирь" (секция философии), 2002.
14. Чинакова, Л.И. К вопросу о менталитете русского народа./ Л.И. Чинакова // Социол. исслед. - 2000. - № 2. - С. 38-40.
15. Шулындин, Б.П. Российский менталитет в сценариях перемен / Б.П. Шулиндин // Социол. исслед. - 1999. - № 12. - С. 50.
16. Щёголев, И. Гениальные профессионалы - главный ресурс России / И. Щёголев // Аргументы и факты. - № 11. - 2009. - С.13.
17. Лемуткина, М. Заклание священной коровы / М. Лемуткина // Московский комсомолец. - 2009. - 1-8 апреля.
Библиографическая ссылка
Мазуркин П. М. МЕНТАЛИТЕТ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2009. – № 6. – С. 30-39;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=26467 (дата обращения: 23.11.2024).